Научная статья на тему 'Методика поиска аналогов при проектировании иконостасов православных храмов'

Методика поиска аналогов при проектировании иконостасов православных храмов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
794
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ / ORTHODOX CHURCH / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGN / ИКОНОСТАС / ICONOSTASIS / АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE / ИНТЕРЬЕР / INTERIOR DESIGN / ДЕКОРАТИВНОЕ УБРАНСТВО / DECORATION

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Борисов Сергей Владимирович

Проанализирован ряд вопросов, связанных с проектированием иконостасов православных храмов. Предложена методика анализа архитектурных аналогов для проектируемых иконостасов, основанная на выделении стилистически-временных модулей. Рассмотрено соответствие стилистики архитектуры и иконостасов для храмов, возведенных в «западноевропейских стилях» XVIII-XIX вв. Показан пример проектирования экономичного иконостаса для храма середины XVIII в. Положения работы проиллюстрированы проектами автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF SEARCHING ANALOGUES IN THE DESIGN OF ORTHODOX CHURCHES ICONOSTASES

Having analyzed a number of issues related to the iconostasis design in Orthodox churches, the author proposes a methodology based on the identification of stylistic and temporal modules to analyze architectural analogs for the iconostases being designed. Consideration is given to the conformity between the styles of architecture and iconostases of the churches built in “western European style” in XVIII-XIX centuries. An example of the inexpensive iconostasis design for a mid-XVIII century church is given. Provisions of this work are illustrated with author's projects.

Текст научной работы на тему «Методика поиска аналогов при проектировании иконостасов православных храмов»

УДК 726.5

МЕТОДИКА ПОИСКА АНАЛОГОВ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ИКОНОСТАСОВ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ

© С.В. Борисов1

Московский архитектурный институт, 107031, Россия, г. Москва, ул. Рождественка, 11.

Проанализирован ряд вопросов, связанных с проектированием иконостасов православных храмов. Предложена методика анализа архитектурных аналогов для проектируемых иконостасов, основанная на выделении стилистически-временных модулей. Рассмотрено соответствие стилистики архитектуры и иконостасов для храмов, возведенных в «западноевропейских стилях» XVIII—XIX вв. Показан пример проектирования экономичного иконостаса для храма середины XVIII в. Положения работы проиллюстрированы проектами автора. Ключевые слова: православный храм; проектирование; иконостас; архитектура; интерьер; декоративное убранство.

METHODS OF SEARCHING ANALOGUES IN THE DESIGN OF ORTHODOX CHURCHES ICONOSTASES S.V. Borisov

Moscow Architectural Institute, 11 Rozhdestvenka St., Moscow, 107031, Russia.

Having analyzed a number of issues related to the iconostasis design in Orthodox churches, the author proposes a methodology based on the identification of stylistic and temporal modules to analyze architectural analogs for the iconostases being designed. Consideration is given to the conformity between the styles of architecture and iconostases of the churches built in "western European style" in XVIII—XIX centuries. An example of the inexpensive iconostasis design for a mid-XVIII century church is given. Provisions of this work are illustrated with author's projects. Keywords: Orthodox church; design; iconostasis; architecture; interior design; decoration.

Воссоздание внутреннего убранства храмов сопряжено с рядом проблем архитектурно-художественного и экономического плана. Восстановив разрушенный храм или построив новый, приходская община непременно столкнется с необходимостью возобновления его убранства, чрезвычайно дорогостоящего при заказе в специализированных организациях. Данная проблема зачастую вынуждает прихожан создавать иконостасы самостоятельно из недорогих материалов, без участия профессиональных архитекторов и художников. Подобные конструкции, очевидно, чрезвычайно ценные по «ревности к Богу» прихожан, обладают чертами наивности и отсутствия гармонии, что связано с длительным периодом обрыва традиций, отсутствием профессиональных сельских артелей храмоздателей.

В настоящей статье рассмотрим методику проектирования иконостасов, прошедшую апробацию в рядовом храме, расположенном на окраине небольшого провинциального города [5]. Указанная методика, основанная на выделении стилистически-временных модулей при поиске прототипов для проектируемого иконостаса, позволит выполнить данную разработку как профессиональному архитектору-храмоздателю, так и проектировщику, впервые обратившемуся к подобной тематике.

Иконостасы и понятие архитектоники

В настоящее время существует ряд предприятий, занимающихся проектированием, выполнением и

монтажом иконостасов. Их элементы - горизонтальные тябла, вертикальные стойки, завершения и другие детали, изготавливаются в технике резьбы по дереву, токарной и фрезерной обработки с последующей позолотой или покрытием прозрачными лаками. В ряде храмов алтарные преграды возводятся из мрамора (или искусственного камня, имитирующего мрамор), или из натуральных камней иных пород. Некоторые предприятия предлагают прекрасные по своим декоративным качествам фарфоровые, а также металлические иконостасы.

В качестве основной стилистики в 1990-е гг. сложилось единое, несколько усредненное направление, которое можно с определенными допусками охарактеризовать как псевдорусское. Оно основывалось на опыте мастеров, работавших в сходной манере в середине XIX в. Однако, сравнивая иконостасы второй половины XIX столетия и 1990-х гг., можно увидеть ряд отличий. Современные конструкции, выполненные, как и их предшественники XIX века, в виде законченных архитектурных композиций, не достаточно четко выявляют различие между основными несущими элементами и декоративными деталями. Эклектичные псевдорусские или «византийские» иконостасы XIX в., формы которых, видимо, послужили основой для их современных аналогов, вобрали в себя как общие принципы компоновки, так и проработку декорации, свойственные предшествующим стилям - классицизму, ампиру. В современных иконостасах иногда

1Борисов Сергей Владимирович, кандидат архитектуры, доцент кафедры основ архитектурного проектирования, тел.: 89104766451, e-mail: [email protected]

Borisov Sergei, Candidate of Architecture, Associate Professor of the Department of Fundamentals of Architectural Design, tel.: 89104766451, e-mail: [email protected]

без должного внимания выполняется прорисовка конструктивных деталей - стоек, колонн, капителей, карнизов, фронтонов, имевших веками отработанные формы, обоснованные с точки зрения архитектоники. Важное для восприятия композиции соотношение толщин и пропорций основных несущих и второстепенных элементов не всегда бывает соблюдено.

Схожая ситуация имеется в настоящее время в области реконструкционного копирования исторической резьбы и архитектурного декора деревянных построек - оконных наличников, карнизов, угловых пилястр. Различие между историческими и восстановленными зданиями хорошо заметно в г. Суздале (Владимирская область), а также в г. Рязани, где некогда многочисленная деревянная застройка сохранена фрагментарно. Здесь мы увидим ряд обновленных деревянных строений, украшенных современной имитационной резьбой. Хотя мастера стремились в точности копировать прежнюю отделку, искусственность и некоторая «фанерная» декоративность все же заметны. Безусловно, утрачена преемственность поколений мастеров, профессионально занимавшихся возведением и отделкой срубов, в том числе изготовлением архитектурных элементов иконостасов. Но, учитывая, что деревянные конструкции и декорация из дерева подчиняются общим архитектоническим законам, представляется возможным избежать «искусственной декоративности», при этом упростив и удешевив изделие.

Художественный облик ряда наиболее известных древнерусских храмов очевидно материален, он всецело находится в русле так называемых «тектонических» архитектурных систем [6]. В постройках из камня и дерева всегда выявлялись как основные вертикальные конструктивные элементы, воспринимающие нагрузку - мощные, нерасчлененные, так и декоративно насыщенные прясла стен между ними. Прекрасно читались горизонтальные несущие элементы, карнизы, зачастую построенные в традициях европейского зодчества, выделялись несущие арочные конструкции. Для современного иконостаса, в той или иной степени подражающего традиционным направлениям отечественной архитектуры, будет свойственно соблюдение архитектоники композиции. Однако следует оговориться, что подобное подражание будет касаться экстерьера храмов или иных древнерусских построек. Здесь налицо переход форм «снаружи вовнутрь», при этом архитектурная композиция иконостасов несколько искусственно принимает на себя внешнюю декорацию зданий.

Для иконостаса, трактуемого как архитектурная композиция, актуально следование общим законам архитектоники. В нем выделяются несущие элементы - колонки между иконами, карнизы, воспринимающие нагрузки от вышерасположенных рядов. Декоративная резьба станет намного выразительнее, не покрывая сплошным ковром все несущие элементы, а обходя, выделяя их. Выявление архитектоники конструкций существенно для стилистических направлений XVIII-XIX вв., но и неорусский иконостас, выполненный с

соблюдением данных законов, будет смотреться более цельно, чем некоторые современные аналоги. Его пластику обогатят ризалиты, подчеркивающие центр композиции, и при ее большой протяженности - архитектурно выделенные северные и южные врата, фрагментарное объединение нескольких горизонтальных рядов в единый большой ордер.

Рассмотренные нами характерные архитектонические особенности не относятся к иконостасам, принципиально не решенным в виде архитектурной композиции и полностью состоящим из икон, поставленных вплотную друг к другу и разделенных горизонтальными тяблами в соответствии с наиболее древними традициями. Аналогичные характеристики имелись у некоторых алтарных преград начала XX в., в которых иконы накладывались на иллюзорную плоскость, полностью покрытую золоченой резьбой, басмой, никак не претендующих на соответствие архитектурно-тектонической композиции. Вместе с тем отметим, что декор иконостаса - не самоцель, он играет второстепенную роль, подчиняясь главному - иконописным образам [1].

Определение стилистически-временных модулей при поиске аналогов для иконостасов в храмах, возведенных в общеевропейских стилях

По своей стилистике рассмотренные нами иконостасы в большей или меньшей степени соответствуют постройкам русского средневековья или псевдорусской эклектики середины XIX в. Но как следует поступать при восстановлении внутреннего убранства остальных храмов? В сельской местности и в городах сохранилось большое число церквей XVIII - начала XX в., выстроенных в «петровском», «елизаветинском» барокко [7], в классицизме, ампире и неоклассике. В большинстве из них, утративших на протяжении ХХ в. внутреннее убранство, проводятся реставрационные работы, возобновлено богослужение.

Отметим, что при восстановлении цельного и гармоничного интерьера храма целесообразно соблюдать стилистическое единство архитектуры и ее внутреннего убранства постройки [2]. Действительно, в храмах, выстроенных в европейских стилях, общее архитектурное построение интерьера - системы колоннад, арок, сводов и других элементов - делает малоприемлемым псевдорусский иконостас. Килевид-ные кокошники, витые, покрытые резьбой колонки не будут гармонировать ни с интерьером классицистической купольной ротонды, ни с барочным восьмериком. Не стоит надеяться, что подобный диссонанс, отмеченный профессионалами, останется незамеченным большинством прихожан.

В целях детализации исследуемого вопроса рассмотрим проектирование автором настоящей работы иконостаса для Троицкой церкви погоста «Дальняя Троица» на окраине г. Торжка (Тверская область). Данная разработка является апробацией методики поиска аналогов на основе стилистически-временных модулей. Поставленная перед автором задача состояла в воссоздании главного иконостаса в четверике храма и придельного - в трапезной.

Основной объем храма, построенного во второй трети XVIII в., перекрыт стройным восьмигранным сомкнутым сводом, опирающимся на высокий, прорезанный световыми проемами восьмерик. В трапезной - цилиндрический с распалубками свод. При отсутствии каких-либо сведений об утраченном убранстве для определения стилистики и общей композиции проанализированы храмы, близкие по времени создания и архитектурным решениям.

Для сопоставления архитектурных аналогов были выделены стилистически-временные модули. Этот вполне очевидный метод эффективен для оперативного освоения тенденций развития применяемой стилистики. Временные рамки проведенного исследования - период с начала XVIII до середины XIX в. -

охватили начало развития общеевропейской стилистики в иконостасах, ее расцвет и упадок [9]. Принимая во внимание общность композиционных и декоративных приемов в архитектуре иконостасов, рассматриваемые полтора столетия, разделены на четыре стилистически-временных модуля: первая половина -середина XVIII в.; вторая половина XVIII в.; первая половина XIX в.; середина XIX в. (рис. 1-4. Примечание: графические изображения к рисункам 1-4 выполнены автором по фотографиям, представленным в каталоге «Памятники архитектуры Московской области» [8]). Некоторые позднейшие иконостасы отнесены к более раннему стилистически-временному модулю исходя из архаичности композиции и декора.

а б в

Рис. 1. Стилистически-временные модули при анализе архитектурных аналогов иконостасов, XVIII в., композиция, развитая по вертикали и горизонтали: а - иконостас Смоленской церкви Троице-Сергиевой Лавры (г. Сергиев Посад, Московская обл.); б - иконостас (фрагмент) Успенского собора (г. Коломна, Московская обл., 1772 г.); в - иконостас (фрагмент) Введенской церкви (г. Дмитров, Московская обл.)

а б в

Рис. 2. Стилистически-временные модули при анализе архитектурных аналогов иконостасов, XVIII в., композиция, развитая по вертикали: а - иконостас церкви Александра Кипрского (с. Чернцово, Тульская обл., 1758 г.); б - иконостас Владимирской церкви (г. Долгопрудный, Московская обл., 1777 г.); в - иконостас Троицкой церкви усадьбы Троицкое-Кайнарджи (Московская обл., Балашихинский район, 1770 г.)

а б в

Рис. 3. Стилистически-временные модули при анализе архитектурных аналогов иконостасов, первая половина XIX в.: а - церковь Михаила Архангела (с. Михайловское, Московская обл., Домодедовский р-н, 1816-1822 гг.); б - Троицкий собор Данилова монастыря (г. Москва, 1833-1839 гг.); б - церковь Всех Скорбящих Радость

(г. Москва, 1831-1836 гг.)

а б в

Рис. 4. Стилистически-временные модули при анализе архитектурных аналогов иконостасов, вторая половина XIX в.: а - Исаакиевский собор, придельный иконостас (г. Санкт-Петербург, 1840 г.); б - надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи (г. Сергиев Посад, Московская обл., 1872 г.); в - Воскресенская церковь

на Успенском Вражке (г. Москва)

Первая половина - середина XVIII в. Многоярусные, богато украшенные резьбой и объемной скульптурой иконостасы стиля барокко с крупными архитектурно-декоративными членениями. В наиболее ранних из них в общей композиции заметно влияние многоярусных иконостасов XVII в. (см. рис. 1).

Вторая половина XVIII в. Число икон уменьшается, обильная резьба уступает место архитектурному декору. О принадлежности к барокко говорят только крупные волюты и характерные фронтоны в завершении. К данному периоду относятся иконостасы в храмах, типологически близких к Троицкой церкви погоста «Дальняя Троица» в г. Торжке. В них четко разделяются нижние ярусы икон, находящиеся в четверике и образующие горизонтально-ориентированное основание, и стройные верхние два-три яруса с завершением, вписывающиеся в восьмерик. Из-за небольших

размеров храмов данного типа иконостасы - граненые в плане, с выступающей центральной частью. Подобный план упрощает размещение северных и южных врат и делает пропорции расположенных между ними икон менее вытянутыми по вертикали (см. рис. 2).

Первая половина XIX в. Число икон становится минимальным. Иконостасы представляют, по сути, алтарные преграды, выполненные в формах объемно-пространственных архитектурных композиций классицизма и ампира. В их решении заметно влияние алтарей западноевропейских христианских конфессий (см. рис. 3).

Середина XIX в. Вновь возводятся многоярусные иконостасы (см. рис. 4). Их построение по-прежнему классицистическое, но в деталях появляются элементы средневековья как русского, так и западноевропейского. Подобная эклектичная стилистика целесооб-

разна в настоящее время, если настоятель и совет прихожан категорически против установки иконостаса, решенного в западноевропейском стиле. В храме XVI11—XIX вв. одновременно удовлетворяются эстетические предпочтения заказчиков проекта, и устанавливается некоторое стилистическое единство интерьера (рис. 4, в).

Иконостас для Троицкой церкви погоста «Дальняя Троица»: проблема сокращения затрат на строительные работы

В качестве аналога для Троицкой церкви погоста «Дальняя Троица» принята композиция иконостаса из типологически близкого храма - восьмерик на четверике [5], постройки середины XVIII в. (рис. 2, а, б). На наличие в прошлом высокого многоярусного иконостаса в Троицкой церкви указывало отсутствие окон в восточных гранях восьмерика и остатки в нем метал-

лического крепежа. В качестве образного решения выбран переходный от барокко к классицизму стиль, соответствующий времени постройки церкви.

Монументальные иконостасы, насыщенные архитектурной декорацией - колоннами большого ордера, развитыми карнизами, мощными фронтонами, первоначально разработанные автором, были гранеными в центральной части, или в двух боковых ризалитах. Указанная структура плана, при небольшой общей ширине основного четверика храма, удобна для устройства северных и южных врат (рис. 5, а, в). Последующие варианты, сохраняя выбранную стилистику и общую композицию, стали более скромными в архитектурном декоре, что вызвано как стремлением выделить собственно иконы, так и финансовыми возможностями заказчика (рис. 6). Окончательный вариант, разработанный в рабочих чертежах и реализую-

б

Рис. 5. Троицкая церковь погоста «Дальняя Троица», варианты главного иконостаса (проект автора): а - с центральным граненым ризалитом; б - с центральным прямоугольным ризалитом; в - с двумя боковыми гранеными ризалитами и колоннами большого ордера

а б

Рис. 6. Главный иконостас Троицкой церкви погоста «Дальняя Троица» (проект автора): а - первоначальный вариант; б - реализуемый вариант

а

в

щийся в настоящее время, представляет собой трехъярусный иконостас. Его композиция и архитектурный декор - преимущественно классицистические. Из барочных элементов присутствуют только полуциркульный фронтон второго уровня, волюты в основании третьего яруса и «разорванный» фронтон в завершении иконостаса (рис. 6, б).

Для удобства прохода в северные и южные врата, центральная часть, в плане отвечающая нижнему четверику, выдвинута на один метр в западном направлении от его восточной стены. В композиции иконостаса применен единый модуль. Нижний, наибольший по протяженности ярус, заходит в северную и южную ветви планировочного креста, образованного пристройками к центральному объему боковых притворов. В данном уровне модуль повторяется, за исключением центральных врат, восемь раз. Во втором - четыре раза, помимо центральной иконы. Верхний ярус является продолжением центрального модуля и состоит из одного крупного храмового образа (рис. 6, а).

Находящийся у восточной стены трапезной малый придельный иконостас первоначально предполагалось разместить по центральной оси стены, с проходами в основной храм справа и слева от иконостаса (рис. 7, а, б). В окончательном варианте (рис. 7, в) он представляет собой традиционное для приходских храмов решение - невысокую ширму, отгораживающую юго-восточный угол трапезной [3, 6]. В его архитектурной обработке применены стилистика и детали главного иконостаса, но более скромные и лаконичные. Арочный проем, отделяющий трапезную от основного объема храма, забран остекленной перегородкой с двупольными дверьми.

наиболее дешево и просто для прихожан. В наиболее общем случае при возведении основы иконостаса применяются металлические тонкостенные трубы прямоугольного сечения (или деревянный брус) для возведения несущего каркаса [4]. Затем металлический (деревянный) каркас обшивается остроганными досками, более детально выявляющими основные членения иконостаса. Применяется древесина, прошедшая необходимый процесс естественной сушки, покрытая современными антисептиками и антипире-нами. По деревянной обшивке накладывается влагостойкая фанера, которая заполняет все плоскости в горизонтальных и вертикальных элементах. Из нее выполняются основные сильно выступающие полки карнизов прямоугольного сечения, фронтоны. На следующем этапе, завершающем деревянную конструкцию, по фанере и находящемуся под ней каркасу накладываются фигурные декоративные элементы.

Приходская община Троицкой церкви погоста «Дальняя Троица» имела возможность воспользоваться токарными и фрезерными деревообрабатывающими станками. Поэтому в декоре активно использовались круглые полуколонки, сложные по рисунку сухарики под карнизами, разнообразные деревянные профили и филенки. Циркульные по очертаниям фронтоны, волюты возможно собрать из сегментов досок, сплачивая их внахлест. Впоследствии они прошпаклевываются и окрашиваются. Фасадные части данных архитектурных деталей допустимо выполнить также из листа влагостойкой фанеры, пропиленного по требуемым очертаниям. Для изготовления лучей в сияниях подойдет высушенная деревянная вагонка.

Далее, по мере изготовления, на готовый иконо-

б

а

в

Рис. 7. Придельный иконостас Троицкой церкви погоста «Дальняя Троица» (проект автора): а, б - варианты с расположением придела по центру трапезной; в - вариант расположения придела в юго-восточной части трапезной

Недостаток средств у церковной общины (общая для большинства сельских храмов проблема) был учтен при разработке проекта. Во многих храмах прихожане, не имея достаточных средств и не решаясь самостоятельно приняться за работу по возведению иконостаса, в течение долгих лет довольствуются кустарно сделанной фанерной алтарной преградой. Прежде чем приняться за проектирование малобюджетного иконостаса, архитектору следует оценить техническую оснащенность общины. Например, есть ли у нее возможность воспользоваться деревообрабатывающим станком, работать с металлом, какими-либо другими материалами, и на основании данного анализа выбрать конструкции, применение которых

стас накладываются более тонкие и сложные детали из объемной резьбы - капители, накладной резной орнамент. Отделку возможно проводить в перерывах между богослужениями, однако и до окончания работ иконостас будет представлять собой законченную архитектурную композицию. После завершения всех деревянных конструкций и деталей иконостас грунтуется и окрашивается - бронзой, голубым, зеленым, красным, белым кроющими лаками в зависимости от посвящения храма и иных требований. Любой из традиционно используемых цветов будет гармонировать с вызолоченными декоративными элементами.

В отсутствие средств на заказ дорогостоящей живописи допустимо выполнить «временные» иконы.

Типографские иконные изображения подходящего размера наклеиваются жидким клеем на влагостойкую фанеру, просохшее изделие покрывается мебельным лаком. Такие иконы, установленные в иконостасе, будут вполне успешно имитировать живописные работы. Указанный способ был применен при восстановлении иконостаса церкви Прутенского погоста (Торжокский район, Тверская область) профессором МАРХИ Л.В. Андреевым. Для иконостаса подобной конструкции церковной общине потребуются средства на металлический профиль (его возможно заменить деревянным брусом), влагостойкую фанеру, антисептики и лакокрасочные материалы, типографские иконы. В пиломатериалах, которых потребуется небольшой объем, в сельской местности, как правило, недостатка не бывает. Таким образом, любая церковная община, затратив минимум средств на материалы, сможет по разработанному проекту своими силами выполнить капитальный иконостас.

На рубеже XX и XXI вв. мы становимся свидете-

лями все более и более глубокого забвения истории, традиций и методик, бывших наиболее употребительными в недалеком прошлом. В связи с этим предложенная методика определения стилистически-временных модулей, основанная на очевидном для архитектуры историзма приеме обращения к различным временным периодам при проектировании, является весьма актуальной. Ее применение возможно не только для рассмотренного в настоящей статье создания иконостасов, но и при проектировании любых традиционных типов зданий. Доступность данной методики позволяет адаптировать ее для архитекторов, впервые обращающихся к проектированию убранства православных храмов, что увеличивает круг специалистов в области храмового строительства, способствуя расширению спектра творческих идей и возможному разнообразию архитектурных решений, столь необходимому в настоящее время.

Статья поступила 29.11.2014 г.

Библиографический список

1. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Вениамин. Новая скрижаль или Объяснение о церкви, о литургии и о всех службах, и утварях церковных // Православные Храмы. Т. 1. Идея и образ (к СП 31-103-99). М.: АХЦ «Арххрам», 2005. С. 31-35.

2. Борисов С.В. Европейская стилистика XVIII-XIX веков в современном российском храмостроении // Вестник ТГАСУ. 2014. № 2. С. 38-52.

3. Борисов С.В. О критериях оценки объемной композиции православных храмов // Региональная архитектура и строительство. 2014. № 2 (19). С. 169-177.

4. Борисов С.В. Православные мобильные храмы: история и современность // Вестник ИрГТУ. 2014. № 3 (86). С. 79-85.

5. Борисов С.В. Традиционные планировочные решения

православных приходских храмов: актуальность современного применения // Региональная архитектура и строительство. 2013. № 3 (17). С. 168-173.

6. Бусева-Давыдова И.А. К проблеме канона в православном храмостроении // Христианское зодчество. Новые материалы и исследования / отв. ред. И.А. Бондаренко. М.: Едитори-ал УРСС, 2004. С. 61-72.

7. Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. М.: Б.С.Г.-Пресс, 2008. 298 с.

8. Памятники архитектуры Московской области: иллюстрир. науч. каталог. В 2 т. // под общ. ред. Е.Н. Подъяпольской. М.: Искусство, 1975.

9. Путятин И.Е. Образ русского храма и эпоха Просвещения: монография. М.: Гнозис, 2009. 416 с.

УДК 691.16: 678.7

ПРИМЕНЕНИЕ ОТХОДОВ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ГМК «НОРИЛЬСКИЙ НИКЕЛЬ» В ПРОИЗВОДСТВЕ ДОРОЖНОГО АСФАЛЬТОБЕТОНА

1 л 4

© Г.В. Василовская1, В.А. Шевченко2, В.П. Киселёв3

Сибирский федеральный университет, 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79.

Рассматриваются вопросы использования промышленных отходов Красноярского края при изготовлении дорожного асфальтобетона. Приводятся результаты исследований отвальных хвостов нейтрализации и гранулированных шлаков медно-никелевого производства Надеждинского завода г. Норильска. Показано, что отвальные хвосты нейтрализации могут быть использованы в качестве минерального порошка, а гранулированные шлаки - в качестве мелкого заполнителя в составах дорожного асфальтобетона. Разработаны составы дорожного асфаль-

1 Василовская Галина Васильевна, кандидат технических наук, доцент кафедры строительных материалов и технологии строительства, тел.: 89039201424, e-mail: [email protected]

Vasilovskaya Galina, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Construction Materials and Building Technology, tel.: 89039201424, e-mail: [email protected]

2Шевченко Валентина Аркадьевна, кандидат технических наук, профессор кафедры строительных материалов и технологии строительства, тел.: 89135292928, e-mail: kafsmi/@tmail.ru

Shevchenko Valentina, Candidate of technical sciences, Professor of the Department of Construction Materials and Building Technology, tel.: 89135292928, e-mail: kafsmi/@tmail.ru

3Киселёв Владимир Петрович, доктор технических наук, профессор кафедры химии, тел.: 89620721805, e-mail: [email protected]

^е^ Vladimir, Doctor of technical sciences, Professor of the Department of Chemistry, tel.: 89620721805, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.