Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ МОЛОДЕЖИ, ВСТУПАЮЩЕЙ В ДЕВИАНТНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ГРУППЫ'

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ МОЛОДЕЖИ, ВСТУПАЮЩЕЙ В ДЕВИАНТНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ГРУППЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ГРУППЫ / ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдурафиева Т.Р.

Данная работа посвящена исследованию проблемы мотивации молодежи, вступающей в девиантные интернет-группы. Описана взаимосвязь мотивации и выбора референтной группы. Описаны особенности виртуального общения и виртуальных подростковых групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Абдурафиева Т.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF MOTIVATION OF YOUTH ENTERING DEVIAN INTERNET GROUPS

This paper is devoted to the study of the problem of motivating young people entering the deviant Internet groups. The relationship between motivation and the choice of the reference group is described. Features of virtual communication and virtual teenage groups are described.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ МОЛОДЕЖИ, ВСТУПАЮЩЕЙ В ДЕВИАНТНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ГРУППЫ»

Б., Зинченко В. — ОЛМА-ПРЕСС. 2004. 24

5. Lanier G. Interview// Computer graphics world, v 15, n 4. 1992. 30

УДК 159.947.5

Абдурафиева Т.Р. студент 3 курса направление подготовки «Психология»

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» научный руководитель: Лучинкина А.И., д.психол.н.

доцент

Россия, г. Симферополь ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ МОЛОДЕЖИ, ВСТУПАЮЩЕЙ В ДЕВИАНТНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ГРУППЫ

Аннотация. Данная работа посвящена исследованию проблемы мотивации молодежи, вступающей в девиантные интернет-группы. Описана взаимосвязь мотивации и выбора референтной группы. Описаны особенности виртуального общения и виртуальных подростковых групп.

Ключевые слова: мотивация, молодежь, юношеский возраст, девиантное поведение, интернет-группы, виртуальное общение.

Abdurafieva T.R.

3-year student, direction of training "Psychology" GBOU VK RK «Crimean Engineering and Pedagogical University»

Russia, Simferopol

scientific supervisor Luchinkina A.I., the psychologist. s, associate

professor

PECULIARITIES OF MOTIVATION OF YOUTH ENTERING DEVIAN INTERNET GROUPS

Annotation. This paper is devoted to the study of the problem of motivating young people entering the deviant Internet groups. The relationship between motivation and the choice of the reference group is described. Features of virtual communication and virtual teenage groups are described.

Keywords: motivation, youth, youthful age, deviant behavior, Internet groups, virtual communication.

Постановка проблемы. Данный этап развития общества характеризуется приобретением популярности виртуального общения. Это приводит к тому, что молодежь, на пути своей социализации, начинают искать референтные группы не только в реальной жизни, но и в виртуальном мире. В данной работе мы освещаем девиантные интернет-группы и мотивацию молодежи к вступлению в них. Научная проблема исследования заключается в выявлении основных мотивов вступления молодежи в девиантные интернет-группы с целью создания системы психопрофилактической работы в этом направлении.

Целью статьи является изучение особенностей мотивации молодёжи, вступающих в девиантные интернет-группы.

Основное изложение материала. Любая деятельность в интернете, хоть и является новым видом деятельности, сочетает в себе свойства традиционно выделяемых в психологии видов деятельности. Таким образом, деятельность в интернете, имеет мотивационную основу. При изучении проблемы мотивации пользователя встает вопрос о том, каковы психологические последствия работы в интернете в области личностного развития и межличностной коммуникации. Мотивационная регуляция -результат оценивания прямых и побочных результатов деятельности пользователя. Главным критерием данного оценивания выступает степень соответствия деятельности потребностям. Сами оценки влияют на последствия деятельности, например, могут приводить к получению новых знаний, умений и навыков, однако, может быть и наоборот, они могут не давать возможности для самореализации и саморазвития.

Появление интернета привело к возникновению нового термина: интернет-коммуникация. Интернет-коммуникация определяется как особая коммуникативно-информационная среда или коммуникативное пространство, опосредованное электронным коммуникативным каналом. Выделяется четыре цели, которые преследуются активным коммуникантом, вступающим в процесс интернет-общения [6]:

1. Информационный обмен. Заключается в обмене разными видами информации (аудио, видео, графическими файлами);

2. Создание и поддержка контактов (коммуникат ставит перед собой цель: поиск контактов, связанных с его интересами, наклонностями и сферой деятельности);

3. Повышение личного рейтинга. Состоит в самореализации посредством повышения личного рейтинга, базирующего на деятельности коммуниката в сетевом сообществе.

4. Развлечение (одна из доминирующих целей в интернет-пространстве).

Среди исследователей мотивации интернет-пользователей можно отметить А.Е. Войскунского и О.Н. Арестову [2]. Они приводят следующую классификацию мотивов:

1. Деловой мотив. Когда работа в интернете является основой профессиональной деятельности. Основная характеристика - ориентация на конкретный деловой результат;

2. Познавательный мотив. Основное - получение новых знаний, в том числе различная гипертекстовая информация, новые люди, идеи и мнения, визуальные и слуховые образы;

3. Мотив общения (коммуникативный). Поиск новых знакомств, людей с аналогичными интересами, обретением новых друзей и единомышленников. Связан в основном с потребностью в обмене знаниями, мнениями и эмоциями;

4. Корпоративный мотив (сотрудничества). Предполагает разделение функций между людьми, сотрудничество, совместное решение проблем и т.д. Основная характеристика - ориентация на сотрудничество;

5. Мотив самоутверждения. Основу данного мотива составляют самооценка личности, уровень притязаний, мотивация достижения. Может осуществляться в различных видах деятельности, зависящих от типа ценностей личности;

6. Мотив рекреации и игровой мотив. Рекреация и игра занимают важное место в жизни любого человека. Данные явления являются способом не только восстановления функционального состояния работоспособности, но и способом овладения новыми видами деятельности, тренировкой и проверкой своих возможностей, соревнованием. В интернете наиболее просто найти каждому пользователю тот вид игру, который ему наиболее интересен;

7. Мотив аффилиации. Является выражением социальной сущности деятельности человека и проявляется в потребности человека принадлежать к определенной группе, принимать ее ценности и следовать им;

8. Мотив самореализации и развития личности. Работа в интернете влияет на личность и ее деятельность, точнее на развитие познавательных возможностей, игровой деятельности, особенностей общения, формирования интересов личности. Данный мотив имеет выраженный творческий компонент.

Референтная группа играет важную роль в процессе социализации молодёжи. Основным содержанием данного процесса является формирование самосознания, которое является важнейшим фактором профессионального и духовного самоопределения. Таким образом, при выборе референтной группы человек руководствуется созданием условий для наиболее успешного формирования самосознания, самооценки, а также для собственного самоутверждения. В качестве основных мотивов можно выделить: стремление к самоутверждению и потребность в высоком статусе среди сверстников. Таким образом, можно говорить о том, что при выборе референтной группы молодёжь руководствуются мотивами достижения успеха и избегания неудачи.

Виртуальное общение уже давно стало привычным словосочетанием в современном обществе. Большинство людей уже достаточно давно используют интернет в качестве основного вида коммуникации, в котором виртуальное общение позволяет удовлетворить острую потребность молодёжи в общении.

Социальной сетью называют определенные платформы и онлайн сервисы, которые предназначены для построения и организации социальных взаимоотношений. В качестве основных особенностей социальных сетей можно выделить:

1. Наличие личного профиля, в котором зачастую необходимо указывать персональные данные и информацию о себе;

2. Наличие полного спектра возможностей для обмена информацией, наличие тематических сообществ, обмен личными сообщениями;

3. Возможность создавать список других пользователей, с которыми имеются некоторые отношения.

Желание занимать определенное положение среди сверстников -первостепенное желание молодёжи. Таким образом, важнейшие потребности: общение и совместная деятельность со сверстниками, желание быть частью коллектива, быть принятым, признанным и уважаемым. Неблагополучные отношения со сверстниками, отсутствие близких друзей порождают тяжелые переживания и чувство одиночества [3]. Это также может привести к тому, что человек будет искать замену своему окружению в социальных сетях, или виртуальных играх, тем самым компенсируя недостаток общения в реальной жизни.

Таким образом, виртуальное общение - разновидность коммуникации, которая носит опосредованный компьютером характер.

В результате теоретического исследования проблемы мотивации коммуникации молодёжи из девиантных интернет-групп, нами была сформирована следующая теоретическая модель исследования (рис. 1):

Рисунок 1. Теоретическая модель исследования мотивации коммуникации молодёжи из девиантных интернет-групп

Мотивационно-потребностная сфера молодёжи, вступающей в девиантные интернет-группы, включает в себя четыре основных типа потребностей: потребность в безопасности, в принадлежности, в признании и в безопасности. Стратегия удовлетворения потребностей зависит от типа мотивации: мотивация к избеганию неудач и мотивация на достижение успеха. Мотивация к избеганию неудач рассматривается как склонность

отвечать переживаниям на неудачу, а мотивация достижения успеха определяется как склонность к переживанию удовольствия и гордости при достижении цели.

Преобладание того или иного типа мотивации сопровождается различиями в выборе цели в зависимости от ее трудности.

Мотивация на достижение успеха и мотивация избегания неудач независимы друг от друга. Выводы.

Интернет-коммуникация - особая коммуникативно-информационная среда, опосредованная электронным коммуникативным каналом, позволяющая выполнить четыре основных цели, преследуемых коммуникантов в общении: информационный обмен, создание и поддержка контактов, повышение личного рейтинга (самореализация), развлечение.

Интернет становится неотъемлемой частью повседневности и новым слоем «реальности». Отказ от участия постепенно становится социально неприемлемым, особенно среди подростков и молодёжи. Таким образом интернет можно рассматривать как новый институт социализации.

Виртуальное сообщество - группа, возникшая в интернет-пространстве с наличием длительной и эмоциональной вовлеченности ее членов в процесс коммуникации, имеющих общие ценности и цели, а также обладающих набором правил и норм.

Мотивационно-потребностная сфера включает в себя четыре основных типа потребностей: потребность в безопасности, в принадлежности, в признании и в безопасности. Стратегия удовлетворения потребностей зависит от типа мотивации: мотивация к избеганию неудач и мотивация на достижение успеха.

Использованные источники:

1. Арестова, О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский. // Вестник Московск. Ун-та. Серия 14. Психология. - 1996. -№ 4. - С. 14-20.

2. Арестова, О.Н. Психологическое исследование мотивации пользователей Интернета [Электронный ресурс] / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский. - Электронный режим доступа: www.library.by/portalus/modules/psycholgy/readme.

3. Гилинский, Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений / Я.И. Гилинский. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. - 520 с.

4. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003.

5. Лучинкина, А.И. Психология человека в Интернете / А.И. Лучинкина -К.: ООО «Информационные системы», 2012. - 200с.

6. Лучинкина, А.И. Психологические закономерности социализации личности в виртуальном пространстве [Электронный ресурс] / А.И. Лучинкина. - Электронный режим доступа:

https: //psy.su/psyche/proj ects/1416/

УКД 159,99

Аблякимова З.К.

студент 4 курса факультет психологии ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Россия, г. Симферополь ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ВЫСШИХ

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Аннотация: В статье рассмотрен один из важнейших вопросов обеспечения эффективного функционирования высших учебных заведений -психологическая безопасность на уровне образовательной среды и личности участников учебного процесса. Психологическая безопасность личности в группе является одним из наиболее актуальных на сегодняшний день. Период студенческого возраста характеризуется сформированными личностными установками, иерархия ценностей и смысложизненных ориентаций.

Ключевые слова: безопасность, психологическая безопасность, потребность в безопасности, риски, угроза, опасность, участники образовательного пространства.

Ablyakimova Z.K.

student

4 year, Faculty of Psychology GBUUVO RK "Crimean Engineering and Pedagogical University"

Simferopol

PSYCHOLOGICAL SECURITY OF THE PERSON IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Annotation: The article considers one of the most important issues of ensuring the effective functioning of higher education institutions - psychological security at the level of the educational environment and the personality of the participants in the learning process. Psychological safety of the individual in the group is one of the most urgent for today. The period of the student's age is characterized by the formed personal attitudes, the hierarchy of values and meaningful orientations.

Key words: security, psychological security, the need for security, risks, threat, danger, participants in the educational space.

Постановка проблемы. Понятие «психологическая безопасность» является достаточно мало изученным в психологии, хотя в смежных науках давно рассмотрен и основательно изучен. Приоритетным направлением работ И.А Баевой является раскрытие понятия такого феномена как психологической безопасности в образовательной среде. Так же психологического обеспечения деятельности в экстремальных ситуациях,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.