Научная статья на тему 'Особенности мотивации к здоровому образу жизни у студентов 1-3-х курсов на занятиях по физическому воспитанию'

Особенности мотивации к здоровому образу жизни у студентов 1-3-х курсов на занятиях по физическому воспитанию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СРЕДСТВА / АНАЛИЗ / ФАКТОРЫ / УПРАЖНЕНИЯ / РАЗВИТИЕ / СПОСОБНОСТИ / ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СВЯЗЬ / HEALTH / LIFESTYLE / EXPEDIENCY / EFFICIENCY / MEANS / ANALYSIS / FACTORS / EXERCISES / DEVELOPMENT / ABILITIES / PREPAREDNESS / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлюк Елена Игоревна, Власов Григорий Владимирович

Теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических технологий по формированию навыков здорового образа жизни студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана средствами физической культуры. Проведён корреляционный анализ показателей сформированности здорового образа жизни и физической подготовленности студентов 1-3-х курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлюк Елена Игоревна, Власов Григорий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MOTIVATION TO A HEALTHY LIFESTYLE OF STUDENTS I-III COURSES IN THE PHYSICAL EDUCATION CLASSES

The effectiveness of pedagogical technologies for the formation of healthy lifestyle habits of students of the Moscow State Technical University named after NE is theoretically substantiated and experimentally verified. Baumana means of physical culture. A correlation analysis of indicators of the formation of a healthy lifestyle and physical fitness of students 1-3 courses.

Текст научной работы на тему «Особенности мотивации к здоровому образу жизни у студентов 1-3-х курсов на занятиях по физическому воспитанию»

УДК 796.011.1

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ

ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ 1-3-Х КУРСОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Е.И. Михайлюк, Г.В. Власов

Теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических технологий по формированию навыков здорового образа жизни студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана средствами физической культуры. Проведён корреляционный анализ показателей сформированности здорового образа жизни и физической подготовленности студентов 1-3-х курсов.

Ключевые слова: здоровье, образ целесообразность, эффективность,

средства, анализ, факторы, упражнения, развитие, способности, подготовленность, связь.

Здоровый образ жизни определен как активная деятельность людей, направленная на оздоровление организма, борьбу с вредными привычками, формирование позитивной психологической установки на сохранение и приумножение собственного и здоровья окружающих. Одной из главных задач в профилактике, а также в предотвращении возникновения заболеваний и болезней выступает формирование здорового образа жизни [2, 5, 7].

Стратегия социально-экономического развития нашей страны влияет на формирование личности студентов, что приводит к глубоким изменениям в их духовном, психическом и физическом здоровье. Во время обучения в вузе у студентов формируется иная активная жизненная позиция, чем в школьные годы, и они по-другому оценивают свои возможности. Их сознание достигает уровня, при котором возникает тяга к самообразованию, самовоспитанию, самосовершенствованию, что приводит к пониманию важности здоровья, и возникновению чувства ответственности за его состояние на основе здорового образа жизни.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогической технологии, формирования здорового образа жизни студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана средствами физического воспитания.

Задачи исследования:

1. Изучить научную и методическую литературу о здоровом образе жизни студентов высших учебных заведений.

2. Рассмотреть вопросы сохранения и укрепления здоровья студентов высших учебных заведений.

3. Провести корреляционной и факторной анализ между показателями сформированности здорового образа жизни и физической подготовленности участников исследования.

Гипотеза: наличие взаимосвязи между показателями сформированное™ здорового образа жизни и физической подготовленности участников исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что, несмотря на большое количество литературных источников, практика показывает, что у большей части студентов применение навыков ведения здорового образа жизни имеет хаотичный характер. Преподаватели МГТУ им. Баумана помогают студентам на занятиях физической культурой сформировать здоровый образ жизни студентов средствами физического воспитания.

Практическая значимость исследования: процесс профессионального образования студентов направлен не только на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения профессиональной деятельности, требующей адекватной самоотдачи, но и на становление их готовности к профессиональной деятельности. Готовность предполагает наличие у студента профессионально-значимых двигательных и личностных качеств, воспитание которых является актуальной задачей высшей школы, успешно решаемой с помощью средств физической культуры.

Организация исследования. С целью выявления знаний студентов о необходимых для успешной профессиональной деятельности двигательных и личностных качествах было проведено анкетирование, в котором приняло участие 120 студентов МГТУ им. Баумана. Из них 35 студентов 1-го курса, 40 студентов 2-го курса и 45 студентов 3-го курса. Средний возраст участников исследования 17-20 лет. Студенты первого курса занимались по типовой программе физического воспитания -круговая тренировка. Студенты второго и третьего курсов по программе специализации - настольный теннис, бадминтон, аэробика, плавание, борьба, волейбол, баскетбол.

Анализ ответов по самооценке уровня физической подготовленности показал, что 65 % студентов первого курса и 80 % третьего курса оценивают уровень своей физической подготовленности как высокий, 30 % студентов 1-го курса и 20 % Ш-го курса - как средний и только 5 % студентов-первокурсников оценили свой уровень физической подготовленности как низкий.

Аналогичная картина получена и в ответах на вопрос об уровне здоровья:75 % первокурсников и 67 % второкурсников, 86 % третьекурсников оценили его как высокий и соответствующий требованиям выбранной профессии и лишь 25 % студентов 1-го курса, студентов , 11-го курса - 23 % и III курса -14 % как средний и не полностью соответствующий профессиональным требованиям.

Ответы на вопрос о том, какие двигательные качества необходимы в профессиональной деятельности (табл. 1) показали, что на первом месте у студентов третьего курса оказалась выносливость, на втором месте -ловкость и на третьем - быстрота.

Таблица 1

Двигательные качества, профессионально значимые для студентов инженерного профиля

№ Двигательные Студенты Студенты

п/п качества 1-го курса, % 2-3-х курсов, %

1 Выносливость 45,3 20,5

2 Скорость (быстрота) 22,2 9,0

3 Сила 3,8 7,0

4 Гибкость 1,2 3,0

5 Скоростно-силовые качества 2,1 20,7

6 Ловкость 25,4 39,8

Наименее важными в профессиональной деятельности были названы такие качества как гибкость и сила. Студенты первого курса на первое место поставили ловкость, на второе - скоростно-силовые качества и на третье место - выносливость. Наименее важными в профессиональной деятельности ими были названы такие качества как гибкость и сила.

При выявлении наиболее значимых для профессиональной деятельности личностных качеств были получены следующие результаты: студенты первого курса выделили решительность, целеустремленность, смелость, настойчивость.

У студентов третьего курса приоритеты распределились в другом порядке: дисциплинированность, самообладание, уверенность в своих силах, настойчивость, смелость. Такие качества как чувство коллективизма, воля к победе студентами первого и третьего курсов были оценены как малозначимые (табл. 2).

Таблица 2

Личностные качества, профессионально значимые для студентов инженерного профиля

№ Двигательные Студенты Студенты

п/п качества 1-го курса, % 2-3-х курсов, %

1 Чувство коллективизма 2,0 9,0

2 Самообладание 12,2 22,0

3 Воля к победе 1,2 1,4

4 Дисциплинированность 9,8 21,0

5 Настойчивость 7,9 12,0

6 Уверенность в своих силах 9,8 13,2

7 Целеустремленность 20,7 9,7

8 Решительность 23,8 29,0

9 Смелость 17,5 16,3

Анализ литературных источников показывает, что для успешной работы будущего инженера, программиста, компьютерщика (независимо от специализации) необходимы следующие профессиональные двигательные качества: общая выносливость, быстрота реакции, ловкость и координация движений [3, 4, 7]. Среди личностных качеств в качестве приоритетных определены дисциплинированность и самообладание, мышление и эмоциональная устойчивость, смелость и решительность. Таким образом, результаты анкетирования показали, что у студентов первого курса имеет место ошибочная оценка значимости некоторых двигательных качеств. Например, наиболее важному физическому качеству - выносливости, первокурсники присудили третье место. Наиболее важные личностные качества специалиста инженерного профиля студентами всех курсов были указаны верно.

Следует отметить, что эффективное воспитание у студентов профессионально значимых двигательных и личностных качеств (выносливости, ловкости, быстроты, смелости, дисциплинированности, настойчивости и уверенности в своих силах) возможно как с применением различных игр и элементов аэробики, так и с преимущественным использованием настольного тенниса, бадминтона, но главное значение в процессе формирования здорового образа жизни имеет ещё и наше сознание.

Выводы. Только систематические занятия смогут вернуть здоровье и радость полноценной жизни. Заниматься физическими упражнениями или некоторыми видами спорта студентам необходимо не только во время академических занятий (2 раза в неделю по 90 мин на протяжении 3-х курсов), но и выделять свободное время для самостоятельных занятий на всех курсах обучения.

Эффективность самостоятельных занятий повышается за счет осознанного отношения студентов к занятиям и понимания ими механизма физиологического воздействия. Регулярные занятия служат залогом повышения функциональных способностей организма, выработки компенсаторных механизмов, развития его приспособительных процессов [6, 7].

Список литературы

1. Величко Т.И., Михайлюк Е.И. Определение индекса физического здоровья и анализа стрессоустойчивости у студентов специальной медицинской группы МГТУ им. Н.Э. Баумана // Живая психология. 2018. Т. 5. №1. С. 25-32.

2. Гончаров В.Д., Романов Е.Ф., Юкиш В.Ф. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов: реальность и перспективы // Теория и практика физической культуры. 2003. № 7. С. 12-13.

3. Евсеев Ю.И. Физическая культура: учеб.пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2005. С. 290-319.

4. Ильинич В.И. Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста // Физическая культура студента: учебник. М., 2009. С. 380-432.

5. Полиевский С.А., Старцева И.Д. Физкультура и профессия. М.: ФиС, 2008. 159 с.

6. Критерии здорового образа жизни студенческой молодежи / Н.В. Дегтярева [и др.] // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. 2006. № 1. С. 68-75.

7. Власов Г.В. Формирование здорового образа жизни студентов высших учебных заведений средствами физического воспитания: дис. ...канд. пед. наук. Луганск, 2012. 387 с.

Михайлюк Елена Игоревна, канд. биол. наук, доц., elena.grishina2010@,mail.ru, Россия, Москва, Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана,

Власов Григорий Владимирович, канд. пед. наук, доц., vlasovg@bmstu.ru, Россия, Москва, Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана

FEATURES OF MOTIVATION TO A HEALTHY LIFESTYLE OF STUDENTS I-III COURSES IN THE PHYSICAL EDUCATION

CLASSES

E.I. Mikhailyuk, G.V. Vlasov

The effectiveness of pedagogical technologies for the formation of healthy lifestyle habits of students of the Moscow State Technical University named after NE is theoretically substantiated and experimentally verified. Baumana means of physical culture. A correlation analysis of indicators of the formation of a healthy lifestyle and physical fitness of students 1-3 courses.

Key words: health, lifestyle, expediency, efficiency, means, analysis, factors, exercises, development, abilities, preparedness, communication.

Mikhailyuk Elena Igorevna, candidate of biological sciences, associate professor, mixailuk@, bmstu.ru, Russia, Moscow, Moscow State Technical University named after N.E. Bauman,

Vlasov Grigoriy Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, vlasovg@bmstu. ru, Russia, Moscow, Moscow State Technical University named after N.E. Bauman

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.