Научная статья на тему 'Особенности моторной сферы у детей с умственной отсталостью'

Особенности моторной сферы у детей с умственной отсталостью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2535
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
моторная сфера / двигательные нарушения / возраст / способности / центральная нервная система / синкенезии. / motor sphere / motor disorders / age / abilities / central nervous system / synkinesia.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алтынбаев Б. Т.

В статье представлена периодизация особенностей моторного развития умственно отсталых детей. Раскрыт каждый период, обобщаются опыт ученых, педагогов, дефектологов о развитии моторной сферы умственно отсталых детей. Рассматриваются специфических нарушений физического и психического развития, в том числе и факторы, влияющие на двигательную сферу умственно отсталых детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алтынбаев Б. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF MOTOR SPHERE IN CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

The article presents the periodization of features of the motor development of mentally retarded children. Each period is disclosed, the experience of scientists, teachers, defectologists about the development of the motor sphere of mentally retarded children is summarized. The specific disorders of physical and mental development, including factors affecting the motor sphere of mentally retarded children, are considered.

Текст научной работы на тему «Особенности моторной сферы у детей с умственной отсталостью»

<<Ш11ШетиМ-^©и©Ма1>#М2&)),2(0]9 / PEDAGOGICAL SGQIMGIS

But he was animated by a strong moral sense and generous dedication, in spite of the failures suffered, to the cause of elementary and popular education.

4. The heritage of Pestalozzi on nineteenth-century

The echo aroused by the Pestalozzian experiences was wide throughout Europe, perhaps also increased by the painful polemical stretches that accompanied the closure of the Yverdun Institute.

It was said that the latter was a destination for many visitors, who came from all over Europe to pay homage to the great Swiss pedagogist.

Among the most illustrious there was undoubtedly the founder of German idealism, Fichte, who had a profound admiration towards Pestalozzi, not without a critical gaze, especially addressed to the theoretical and conceptual weakness of his educational method.

The young Froebel also visited Yverdun, receiving a significant and lasting impression, designed to inspire the educational action, who will express himself in forms that are completely original and very distant from the Pestalozzian model.

We have already said, a little earlier, of Father Grégoire Girard, at the head of the inspectors sent by the authorities to clarify the management of the Yver-dun institute. Eminent figure of educator, the ecclesiastic didn't miss, beside the criticisms founded on objective elements, to express his sincere appreciation for the deep philanthropic inspiration that animated Pestalozzi (9, c, pp. 1-200).

7

Another important Swiss pedagogist, greatly influenced by the author of Lienhard und Gertrud, was Albertine Adrienne Necker de Saussure, author of L'éducation progressive, ou étude du cours de la vie (10, vol. I, pp. 1-372, vol. II, pp. 1-382, vol. III, pp. 1422).

Bibliography

1. Ernst F., Pestalozzi: leben und wirken, Zurich-Leipzig, Rascher 1927.

2. Quesnay F., Tableau économique des phisioc-rates, Paris, Calmann-Lévy 1969.

3. Pestalozzi J.H., Ecrits sur l'expérience du Neuhof, Bern, Lang 2001.

4. Pestalozzi J.H., Lienhard und Gertrud, Basel, Birkhauser 1946.

5. Pestalozzi J.H., Pestalozzi uber seine Anstalt in Stanz, Weinheim, Beltz 1950.

6. Pestalozzi J H., Wie Gertrud ihre Kinder lehrt, Stuttgart und Tubingen, J. G. Cotta'schen buchhandlung 1820.

7. Pestalozzi J.H., A B C der Anschauung, Zurich, Gessner 1803 (2 voll.).

8. Pestalozzi J.H., Pestalozzis Schwanengesang, Stuttgart und Tubingen, J. G. Cotta'schen buchhandlung 1826.

9. Girard G., Rapport sur l'institut de Mr. Pestalozzi à Yverdon, Fribourg en Suisse, Béat-Louis Piller 1810.

10. Necker de Saussure A.A. (de), L'éducation progressive, ou étude du cours de la vie, Paris, Paulin 1841 (3 voll.).

Алтынбаев Б. Т.,

магистрант

ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»

г. Челябинск

ОСОБЕННОСТИ МОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Altynbayev B. T.,

master student

FSBEI of HE "South Ural State Humanitarian-Pedagogical University"

Chelyabinsk

PECULIARITIES OF MOTOR SPHERE IN CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

Abstract:

The article presents the periodization offeatures of the motor development of mentally retarded children. Each period is disclosed, the experience of scientists, teachers, defectologists about the development of the motor sphere of mentally retarded children is summarized. The specific disorders ofphysical and mental development, including factors affecting the motor sphere of mentally retarded children, are considered.

Аннотация:

В статье представлена периодизация особенностей моторного развития умственно отсталых детей. Раскрыт каждый период, обобщаются опыт ученых, педагогов, дефектологов о развитии моторной сферы умственно отсталых детей. Рассматриваются специфических нарушений физического и психического развития, в том числе и факторы, влияющие на двигательную сферу умственно отсталых детей.

Ключевые слова: моторная сфера, двигательные нарушения, возраст, способности, центральная нервная система, синкенезии.

Key words: motor sphere, motor disorders, age, abilities, central nervous system, synkinesia.

С точки зрения двигательных нарушений в структуре аномального развития детей, возможно выделить четыре вида дефекта (по Е.М. Мастюко-вой):

1. Двигательные нарушения выступают в качестве основного дефекта (у детей с ДЦП).

2. Двигательные нарушения выступают как ведущие в структуре сложного дефекта. Наиболее часто встречающимися видами таких сложных дефектов являются сочетания разных видов патологий.

3. Двигательные нарушения являются вторичными по отношению к основному дефекту, например нарушения моторики у слепых и слабовидящих детей. В этом случае они проявляются в форме не-сформированной зрительно-моторной координации, недостаточной моторной активности и скорости и т.д.

4. Двигательные нарушения являются составной частью ведущего дефекта и определяются теми же механизмами, что и основной дефект [1].

В развитии ребенка психологи и педагоги выделяют несколько периодов количественных накоплений и качественных перестроек. Как правило, развитие осуществляется скачкообразно, от одной меры к другой. Ниже представлена традиционная периодизация развития детей и юношества:

1. Младенческий возраст - от рождения до 1

года;

2. Период преддошкольного детства - от 1 до 3

лет;

3. Период дошкольного детства - от 3 до 7 лет;

4. Период младшего школьного возраста - от 7 до 11 лет;

5. Период среднего школьного возраста (подростковый) - от 12 до 15 лет;

6. Период старшего школьного возраста (юношеский) - от 15 до 18 лет.

А.А. Катаева и Е.А. Стребелева в своих трудах отмечают, что развитие умственно отсталого ребенка отличается от развития нормальных детей с первых дней жизни. Умственно отсталые дети значительно позже начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить, то есть задерживается развитие пря-мостояния. Причем, у некоторых детей эта задержка бывает весьма существенной [2].

Развитие прямохождения характерно для периода предшекольного детства. У некоторых умственно отсталых детей развитие прямохождения происходит в те же сроки, но зачастую овладение ходьбой задерживается на длительный срок. Кроме этого, их движения качественно отличаются от движений детей с нормальным развитием, например, у них наблюдается неустойчивость, неуклюжесть походки, замедленность или импульсивность движений. Подлинного ознакомления с предметным миром, как у нормальных детей, у них не происходит [3].

В физическом развитии ребенка с нарушениями интеллекта, так же, как и в психическом, имеются общие тенденции с развитием нормально развивающихся детей. Но вместе с тем может наблюдаться и множество отклонений, в основе этого лежит диффузное поражение коры головного мозга. Отклонения могут выражаться в ослабленно-сти организма, в нарушениях соматики, дети под-

вержены простудным и инфекционным заболеваниям, наблюдается также общее физическое недоразвитие, нарушение мелкой моторики, осанки, координации элементарных двигательных актов, в нарушениях равновесия и др. У многих детей с нарушениями интеллекта возникают сопутствующие движения - синкенезии. Это приводит к нарушению моторных компонентов речи, которые связанны с общим развитием моторики, как крупной, так и мелкой [4].

У большого детей, поступающих в специальные дошкольные учреждения, отклонения в физическом развитии явно выражены, об этом свидетельствует неловкость движений, отклонение обнаруживается во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами, с трудом овладевая даже самыми простыми играми, как прыгалки. Часто предметы могут непроизвольно выпадать из их рук [7].

Краткий анализ факторов, влияющих на двигательную сферу умственно отсталых детей, позволяет выделить такие типичные двигательные расстройства, как:

-низкая двигательная активность, обусловлена может быть прежде всего тяжестью первичного дефекта или же его негативными последствиями;

-нарушение физического развития, ослабленный мышечный "корсет", снижение функций, обеспечивающих движение;

-нарушение координационных способностей: быстроты реакции, точности, движений, ориентировки в пространстве;

-низкий уровень всех жизненно важных физических способностей, например, таких как, сила, скорость, выносливость, гибкость;

-нарушение локомоторной деятельности, которая включает в себя ходьбу, бег, лазание, ползание, прыжки, метание, упражнения с предметами, все те движения, которые составляют основу жизнедеятельности ребенка [5].

Физическая подготовленность умственно отсталых детей в младшем школьном возрасте намного ниже по сравнению со здоровыми сверстниками (Григорьев Д.В) [6]. Двигательная недостаточность определяется так же, как и умственная и является основной частью ведущего дефекта.

Мы знаем, что наиболее трудным для умственно отсталых детей является выполнение физических упражнений, связанных с ориентированием в пространстве и точностью выполняемых движений.

Иногда многие младшие школьники не понимают простейших словесных инструкций из-за нарушений интеллекта. Поэтому на первых порах обучения лучше применять наглядные и практические методы обучения. В начале обучения детей рекомендуется учить действовать по подражанию действиям взрослого. По мере овладения детьми понимания инструкции возрастает и роль речи [4].

Большое внимание в процессе физического развития умственно отсталых детей следует уделять правильному определению количества упражнений, которые должны благоприятно влиять на состояние здоровья детей, а также состояние их сердечно-сосудистой системы, что должно в

«C©yL©qyiym=J©yrMaL»#2i26),2@19 / PEDAGOGICAL SGQ1MC11S

последствии привести к снижению простудных заболеваний.

В коррекционном образовательном учреждении особое внимание необходимо уделять физическому воспитанию и через него развивать умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание [7].

Список использованной литературы

1. Синельникова Т.В. Совершенствование координационных способностей умственно отсталых школьников 9-12 лет // Автореферат дис. ... кан. п.н., Омск, «Сибирская государственная академия физической куль-туры//http://www.dissercatcom/content/sovershenstv оуате-кооМта1зюппукЬ-5ро5оЬпо51е1-ит51уеппо-otstalykh-shkolnikov-9-12-let#ixzz2qLrPZx3s, 2000.

2. Нежкина, Н. Н. Психофизическая тренировка - новая технология физического воспитания детей-инвалидов с легкой интеллектуальной недостаточностью / Н. Н. Нежкина // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2006. - N 4. -С. 36-41.

9

3. Гончаренко Н.Ю. Ритмическая гимнастика, как средство развития гибкости у детей младшего школьного возраста: Методическая работа. - Санкт-Петербург, 2012.

4. Ащеулова М.Г. Ритмопластика как инновационный подход в системе физического воспитания для детей с нарушением слуха: Методическая разработка (музыкально-ритмическое занятие). -Санкт-Петербург, 2013.

5. Голова Е.В. Воспитание ритмопластики у детей младшего школьного возраста средствами гимнастики// Автореферат дис. ... кан. п.н., Москва, «Московский городской педагогический университет»// 2007.

6. Психология лиц с умственной отсталостью: Уч. -- метод. пособие / Составитель Е. А. Калмыкова. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. - 121 с.

7. Специальная психология Уч. -- метод. пособие / Составитель Н.Н Богдан, М.М. Могильная.-М.: Академия, 2002. - 25 С.

УДК: 378.147

Андриенко О.А.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ: КЕЙС-

ТЕХНОЛОГИЯ

Andrienko O.A.

PhD in Pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy

Orsk Humanities and Technology Institute (branch) OSU

MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AND THEIR APPLICATIONS: CASE STUDIE

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема применения современных образовательных технологий, а именно кейс-технологии, при подготовке студентов-педагогов. Рассмотрены понятия «технология», «образовательная технология», «педагогическая технология», «кейс-технология», раскрыты дидактические принципы кейс-метода. Также представлен опыт применения кейс-технологии при изучении студентами дисциплин психолого-педагогического цикла. Полученные результаты могут быть использованы педагогами образовательных учреждений, готовящих педагогов для более эффективной организации работы со студентами.

Abstract

This article deals with the problem of the use of modern educational technologies, namely case-technology, in the preparation of students-teachers. The concepts of "technology", "educational technology", "pedagogical technology", "case technology" are considered, the didactic principles of the case method are revealed. Also presented is the experience of application of case-technology in the study of students of disciplines ofpsychological and pedagogical cycle. The results can be used by teachers of educational institutions, training teachers for more effective organization of work with students.

Ключевые слова: технология, образовательная технология, кейс-технология, кейс-метод.

Key words: technology, educational technology, case technology, case method.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.