Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ'

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Седых Татьяна Владимировна, Манушкина Маргарита Михайловна, Остыловская Оксана Анатольевна

Сегодня все исследователи согласны с тем, что компетентность является сложным образованием и имеет многокомпонентную структуру. Однако в разных работах указывается различный компонентный состав компетентности. Большая часть исследователей выделяет мотивационный или мотивационно-ценностный компонент, как необходимую составляющую профессиональной компетентности. В данной статье представлено исследование мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетентности бакалавров младших курсов педагогического направления подготовки. Обсуждая состав и уровни развития мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетентности педагога, в статье используются такие критерии, как отношение к профессии, осознание значимости профессии, увлеченность научной деятельностью, стремление к саморазвитию, интерес к изучаемой предметной области. На основе предложенной уровневой модели мотивационно-ценностного компонента в структуре профессиональной компетентности, была разработана анкета. Кроме того, использовалась методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной. Исследование показывает, что развитие данного компонента требует специфических мер. Предложен ряд мер, направленных на развитие профессиональной мотивации студентов и ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности. Включение студентов как можно раньше в профессиональную и квазипрофессиональную деятельность. Если нет возможности привлечь их к преподаванию или воспитанию, то существенным подспорьем могут стать имитационные игры. Желательно с первого же семестра привлекать студентов к научной деятельности. Это возможно в ходе проведения научного студенческого семинара, куда приглашаются первокурсники. Именно вовлеченность в общее дело и развитие профессиональной идентичности усиливают как мотивацию, так и переживание субъективного благополучия. Также можно использовать систему наставничества. В качестве наставников могут выступать студенты старших курсов, магистры, преподаватели. Формирование включающих в себя студентов разных курсов научных коллективов предоставляет возможность первокурсникам как наблюдать за исследовательской деятельностью, так и принимать посильное участие под патронажем более зрелых исследователей. Институт наставничества столетиями доказывает свою эффективность - он позволяет сформироваться ценностное отношению к профессиональной деятельности, добавляет ей эмоциональности и персонализации. Перечисленные меры не являются исчерпывающими. Могут быть организованы тренинги, выездные школы, волонтерское движение студентов, участие их в дискуссиях, круглых столах, конкурсах и олимпиадах, организация фокус-групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Седых Татьяна Владимировна, Манушкина Маргарита Михайловна, Остыловская Оксана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MOTIVATIONAL-VALUE COMPONENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF JUNIOR BACHELOR COURSES OF PEDAGOGICAL TRAINING

Today, all researchers agree that competence is a complex entity and has a multicomponent structure. However, different works indicate different components of competence. Most researchers single out the motivational or motivational-value component as a necessary component of professional competence. This article presents a study of the motivational-value component of the professional competence of undergraduate bachelors in the pedagogical field of study. Discussing the composition and levels of development of the motivational-value component of a teacher's professional competence, the article uses such criteria as: attitude to the profession, awareness of the importance of the profession, dedication to scientific activity, desire for self-development, interest in the studied subject area. Based on the proposed level model of the motivational-value component in the structure of professional competence, a questionnaire was formed. In addition, the method of studying the motivation for learning at the university T.I. Ilyina. The study shows that the development of this component requires specific measures. A number of measures aimed at the development of students' professional motivation and value attitude to future professional activity are proposed. Inclusion of students as early as possible in professional and quasi-professional activities. If it is not possible to involve them in teaching or education, then simulation games can become a significant help. From the first semester to involve students in scientific activities. It is possible to hold a scientific student seminar, where to invite first-year students. It is involvement in a common cause and the development of professional identity that enhance both motivation and the experience of subjective well-being. Use a mentoring system. Students from senior courses, masters, teachers can act as mentors. The formation of research teams, including students from different courses, so that freshmen can both observe research activities and take part under the patronage of more mature researchers. The institute of mentoring has been proving its effectiveness for centuries - it allows the formation of a deeply personal attitude to activity, adds emotionality and personalization to it. The listed measures are not exhaustive. Perhaps training procedures, field schools, volunteer activities of students, participation in discussions, round tables, competitions and olympiads, organization of focus groups will show themselves well.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ»

Рисунок 5. Картограмма

Итоговый этап включает презентацию результатов проекта, которая заключается в представлении и защите созданного дашборда перед комиссией. Комиссия подводит итоги групповой работы студентов, выставляя оценку и определяя личностный вклад каждого участника проекта.

Формирование отчетов о контингенте и успеваемости студентов с использованием дашбордов имеет важное практическое применение в работе института: появляется возможность исследовать информацию о контингенте студентов, выявлять статистику поступления из разных стран СНГ, так же исследование успеваемости студентов на основе различных факторов.

Выводы. Таким образом, проектная деятельность в полной мере позволит организовать учебно-познавательную деятельность бакалавров во внеаудиторное время в ходе самостоятельного поиска, отбора, анализа и переработки информации. Это позволит развить у студентов такие навыки и умения, как владение способами целенаправленной деятельности, готовности к сотрудничеству и взаимодействию, а также наделить опытом самообразования.

Литература:

1. Helle, L. Project-Based Learning in Post-Secon-dary Education Theory, Practice and Rubber Sling Shots / L. Helle, P. Tynjälä, E. Olkinuora // Higher Education. - 2006. - Vol. 51. - Issue 2. - P. 287-314.

2. Косовцева, Т.Р. MS Excel в расчетных задачах: Учебное пособие / Т.Р. Косовцева, В.Ю. Петров. - СПб: СПбГУ ИТМО, 2010. - 80 с.

3. Лебедева, Л.И. Метод проектов в продуктивном обучении / Л.И. Лебедева, Е.В. Иванова // Школьные технологии. - 2002. - № 5. - С. 116-120.

4. Полат, Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса / Е.С. Полат // Школьные технологии. - 2006. - № 6. - С. 4345.

5. Решетка, В.В. Проектный метод обучения как средство реализации практико-ориентированной технологии / В.В. Решетка // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2013. - № 2 (10). - С. 83-86.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук Седых Татьяна Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск); кандидат педагогических наук Манушкина Маргарита Михайловна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск); кандидат педагогических наук Остыловская Оксана Анатольевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Красноярск)

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ

ПОДГОТОВКИ

Аннотация. Сегодня все исследователи согласны с тем, что компетентность является сложным образованием и имеет многокомпонентную структуру. Однако в разных работах указывается различный компонентный состав компетентности. Большая часть исследователей выделяет мотивационный или мотивационно-ценностный компонент, как необходимую составляющую профессиональной компетентности. В данной статье представлено исследование мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетентности бакалавров младших курсов педагогического направления подготовки. Обсуждая состав и уровни развития мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетентности педагога, в статье используются такие критерии, как отношение к профессии, осознание значимости профессии, увлеченность научной деятельностью, стремление к саморазвитию, интерес к изучаемой предметной области. На основе предложенной уровневой модели мотивационно-ценностного компонента в структуре профессиональной компетентности, была разработана анкета. Кроме того, использовалась методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной. Исследование показывает, что развитие данного компонента требует специфических мер. Предложен ряд мер, направленных на развитие

профессиональной мотивации студентов и ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности. Включение студентов как можно раньше в профессиональную и квазипрофессиональную деятельность. Если нет возможности привлечь их к преподаванию или воспитанию, то существенным подспорьем могут стать имитационные игры. Желательно с первого же семестра привлекать студентов к научной деятельности. Это возможно в ходе проведения научного студенческого семинара, куда приглашаются первокурсники. Именно вовлеченность в общее дело и развитие профессиональной идентичности усиливают как мотивацию, так и переживание субъективного благополучия. Также можно использовать систему наставничества. В качестве наставников могут выступать студенты старших курсов, магистры, преподаватели. Формирование включающих в себя студентов разных курсов научных коллективов предоставляет возможность первокурсникам как наблюдать за исследовательской деятельностью, так и принимать посильное участие под патронажем более зрелых исследователей. Институт наставничества столетиями доказывает свою эффективность - он позволяет сформироваться ценностное отношению к профессиональной деятельности, добавляет ей эмоциональности и персонализации. Перечисленные меры не являются исчерпывающими. Могут быть организованы тренинги, выездные школы, волонтерское движение студентов, участие их в дискуссиях, круглых столах, конкурсах и олимпиадах, организация фокус-групп.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, мотивационно-ценностный компонент профессиональной компетентности, профессиональная направленность, высшее образование, педагогическое образование.

Annotation. Today, all researchers agree that competence is a complex entity and has a multicomponent structure. However, different works indicate different components of competence. Most researchers single out the motivational or motivational-value component as a necessary component of professional competence. This article presents a study of the motivational-value component of the professional competence of undergraduate bachelors in the pedagogical field of study. Discussing the composition and levels of development of the motivational-value component of a teacher's professional competence, the article uses such criteria as: attitude to the profession, awareness of the importance of the profession, dedication to scientific activity, desire for self-development, interest in the studied subject area. Based on the proposed level model of the motivational-value component in the structure of professional competence, a questionnaire was formed. In addition, the method of studying the motivation for learning at the university T.I. Ilyina. The study shows that the development of this component requires specific measures. A number of measures aimed at the development of students' professional motivation and value attitude to future professional activity are proposed. Inclusion of students as early as possible in professional and quasi-professional activities. If it is not possible to involve them in teaching or education, then simulation games can become a significant help. From the first semester to involve students in scientific activities. It is possible to hold a scientific student seminar, where to invite first-year students. It is involvement in a common cause and the development of professional identity that enhance both motivation and the experience of subjective well-being. Use a mentoring system. Students from senior courses, masters, teachers can act as mentors. The formation of research teams, including students from different courses, so that freshmen can both observe research activities and take part under the patronage of more mature researchers. The institute of mentoring has been proving its effectiveness for centuries - it allows the formation of a deeply personal attitude to activity, adds emotionality and personalization to it. The listed measures are not exhaustive. Perhaps training procedures, field schools, volunteer activities of students, participation in discussions, round tables, competitions and olympiads, organization of focus groups will show themselves well.

Key words: professional competence, motivational and value component of professional competence, professional orientation, higher education, pedagogical education.

Введение. Проблема развития мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетенции довольно остро встает для педагогических направлений подготовки, поскольку будущий педагог сможет стать наставником и воспитателем лишь в том случае, когда осознает социальную значимость своей деятельности, имеет направленность на решение сложнейших задач, связанных с развитием личности учащегося, его успешной социализацией [1]. Для развития данного компонента у студентов, преподавателям вуза важно понимать, с каким мотивационно-ценностным багажом пришли первокурсники - от этого зависят меры, связанные с развитием данного компонента. Для ответа на данный вопрос, проведен мониторинг мотивационной, ценностной и профессиональной направленности первокурсников - будущих педагогов.

Изложение основного материала статьи. Обсуждая состав и уровни развития мотивационно-ценностного компонента профессиональной компетенции педагога, Е.Г. Гуцу и Е.И. Смирнова, перечисляют следующие критерии: отношение к профессии, осознание значимости профессии, увлеченность научной деятельностью, стремление к саморазвитию, интерес к преподаваемой дисциплине. [2] Проецируя данные критерии на студентов, можно говорить об наличии или отсутствии интереса к изучаемой предметной области. На основе предложенной авторами уровневой модели мотивационно-ценностного компонента в структуре профессиональной компетенции, была разработана анкета. Кроме того, использовалась методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной.

Исследование было проведено на базе СФУ ИППС. В исследовании принял участие 31 студент 1 курса бакалавриата.

«Методика изучения мотивации обучения в вузе» Т.И. Ильиной [3] содержит три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).

Мотив приобретения знаний не предполагает профессиональной мотивации, он может отражать внепредметную когнитивную активность, любознательность студента.

Мотивация, связанная с получением документа о высшем образовании, не содержательна - такому студенту практически не важно, где учиться, стремление к дальнейшей работе по специальности у него отсутствует.

Наличие именно профессиональной мотивации отражает шкала «Овладение профессией».

Таблица 1

Результаты изучения мотивации обучения студентов в вузе

Мотивы Доля студентов, %

Приобретение знаний 37

Овладение профессией 23

Получение диплома 40

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что для студентов несодержательные относительно будущей профессиональной деятельности мотивы заметно значимее, чем собственно профессиональная мотивация.

Далее приведены результаты изучения мотивационно-ценностного компонента в структуре профессиональной компетенции студентов с помощью разработанной авторами анкеты. В таблице 2 представлены результаты изучения отношения студентов к будущей профессии.

Таблица 2

Результаты изучения отношения студентов к будущей профессии

Критерий Доля студентов, %

Педагогическая деятельность осознается как ценность. Наличие устойчивой осознанной профессиональной мотивации. 19

Переживание педагогической профессии как ценности проявляется эпизодически. 32

Педагогическая деятельность не осознается как ценность. 49

Данные таблицы 2 позволяют сделать вывод о том, что только 19% первокурсников устойчиво осознают будущую профессию как ценность. Почти половина испытуемых не осознает ценности будущей профессиональной деятельности. Треть студентов ценность педагогической деятельности переживает эпизодически, их отношение к будущей профессии пока неустойчиво. Это означает, что их отношение к будущей профессиональной деятельности может как усилиться, так и окончательно разрушиться, в зависимости от множества обстоятельств, в частности, от успешности обучения и вовлеченности в профессиональную, квазипрофессиональную или научную деятельность, а также от складывающихся отношений с преподавателями и одногруппниками.

В таблице 3 представлено распределение ответов студентов относительно переживания значимости будущей профессиональной деятельности. Мы видим, что 58% испытуемых переживает значимость будущей профессиональной деятельности эпизодически, в зависимости от контекста ситуации. Устойчивое чувство значимости будущей профессии для общества и для себя лично характерно для 23% первокурсников. У 19% отсутствует переживание значимости педагогической деятельности.

Таблица 3

Результаты изучения осознания студентами значимости будущей профессии

Критерий Доля студентов, %

Понимание и переживание значимости педагогической деятельности. 23

Понимание и переживание значимости педагогической деятельности проявляется только в отдельных ситуациях. 58

Значимость педагогической деятельности не признается и не переживается. 29

Для того, чтобы чувство значимости будущей профессиональной деятельности возникло и обрело устойчивые формы, студент должен видеть, как данная профессиональная деятельность способна изменить жизнь к лучшему как того, на кого она направлена, так и самого субъекта деятельности - педагога.

В таблице 4 представлено распределение ответов студентов относительно интереса к будущей преподаваемой дисциплине. Чуть менее половины студентов имеют неустойчивый интерес к будущей преподаваемой дисциплине. Полную несформированность интереса демонстрирует 26% испытуемых. При этом практически треть студентов показывает сформированность выраженного и устойчивого интереса к предметной области.

В таблице 5 отражены результаты опроса студентов по поводу заинтересованности в научной деятельности. Трудно ожидать от первокурсников увлеченности научной деятельностью, однако, 13% показали её наличие. Это безусловно свидетельствует о том, что студентов уже на первом курсе следует привлекать к научным исследованиям. У 55% испытуемых полностью отсутствует интерес к научной и исследовательской деятельности. Безусловно первокурсник имеет весьма поверхностные представления о науке, и если его не привлекать к исследованиям, то у него мало шансов ими заинтересоваться.

Таблица 4

Результаты изучения интереса студентов к будущей преподаваемой дисциплине

Критерий Доля студентов, %

Устойчивый интерес к будущей преподаваемой дисциплине. 39

Неустойчивый интерес к будущей преподаваемой дисциплине. 45

Интерес не сформирован. 26

Таблица 5

Результаты изучения интереса студентов к будущей преподаваемой дисциплине

Критерий Доля студентов, %

Увлеченность наукой ярко выражена. 13

Заинтересованность наукой неустойчива. 32

Заинтересованность наукой не проявляется. 55

В таблице 6 представлены ответы студентов на вопрос о стремлении к самосовершенствованию Более 60% студентов указали на стремление к постоянному самосовершенствованию, что говорит о широко представленной ценности

личностного роста. В анкете не было уточнения, имеется в виду личностный рост внутри профессиональной деятельности и благодаря ей, или речь идет о любой созидательной деятельности, ведущей к самоактуализации. В результате полученные сведения оказались не столь информативны для оценки профессиональной компетентности.

Таблица 6

Результаты изучения стремления студентов к самосовершенствованию

Критерий Доля студентов, %

Постоянное осознанное стремление к самосовершенству. 61

Стремление к самосоверщенству неустойчиво, проявляется ситуативно. 23

Стремление к постоянному самосовершенству не сформировано. 16

Таким образом, можно сделать вывод, что мотивационно-ценностный компонент профессиональной компетентности у бакалавров-первокурсников сформирован на среднем уровне. Это стартовая точка, отталкиваясь от которой вуз должен сформировать развитую мотивацию и ценностное отношение к будущей профессии.

Опираясь на предложенные критерии, можно предложить комплекс мер, позволяющих не упустить студентов, у которых мотивационно-ценностный компонент уже достаточно высоко развит, и способствовать развитию данного компонента у студентов со слабым уровнем.

В качестве комплекса мер, очевидно выступают следующие:

1. Включение студентов как можно раньше в профессиональную и квазипрофессиональную деятельность. Если нет возможности привлечь их к преподаванию или воспитанию, то существенным подспорьем могут стать имитационные деловые игры.

2. Привлечение с первого же семестра студентов к научной деятельности. Можно проводить научный студенческий семинар, куда приглашать первокурсников. Именно вовлеченность в общее дело и развитие профессиональной идентичности усиливают как мотивацию, так и переживание субъективного благополучия [2].

3. Использование системы наставничества. В качестве наставников могут выступать студенты со старших курсов, магистры, преподаватели. Формирование научных коллективов, включающих в себя студентов с разных курсов, позволит первокурсникам как наблюдать за исследовательской деятельностью, так и принимать посильное участие под патронажем более зрелых исследователей. Институт наставничества столетиями доказывает свою эффективность - он позволяет сформироваться глубоко личностному отношению к деятельности, добавляет ей эмоциональности и персонализации.

Перечисленные меры не являются исчерпывающими. организованы тренинги, выездные школы, волонтерское движение студентов, участие их в дискуссиях, круглых столах, конкурсах и олимпиадах, организация фокус-групп. Самая разнообразная активность, направленная на решение посильных профессиональных задач студентами, повысит их уровень самооценки, повлияет на процесс становления профессиональной идентичности, поспособствует развитию осознанного отношения к будущей деятельности, даст почувствовать студенту его нужность, социальную ценность. Вовлекать студентов в данные виды активности следует начинать как можно раньше - прямо с первого курса, что даст шанс раннего становления профессиональной компетентности в целом, и ее мотивационно-ценностного компонента, в частности.

Выводы. Мотивационно-ценностный компонент выступает необходимым звеном профессиональной компетентности. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что у студентов-первокурсников данный компонент хоть и выражен, но далек от эталонного, носит неустойчивый характер. Интерес к будущей профессиональной деятельности, отношение к ней как к ценности проявляется часто эпизодически, зависит от контекста конкретной ситуации. Значительную долю мотивации учебной деятельности составляют мотивы формальные, не содержательные. Для целенаправленного и эффективного развития данного компонента профессиональной мотивации предложен ряд мер, обобщить которые можно как вовлечение студентов уже на ранних этапах обучения в различные виды профессиональной, квазипрофессиональной и научной деятельности.

Литература:

1. Остыловская, О.А. Профессиональные компетенции: структура, состав, особенности формирования / О.А. Остыловская, М.М. Манушкина, В.Н. Шестаков. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2020 - 62 с.

2. Гуцу, Е.Г. Мотивационно-ценностный компонент в структуре профессиональной компетенции преподавателя вуза: критерии и уровни развития / Е.Г. Гуцу, Е.И. Смирнова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. -С. 564-564.

3. Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной. - URL: http://testoteka.narod.ru/ms/1/05.html (дата обращения: 01.05.2022).

5. Яковлева, Е.А. Эффекты влияния профессиональной идентичности на результаты труда и субъективное благополучие / Е.А. Яковлева, В.Е. Крячко //Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). - 2019. -Т. 10. - №. 4. - С. 126-145.

Педагогика

УДК 373.292

профессор Сенько Вячеслав Константинович

Академия архитектуры и искусств Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону); магистрант Худжамова Кристина Диловаровна

Академия архитектуры и искусств Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВАМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЫ

Аннотация. В статье рассматриваются научные основы обучения младших школьников основам изобразительного искусства. Проведен анализ психолого-педагогических идей обучения и развития учащихся на занятиях изобразительным искусством, описаны условия, средства и методы успешного обучения младших школьников. Знание преподавателем психолого-педагогических особенностей учащихся и их применение в процессе обучения помогают преодолеть трудности в проведении занятий изобразительной грамоты. Современные условия образования затрагивают обучение и выявляют новые принципы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников. Особое внимание уделяется психолого-педагогическим принципам, способствующим более эффективному изучению творческого процесса. Содержательная, методическая и организационная деятельность находят свое отражение в научном применение в использовании художественно-образовательном процессе. Полученные результаты служат подспорьем в понимании внутренних механизмов развития и влияния социальной среды на младших школьников, что определяет успешную профессиональную деятельность преподавателей. Все это позволит в полной мере проработать актуальные проблемы современного художественного образования в целом. Следовательно, детальное изучение и анализ всей личностной сферы младшего школьного возраста в результате коммуникации, может вывести процесс художественного обучения на новый уровень, преобразовывая и дополняя нововведения. Таким образом, правильное построение учебного процесса - залог успешного освоения учебной программы и создание психической гармонии учащегося как целостной личности.

Ключевые слова: психолого-возрастные особенности развития младших школьников, дидактические принципы, методы обучения.

Annotation. The article discusses the scientific foundations of teaching elementary school students the basics of fine art. The analysis of psychological and pedagogical ideas of teaching and development of students in the visual arts classes is carried out, the conditions, means and methods of successful teaching of younger schoolchildren are described. The teacher's knowledge of the psychological and pedagogical characteristics of students and their application in the learning process help to overcome difficulties in conducting visual literacy classes. Modern conditions of education affect learning and reveal new principles, taking into account the age and individual characteristics of younger schoolchildren. Special attention is paid to the psychological and pedagogical principles that contribute to a more effective study of the creative process. The content, methodological and organizational activities are reflected in the scientific application in the use of the artistic and educational process. The results obtained serve as an aid in understanding the internal mechanisms of development and the influence of the social environment on younger schoolchildren, which determines the successful professional activity of teachers. All this will allow us to fully work out the actual problems of modern art education in general. Consequently, a detailed study and analysis of the entire personal sphere of primary school age as a result of communication can bring the process of artistic learning to a new level, transforming and complementing innovations. Thus, the correct construction of the educational process is the key to the successful development of the curriculum and the creation of mental harmony of the student as an integral personality.

Key words: psychological and age-related features of the development of younger schoolchildren, didactic principles, teaching methods.

Введение. Психолого-возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста исследовали многие ученые: Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, Ю.А. Полуянов, В.В. Репкин, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др. Различные подходы к периодизации психического развития ребенка рассматривали П.П. Блонский, З. Фрейд, Л. Колберг, Э. Эриксон, Ж. Пиаже и др. Для того чтобы реализовать дидактический принцип учета психолого-возрастных особенностей учащихся, учителю следует знать возрастную психологию младших школьников и создать условия для реализации данного принципа.

Изложение основного материала статьи. Жан Пиаже - швейцарский философ, известный своими работами по изучению психологии детей, выделял следующие основные периоды развития интеллекта человека: с 2-х до 4-х лет у ребенка развивается символическое и допонятийное мышление. Далее, до 8-ми лет идет развитие интуитивного, наглядного мышления. К 12-ти годам у подростка формируются конкретные операциональные группировки мышления, относящиеся к объектам, которыми можно манипулировать, а с 12-ти лет и в течение всего юношеского периода вырабатывается формальное мышление, группировки которого характеризуют зрелый рефлексивный интеллект [3, C. 58].

Данное исследование совпадает с исследованиями некоторых советских ученых. Так, например, в работах Л.С. Выготского представлена периодизация возрастного развития человека, начиная с детского возраста, в частности, нас интересуют периоды дошкольного и младшего школьного возраста, и этими знаниями пользуются все педагоги. У Ананьева Б.Г. представлена аналогичная система периодизации развития ребенка: преддошкольный период длится от 3-х до 5-ти лет, дошкольный - от 5-ти до 7-ми лет, младший школьный - от 7-ми до 11-ти лет, а подростковый средний школьный возраст длится от 11-ти до 15-ти лет. Данная система стала общепринятой в педагогических исследованиях. Эльконин Д.Б. называет три основных показателя самого развития ребенка, это, во-первых, определенная социальная ситуация развития или конкретная форма отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми, во-вторых, основной или ведущий тип деятельности ребенка, в-третьих, основные психические новообразования [10, C. 42].

В исследованиях Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, развивающих деятельностную концепцию, основным критерием психического развития является тип ведущей деятельности.

Известно, что у младших школьников развивается преимущественно эмоционально-чувственная сфера личности и идет накопление опыта умственных действия. Сложные понятия изобразительного искусства типа «колорит» находятся за пределами их восприятия. Абстрактные представления в виде колорита, пропорций, конструкции слишком абстрактны, у младших школьников абстрактное мышление еще не сформировано, оно начнет формироваться, по мнению психологов, с 11-ти лет. Поэтому учителю необходимо «спуститься» к восприятию учащихся и давать им знания и практические навыки на доступном для них уровне восприятия. Создавая систему учебно-творческих и развивающих заданий, по ознакомлению

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.