Вестник ПСТГУ
Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 36. С. 131-150 БОТ: 10.15382Мш^201936.131-150
Даянов Рафаэль Маратович, архитектор-реставратор высшей категории, директор ООО «Архитектурное бюро "Литейная часть-91"», ст. преподаватель кафедры архитектуры Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Российская Федерация, 199034, г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 17 га1_<Зауапоу@таП. га ОИСГО:
Залманзон Анна Михайловна, науч. сотрудник ООО «Балтийская реставрационная коллегия» Российская Федерация, 190021, г. Санкт-Петербург Набережная канала Грибоедова, 130-а-207 [email protected] ОИСГО:
Исторические иконостасы церкви Рождества Христова на Песках
Р. М. Даянов, А. М. Залманзон
Аннотация: Статья посвящена истории воссоздаваемой ныне церкви Рождества Христова на Песках в Санкт-Петербурге и в первую очередь ее иконостасов. Храм построен в 1798 г. на месте прежнего обветшавшего строения по проекту архитектора Петра Егорова и неоднократно подвергался ремонту и перестройке. Приведена подробная история создания первоначальных иконостасов на основании чертежей и других документов, многие из которых выявлены впервые, реконструирован их внешний вид и уточнены датировки. Достоверно установлено авторство первоначального главного иконостаса храма, выполненного по проекту архитектора И. Е. Старова. Особый интерес представляет переписка 1790 г., связанная с торгами за право сооружения иконостаса, в частности требования к нему в «обязательстве» мастера Петра Макарова. Приведены подробное историко-искусствоведческое описание, данные о затратах на строительство, сюжеты и история создания икон, сравниваются иконостасы приделов храма, их стилистические особенности, а также описание ремонта иконостаса, осуществленного в 1851 г. под руководством архитекторов А. И. Швецова и В. Ф. Небольсина. В том же году был устроен новый иконостас по эскизу академика Ф. Г. Солнцева, а старые разобраны. Авторы полагают, что представленные на сохранившихся чертежах иконостасы Старова и Егорова больше соответствовали архитектурному стилю храма, чем известный по фотографиям иконостас Солнцева.
Ключевые слова: церковная архитектура, иконостасы, архитекторы П. Егоров, И. Е. Старов, Ф. Г. Солнцев, церковь Рождества Христова на Песках, иконы, символика.
Накануне праздника Рождества Христова 2019 г. завершилось возведение куполов утраченного в 1934 г. и воссоздаваемого в настоящее время по проекту одного из авторов статьи храма Рождества Христова на Песках в Санкт-Петербурге. В ходе проектирования воссоздания храма нами были предприняты дополнительные историко-архивные поиски, которые привели к интересным результатам. В связи с этим представляется существенным посвятить настоящую публикацию истории одного из лучших классицистических храмов северной столицы и, прежде всего, его иконостасов: их воссоздание представляло собой особую трудность в ходе проектирования интерьеров.
Первый деревянный пятиглавый храм для петербургских строителей (служащих Конторы /Канцелярии/ строения домов и садов) был сооружен в Песках в 1752—1753 гг. К концу 1770-х гг. обветшавшая церковь с главным приделом Рождества Христова и приделом Всех Святых уже не вмещала возросшее число прихожан и требовала серьезного ремонта1. 6 июля 1779 г. «заархитектору» Петру Егорову было поручено осмотреть старую деревянную церковь и представить смету на ее ремонт. Одновременно Петру Егорову было дано указание составить проект и смету для строительства новой, каменной, церкви2. «План с профилью и фасады» церкви были сделаны Егоровым «к 30 августа 1779 года»3.
Обширная каменная церковь была построена в стиле классицизма. Композиция Рождественской церкви напоминала композицию строившегося в те же годы (1776-1790) по проекту И. Е. Старова Свято-Троицкого собора Александро-Невского монастыря, которое осуществляла Контора строений Ее Императорского Величества домов и садов. Закладка нового храма состоялась 18 сентября 1781 г. Строителем был сам автор проекта. Освящение южного придела во имя Всех Святых произошло 6 ноября 1787 г., северного придела Рождества Богородицы — 8 сентября 1788 г. Главный придел освящен 8 сентября 1798 г.
22 января 1849 г. был Высочайше утвержден проект ремонта храма архитекторов А. И. Швецова и В. Ф. Небольсина4. В 1850-1851 гг. под наблюдением архитектора Я. В. Ветлужского были осуществлены работы в соответствии с проектом. Приделы из боковых нефов в середине храма были перенесены к алтарной части, где ранее находились ризница и пономарка. Каменные перегородки боковых алтарей были сломаны, и за счет боковых приделов увеличено пространство храма.
В 1884-1885 гг., в связи с юбилеем церкви, арх. И. П. Ропет составил проекты пристроек: по сторонам церковной апсиды — каменных ризниц, с запада — притвора, а также капитального ремонта здания. Тогда же были частично переоформлены фасады храма. В 1898 г., к столетию освящения главного придела,
1 Церковь Рождества Христова на Песках // Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1878. Вып. 5. С. 347. См. также: Сорокин П. Е., Александр Бер-таш, свящ., Андреева О. В., Бельский С. В. , Михайлова С. Р., Семенов С. А., Соболев В. Ю. Историко-археологическое изучение утраченных храмов Санкт-Петербурга // Археологическое наследие Санкт-Петербурга. Вып. 3. СПб., 2009. С. 3-129. Выражаем признательность прот. Александру Берташу за участие в подготовке данной статьи к публикации и за дополнения к ней.
2 Кузнецов Ф. Д., Кузнецова-Рыцк Э. Ф. Архитектор Петр Егоров. Чебоксары, 1964. С. 71.
3 Там же. С. 72.
4 РГИА. Ф. 797. Оп. 19. Д. 43595.
интерьер храма был реставрирован стараниями церковного старосты — купца А. Н. Никонова.
В первоначальном храме в центральном нефе располагался большой главный иконостас, в центральной части северного и южного нефов, в левом приделе в честь Рождества Богородицы и в правом в приделе во имя Всех Святых — два малых боковых. Проекты двух иконостасов Рождественской церкви были обнаружены в фондах Государственного музея истории Санкт-Петербурга авторами монографии об архитекторе П. Егорове5. В музее хранятся и чертежи иконостасов (ил. 1, 2). Они не подписаны. Сверху на обоих имеется поздняя надпись «Иконостас церкви Рождества Христова на Песках», которая принадлежит, вероятно, архивисту. Предположительное авторство архитектора Петра Егорова устанавливается исследователями на основании стилистического анализа графики архитектора6.
На чертеже главного иконостаса, расположенного между столбами центрального нефа, изображен иконостас, имеющий в плане полукруглую форму. Он оформлен коринфскими колоннами с каннелюрами. Карниз иконостаса с «сухариками». На высоком аттике с иконами, по сторонам которого расположены волюты, поставлены вазы и фигуры ангелов, поддерживающих венок, в
____!_!_!_1_а_. - —■
Ил. 1. Архитектор И.Е. Старов. Иконостас главного придела церкви Рождества Христова на Песках//ГМИ Санкт-Петербурга. № I-168516
5 Кузнецов Ф. Д., Кузнецова-Рыцк Э. Ф. Указ. соч.
6 Там же. С. 73.
Ил. 2. Архитектор П. Егоров (?) Иконостас придела Рождества Богородицы церкви Рождества Христова на Песках// ГМИ Санкт-Петербурга. № I-168515
центре которого — Распятие. На карнизе установлены вазы и скульптурные изображения святых. На царских вратах в медальонах — вверху две иконы с сюжетом Благовещения, в четырех нижних — Евангелисты. По обе стороны царских врат — Богоматерь и Христос. По сторонам от этих икон — изображения Архангелов. В двух верхних рядах — праздники (сюжеты не определены).
Малый иконостас на чертеже декорирован канелированными и гладкими ионическими пилястрами. На царских вратах — скульптурные фигуры ангелов, поддерживающие овальные медальоны-иконы. Фриз центральной части украшен во люто образным орнаментом. Она завершена полукруглым фронтоном с карнизом с «сухариками», в тимпане — икона «Тайная Вечеря». Над фронтоном помещено изображение Святого Духа, которое поддерживают фигуры ангелов. На пьедесталах под царскими вратами и иконами — гирлянды. На гладком аттике установлены вазы. В полях для икон надписи, обозначающие сюжеты. В центральных медальонах находились иконы Богоматери и Спасителя. Справа от Христа — Введение во храм Богородицы (вверху) и Рождество Богоматери (внизу). На царских вратах — в верхней паре икон — сюжет Благовещения, в нижней паре — Евангелисты. Фронтон в верхней части лучковой формы, с сюжетом Тайной Вечери. В венчающем киоте — Господь Саваоф. Слева от иконы Богоматери — пророки Моисей (вверху) и Аарон (внизу). Надписи на иконах в крайних медальонах прочитать не удалось из-за плохой сохранности чертежа.
Два листа чертежей выполнены в различной манере. Главный иконостас представлен в однотонной графике, иконы прорисованы. Иконостас придела раскрашен, в полях икон расположены надписи сюжетов, изображения отсутствуют. Имеются и стилистические различия. Оформление главного иконостаса: характер ордера, трактовка скульптур и прямоугольная форма рам делают его более строгим, по сравнению с иконостасом придела, насыщенным растительным орнаментом и увенчанным лучковым фронтоном, с овальными рамами икон и фигурами ангелов, разрезающими поле пилястр. Можно сказать, что главный иконостас представляет собой более «передовое» для своего времени классицистическое направление, тогда как иконостас придела с чертами барокко выглядит для времени постройки архаично. Сопоставление чертежей иконостасов с архивными документами позволило объяснить эту разницу, а также восстановить историю их устройства.
Строительство главного иконостаса было начато в 1786 г. по проекту, составленному к 1785 г. 25 сентября 1785 г. было подписано подрядное обязательство на строительство иконостаса с плотником Федором Опорчиным7. В иконостас предполагалось вставить вновь написанные иконы. 19 марта 1786 г. Петр Егоров докладывал в Контору домов и садов «в новопостроенную в Рождественских ведомства сей конторы слободах каменную церковь образные щиты в готовности имеются, на которых и долженствует заблаговременно писать образа»8.
На представленный рапорт Егорова 25 апреля 1786 г. Контора домов и садов постановила: «...в означенную церковь иконостас, как надлежит противу рисунку, сделать обязался охтинский плотник Федот Опорчин, сего года майя в 1-м числе определили: как означенный асессор Егоров представляет, что образные щиты уже в готовности, и для оного господину надворному советнику и архитектору Старову с указом велеть, чтобы он состоящим в ведении его живописного художества мастерам: коллежскому асессору Ивану Бельскому и Федору Данилову, чтобы под присмотром сих имеющимся в команде у них живописцами на показанных щитах образа, какие пристойно в оной церкви подобны, написаны были в непродолжительном времени, о чем для ведома именованному господину асессору Егорову дать указ»9.
Как авторы икон у В. В. Антонова и А. В. Кобака упомянуты также А. П. Антропов и И. М. Тонков, как резчик — И. Ф. Дункер10. На документе имеется приписка о том, что 29 апреля 1786 г. указы о строительстве иконостаса были даны архитектору Старову и «заархитектору» Егорову.
В июле 1786 г. иконостас был в значительной части готов. 31 июля Егоров докладывал в Контору домов и садов: «.обязавшийся в оной конторе охтинских слобод плотником Федором Опорчиным в выстроенную в Рождественских слободах каменную церковь как иконостас, так и переплет с дверными полотнами, все почти исправно, который Опорчин испросил впредь до расчету для расплаты с работными людьми выдачи денег восьмисот рублей, а он, Опорчин, обязан
7 РГИА. Ф. 467. Оп. 4. Д. 684. Л. 113.
8 Там же. Л. 94.
9 Там же. Л. 113.
10 Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. СПб., 2010. С. 120.
исправить 1785 года сентября 25-го иконостас противу рисунку из собственного соснового лесу с подготовкою на оном под резьбу липы и со щитами за триста рублей общего»11.
Однако к 1788 г. главный иконостас построен не был. Из рапорта П. Егорова известно, что «оным Опорчиным в показанную церковь иконостас хотя и сделан, но однако на оном местами подготовки под резьбу недотесано, да и оного иконостаса на место еще и не поставлено»12. Поэтому Егоров предлагал: «.его, Опорчина и по доскам и по дереву подготовки и постановлению на место иконостаса понудить, или на счет его оное исправить и поставить»13. Принудить подрядчика к работам Конторе не удалось, и даже в 1791 г. Егорову пришлось признать, что работ Опорчина «по постановлению быть и подготовки под резьбу сделал ли, неизвестно»14.
12 мая 1789 г. архитектор Петр Егоров умер. К возобновлению сооружения иконостаса приступили в 1790 г. Дальнейшими работами по завершению отделки Рождественского храма руководил «заархитектор» Блохин. Наблюдение за строительством главного иконостаса по-прежнему вел архитектор И. Е. Старов. В этом году И. Е. Старов представил в Контору по строительству домов и садов проект иконостаса, утвержденный митрополитом Гавриилом (Петровым): «1790 года января 17 дня по указу ея Императорского Величества конторы строения ея Императорского Величества домов и садов, слушав дела о иконостасе, исправлением неоконченном, в построенную вновь каменную церковь Рождества Иисуса Христова, которому г-н надворный советник архитектор и кавалер Старов представил план с объяснением что оный его высокопреосвященством Гавриилом митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским разсматри-ван, по которому исправить изволил, посему контора к нему, г-ну Старову, указом предписала, чтобы он мастерам оного, что следует, приказал сделать смет, сколько надобно каких материалов и работных людей потребно, в контору рапортовать. А между тем о исправлении оного иконостаса во всем по описании и рисунку надлежит подсказанием мастеров и архитектора из всех подряд, что оных материалов их столярами, и со всем в готовности привесть»15.
В январе 1790 г. состоялись торги на право построить иконостас по проекту И. Е. Старова. Торги выиграл мастер Петр Макаров, уступив половину от первоначальной цены16. «В 1-му числу непременно созваны были исправлявшие по ведомству конторы столярные мастера, коим дано было три торги, коими последняя цена от первопросимых пятисот рублей составила. За цеховым мастером Петром Макаровым двести пятьдесят рублей, менее которой оной Макаров не взялся, а прочие большие с ним от торгу отказались. По сделанной смете на оной иконостас на столярную одну работу требуется досок сосновых липовых, клею и гнезда на сто тридцать семь рублей шестьдесят копеек. За столяров воль-
11 РГИА. Ф. 467. Оп. 4. Д. 684. Л. 94.
12 Там же. Л. 171.
13 Там же.
14 Там же..
15 Там же. Л. 155.
16 Там же. Л. 155-156.
ных надлежит начесть двенадцать человек, полагая по цене каждому в день по шестнадцати копеек, и всем триста рублей. Итого на сделанную работу выходит, окроме сделанных позолот и кузнечных поковок, четыреста тридцать семь рублей пятьдесят копеек. Противу чего состоявшаяся за Макаровым сим цена дешевле на 187 рублей 60 коп. Казенными же столярами за исправлением, или как во дворцах Зимнем и Летнем, так и в протчих казенных домах, нужнейшие работы будет около иконостаса некогда, и для того определили, как его высокопреосвященство, разсмотрев учиненной иконостасу план, по оному исправлять позволил. За исправление которого состоявшихся за Макаровым старая цена противу сметы дешевле, в разсуждении чего, и дабы не упустить удобного к тому времени реченного цехового мастера Макарова ко исправлению и постановлению иконостаса из его материалов, во всем подчиненному плану»17.
В январе Петр Макаров подписал обязательство на построение иконостаса. В документе приводится подробное описание работ, по которому можно частично судить об архитектуре иконостаса.
«1790 года января... дня. В силу учиненного в оной сего генваря 17 числа определения взято сие обязательство с вольного цехового мастера Петра Макарова в том, что ему надлежит исправить вновь построенной каменной церкви Рождества Иисуса Христова, имеющей неисправленный по окончании деревянный иконостас, состоящий в четырех колоннах и двух полуколоннах на прямой линии в полуциркуле, как ныне. есть все с бережливостью разобрать и сделать по вновь сделанному чертежу плана и фасада, овалом.
1. Поставить из имеющихся прежних иконостаса готовые четыре колонны с капителями и базами и приделать для оных под базы плинтов и сделать на них канделябры, а к двум полуколоннам с приделов вновь цельно с канделябрами и базами и капителями из липы.
2. Сделать архитрава фриз и карниз из соснового сухого чистого лесу с подготовкою под резьбу из липы и карниз с модульонами в овале полуциркулем по данным шаблонам.
3. Сделать над южными и северными дверями между колоннами импосты с подготовкой под резьбу из липы.
4. Сделать южные и северные двери из чистого сухого соснового лесу гладкие с наконечниками с наличниками и с плинтами с подготовкою под резьбу из липы.
5. Сделать царские двери из чистого сухого соснового лесу с подготовкою под резьбу из липы, как значится в чертеже.
6. Сделать для местных малых образов, сколько значит по чертежу, из сухой чистой ольхи щит со иконными по ним рамками сделать под резьбу, а под местные образа сделать панель под резьбу.
7. Сверх колонн над прямым полуциркульным карнизом сделать фронтон в полуциркуле по круглому плану с карнизом, с подготовкою под резьбу, над карнизом сделать антику по рисунку по круглому плану с боков и циркуль.
8. А вовнутри алтаря всея иконостас, где потребно, обшить дешевыми досками гладко.
17 РГИА. Ф. 467. Оп. 4. Д. 684. Л. 155.
9. Сделать для шести образов рамы противу прежнего сделанных под резьбу из липы, как под них, так и под прежде сделанные, сделать панели из сухого чистого соснового лесу под резьбу. Под филенчатые двери сосновые с постановкою. Около престола и жертвенника сделать пяльцы под холст. Престол и жертвенник сделать из сухого чистого дуба.
10. Для всего вышеписанного иконостаса украшение поправить шаблоны по рисункам столярам самим без малейшей ошибки, и всей вышеписанный иконостас поставить в точности плана и фасада, со украшением разными железными для оного касавшими штуками, всем по показанным на место самое чистое и прочное работы своими работными людьми, из всех своих собственных материалов, и тому касавших инструментов. Ценою ему, Макарову, заплатить по исправлении всего оного двести пятьдесят рублей, и ежели он, Макаров, не исправит или хотя исправит, да не так, как надлежит по рисунку и описанием, в таком случае на щет его исправлено будет, и от того всех прилежащих казне убытков взыскать с него, Макарова, оно же иконостаса ему, Макарову, по сему договору совсем в окончание привесть сего года майя в 1-м числу непременно, и сему обязательству в исправлении всего вышеписанного вместо означенного цехового мастера Петра Макарова, по его прошению, города Петрозаводского крестьянин Александра Ларионов руку приложил»18.
Таким образом, речь идет о русском низком иконостасе с ордерным оформлением, архитектоникой и элементами, характерными для классицизма, гладкими боковыми вратами, арочным завершением, скульптурной композицией в завершении («антиком»). Такое описание сопоставимо с известным чертежом из фондов ГМИ СПб.
К началу марта 1790 г. новый иконостас был наполовину выстроен: «1790 года марта 9-го дня, по указу ея Императорского Величества конторы строений ея Императорского Величества домов и садов, по доношении вольного цехового столярного дела мастера Петра Макарова. прописываю: по обязательствам его в оной конторе в вновь построенную каменную церковь Рождества Христова неисправленные, к окончании деревянного иконостаса им, Макаровым, более половины исправлено. Просит, дабы Контора благоволила для докончания другой половины иконостаса на отпуску материалов и на закупку за ту исправленную половину столярам в договорную сумму выдать ему, Макарову, ныне половинное число денег на выданную из заархитектору Блохину справку»19.
К июлю 1791 г. новый иконостас был устроен, но еще не украшен. 16 июля 1791 г. в Контору домов и садов поступил рапорт с отчетом о закупленных для работы материалах. В ряду перечисленных работ значится золочение иконоста-са20. Для крепления резных фигур к иконостасу были закуплены 50 железных винтов21. В 1792 г. оформление иконостаса все еще не было завершено. Не были дописаны образа «на северных и южных дверях архистратига Михаил и Гав-
18 РГИА. Ф. 467. Оп. 4. Д. 684. Л. 159-160.
19 Там же. Л. 155.
20 Там же. Д. 685. Л. 9.
21 Там же. Д. 684. Л. 161.
риил и храмовый образ Рождества Иисус Христа в линию с иконостасом не окончены»22.
В 1787—1789 гг. были установлены иконостасы в боковых приделах. Известно, что в придел Всех Святых был перенесен иконостас из придела старой деревянной Рождественской церкви (1766 г.)23. 26 августа 1787 г. Егоров докладывал в Контору домов и садов: «в Рождественскую ведомства сей конторы вновь выстроенной каменной Рождества Иисуса Христа церковь совсем в готовности, в которую для придела надлежит, и старой деревянной церкви из придела Всех Святых иконостас перенесть, также колокола сняв перевесить»24. В иконостас придела были вставлены иконы, вынутые из «ветхого иконостаса Рождества Христова», то есть из иконостаса деревянного храма слободы. Это были образа Христа Спасителя, Божией Матери, Рождества Спасителя, праведных Захарии и Елисаветы25, покровительницы императрицы. На всех иконах были «венцы серебряные, вызолоченные. У Богоматери подбородок вынизан жемчугом и простыми камнями»26.
Для придела Рождества Богородицы был составлен проект. В иконостасе использованы иконы из деревянной Рождественской церкви, которые и определили его архитектуру. По сохранившейся описи икон иконостаса деревянной церкви Рождества устанавливается, что в придельный иконостас были перенесены иконы в круглых медальонах, надвратный образ Тайной вечери, над которым помещено изображение Саваофа («сидящий на престоле во славе»)27. Именно эти формы и сюжеты икон повторены в иконостасе придела Рождества Богородицы из ГМИ СПб.
В апреле 1789 г. был выбран подрядчик для строительства иконостаса в боковом приделе Рождества Богородицы. Мастер Иван Гурдин брался изготовить иконостас за 130 руб. и заготовить материалы для золочения и «раскраски» иконостаса на 160 руб. Работы по резке и написанию икон не входили в этот счет и предполагались в дальнейшем: «1789 года апреля 25 го дня по указу Ее Императорского Величества конторы строения Императорского Величества домов и садов, по рапортам находящегося при церкви Рождества Христова смотрителя мастера Григорьева, 27 и 28 числа прошедшего марта, коими прописывает: во вновь же назначенном при оной церкви приделе Рождества Пресв. Богородицы исправлению иконостаса приставлен Иван Гурдин, который за сделание оного из всех своих материалов с подзаготовкою под резьбу, а также во оном престола и жертвенника из дуба, последнюю ценою просили сто тридцать рублей. На вызолочение оного потребно золота и прочих им подготовленных материалов на сто шестьдесят рублей, на доски бумажные, с подготовкою и раскраскою по иконостасу внутри и снаружи, колеров восемьдесят рублей, и за все исправление
22 РГИА. Ф. 467. Оп.4. Д. 684. Л. 187.
23 Придел Всех Святых в деревянной церкви был устроен в 1766 г., поэтому иконостас должен был быть еще крепким.
24 РГИА. Ф. 467. Оп. 4. Д. 684. Л. 120.
25 Справа от Царских врат по канону расположена икона благословляющего Спасителя с Писанием. Слева — икона Богородицы.
26 РГИА. Ф. 467. Оп. 4. Д. 684. Л. 139-149 об.
27 Там же. Л. 30-31.
следовать будет из оплаты триста шестьдесят рублей. А написание оных икон исправление резьбы до оного, что принадлежит будет от сей конторы учинить, повеление»28.
Так как архитектура бокового иконостаса для новой каменной церкви учитывала форму и размеры переносимых из деревянной церкви икон, можно предположить, что придельный иконостас Всех Святых, полностью перенесенный из предшествующей церкви, мог быть близок по архитектуре иконостасу придела Рождества Богородицы.
По описанию храма 1808 г. прослеживаются некоторые особенности архитектуры иконостасов и наименования икон29. Алтарь главного придела вызолочен, «с шестью под лазурь подведенными колоннами»30. Центральные образа — Спасителя, «над ним уверения Фомы», и Богоматери, «над оным образ Покрова»31. При этих образах были бронзовые лампады. Царские врата «резные с позолотою, в коих четырех овальные Евангелиста писаные на меди. Образ Благовещения такой же»32. На северных вратах — образ Архангела Гавриила, над ним — образ пророка Захарии. На южных дверях изображен Архангел Михаил, «над оным образ чуда того же Архангела»33.
Композиционное расположение икон в описании иконостаса полностью совпадает с изображением на чертеже иконостаса из фондов ГМИ СПб. Автором проекта бокового иконостаса, вероятно, был архитектор П. Егоров, руководивший строительством храма. Архитектура иконостаса с чертами барокко, стилистически более архаичная по сравнению со строгим решением главного иконостаса, сопоставима с иконостасом церкви св. Екатерины в Пернау (Пяр-ну), выполненным по проекту Егорова (ил. 3).
Иконостас придела Всех Святых был «вызолоченный, в коем ризы живописные»34. В центре помещались образ Богоматери (слева) и храмовый образ — Всех Святых (справа). В царских вратах образ Благовещения и четыре Евангелиста.
На северных дверях изображена аллегория Веры, держащая в правой руке чашу, в левой руке — крест. В иконостасе имелись еще шесть икон (описания сюжетов отсутствуют). Из более раннего описания известно, что среди них были образа Рождества Спасителя, пророков Захарии и Елисаветы.
Состав икон придела Рождества Богородицы уточняется при сопоставлении описания с изображением иконостаса из ГМИ СПб. В овальных медальонах, поддерживаемых вызолоченными фигурами ангелов, — образа Спасителя (слева) и Богоматери (справа). Справа от царских врат — храмовый образ Рождества Богородицы «в серебряной ризе с позолоченными венцами». Царские врата — резные с позолотою, с живописными образами Благовещения в верхней части и четырех Евангелистов — в нижней части. На северных вратах изображен пророк Аарон. В описании говорится, что кроме перечисленных в иконостасе помеще-
28 РГИА. Ф. 467. Оп. 4. Д. 684. Л. 137.
29 ЦГИА СПб. Ф. 41. Оп. 1. Д. 113.
30 Там же. Л. 2 об.
31 Там же.
32 Там же. Л. 2.
33 Там же. Л. 2 об.
34 Там же. Л. 3.
Илл. 3. Архитектор П. Егоров. Иконостас церкви св. Екатерины в Пярну. Современная фотография
ны еще шесть живописных образов. Их сюжеты уточняются по изображению из ГМИ СПб: над пророком Аароном расположен образ пророка Моисея, а над Рождеством Богородицы — Введения во храм. Над царскими вратами в лучковом фронтоне — Тайная Вечеря, в верхнем круглом медальоне, поддерживаемом ангелами, — Господь Саваоф.
Таким образом, по результатам сопоставления изображений с письменными источниками, можно утверждать, что на известных чертежах представлены иконостасы церкви по проекту И. Е. Старова (первоначальный иконостас главного придела) и, предположительно, П. Егорова (боковой). Известные описания иконостаса подтверждают, что его облик был близок известному чертежу из Музея истории Петербурга. Иконостас в плане имел центральную часть в форме полукруга, был оформлен ордерными колоннами. Боковые полотна с фигурами Архангелов служили северными и южными вратами. Иконостас был вызолочен и украшен резными фигурами. В 1786 г. строительство иконостаса было начато под наблюдением П. Егорова и И. Е. Старова по разработанному последним проекту, но подрядчик плотник Федор Опорчин не справился с работой. В 1790 г. завершение недостроенного иконостаса поручили вольному цеховой столярного дела мастеру Петру Макарову, который построил иконостас, разобрав недостроенный первоначальный иконостас и использовав его части для другого иконостаса, выполненного по исправленному и обновленному проекту архитектора Старова.
Иконостас центрального придела восходит к типу русских низких иконостасов XVIII — нач. XIX в. и имеет аналоги в сохранившихся иконостасах того времени, в частности в других храмах, построенных по проектам И. Е. Старо-
ва, и материалах иконографии (ил. 4-6). Для этого типа характерны отступление от традиционного выстраивания икон в метрические горизонтальные ряды, использование коринфского ордера, повышенная центральная часть, увенчанная киотом, часто ротондальная форма всего иконостаса или его центральной части.
Ил. 4. Архитектор И. Е. Старов. Село Никольское Рузского уезда. Иконостас церкви //Грабарь И.Э. История русского искусства. СПб., 1912
И. Е. Путятин связал такой тип иконостаса с представлениями об устройстве раннехристианских храмов35, считавшихся в эпоху классицизма идеалом. И. Дмитревский в одном из первых русских трудов по литургике (1804 г.) считал, что такая композиция алтаря восходит к базилике Воскресения, построенной в Иерусалиме императором Константином Великим. Автор цитирует "Жизнь
35 Путятин И. Е. «Низкие» иконостасы эпохи классицизма: содержание архитектурной формы и проблемы восстановления // Реликвия. 2004. №1 (4). С. 16-23.
Илл. 5. Иконостас Троицкого собора Александро-Невской лавры. Архитектор И. Е. Старoв
Константина Великого" Евсевия Кесарийского: "...сделано всего полукружия оглавление, до самого свода храма распростертое. Оно вокруг обставлено было двенадцатью столбами, равночисленно апостолам Спасителя. Верхи их украшены сделанными из сребра чашами, которые Император, как изящнейшее Богу возложение, особенно посвятил»36. Обобщая сведения о внешнем виде и символике низких иконостасов, И. Е. Путятин пишет: «Все известные иконостасы такого типа выполнены в коринфском ордере, который в архитектурной теории Нового Времени едва ли не большинством авторов считался самым древним. Причем его происхождение связывалось с богооткровенными архитектурными формами храма Соломона, а также последнего Иерусалимского храма, в стенах которого проповедовал Спаситель и апостолы. В то же время было отчетливое осознание, что классическая ордерная система, будучи частью наследия Античности, являлась архитектурным оформлением раннехристианских и даже ран-невизантийских... храмов. При этом колонна. иконографически еще во второй половине XVII века стала почитаться как орудие Страстей Христовых и в этом смысле сближалась с Крестом. В связи с этим само наличие колонн большого ордера как основного организующего художественного элемента иконостасов в представлении их создателей имело многоуровневую символику, питавшуюся, несомненно, богословской мыслью»37.
В 1850—1851 гг. был произведен ремонт храма по проекту архитекторов А. И. Швецова и В. Ф. Небольсина. В соответствии с проектом боковые приделы были перенесены в восточную часть, в помещения по сторонам от главного алтаря: в правое помещение — алтарь Рождества Богородицы, в левое — алтарь Всех
36 Путятин И. Е. Указ. соч. С. 16-23.
37 Там же.
Ил. 6. Архитекторы А. Ринальди, И. Е. Старое. Собор Святого равноапостольного князя Владимира. 1766—1789. Санкт-Петербург (Ленинград). Интерьер. Фрагмент иконостаса придела. Фотограф Ковешников Н. Д. // Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева»
Святых. Дверные проемы ризницы и пономарской были растесаны и обращены в большие арочные проемы. Был также выполнен новый иконостас в русском стиле из липы, в одну линию на все три алтаря, по эскизу выдающегося художника-археолога академика Ф. Г. Солнцева38. Иконостас был изготовлен в мастерской Е. Скворцова. Он был выше прежнего, для него художником А. Федоровым были написаны дополнительные образа39. Предшествующие иконостасы были разобраны, из них вынули иконы. В разобранном виде иконостасы отдали «в пользу подрядчика»40. Так как сведений о позднейших перестройках иконостаса не имеется, скорее всего, он находился в храме до его разрушения, по крайней мере до 1898 г. На единственной известной фотографии иконостаса (ил. 7.) видно, что он имел традиционное для древнерусской архитектуры ярусное построение, иконы
Ил. 7. Интерьер храма. Иконостас. Начало XXв. //Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. СПб., 1908. Вып. 3. С. 51
38 О нем см.: Аксёнова Г. В. Русский стиль. Гений Фёдора Солнцева. М., 2009.
39 Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. СПб., 1909. Вып. 3. С. 49-54.
40 ЦГИА. СПб. Ф. 41. Оп. 1. Д. 12.
были оформлены пышными ризами. Завершение иконостаса тремя киотами-медальонами в резных рамах придавало ему «барочное звучание». Оформление иконостаса соответствовало стилю росписи церкви, созданной также по эскизам Ф. Г. Солнцева П. С. Титовым (ил. 8). В архивных и музейных собраниях Санкт-Петербурга проект иконостаса Солнцева не обнаружен.
Стиль внутреннего убранства храма после ремонта сер. XIX в. контрастировал с архитектурой храма, сохранившего после незначительных переделок ран-неклассицистические черты (ил. 9, 10). Поэтому авторами проекта воссоздания
Илл. 8. Ф. Г. Солнцев. Эскизы росписи храма. ЦГИА СПб. Ф. 41. Оп. 1. Д. 11.
Л. 189-190
было принято решение воспользоваться иконографическим материалом, относящимся к периоду его строительства. Иконостас левого придела Всех Святых было решено восстановить по аналогии с иконостасом придела Рождества Богородицы. По своей стилистике, а также символическому смыслу они представляются более соответствующими архитектуре храма в стиле классицизма, чем иконостас, спроектированный Ф. Г. Солнцевым.
Ил. 9. Западный фасад храма. 1886 г. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 9369. Л. 40
Ил. 10. Вид на восточный фасад. 1913 г. Фото Н. Г. Матвеева //Архив ИИМКРАН. № 1-17571
Список архивных документов
РГИА. Ф. 467. Оп. 4. Д. 684, 685.
РГИА. Ф. 797. Оп. 19. Д. 43595.
ЦГИА СПб. Ф. 41. Оп. 1. Д. 12.
ЦГИА СПб. Ф. 41. Оп. 1. Д. 113.
ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 9352.
Список литературы
Аксёнова Г. В. Русский стиль. Гений Фёдора Солнцева. М.: Слово, 2009.
Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. СПб., 2010.
Корольков А.И. Христорождественская церковь на Песках. СПб., 1898.
Кузнецов Ф. Д., Кузнецова-Рыцк Э. Ф. Архитектор Петр Егоров. Чебоксары, 1964.
Кузнецова Э. Ф. Архитектор Петр Егоров. Чебоксары, 1984.
Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. СПб.: тип. Уч-ща глухонемых вед. учр. имп. Марии, 1909. Вып. 3.
Маслов В. М. Краткое описание Христорождественской церкви на Песках. СПб., 1887.
Путятин И. Е. «Низкие» иконостасы эпохи классицизма: содержание архитектурной формы и проблемы восстановления // Реликвия. 2004. № 1 (4). С. 16-23.
Сорокин П. Е., свящ. Александр Берташ, Андреева О. В., Бельский С. В., Михайлова С. Р., Семенов С. А., Соболев В. Ю. Историко-археологическое изучение утраченных храмов Санкт-Петербурга // Археологическое наследие Санкт-Петербурга. СПб., 2009. Вып. 3. С. 3-129.
Церковь Рождества Христова на Песках // Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. СПб.: издание С.-Петербургского епархиального историко-статистического комитета, 1878. Вып. 5. С. 340-350.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo
gumanitarnogo universiteta.
Seriia V: Voprosy istorii i teorii
khristianskogo iskusstva.
2019. Vol. 36. P. 131-150
DOI: 10.15382/sturV201936.131-150
Raphael Dayanov, Architect-Restorer of Highest Category, Director of Architectural Bureau "Liteynaya chast'-91",
Senior Lecturer, Department of Architecture, Saint-Petersburg State Academic Institute of Painting, Sculpture and Architecture, 17 Universitetskaya Naberezhnaya, St Petersburg 199034, Russian Federation raf_dayanov@mail. ru ORCID:
Anna Zalmanzon, Researcher,
"Baltiyskaya restavratsionnaya kollegiya", 130-a-207 Naberezhnaya kanala Griboedova, St. Petersburg 190021, Russian Federation [email protected] ORCID:
Historical Iconostases of the Church of the Nativity in Peski
R. Dayanov, A. Zalmanzon
Abstract: This article studies the history of the church of the Nativity in Peski, St. Petersburg, which is now being built again, and, particularly, its iconostases. The church was built in 1798 in place of the previous decrepit building designed by architect Petr Egorov and was several times renovated and rebuilt. Drawing on drafts and other documents, the article gives a detailed history of the original iconostases, many of which have been identified for the first time, reconstructs their exterior and specifies the datings. It securely establishes the authorship of the original main iconostasis of the church designed by architect I. E. Starov. Of particular interest is the letter exchange of 1790 related to the tender for making the iconostasis and, in paricular, the requirements in the "obligation" of master Petr Makarov. The article also contains a detailed historical and art-critical description, data about the expenditure on the construction, plots and history of the icons, it compares the iconostases of compartments of the church, their stylistic features. It gives a description of the renovation of the iconostasis carried out in 1851 under the guidance of architects A. I. Shvetsov and V. F. Nebol'sin. In the same year, the new iconostasis designed by academician F. G. Soltsev was installed, and the old were dismantled. The authors of the article argue that the iconostases by Starov and Egorov, presented in the preserved drafts, better corresponded to the architectural style of the church than Solntsev's iconostasis, known from photographs.
Keywords: church architecture, iconostases, architects P. Egorov, I. E. Starov, F. G. Solntsev, church of the Nativity in Peski, icons, symbols.
References
Aksenova G. (2009) Russkii stil'. Genii Fedora Solntseva [Russian Stype. Genius of Fedor Solntsev]. Moscow (in Russian).
Antonov V., Kobak A. (2010) Sviatyni Sankt-Peterburga [Holy Places of St Petersburg].
St. Petersburg (in Russian). Kuznetsov F., Kuznetsova-Rytsk E. (1964) Arkhitektor Petr Egorov [Architect Petr Egorov].
Cheboksary (in Russian). Kuznetsova E. (1984) Arkhitektor Petr Egorov. Cheboksary (in Russian). Putiatin I. (2004) "«Nizkie» ikonostasy epokhi klassitsizma: soderzhanie arkhitekturnoi formy i problemy vosstanovleniia" ["Low" Iconostases of the Epoch of Classicism: Content of the Architectural Form and Problems of Restoration]. Relikviia, (4), pp. 16—23 (in Russian). Sorokin P., Bertash A., Andreeva O., Bel'skii S., Mikhailova S., Semenov S., Sobolev V. (2009) "Istoriko-arkheologicheskoe izuchenie utrachennykh khramov Sankt-Peterburga" [Historical and Archaeological Study of the Lost Churches of St Petersburg]. Arkheologicheskoe nasledie Sankt-Peterburga, 3. Pp. 3—129 (in Russian).