Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
670
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / СТАЖ РАБОТЫ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ТРУДОЛЮБИЕ / ИНТЕРЕС К РАБОТЕ / ПОТРЕБНОСТИ СОТРУДНИКА / PROFESSIONAL MOTIVATION / WORK EXPERIENCE / WORKING CAPACITY / HARD WORK / INTEREST IN WORK / EMPLOYEE NEEDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Володарская Е.А., Самсонова А.Г.

Статья посвящена обсуждению характеристик профессиональной мотивации воспитателей дошкольного образовательного учреждения с учетом стажа их работы в детском саду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE MOTIVATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATION

The article is devoted to the discussion of the characteristics of professional motivation of teachers of a preschool educational institution, taking into account the experience of their work in kindergarten.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Проблемы образования

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

PECULIARITIES OF THE MOTIVATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATION

Е. А. Володарская, А. Г. Самсонова

E. A. Volodarskaya, A. G. Samsonova

Статья посвящена обсуждению характеристик профессиональной мотивации воспитателей дошкольного образовательного учреждения с учетом стажа их работы в детском саду.

The article is devoted to the discussion of the characteristics of professional motivation of teachers of a preschool educational institution, taking into account the experience of their work in kindergarten.

Ключевые слова: профессиональная мотивация, стаж работы, работоспособность, трудолюбие, интерес к работе, потребности сотрудника.

Keywords: professional motivation, work experience, working capacity, hard work, interest in work, employee needs.

Введение

Проблемы мотивации профессиональной деятельности работников дошкольного образования, имеющих различный стаж и опыт профессиональной деятельности, очень актуальны на сегодняшний день, что обусловлено следующими закономерностями. Во-первых, недостаточной представленностью психологических исследований профессиональной мотивации сотрудников детских дошкольных образовательных учреждений при доминировании психолого-педагогического подхода к рассмотрению процесса обучения и воспитания ребенка в условиях детского сада и яслей. Во-вторых, описание мотивов профессиональной принадлежности педагога к дошкольной среде, нацеленной на становление личности дошкольника, значимо для поддержания и усиления идентификации сотрудника с профессиональным коллективом, профилактикой профессионального выгорания, усиления удовлетворенности своим трудом, связанным с подготовкой молодых поколений, формированием будущего общества. В-третьих, низкий социальный престиж работы педагога в детском саду не может не оказывать негативного влияния на снижение профессиональной мотивации и высокую текучесть кадров в этой сфере.

Понимание системы мотивов профессиональной деятельности способствует повышению эффективности педагогической деятельности, правильному подбору,

распределению педагогических сил и ресурсов в учебном заведении, формированию и реализации карьерных устремлений педагога, решению проблемы нехватки педагогических кадров в разных звеньях образовательного процесса. Как заявила министр просвещения РФ О.Ю. Васильева в интервью «Российской газете» (13.01.2020): «В школах России на сегодняшний день есть нехватка 150 тысяч учителей» [1]. По словам министра, больше половины выпускников педагогических вузов, обучающихся на бюджетной основе, после получения диплома не идут работать в школы, так как боятся ответственности и нагрузки. Поэтому столь важно обращать внимание на специфику мотивации профессиональной деятельности работников системы образования.

Материалы и методы

Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного дошкольного учреждения г. Ульяновска «Детский сад № 229». В исследовании принимали участие 20 воспитателей со стажем работы до 5 лет, от 5 до 10 лет, от 10 лет и выше.

Цель нашего исследования заключалась в изучении особенностей мотивации профессиональной деятельности специалистов детского дошкольного образовательного учреждения. Для достижения поставленной цели нами были использованы следующие методики:

1. Методика «Что люди хотят получить от своей работы?» (адаптированный В.П. Пугачевым вариант теста Герцберга). Методика направлена на выделение двух групп мотивационных факторов - внешних (гигиенических), связанных со здоровьем сотрудника, и внутренних (собственно, мотивационных) [2].

2. Тест «Мотивация трудолюбия и работоспособности», направленный на выявление факторов интереса к выполняемой работе. Испытуемым предлагалось выбрать из шести вариантов утверждений три, которые наиболее эффективно повышают интерес к выполняемой работе.

Предложено оценить следующие факторы интереса к работе: А. Руководство должно подробно информировать коллектив о характере выполняемой им работе. Б. Время от времени следует менять поручаемую сотрудникам работу, чтобы она не надоедала. В. Если нужно заставить людей выполнять работу, следует объединить хорошо понимающих друг друга сотрудников в одну группу. Г. Подробно, в деталях сотрудникам нужно объяснить характер работы, помочь им выполнять ее без срывов. Д. Работу, которую нужно выполнять, следует время от времени дополнять новыми задачами. Неплохо организовывать соревнование за лучший результат. Е. Точно указать на недостатки и положительные моменты выполняемой сотрудниками работы.

3. Методика «Что вами движет», помогающая определить систему потребностей личности работника, движущих его профессиональной деятельностью. Методологической основой данной методики служит теория мотивации Д. МакКлелланда, нацеленная на описание ведущих мотивов профессиональной деятельности личности. Результаты степени согласия испытуемых с 15-тью предъявляемыми утвержде-

ниями позволили описать три ведущие потребности профессиональной деятельности педагогов детского сада - успешность, власть, репутацию и одобрение.

Итоговые результаты респондентов по трем методикам были сопоставлены внутри и между тремя группами сотрудников детского сада, распределенных на основании стажа профессиональной деятельности.

Для уточнения выделенных закономерностей был использован статистический анализ на основе рангового коэффициента Кенделла.

Содержание

Мотивация профессиональной деятельности отражает стремление субъекта труда удовлетворить ряд потребностей, получить определённые блага в условиях профессиональной деятельности [3].

В психологической литературе выделены несколько принципов определения мотивации педагога [4].

1. Принцип справедливости в сопоставлении величины затраченных усилий при выполнении профессиональной задачи и уровня вознаграждения по результатам.

2. Доступность информации для членов коллектива относительно существующей в учебной организации системы стимулирования.

3. Простота и понятность критериев оценки, предполагающих знание педагога о том, за какие заслуги он получит мотивирующее вознаграждение.

4. Объективность оценки при равенстве и беспристрастности при оценивании результатов труда всей команды.

5. Учёт временного фактора - своевременность вознаграждения.

6. Соотношение оценки руководителя и самооценки педагога.

Мотивация личности обусловлена ее направленностью, определяющей систему базовых отношений человека к миру и самому себе, смысловое единство его поведения и деятельности, создает устойчивость личности, позволяя противостоять нежелательным влияниям, является основой саморазвития и профессионализма, точкой отсчета для нравственной оценки целей и средств поведения [5].

Выделены три типа направленности личности педагога [6]:

1. Истинно педагогическая направленность, которая характеризуется тем, что приводит педагога к искомому результату путём включения в напряжённую деятельность самих учащихся, побуждая их к преодолению собственных трудностей, вызывая у них собственные радости побед и преодолений.

2. Формально-педагогическая направленность связана с потребностью соблюдения норм и правил педагогической деятельности, зафиксированных в учебных планах, программах, учебниках, инструкциях. Следование им доминирует, заслоняя собой учащихся, их возможности и потребности.

3. Ложнопедагогическая направленность есть направленность на самого себя: своё самочувствие, своё самовыражение, своё состояние, свою карьеру.

Основным мотивом истинно педагогической направленности является интерес к содержанию педагогической деятельности. В педагогическую направленность как

высший её уровень включается призвание, которое соотносится в своём развитии с потребностью в избранной деятельности. Педагогическое призвание рассматривается как склонность, вырастающая из осознания личностью своей способности к педагогической деятельности [7].

Особенности мотивационной сферы педагога можно описывать в терминах «центрации» [8]. В зависимости от характера или содержания этого ведущего интереса можно наметить семь основных центраций учителя в педагогической ситуации (и педагогической реальности в целом):

1. Эгоистическая центрация - на интересах (потребностях) своего эго.

2. Бюрократическая центрация - на интересах (инструкциях) администрации школы.

3. Конформная центрация - на интересах (мнениях) своих коллег.

4. Авторитетная центрация - на интересах (запросах) родителей учащихся.

5. Познавательная центрация - на интересах (требованиях) средств обучения и воспитания.

6. Альтруистическая центрация - на интересах (потребностях) учеников.

7. Гуманистическая центрация - на интересах (проявлениях) своей сущности и сущности других людей (администраторов, коллег, родителей, учащихся).

Согласно автору, каждая из семи центраций может доминировать в педагогической деятельности в целом или проявляться в конкретной педагогической ситуации. Автор полагает, что центрация учителя - «это не просто его направленность, но и озабоченность теми или иными участниками учебно-воспитательного процесса, своеобразная избирательная психологическая обращенность, повернутость учителя к ним и, следовательно, столь же избирательное служение их интересам» [8, с. 7].

Педагогическая деятельность является специфической формой взаимодействия взрослого и ребенка, которая характеризуется асимметричностью позиций и различием в статусах, что обусловливает появление у педагога особого значимого мотива - мотива власти (доминирования) [9]:

1. Власть вознаграждения, направленная на возможность учителя удовлетворить мотивы ученика, и насколько он поставит это удовлетворение в зависимость от желательного поведения ребёнка.

2. Власть наказания, определяемая ожиданием ученика в отношении того, насколько учитель способен наказать ученика за его нежелательное поведение.

3. Нормативная власть, нацеленная на контроль со стороны учителя, того, как ученик усвоил транслируемые в педагогическом процессе социальные нормы.

4. Власть эталона, которая основана на желании ученика быть похожим на учителя.

5. Экспертная власть, обусловленная приписываемым учителю учеником особых знаний по изучаемому предмету.

6. Информационная власть, помогающая учителю через транслируемое содержание нового знания заставить ученика увидеть последствия своего поведения в школе или дома в новом свете.

Важным аспектом формирования мотивации профессиональной деятельности педагога в детском дошкольном образовательном учреждении становится возможность постоянного повышения уровня его квалификации и компетентности. Система мотивации педагогической деятельности работника дошкольного учреждения способствует постоянному поиску ответов на вопросы о том, как и что воспитывать у детей, как оценивать новые проявления результатов социализационного процесса в детском саду [10].

Обсуждение

Результаты изучения мотивации профессиональной деятельности педагогов-воспитателей детского сада с различным стажем работы свидетельствуют о том, что в выборке респондентов 35 % имеют стаж работы до 5 лет, 40 % - от 5 до 10 лет, 25 % опрошенных педагогов работают в сфере дошкольного образования свыше 10 лет.

Далее нами было осуществлено исследование выраженности мотивационных и гигиенических факторов в трех группах респондентов с разным стажем работы. По результатам использования методики «Что люди хотят получить от своей работы» выявлено, что для педагогов со стажем работы более 5 лет ведущими мотивами профессиональной деятельности выступают мотивационные, а для молодых воспитателей, наоборот, основными являются гигиенические мотивы. Факторы, способствующие лучшему исполнению своих профессиональных обязанностей (мотива-ционные показатели), проявляются в значимости достижения профессионального успеха, продвижения по карьерной лестнице, признании и одобрении достигнутых результатов работы, возможностях творческого и профессионального роста, принятии на себя ответственности за деятельность коллектива. Для начинающих работу педагогов-воспитателей доминирующими мотивами профессиональной самореализации стали условия работы, политика в организации, уровень заработной платы и социальный престиж, степень контроля за работой.

С целью углубления понимания системы мотивации в работе воспитателей детского сада им была предложена методика на оценку факторов трудолюбия и работоспособности. Результаты показывают, что в подгруппе педагогов со стажем работы до 5 лет лидировал ответ «Д» - 71 % респондентов, полагавших, что интерес к работе можно повысить, если время от времени работу дополнять новыми задачами и организовывать соревнование за лучший результат. Этот ответ объясняется тем, что педагогам со стажем до 5 лет свойственно стремление к соперничеству.

Среди испытуемых со стажем работы от 5 до 10 лет наиболее часто встречающимся фактором трудолюбия (34 % респондентов) стал фактор необходимости объединить хорошо понимающих друг друга сотрудников в одну группу. Это, скорее всего, связано с их стремлением в любой ситуации поддерживать отношения с людьми, ориентацией на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентацией на социальное одобрение, зависимостью от группы, потребностью в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

Для участников исследования со стажем выше 10 лет работы характерны заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать собственную точку зрения, которая может быть полезна для достижения общей цели. Они предпочитают фактор «А» - руководство должно подробно информировать коллектив о характере выполняемой им работы, а также фактор «Е» - точно указывать на недостатки и положительные моменты выполняемой сотрудниками работы, и фактор «Д» - работу, которую нужно выполнять, следует время от времени дополнять новыми задачами.

Заключительной методикой для выявления особенностей мотивации профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования с различным стажем работы стал тест «Что вами движет?».

При помощи данной методики нами было выявлено, какие потребности являются ведущими у педагогов дошкольного образования с различным стажем работы. Данные свидетельствуют о том, что ведущей потребностью для группы педагогов, начинающих свой путь в профессии, является стремление к власти. Такие сотрудники проявляют агрессивность в достижении статуса, доминирование, склонность к соперничеству, часто раздражительны и тревожны. Также им нравится иметь влияние на других людей и использовать это преимущество в своих целях. Часто конфликтуют с людьми, которые совершают неприятные для них поступки, любят контролировать происходящее вокруг.

В подгруппе воспитателей со стажем работы от 5 до 10 лет выделена тенденция доминирования потребности в аффилиации. Для таких сотрудников характерно желание выстраивать позитивные тесные межличностные отношения с коллегами, стремление к командным формам работы.

Для педагогов с опытом работы выше 10 лет ведущей потребностью является достижение успеха. Педагоги с таким стажем работы прилагают все усилия для того, чтобы улучшить показатели своей работы по сравнению с тем, что было раньше; любят выполнять непростую работу; хотят знать, насколько хорошо они выполнили то или иное задание в действительности; ставят перед собой реальные задачи и выполняют их, получая удовлетворение от удачного выполнения сложных заданий.

Представленные результаты позволяют выделить иерархию потребностей педагогов по подгруппам в зависимости от стажа работы. Так, иерархия потребностей у педагогов со стажем работы до 5 лет представлена следующим образом: стремление к власти, тенденция аффилиации и достижение успеха. Для педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет потребности выстроены следующим образом: тенденция к аффилиации, достижение успеха и стремление к власти. Педагогам со стажем выше 10 лет характерны потребности в следующем порядке: достижение успеха, тенденция к аффилиации и стремление к власти.

Подсчет коэффициента Кенделла подтвердил статистическую значимость выделенных закономерностей.

Таким образом, гипотеза о том, что мотивация профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования с различным стажем работы имеет особенно-

сти проявления, определяющиеся степенью выраженности и доминированием отдельных показателей данной характеристики, нашла свое подтверждение.

Заключение

В процессе эмпирического исследования мы изучали особенности мотивации профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования с различным стажем работы с помощью комплекса диагностических методов. Результаты исследования позволяют предложить некоторые рекомендации по усилению профессиональной мотивации педагога в детском дошкольном образовательном учреждении на основе выделения административных, экономических и социально-психологических приемов работы с воспитателями.

В качестве административных способов поддержания и повышения мотивации профессиональной деятельности могут быть использованы такие стимулы, как: предоставление дополнительных отпусков; рассредоточение нагрузки с учетом пожеланий сотрудника; коллективное рассмотрение и внесение изменений в должностные полномочия воспитателей; согласование с сотрудниками режима работы; вовлечение в инновационную деятельность; поощрение со стороны администрации инициатив и самостоятельности педагогов.

В качестве экономических стимулов для работников детского сада могут быть рекомендованы: премирование из внебюджетных фондов; присвоение надбавок; предоставление возможности коммерческой деятельности на территории ДОУ (репетиторство, платные кружки); содействие в участии сотрудников в грантовой деятельности по написанию проектов.

Социально-психологические методы повышения профессиональной мотивации могут заключаться: в обобщении опыта работы ДОУ и предоставлении данной информации в рекламных целях в средствах массовой информации; содействии аттестации сотрудников на высшую квалификационную категорию; включении в резерв руководящих кадров; регулярной работе над повышением имиджа учреждения в глазах разных групп общественности; осуществлении тренинговых мероприятий, направленных на сплочение педагогического коллектива; проведении корпоративных встреч, совместном проведении досуга (вечера встреч, спортивные игры, выезды на природу и т. д.); повышении самоконтроля сотрудников, предоставлении им большей самостоятельности в действиях; предоставлении дополнительных полномочий (совместная работа над концепцией программы развития ДОУ, внесении предложений по вопросам финансовой политики учреждения, участии в утверждении критериев распределения стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических работников, совместном составлении плана воспитательной работы учреждения.

Учет выявленных особенностей профессиональной мотивации воспитателей с различным стажем работы позволит выстроить более дифференцированную и эффективную систему мотивации персонала в дошкольном учреждении.

* * *

1. Министр просвещения рассказала о нехватке в России 150 тысяч учителей. URL: https://novayagazeta.ru/news/2020/01/13/158249-ministr-prosvescheniya-rasskazala-o-nehvatke-v-rossii-150-tysyach-uchiteley (дата обращения: 3.02.2020).

2. Пугачев В.П. Руководство персоналом : практикум. М.: Аспект-Пресс, 2006. 316 с.

3. Шапиро С.А. Мотивация. М.: Гросс-Медиа, Росбух, 2008. 224 с.

4. Мишурова И.В., Кутелев П.В. Управление мотивацией персонала : учебно-практическое пособие. М.: ИКЦ «МарТ», 2003. 224 с.

5. Щербатых Ю.В. Общая психология. СПб.: Питер, 2008. 257 с.

6. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя. М.: Просвещение, 1990. 321 с.

7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.

8. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики : учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.

9. Аминов Н.А. Психологический профотбор на педагогические специальности. Ярославль: Изд-во Ярославского гос. ун-та, 1994. 169 с.

10. Войниленко Н.В., Молчанов С.Г. Формирование позитивной социализированности у обучающихся с нарушением речи // Специальное образование. 2017. № 4. С. 55-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.