Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ЖИЛЫХ ДОМАХ'

ОСОБЕННОСТИ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ЖИЛЫХ ДОМАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

142
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МНОГОКВАРТИРНЫЕ ЖИЛЫЕ ДОМА / ЖИЛИЩНЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шаров И.Н., Хохлова А.Ю., Андреев А.О., Давыдов С.С.

Рассмотрены особенности проверок соблюдения требований пожарной безопасности в многоквартирных жилых домах, проводимых в рамках государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля. Проведен анализ объема контролируемых требований для определения области «пересечения» полномочий с федеральным государственным пожарным надзором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шаров И.Н., Хохлова А.Ю., Андреев А.О., Давыдов С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SUPERVISION OVER COMPLIANCE WITH FIRE SAFETY REQUIREMENTS IN APARTMENT BUILDINGS

The features of inspections of compliance with fire safety requirements in multi-apartment residential buildings conducted within the framework of state housing supervision and municipal housing control are considered. The analysis of the scope of controlled requirements for determining the area of «intersection» of powers with state fire supervision was carried out.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В МНОГОКВАРТИРНЫХ ЖИЛЫХ ДОМАХ»

Особенности надзора за соблюдением требований пожарной безопасности в многоквартирных жилых домах

Шаров Иван Николаевич

канд. техн. наук, доцент кафедры надзорной деятельности (в составе УНК ОНД), ФГБОУ ВО "Академия государственной противопожарной службы МЧС России", navisen@rambler.ru

Хохлова Алла Юрьевна

канд. техн. наук, доцент, профессор кафедры надзорной деятельности (в составе УНК ОНД), ФГБОУ ВО "Академия государственной противопожарной службы МЧС России", nil42@rambler.ru

Андреев Андрей Олегович

канд. техн. наук, доцент, профессор кафедры надзорной деятельности (в составе УНК ОНД), ФГБОУ ВО "Академия государственной противопожарной службы МЧС России", andreoleg65@mail.ru

Давыдов Сергей Сергеевич

преподаватель кафедры надзорной деятельности (в составе УНК ОНД), ФГБОУ ВО "Академия государственной противопожарной службы МЧС России", davidov-s@yandex.ru

Рассмотрены особенности проверок соблюдения требований пожарной безопасности в многоквартирных жилых домах, проводимых в рамках государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля. Проведен анализ объема контролируемых требований для определения области «пересечения» полномочий с федеральным государственным пожарным надзором.

Ключевые слова: пожарная безопасность, многоквартирные жилые дома, жилищный контроль.

Ежегодно в Российской Федерации количество пожаров в жилом секторе составляет порядка 30% от общего числа пожаров, при этом доля погибших на этих пожарах людей находится на отметке 85-90%, а пострадавших - 70-75%. За 2021 год в жилом секторе произошло 116 293 пожара, на которых погибло 7624 человека, в том числе 380 несовершеннолетних. Наибольшее количество пожаров данной категории произошло в многоквартирных жилых домах - 32 803 пожара, на которых погибло 2 970 человек и получили травмы 3 212 человек. В одноквартирных жилых домах произошло 30 304 пожара, на которых погибло 3 698 человек и получили травмы 1 927 человек [11]. Приведенные данные свидетельствуют о чрезвычайно высоком риске причинения вреда (ущерба), самой главной охраняемой законом ценности - жизни и здоровью людей (см. ст. 55 Конституции Российской Федерации, ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 5 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации").

В методике оценки пожарной безопасности жилого дома [11] отмечается, что к условиям, способствующим возникновению пожаров в жилье, относятся: низкий уровень культуры пожаробезопасного поведения;

высокая степень изношенности жилого фонда, инженерного оборудования (особенно систем энергообеспечения);

низкая оснащенность жилых зданий средствами обнаружения и оповещения о пожаре.

Мониторинг соблюдения требований пожарной безопасности по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых органами государственного пожарного надзора, констатирует следующие характерные нарушения пожарной безопасности в жилых домах:

- полное отсутствие или разукомплектованное состояние отдельных элементов систем противодымной вентиляции и противопожарной автоматики;

- несвоевременное проведение технического обслуживания и текущего ремонта щитов управления системами противодымной вентиляции и противопожарной автоматики, замены пришедших в негодность деталей и элементов пускорегулирующей аппаратуры таких систем;

- непроведение работ по механической регулировке и проверке технического состояния дымовых и воздушных клапанов, их электроприводов, проверки плотности прилегания клапанов, проверке целостности, надёжности крепления этажных кнопок управления;

- захламление горючими материалами этажных квартирных холлов (коридоров) и мест общего пользования;

- отсутствие устройств для самозакрывания и остекления на дверях незадымля-емых лестничных клеток;

- отсутствие пожарных рукавов и стволов в шкафах пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода;

- неисправность внутреннего противопожарного водопровода;

- незапитанные водой стояки внутреннего противопожарного водопровода;

- отсутствие указателей пожарных гидрантов на фасадах зданий и др.

Дополнительным фактором высокой степени пожарной опасности жилого фонда

является отсутствие экономической возможности у малоимущих и социально-неадаптированных граждан содержать жилье в пожаробезопасном состоянии [11].

В этой связи, основными задачами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций по профилактике пожаров в жилье являются обучение населения мерам пожарной безопасности, информирование населения о мерах пожарной безопасности в целях повышения правовой грамотности и социальной ответственности граждан в этой сфере.

Еще одним направлением повышения уровня защищенности многоквартирных жилых зданий, очевидно, является неукоснительное соблюдение требований пожарной безопасности, влияющих на минимизацию негативного воздействия опасных факторов пожара на проживающих (находящихся) в этих зданиях людей (обязательных требований). Обязанности различных участников жилищных отношений (контролируемых лиц) по обеспечению пожарной безопасности рассмотрены ниже.

Важной составляющей при этом должна стать контрольно-надзорная деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности.

Проверка соблюдения требований пожарной безопасности в жилом секторе в той или иной степени осуществляется в том числе в рамках федерального государственного пожарного надзора (далее - ФГПН), государственного жилищного надзора (далее - ГЖН), муниципального жилищного контроля (далее - МЖК).

Организация и осуществление ГЖН, МЖК, так же, как и организация и осуществление ФГПН, регулируются федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», при этом некоторые особенности ФГПН устанавливаются федеральным

законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и положением о федеральном государственном пожарном надзоре (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290), а особенности ГЖН и МЖК - Жилищным кодексом Российской Федерации.

Для выстраивания более эффективного взаимодействия в этой области следует определить зону пересечения контрольных функций.

Одинаковыми для ФГПН, ГЖН и МЖК являются объекты надзора - многоквартирные жилые здания, помещения в них, территории (участки), на которых располагаются такие здания, а также деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования ... (ст. 16

[3]).

В общем, под многоквартирным зданием понимается жилое здание, включающее две и более квартиры, помещения общего пользования и общие инженерные системы [13]. В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - №123-ФЗ)

[4] такие здания относятся к классу Ф1.3 по функциональной пожарной опасности (в некоторых случаях Ф1.4). Их разделяют на многоквартирные жилые здания блокированные, галерейного, коридорного и секционного типов [13], что обуславливает наборы типовых противопожарных мероприятий, специфических для каждого типа с учетом высоты (этажности), устанавливаемых нормативными документами по пожарной безопасности и называемых требованиями пожарной безопасности.

Предметом ФГПН является соблюдение контролируемыми лицами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности ... [8].

Предметом ГЖН, МЖК является соблюдение требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах; правил содержания общего имущества в многоквартирном доме [10].

Таким образом, в предметах ФГПН, ГЖН и МЖК можно выделить общее положение: соблюдение требований пожарной безопасности, являющихся одновременно требованиями к пользованию и сохранности жилищного фонда. Этот общий предмет составляет основу межведомственного взаимодействия в рамках информирования о результатах проводимых различными контрольными (надзорными) органами контрольных (надзорных) мероприятий и профилактических мероприятий (ст. 20 [3], п. 8, 27 [8]). Содержащиеся в информационных сообщениях сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо о выявлении соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров могут служить основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий (ст. 57 [3]).

Здесь следует особо отметить, что жилище (жилые помещения) в соответствии со ст. 25 Конституции РФ неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Инспекторы контрольных (надзорных)

органов могут войти в него только с разрешения владельца или, в исключительных случаях, с санкции судебных органов, при поддержке судебных приставов. В большинстве случаев контрольные (надзорные) органы осуществляют проверочные мероприятия только в отношении общедомовой территории многоквартирных жилых домов (коридоров, холлов, подвалов, чердачных помещений, общественных помещений и т.п.) (п. 32, 33 [8]). Поэтому плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении используемых гражданами жилых помещений при осуществлении федерального государственного пожарного надзора, государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля не проводятся (ст. 20 [1]).

Контрольные (надзорные) органы при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в рассматриваемой сфере относят объекты контроля к одной из шести категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска.

Положением о виде контроля должно быть предусмотрено не менее трех категорий риска, в том числе в обязательном порядке категория низкого риска (ст. 23 [3]).

Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска, виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий и их периодичность различны для ФГПН, ГЖН и МЖК (таблица 1), а для ГЖН и МЖК существенно отличаются в зависимости от региона (субъекта Российской Федерации и/или муниципального образования).

Таблица 1

Виды и периодичность контрольных (надзорных мероприятий), проводимых при осуществлении ФГПН, ГЖК,, МЖН.

Категория риска ФГПН* ГЖК** МЖН***

Чрезвычайно высокий риск инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в год

Высокий риск инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в 2 года инспекционный визит, документарная проверка или выездная проверка один раз в 2 года

Значительный риск инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в 3 года

Средний риск инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в 5 лет инспекционный визит, документарная проверка или выездная проверка один раз в 3 года инспекционный визит, документарная проверка или выездная проверка один раз в 3 года

Умеренный риск инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка один раз в 6 лет документарная проверка или выездная проверка один раз в 3 года инспекционный визит, документарная проверка или выездная проверка один раз в 5 лет

Низкий риск Не проводятся Не проводятся Не проводятся

Примечания:

* Жилые дома высотой до 28 м подлежат отнесению к категории умеренного риска (п. 40 [8]), для ка-тегорирования остальных требуется определение показателя тяжести потенциальных негативных последствий пожара с учетом индекса индивидуализации подконтрольного лиц При этом при размещении в многоквартирных жилых домах высотой до 28 метров помещений, не являющихся помещениями жилищного фонда, а также нежилых помещений и (или) машино-мест, являющихся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации категория риска присваивается по совокупности критериев, относящих объект к более высокой категории риска.

** Постановление Правительства РФ от 30.09.2021 № 1670 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)". *** На примере Кингисеппского муниципального района Ленинградской области (согласно Решению Совета депутатов муниципального образования Кингисеппский муниципальный район Ленинградской области от 13.10.202l № 261/4-с). В иных муниципальных образованиях при осуществлении МЖК могут устанавливаться иные категории риска, виды и периодичность плановым контрольных (надзорных) мероприятий, либо установлено, что такие мероприятия вообще не проводятся (см., например, Положение о муниципальном жилищном контроле на территории Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области (утв. решением Совета депутатов Ан-троповского сельского поселения от 30 июля 2021 г. № 110)).

При осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).

Для проведения контрольных (надзорных) мероприятий при поступлении информации о возможных нарушениях обязательных требований, органы государственного жилищного надзора, органы муниципального контроля разрабатывают и утверждают индикаторы риска нарушения обязательных требований.

Типовые индикаторы риска нарушения обязательных требований, используемые для определения необходимости проведения внеплановых проверок при осуществлении государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля утверждены приказом Минстроя России от 23.12.2021 г. № 990/пр:

1. Трехкратный и более рост количества обращений за единицу времени (месяц, квартал) в сравнении с предшествующим аналогичным периодом и (или) с аналогичным периодом предшествующего календарного года, поступивших в адрес органа государственного жилищного надзора, органа муниципального жилищного контроля о фактах нарушений контролируемыми лицами обязательных требований.

2. Отсутствие в течение трех и более месяцев актуализации информации, подлежащей размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с порядком, формами, сроками и периодичностью размещения.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме установлены постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 [6].

В состав общего имущества включаются:

1) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);

2) внутридомовая инженерная система газоснабжения;

3) внутридомовая система электроснабжения, состоящая в том числе из электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, пожарных лифтов (здесь и далее - курсив наш).

Общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, текущий и капитальный ремонт и содержание общего имущества.

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются [7].

Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищностроительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы. Осмотры общего имущества могут быть текущими, сезонными и внеочередными.

Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений).

Техническое состояние элементов общего имущества, а также выявленные в ходе осмотра неисправности и повреждения отражаются в документе по учету технического состояния многоквартирного дома (журнале осмотра).

Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом как правило обеспечивается:

а) собственниками помещений:

путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией;

путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом);

б) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом):

путем членства собственников помещений в указанных организациях;

путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями.

Собственники помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

В минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме входит, в том числе [7]: выявление деформации и повреждений антисептической и противопожарной защиты деревянных конструкций;

проверка состояния и при необходимости восстановление штукатурного слоя или окраска металлических косоуров лестниц краской, обеспечивающей предел огнестойкости 1 час в домах с лестницами по стальным косоурам;

проверка состояния и при необходимости обработка деревянных поверхностей антисептическими и антипереновыми составами в домах с деревянными лестницами; проверка звукоизоляции и огнезащиты перегородок в многоквартирных домах; техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем вентиляции и дымоудаления, определение работоспособности оборудования и элементов систем;

контроль и обеспечение исправного состояния систем автоматического дымо-удаления;

устранение неисправностей печей, каминов и очагов, влекущих к нарушению противопожарных требований и утечке газа, а также обледенение оголовков дымовых труб (дымоходов);

техническое обслуживание и ремонт электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода;

контроль состояния и замена вышедших из строя датчиков, проводки и оборудования пожарной и охранной сигнализации;

очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см;

работы по обеспечению требований пожарной безопасности - осмотры и обеспечение работоспособного состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов, систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, противодымной защиты.

В соответствии с правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме [7], выполнение работ в целях содержания в надлежащем техническом состоянии систем внутридомового газового оборудования, лифтового хозяйства и противопожарных систем многоквартирного дома, предусмотренных перечнем услуг и работ, осуществляется привлекаемыми специализированными организациями.

Особого внимания из числа упоминаемых выше контролируемых лиц заслуживают организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии. Для ФГПН это контролируемые лица наравне с другими, в отношении ко-

торых также планируются и осуществляются плановые контрольные (надзорные) мероприятия. Но при осуществлении государственного жилищного надзора деятельность таких лиц не является объектом надзора, значит, контролируемыми лицами для ГЖН они не являются (п. 5 [10]).

Фактически, предпринимательская деятельность таких лиц (лицензиатов) по управлению многоквартирными домами оценивается в рамках лицензионного контроля, так как она (деятельность) может осуществлять только на основании лицензии (специального разрешения), предоставляемой сроком на 5 лет (ст. 12 [5], глава 19 [1]).

Предметом лицензионного контроля в данном случае является соблюдение лицензиатами лицензионных требований, перечень которых установлен пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 [9].

К числу последних относится «соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации» (п. 3а [9]), которое заключается в следующем:

«При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем» (ст. 161 [1]).

Таким образом, лицензиат обязан обеспечить соблюдение не только анализируемых выше правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, но условий, установленных Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности [4].

При выявлении нарушений этого лицензионного требования требований орган лицензионного контроля вправе проинформировать о нарушении требований № 123-ФЗ соответствующий орган государственного пожарного надзора, который на основании полученных сведений инициирует проведение внепланового контрольного (надзорного) мероприятия (ст. 57 - 60 [3]). Результатом такого мероприятия в случае подтверждения нарушения может стать привлечение лица, осуществляющего деятельность по управлению многоквартирными домами к административной ответственности по статье 20.4 «Нарушение требований пожарной безопасности» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), часть 1 которой предусматривает наложение либо предупреждения, либо административного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

штрафа: на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей [2].

В свою очередь, орган ГПН, выявивший нарушение требований № 123-ФЗ, информирует о нарушении лицензионного требования соответствующий лицензирующий орган, который подтвердив факт нарушения возбуждает дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.1.3. «Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии» КоАП РФ.

Нарушение лицензионного требования, установленного п. 3а [9], Правительством РФ отнесено к «грубым нарушениям», если оно повлекло причинение вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан (что, может произойти в результате пожара), которое подтверждено вступившим в законную силу решением суда. В этом случае деяние квалифицируется по части 3 статьи 14.1.3 КоАП и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц -от трехсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей. Если такие негативные последствия отсутствуют - то по части 2 той же статьи, предусматривающей наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей [2].

Выводы: проведенный анализ особенностей надзора за соблюдением требований пожарной безопасности в многоквартирных жилых домах со стороны государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля показал область пересечения полномочий с федеральным государственным пожарным надзором, что в дальнейшем позволит выстроить более эффективное взаимодействие в области оценки соответствия требованиям пожарной безопасности с целью достижения общественно значимых результатов, связанных с минимизацией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванного нарушениями обязательных требований.

Литература

1. Жилищный кодекс Российской Федерации: от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ. -Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

3. Федеральный закон от 31 июля 2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

4. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

5. Федеральный закон от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

6. Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выпол-

нения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

7. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения». -Режим доступа: http://www.consultant.ru.

8. Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

9. Постановление Правительства РФ от 28 октября 2014 г. № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

10. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2021 г. № 1670 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

11. Методика оценки пожарной безопасности жилого дома (квартиры). - М.: ФГБУ ВНИИПО МЧС России, 2022. - 66 с.

12. Постановление Правительства Москвы от 22 декабря 2021 г. № 2161-ПП «Об утверждении Положения о региональном государственном жилищном контроле (надзоре) и муниципальном жилищном контроле в городе Москве». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

13. СП 54.13330.2022. Свод правил. Здания жилые многоквартирные. СНиП 31-012003. - М.: Минстрой России, 2022.

Features of supervision over compliance with fire safety requirements in apartment buildings Sharov I.N., Khokhlova А^., Andreev A.O., Davydov S.S.

Academy of State Fire Service EMERCOM of Russia

The features of inspections of compliance with fire safety requirements in multi-apartment residential buildings conducted within the framework of state housing supervision and municipal housing control are considered. The analysis of the scope of controlled requirements for determining the area of «intersection» of powers with state fire supervision was carried out. Keywords: fire safety, apartment buildings, housing control. References

1. Housing Code of the Russian Federation: dated December 29, 2004 No. 188-FZ. - Access mode: http://www.consultant.ru.

2. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses: dated December 30, 2001 No. 195-FZ. - Access mode:

http://www.consultant.ru.

3. Federal Law of July 31, 2020 No. 248-FZ "On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation". -

Access mode: http://www.consultant.ru.

4. Federal Law of July 22, 2008 No. 123-FZ "Technical Regulations on Fire Safety Requirements". - Access mode:

http://www.consultant.ru.

5. Federal Law of May 04, 2011 No. 99-FZ "On Licensing Certain Types of Activities". - Access mode: http://www.consultant.ru.

6. Decree of the Government of the Russian Federation of August 13, 2006 No. 491 "On approval of the Rules for the maintenance

of common property in an apartment building and the rules for changing the amount of payment for the maintenance of residential premises in the event of the provision of services and performance of work on the management, maintenance and repair of common property in an apartment building of inadequate quality and (or) with interruptions exceeding the established duration. - Access mode: http://www.consultant.ru.

7. Decree of the Government of the Russian Federation of April 3, 2013 No. 290 "On the minimum list of services and works

necessary to ensure the proper maintenance of common property in an apartment building, and the procedure for their provision and implementation." - Access mode: http://www.consultant.ru.

8. Decree of the Government of the Russian Federation of April 12, 2012 No. 290 "On Federal State Fire Supervision". - Access

mode: http://www.consultant.ru.

9. Decree of the Government of the Russian Federation of October 28, 2014 No. 1110 "On licensing business activities for the

management of apartment buildings". - Access mode: http://www.consultant.ru.

10. Decree of the Government of the Russian Federation of September 30, 2021 No. 1670 "On approval of the general requirements for the organization and implementation of regional state housing control (supervision)". - Access mode: http://www.consultant.ru.

11. Methodology for assessing the fire safety of a residential building (apartment). - M.: FGBU VNIIPO EMERCOM of Russia, 2022. - 66 p.

12. Decree of the Government of Moscow dated December 22, 2021 No. 2161-PP "On approval of the Regulations on regional state housing control (supervision) and municipal housing control in the city of Moscow". - Access mode: http://www.consultant.ru.

13. SP 54.13330.2022. Set of rules. Residential multi-apartment buildings. SNiP 31-01-2003. - M .: Ministry of Construction of Russia, 2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.