Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ МОЛОДЕЖИ, ВСТУПАЮЩЕЙ В ДЕВИАНТНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ГРУППЫ'

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ МОЛОДЕЖИ, ВСТУПАЮЩЕЙ В ДЕВИАНТНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ГРУППЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ГРУППЫ / ВИРТУАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / MOTIVATION / YOUTH / YOUTHFUL AGE / DEVIANT BEHAVIOR / INTERNET GROUPS / VIRTUAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдурафиева Т.Р.

Данная работа посвящена исследованию проблемы мотивации молодежи, вступающей в девиантные интернет-группы. Описана взаимосвязь мотивации и выбора референтной группы. Описаны особенности виртуального общения и виртуальных подростковых групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Абдурафиева Т.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF MOTIVATION OF YOUTH ENTERING DEVIAN INTERNET GROUPS

This paper is devoted to the study of the problem of motivating young people entering the deviant Internet groups. The relationship between motivation and the choice of the reference group is described. Features of virtual communication and virtual teenage groups are described.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ МОЛОДЕЖИ, ВСТУПАЮЩЕЙ В ДЕВИАНТНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ГРУППЫ»

УДК 159.947.5

Абдурафиева Т.Р. студент 4 курса направление подготовки «Психология» ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Россия, г. Симферополь ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ МОЛОДЕЖИ, ВСТУПАЮЩЕЙ В ДЕВИАНТНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ГРУППЫ Аннотация. Данная работа посвящена исследованию проблемы мотивации молодежи, вступающей в девиантные интернет-группы. Описана взаимосвязь мотивации и выбора референтной группы. Описаны особенности виртуального общения и виртуальных подростковых групп.

Ключевые слова: мотивация, молодежь, юношеский возраст, девиантное поведение, интернет-группы, виртуальное общение.

Abdurafieva T.R.

4-year student, direction of training "Psychology" GBOU VK RK «Crimean Engineering and Pedagogical University»

Russia, Simferopol PECULIARITIES OF MOTIVATION OF YOUTH ENTERING DEVIAN INTERNET GROUPS Annotation. This paper is devoted to the study of the problem of motivating young people entering the deviant Internet groups. The relationship between motivation and the choice of the reference group is described. Features of virtual communication and virtual teenage groups are described.

Keywords: motivation, youth, youthful age, deviant behavior, Internet groups, virtual communication.

Постановка проблемы. Данный этап развития общества характеризуется приобретением популярности виртуального общения. Это приводит к тому, что молодежь, на пути своей социализации, начинают искать референтные группы не только в реальной жизни, но и в виртуальном мире. В данной работе мы освещаем девиантные интернет-группы и мотивацию молодежи к вступлению в них. Научная проблема исследования заключается в выявлении основных мотивов вступления молодежи в девиантные интернет-группы с целью создания системы психопрофилактической работы в этом направлении.

Целью статьи является изучение особенностей мотивации молодёжи, вступающих в девиантные интернет-группы.

Основное изложение материала. Появление интернета привело к возникновению нового термина: интернет-коммуникация. Интернет-коммуникация определяется как особая коммуникативно-информационная среда или коммуникативное пространство, опосредованное электронным коммуникативным каналом. Выделяется четыре цели, которые преследуются

активным коммуникантом, вступающим в процесс интернет-общения [6]:

1. Информационный обмен. Заключается в обмене разными видами информации (аудио, видео, графическими файлами);

2. Создание и поддержка контактов (коммуникат ставит перед собой цель: поиск контактов, связанных с его интересами, наклонностями и сферой деятельности);

3. Повышение личного рейтинга. Состоит в самореализации посредством повышения личного рейтинга, базирующего на деятельности коммуниката в сетевом сообществе.

4. Развлечение (одна из доминирующих целей в интернет-пространстве).

Референтная группа - человек или группа людей, которая оказывает влияние на поведение человека. Данные группы способны формировать нормы и ценности, являющиеся отправной точкой для мыслей и поступков людей.

Можно выделить два ключевых понятия при выборе референтной группы: авторитетность и доверие в контексте ситуативной модели. Таким образом, референтная группа неразрывно связана с ситуативной моделью и в ее состав входят люди, которым можно доверять, и которые являются авторитетами в данной сфере.

Среди девиантных мотивов пользования интернетом, выделяют: стремление использования пиратской продукции; умышленная рассылка спама; путешествия по группам, действующим за пределами закона; чрезмерное общение, чрезмерна игровая активность онлайн, хаккинг, вербальная агрессия. Такая мотивация приводит к нарушениям норм взаимодействия в интернет-пространстве.

Девиантная мотивация пассивных пользователей связана с распространением порнопродукции, рассылкой угрожающих сообщений другим пользователям. Среди активных пользователей выделяется определенная группа, которая переносит результаты девиантного поведения в реальное пространство [6].

Девиантная реализация коммуникативного и делового мотивов предполагает чрезмерное общение, когда социальная сеть или чат становятся поглотителями времени, характеризуется беспорядочностью контактов.

Девиантная реализация коммуникативного и познавательного мотивов предполагает умышленную рассылку спама.

Девиантная реализация рекреационных и игровых мотивов проявляется в предпочтении личного пространства в Интернете личному пространству в реальной среде, глубоком погружении в интернет-пространство.

Девиантное проявление мотива воплощения в роль выражается в подмене реально существующих персонажей (взлом страницы в социальной сети и ведение переписки от имени другого пользователя), чрезмерное привлечение к играм-онлайн, которое мешает жизнедеятельности в реальном

пространстве.

Девиантная реализация мотива репликации выражается в чрезмерном стремлении к созданию новых образов себя, что приводит к нарушению нормального течения жизни пользователя в реальном пространстве или чрезмерном привлечении к ролевым играм онлайн.

Таким образом, условно к девиантным сообществам можно отнести такие типы виртуальных сообществ:

Игровые сообщества. Основной целью выступает совместное участие в онлайн игре. Зачастую это стихийные сообщества, определенные группы игроков, которые состоят в одной команде в многопользовательских играх. В качестве примера можно привести официальный российский форум игры «Perfect World».

Кибер-активистские сообщества. К данному типу можно отнести политические, экстремистские сообщества, «хейтерские» движения. В случае вопросе о девиантности мы говорим о тех сообществах, где прослеживаются расистские направленности. Такого рода группы зачастую несут значимые социальные и политические последствия. Цель таких сообществ - пропаганда ценностей, интерпретация событий, проведение различного рода акций.

Еще одним типом можно выделить субкультурные и антифанатские сообщества. Например, сообщество Насикомых, главной целью которого является обсуждение и критика других личностей. В таких сообществах может быть, как совместная деятельность, так и проведение акций и мероприятий, создание и распространение символики и т.д.

Молодёжь остается подвержена риску формирования девиантного поведения и выбору девиантных референтных групп. При патологии одни молодые люди вступают в девиантные интернет сообщества, а другие нет. В целом дальнейшее поведение зависит от того, какой выбор совершен.

В результате теоретического исследования проблемы мотивации коммуникации молодёжи из девиантных интернет-групп, нами была сформирована следующая теоретическая модель исследования (рис. 1):

Рисунок 1. Теоретическая модель исследования мотивации коммуникации молодёжи из девиантных интернет-групп

Согласно теоретической модели, изображенной на Рисунке 1, мы видим, что отивационно-потребностная сфера молодёжи, вступающей в девиантные интернет-группы, включает в себя четыре основных типа потребностей: потребность в безопасности, в принадлежности, в признании и в безопасности. Стратегия удовлетворения потребностей зависит от типа мотивации: мотивация к избеганию неудач и мотивация на достижение успеха. Мотивация к избеганию неудач рассматривается как склонность отвечать переживаниям на неудачу, а мотивация достижения успеха определяется как склонность к переживанию удовольствия и гордости при достижении цели.

Эмпирическое исследование проводилось в следующих интернет-сообществах:

1. Сообщества социальной сети «ВКонтакте»:

- «Люди как цветы - хиппи»;

- «Океан твоих эмоций»;

- «Неформалы {Эмо Готы Сатанисты Мистика}».

2. Официальный российский форум игры «Perfect World».

В результате нашего исследования, мы определили, что 49% пользователей, вступающих в девиантные интернет-группы, мотивированы на избегание неудач. 35% пользователей мотивированы на достижение успеха. И у 16% пользователей, вступающих в девиантные интернет группы, полюс мотивации ярко не выражен. Изобразим результаты графически на Рисунке 2.

80 70 60 50 40 30 20 10 0

Мотивация на Не выраженный Мотивация на

избегание неудач полюс достижение успеха

■ Количество испытуемых

Рисунок 2. Полярность мотивации

Это позволило нам сформировать три выборки пользователей: мотивированные на достижение успеха (51 пользователь); мотивированные на избегание неудач (73 пользователя); пользователи с невыраженным полюсом мотивации (24 пользователя).

Среды выборки 3, нами были определены пользователи с тенденцией выбора - пользователи, которые чаще прибегают к тому или иному типу мотивации.

7 пользователей имеют тенденцию к избеганию неудач, и 13 пользователей имеют тенденцию на достижение успеха. При этом 4 пользователя остаются с невыраженным типом мотивационного полюса. То есть, пользователи, с невыраженным типом мотивации в большинстве имеют тенденцию к мотивации на достижение успеха.

При анализе статистики сообществ, а также в результате контент-анализа, мы выявили, что в интернет-сообществах мотивация на избегание неудач может проявляться в безынициативности, согласии с пользователями-экспертами в спорных вопросах, также это могут быть те люди, которые посещают сообщество регулярно, но не оставляют «следов» -комментариев, «лайков», участий в спорах. Все это происходит из-за постоянного ожидания неприятных последствий своей деятельности и, как следствие, избегание деятельности. Такие пользователи остаются в сообществах долго, регулярно проверяя записи.

В свою очередь, молодежь, имеющая высокий уровень мотивации на достижение успеха, является экспертами (лидерами) в своих интернет-сообществах, то есть они более активны, инициативны, настойчивы. Они пользуются популярностью и авторитетом среди других пользователей. Они

комментируют записи и остаются в сообществах на достаточно долгий промежуток времени.

Третья группа пользователей - с невыраженным типом мотивации -самая малочисленная, что обусловлено тем, что данные пользователи не задерживаются в сообществах на долго. При этом такие пользователи зачастую выбирают тот или иной тип мотивации, т.е. у них есть определенная тенденция. Выводы.

Интернет становится неотъемлемой частью повседневности и новым слоем «реальности». Отказ от участия постепенно становится социально неприемлемым, особенно среди подростков и молодёжи. Таким образом интернет можно рассматривать как новый институт социализации.

Большинство пользователей, вступающих в девиантные интернет-группы, мотивированны на избегание неудач - 49% (73 респондента). 35% (51 респондент) пользователей мотивированы на достижение целей. И у 16% (24 респондента) пользователей, вступающих в девиантные интернет группы, полюс мотивации ярко не выражен.

Среди респондентов с невыраженным типом мотивации выявлена тенденция к выбору определенного типа мотивации: достижение успеха -55% (13 респондентов) и мотивация на избегание неудач - 29% (7 респондентов). При этом, остаются пользователи без определенной тенденции - 16% (4 респондента). То есть, пользователи, с невыраженным типом мотивации в большинстве имеют тенденцию к мотивации на достижение успеха.

Использованные источники:

1. Арестова, О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский. // Вестник Московск. Ун-та. Серия 14. Психология. - 1996. -№ 4. - С. 14-20.

2. Арестова, О.Н. Психологическое исследование мотивации пользователей Интернета [Электронный ресурс] / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский. - Электронный режим доступа: www.library.by/portalus/modules/psycholgy/readme.

3. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. - М.: РИЦК Социальное здоровье России, 2004. - 110 с.

4. Гилинский, Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений / Я.И. Гилинский. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. - 520 с.

5. Лучинкина, А.И. Психология человека в Интернете / А.И. Лучинкина -К.: ООО «Информационные системы», 2012. - 200с.

6. Лучинкина, А.И. Психологические закономерности социализации личности в виртуальном пространстве [Электронный ресурс] / А.И. Лучинкина. - Электронный режим доступа: https://psy. su/psyche/proj ects/1416/

7. Михайлов, С.В. Интернет как социальное явление. / С.В. Михайлов. -Дис. канд. филос. наук: 09. 00. 11: Ульяновск, 2003 - 169 c.

8. Шевченко, И.А. "Я" в дискурсе виртуальности / И.А. Шевченко. // Критика и семиотика. - Вып. 1-2. - 2000. - С. 19-25

УДК 336.6

Азизян А.О. студент

Оренбургский филиал РЭУ им. Г. В. Плеханова

Россия, г. Оренбург

АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «АЛМАЗ»

Аннотация. В статье приводится характеристика ООО «Алмаз», проводится классификация типа финансового состояния предприятия за 2014-2016 гг., проводится анализ показателей финансовой устойчивости.

Ключевые слова: дебиторская задолженность, кредиторская задолженность, финансовая устойчивость, финансовая независимость.

Azizyan A.O. student

REU Orenburg branch of G.V. Plekhanov

Orenburg, Russia ANALYSIS OF SOURCES OF FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITY OF LLC ALMAZ

Summary. The characteristic of LLC Almaz is provided in article, classification like a financial condition of the enterprise for 2014-2016 is carried out, the analysis of indicators offinancial stability is carried out.

Keywords: receivables, accounts payable, financial stability, financial independence.

Эффективное управление экономической деятельностью предприятия обеспечивает анализ финансово-хозяйственной деятельности. Актуальность данной темы заключается в том, что анализ финансово-хозяйственной деятельности позволяет оценить конечные результаты деятельности организации и является основой управления, с помощью которой можно координировать дальнейшую работу, принимать эффективное решения по способам повышения доходов и снижению риска. [1]/

Объектом исследования в данной работе является ООО «Алмаз». Целью деятельности ООО «Алмаз» является извлечение прибыли.

ООО «Алмаз» осуществляет следующие виды деятельности:

- Работы строительные отделочные;

- Производство малярных и стекольных работ;

- Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.