Научная статья на тему 'Особенности мотивационно-волевой сферы современного управленца в условиях Российской бизнес-среды'

Особенности мотивационно-волевой сферы современного управленца в условиях Российской бизнес-среды Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
800
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Долгов M. B.

В настоящей статье описываются особенности волевого потенциала управленцев. В результате сравнения волевых особенностей руководящих сотрудников и специалистов были выделены свойства волевого потенциала, отличающие их друг от друга. Показана связь особенностей волевого потенциала управленцев с мотивационной сферой. Выводы статьи могут быть использованы при организации отбора и подготовки управленцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special features of motivational-volitional sphere of modern managers under the conditions of Russian business evironment

The spezial features of the strong-willed potential of managers are described in this article. As a result of the comparison between managers and specialists the characteristics of strong-willed potential are marked, which distinguish a manager from a specialist The connection of the strong-willed potential' special features of managers with the motivational sphere is shown. The conclusions of the article can be used for organizing the selection and training the managers.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивационно-волевой сферы современного управленца в условиях Российской бизнес-среды»

Сер. 6. 2007. Вып. 2. Ч. I_ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

М.В. Долгов

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ СОВРЕМЕННОГО УПРАВЛЕНЦА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ БИЗНЕС-СРЕДЫ

Динамизм и глобальный характер перемен, охвативших все сферы жизни нашего общества, вызвал значительные изменения в судьбах людей. Для того чтобы внутренне соответствовать современной действительности, человек должен не просто адаптироваться к новой ситуации, но и быть способным изменить ее, изменяясь и развиваясь при этом сам. Способность к преобразованию и развитию окружающей среды касается всех сторон жизнедеятельности современного человека, но особенно отчетливо, на наш взгляд, проявляется в его профессиональной деятельности, поскольку окружающая бизнес-среда России исключительно динамична, конкурентна, обладает высокой степенью неопределенности и изменчивости.

Особый интерес в быстро меняющейся бизнес-среде вызывает анализ особенностей управленческой деятельности. Под управленческой деятельностью мы понимаем тип профессиональной деятельности, специфика которого определяется его основной и наиболее общей задачей - необходимостью соорганизации действий других людей в направлении достижения общих целей.

В содержание труда управленца наряду с планированием, контролем и мотивированием подчиненных входит решение проблемных ситуаций, задач в непредвиденных условиях, чтсУ связано с поиском информации, ее анализом, принятием оптимального решения и его адекватной реализацией. Управленческая деятельность является трудно программируемой, требует творческого подхода в решении профессиональных задач. Она отличается высоким темпом и связана со значительной степенью ответственности.

Следовательно, в число профессионально важных качеств менеджера должны входить свойства, Которые определяют его поведение в нестандартных и экстремальных профессиональных ситуациях. Имеются в виду такие свойства, дефицит которых лишь в ограниченной мере компенсируется индивидуальным трудовым стилем или формированием знаний и навыков. Для осуществления профессиональной деятельности эффективный и успешный управленец должен иметь достаточно высокий уровень развития личностных потенциалов.

Говоря о личностных потенциалах профессионала, мы основываемся на представлениях Б.Ф. Ломова1 о трехзвенной структуре психики, исходя из которых можно назвать три основных потенциала взрослого человека: интеллектуальный, волевой, коммуникативный. Особое значение для соответствия требованиям управленческой деятельности имеет, на наш взгляд, волевой потенциал.

Воля человека проявляется в ситуациях противостояния внешним воздействиям и окружению. Волевой потенциал определяет возможности человека действовать активно, изменять ситуацию, приспосабливать ее под себя, реализуя собственные цели и намерения. Все этапы целеобразования - иерархизации мотивов, осознавания и переживания актуальности мотива, постановки цели, выбора средств и получения результата - связаны

© М.В. Долгов, 2006

у человека с проблемой выбора, со способностью совершать этот выбор, т. е. определяются его волевым потенциалом. Необходимо отметить, что волевой потенциал управленца, с одной стороны, является условием отбора для управленческой деятельности, а, с другой стороны, волевой потенциал наиболее интенсивно развивается и трансформируется именно в процессе управленческой деятельности. Поэтому волевой потенциал управленца должен обладать специфической для управленческой деятельности структурой.

Отметим, что многие авторы2 предлагали различные варианты выделения разнообразных оснований для классификации волевых качеств (свойств). Диапазон рассматриваемых волевых качеств огромен: от 4 до 134.

Мы основывались на той классификации волевых качеств (свойств) личности, которая использовалась в работах А.Ц. Пуни3, Н.В. Стамбуловой4 и С.М. Шингаева5. Речь идет о пяти базовых волевых качествах (свойствах):

1 ТТАТТй1)'ЛТПМ*ПйиТ1ЛЛТ1 •

2. Решительность;

3. Инициатива - самостоятельность;

4. Настойчивость - упорство;

5. Самообладание - выдержка.

Определяя ключевые для уопешной реализации управленческой деятельности волевые качества (свойства) личности, мы, в соответствии с деягельностным подходом, предположили существенный приоритет волевых качеств (свойств) личности, обеспечивающих реализацию одной из функций волевого потенциала - функции активного преобразования.

Другая функция волевого потенциала - регулятивная - важна для успеха управленческой деятельности не в большей степени, чем для любой другой. Поэтому волевые качества (свойства) личности, обеспечивающие регулятивные функции, должны быть представлены в волевом потенциале управленцев на уровне, существенно не отличающемся от уровня этих качеств у специалистов, не занимающихся управленческой деятельностью.

Мы предположили, что на реализацию активно преобразующей функции личности оказывают влияние, прежде всего, целеустремленность, инициатива - самостоятельность и решительность, а регулятивная функция личности предполагает большую выраженность в волевом потенциале настойчивости - упорства и самообладания - выдержки.

На наш взгляд, большая выраженность в волевом потенциале управленца именно целеустремленности, инициативы - самостоятельности и решительности, позволяет управленцу в процессе реализации управленческой деятельности использовать стратегии активного преобразования действительности. Это во многом и определяет как успешность управленца в процессе управленческой деятельности, так и общую успешность его жизненного пути.

Для подтверждения этой гипотезы нами в 2001-2003 годах было проведено исследование. В нем приняло участие 323 человека из 11 коммерческих организаций Москвы и Санкт-Петербурга, работающих в сфере производства и услуг. Из них: 53 управленца (топ-менеджеры и менеджеры среднего звена) и 270 специалистов.

С помощью «Модифицированного опросника волевых качеств Н.В. Стамбуловой» (МОС) нами были получены показатели выраженности волевых качеств (свойств) управленцев и специалистов, которые были нормированы, и эти значения сравнивались между собой с помощью ^критерия Стьюдента отдельно для групп управленцев и специалистов.

Результаты сравнения показали, что управленцы превосходят специалистов по выраженности всех без исключения волевых качеств (свойств) и, следовательно, по суммарному

показателю волевого потенциала (р < 0,000006). Таким образом, мы можем говорить о том, что у управленцев, действующих в современной бизнес-среде России, в целом волевой потенциал выше, чем у специалистов.

Следующим шагом нашего исследования было получение профиля волевых качеств (свойств) отдельно у управленцев и у специалистов.

Оказалось, что средние значения целеустремленности у руководителей выше, чем средние значения инициативности - самостоятельности и решительности, но не значимо. Средние значения инициативности - самостоятельности и решительности практически одинаковы. Поэтому все три волевых качества (свойства) - целеустремленность, инициативность и решительность - были отнесены нами к одному уровню выраженности.

Ко второму, более низкому, уровню выраженности были отнесены два оставшихся волевых качества: настойчивость и самообладание.

Различия выраженности качеств первого и второго уровня достоверны (р < 0,00280). Это подтверждает нашу гипотезу о большей выраженности у управленцев тех волевых качеств (свойств), которые обеспечивают реализацию активно преобразующей функции личности (целеустремленности, инициативности, решительности).

Профиль волевых качеств (свойств), построенный для специалистов, не показывает значимых различий выраженности волевых качеств (свойств): достоверность различий только на уровне р < 0,62499.

Профиль волевых качеств (свойств) специалистов - ровный («линейка»), без ярко выраженных различий в выраженности тех или иных волевых качеств (свойств).

Таким образом, большая выраженность во внутренней структуре волевого потенциала качеств (свойств) целеустремленности, инициативности - самостоятельности и решительности, обеспечивающих реализацию активно преобразующей функции личности, является одним из характерных особенностей субъектов управленческой деятельности.

Причиной большей выраженности волевых качеств (свойств) в целом у управленцев по сравнению со специалистами мы считаем более сильно развитую мотивационную сферу. Реализация мотивации высокого уровня требует строго целенаправленной деятельности и значительных волевых усилий, что создает необходимость развития волевых качеств (свойств) управленцев в большей степени, чем у специалистов.

Сравнение показателей силы мотивов руководителей и специалистов, полученных с помощью биографического опросника Хольцмана, дало возможность обнаружить значимые различия значений по всем оцениваемым мотивам: по мотивации достижений (р < 0,004170), по мотивации власти (р < 0,000009), по мотивации присоединения (р < 0,000058), по ориентации на успех (р < 0,003307). Уровень мотивации у руководителей выше по всем показателям.

Стоит обратить внимание на то, что наименьший уровень различий руководителей и сотрудников был обнаружен при оценке выраженности мотивации достижения. Мы объясняем это тем, что различия по мотивации достижения управленцев и специалистов в меньшей мере отражают специфичность управленческой деятельности и не всегда связаны с преобразующей функцией личности. Специалисты могут реализовывать свои потребности в достижениях путем постоянного совершенствования и улучшения уже существующей практики профессиональной деятельности.

Также интерес вызывает то, что обнаружен сравнительно высокий уровень различий выраженности у руководителей по сравнению с сотрудниками мотива

присоединения. Данный феномен, на наш взгляд, носит культурный характер и, вероятно, является специфичным для России (более высокий уровень коллективизма, чем в западных странах).

Особое значение мы придаем тому, что наибольшие различия в выраженности мотивов руководителей и сотрудников были отмечены именно в мотивации власти. Значимая выраженность мотива власти, на наш взгляд, наиболее существенно отражает специфику мотивационной сферы управленца.

Высокие значения мотива власти говорят о стремлении к власти (личной или деперсонализированной) и влиянию на других людей и предполагают готовность взять на себя функции руководства, контроля, организации и структурирования деятельности других. Личность с высокими показателями мотива власти стремится приобрести и реализовать возможность влияния на окружающих ее людей. Ищет и пытается овладеть доступными источниками влияния, такими, как позиция или функции руководителя, функции контроля и структурирования деятельности других людей. Для личности с высокой мотивацией власти привлекательна сама возможность изменить поведение или состояние другого человека, даже если нет необходимости реализовывать ее в деятельности.

Поэтому мотивация власти, скорее всего, должна быть интегрирована с уровнем развития волевых качеств (свойств), обеспечивающих ее реализацию.

Расчет коэффициентов корреляции позволил нам обнаружить высокие положительные связи всех четырех оцениваемых нами мотивов со всеми волевыми качествами (свойствами) личности управленцев.

Таблица 1

Связь мотиваций и волевых качеств (свойств) у управленцев

Мотивация достижения Мотивация власти Мотивация присоединения

Целеустремленность 0,303 0,318 0,200

Решительность 0,316 0,326* 0,293

Инициатива - самостоятельность 0,281 0,390* 0,217

Настойчивость - упорство 0,344* 0,260 0,223

Самообладание - выдержка 0,319 0,232 0,231

Совокупный волевой потенциал 0,380* 0,370* 0,285

Примечание. Знаком * отмечены значимые коэффициенты корреляции по Пирсону на уровне значимостир < 0,01.

Из представленной таблицы видно, что уровень корреляции различных мотивов с волевыми качествами (свойствами) отличается. Как мы и предполагали, с совокупным волевым потенциалом наиболее сильную связь обнаруживает мотивация достижения и мотивация власти.

Мотивация является фактором, определяющим отношение к управленческой деятельности и, в конечном счете, включенность в нее управленца.

Волевые качества, в свою очередь, определяют уровень реализации мотивов. Поскольку без одного (воли) не может быть другого (реализации мотивов), структуры мотивов и волевых качеств (свойств) должны бьггь интегрированы. Наиболее тесно связаны

г

между собой сила мотивации власти и выраженность такого волевого качества (свойства), как инициатива - самостоятельность.

Таким образом, говоря об особенностях мотивационно-волевой сферы современного управленца в условиях российской бизнес-среды, мы можем сделать следующие выводы:

1. Волевой потенциал у управленцев в целом выше, чем у специалистов. Управленцы превосходят специалистов по выраженности всех без исключения волевых качеств (свойств);

2. Структура волевого потенциала управленцев качественно отличается от структуры волевого потенциала специалистов. У первых существенно сильнее выражены волевые качества (свойства), обеспечивающих реализацию активно преобразующей функции личности (целеустремленности, инициативности - самостоятельности, решительности).

3. Профиль волевых качеств (свойств) специалистов - ровный («линейка»), без ярко выраженных различий в выраженности тех или иных волевых качеств (свойств);

4. Управленцев отличает более сильно выраженная мотивационная сфера по всем ведущим мотивам: мотивации достижения, мотивации власти и мотивации присоедине-

5. Наиболее отчетливо управленцев от специалистов отличает мотивация власти;

6. Мотивация власти наиболее сильно связана с выраженностью таких волевых качеств (свойств), как инициатива - самостоятельность и решительность. А мотивация достижения - с настойчивостью - упорством, качеством (свойством) менее выраженным в структуре волевого потенциала управленца.

1 Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

2 Богословский В.В. Воля и волевые свойства личности // Общая психология / Под ред. В.В. Богословского и др. М., 1973. С. 288-305; Гоноболин Ф.Н. Воля, характер, деятельность. Минск, 1966; Иванников В.А. К сущности волевого поведения // Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 3. С. 47-55; Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2000; Корнилов К.Н. Воля и ее воспитание. М., 1957; Никандров В.В. Систематизация волевых свойств человека // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6.1995. Вып. 2. С. 58-65^ПуниА.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. Л., 1977; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946; Щербаков А.И. Волевые процессы и свойства личности. Л., 1963.

1 Пуни А.Ц. Указ. соч.

4 Макшанов С.И. Психодиагностика способности к управлению людьми: Дис. канд. психол. наук. СПб., 1991.

5 Шингаев СМ. Психодиагностика и формирование волевых качеств у курсантов высших военно-учебных заведений: Дис. канд, психол. наук. СПб., 2001.

[Рецензент: канд. психол. наук, доц. С.А. Маничев]

Статья принята к печати 22 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.