Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ'

ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
546
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мышление / особенности мышления / младшие подростки / легкая умственная отсталость / Thinking / peculiarities of thinking / younger adolescents / mild mental retardation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ульянова Анна Александровна

В статье рассматриваются основные подходы к определению и развитию мышления, как высшей психической функции, а также особенности мышления младших подростков с легкой умственной отсталостью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ульянова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THINKING PECULIARITIES OF YOUNGER ADOLESCENTS WITH MILD MENTAL RETARDATION

The article examines the main approaches to the definition and development of thinking as a higher mental function, as well as the peculiarities of the younger adolescents thinking with mild mental retardation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

УДК 159.955

ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Ульянова Анна Александровна.

Россия, г. Красноярск, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, магистрант 3 курса, anya.ulianova@mail.ru.

Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к определению и развитию мышления, как высшей психической функции, а также особенности мышления младших подростков с легкой умственной отсталостью.

Ключевые слова: мышление, особенности мышления, младшие подростки, легкая умственная отсталость.

THINKING PECULIARITIES OF YOUNGER ADOLESCENTS WITH MILD MENTAL RETARDATION

Ulyanova Anna Alexandrovna.

Russia, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafieva, the 3rd year Master's student, anya.ulianova@mail.ru

Abstract. The article examines the main approaches to the definition and development of thinking as a higher mental function, as well as the peculiarities of the younger adolescents thinking with mild mental retardation.

Keywords: Thinking, peculiarities of thinking, younger adolescents, mild mental retardation.

Такой психический процесс, как мышление, рассматривалось в рамках различных зарубежных и отечественных научных школ и направлений. Впервые дать попытку определить, что такое мысль, попытались представители направления ассоцианизма, которые объясняли мыслительный процесс не произвольной сменой образов, а развитие мышления определялось как процесс накопления ассоциаций.

О. Зельц, развивший в своих работах постулаты Вюрцбургской школы, понимал мышление как функционирование интеллектуальных операций. Представители гештальтпсихологии понимали мысль как особую форму сознательного содержания.

Л.С. Выготский в рамках культурно-исторической теории считал, что развитие мышления происходит за счет включения в социальное взаимодействие с другими людьми, использования орудий и овладения знаками, а также он говорил о том, что мышление в синкретических образах

является первым этапом развития детских понятий, мышление в комплексах является вторым этапом, мышление в понятиях является третьим этапом [2].

С.Л. Рубинштейн так же отмечал, что развитие мышления проходит определенные этапы. Он выделил следующие: наглядно-действенный этап, этап овладения речью, рассудочная мыслительная деятельность и этап теоретического мышления [13].

Ж. Пиаже в своих работах использовал не понятие «мышление», а понятие «интеллект», и выделял возрастные стадии развития интеллекта. Стадию, которая проходит от 0 до 2 лет, он назвал стадией сенсомоторного интеллекта, от 2 до 7 лет проходит стадия предоперационного мышления. Стадия, проходящая от 7 до 11 лет, называется стадией конкретных операций, а от 11 до 14 лет проходит стадия формальных операций [9;10].

Младшие подростки в норме развития находятся на начальном этапе развития стадии формальных операций, на которой формируется способность мыслить абстрактно, логически, отвлеченно, математически. И не малую роль начинают играть дедуктивные заключения и гипотезы. Но младшие подростки с легкой умственной отсталостью скорее находятся на стадии конкретных операций, так как мышление позволяет им осуществлять сравнение, обобщение, систематизацию или классификацию, но только пока на конкретном материале. На данной стадии только формируется способность осуществлять внутренне те операции, которые осуществлялись до этого внешним образом.

Одной из основных характеристик подросткового мышления является формирование такой высшей формы человеческого мышления, оперирующей понятиями, как абстрактно-логическое мышление. В данном возрасте мыслительные операции становятся формально-логическими операциями, а подросток рассуждает, в чисто словесном плане абстрагируясь от конкретного и наглядного материала [11].

Но у младших подростков с легкой умственной отсталостью возникают трудности в абстрагировании, они не могут осознать переносный смысл пословиц или поговорок, различных метафор и высказываний. У них присутствует снижение способности к синтезу и анализу, к пониманию и обобщению смысла какого-либо явления или предмета. А сравнение предметов и явления у них осуществляется в основном по несущественным внешним признакам.

Социальные понятия, которые необходимы для успешного межличностного взаимодействия, в основном воспринимаются и усваиваются методом подражания, без какого-либо осознания внутреннего содержания и смысла [4; 5; 6; 7; 8; 12; 14].

Библиографический список.

1. Алентьева Е.А. Особенности развития психических процессов у детей с проблемами в интеллектуальном развитии. // Проблемы педагогики. - 2017. -№. 3 (26). - С. 37-43.

2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Юрайт, 1960. - 360 с.

3. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. - М.: Просвещение, 1987. - 303 с.

4. Исаев Д. Н. Принципы и содержание полового воспитания умственно отсталых подростков. // Подростки с интеллектуальными нарушениями: профилактика рискованного поведения в условиях интернатных учреждений: сб. материалов по итогам Международной научно-практической конференции. - СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2014. - С. 717.

5. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста: учебник для вузов. - СПб.: СпецЛит, 2006. - 481 с.

6. Мамайчук И. И. Психологическое развитие аномального ребенка. - СПб: СПбГУ, 1995. - 52 с.

7. Матасов Ю. Т. Развитие мышления умственно отсталых школьников. -М.: Юрайт, 1997. - 45 с.

8. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие для студентов высш. педагогических учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. -160 с.

9. Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. - М.: Просвещение, 1969. - 659 с.

10. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - СПб: Речь, 1997. - 352 с.

11. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: Питер, 2012. - 319 с.

12. Ридецкая О. Г. Специальная психология: учебное пособие. - М.: Евразийский открытый институт, 2011. - 352 с.

13. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М.; Акад. наук СССР, 1958. - 147 с.

14. Семаго М.М. Интегрированный подход к психологической диагностике отклоняющегося развития. - М.: АРКТИ, 1998. - 20 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.