Научная статья на тему 'Особенности морально-этических представлений у лиц, приверженных к селфи'

Особенности морально-этических представлений у лиц, приверженных к селфи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
898
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Ключевые слова
МОРАЛЬ / СЕЛФИ-АДДИКЦИЯ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Демидов Д. Л., Цветков А. В.

Эмпирическое изучение морально-этических представлений у лиц с селфи-аддикцией проведено на основе выделения из общей выборки студентов гуманитарного вуза путем анкетирования группы селфиаддиктов и группы сравнения, не прибегающей к автопортретной фотографии вовсе с дальнейшим опросом по методике И.Г. Тимощука ДЭМУОЛП. Показано, что у лиц с селфи-аддикцией преобладает «операциональный» подход к морали, что соответствует общим данным по аддиктивным личностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Демидов Д. Л., Цветков А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности морально-этических представлений у лиц, приверженных к селфи»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.96

Д.Л. Демидов

психолог-консультант, генеральный директор ООО «Единство»

г. Москва, Российская Федерация А.В. Цветков

д.псх.н., отделение клинической психологии Московский научно-практический центр наркологии г. Москва, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ЛИЦ,

ПРИВЕРЖЕННЫХ К СЕЛФИ

Аннотация

Эмпирическое изучение морально-этических представлений у лиц с селфи-аддикцией проведено на основе выделения из общей выборки студентов гуманитарного вуза путем анкетирования группы селфи-аддиктов и группы сравнения, не прибегающей к автопортретной фотографии вовсе с дальнейшим опросом по методике И.Г. Тимощука ДЭМУОЛП. Показано, что у лиц с селфи-аддикцией преобладает «операциональный» подход к морали, что соответствует общим данным по аддиктивным личностям.

Ключевые слова мораль, селфи-аддикция, саморегуляция

Мораль — понятие европейской философии, служащее для обобщенного выражения сферы высших ценностей и долженствования. Мораль обобщает тот срез человеческого опыта, разные стороны которого обозначаются словами "добро" и "зло" [1]. Концептуальное различие между моралью и нравственностью проводил Гегель в "Философии права", где нравственность представлена как завершающий этап развития объективного духа, а мораль — это сфера реальной свободы, в которой субъективная воля полагает себя так же, как и объективная воля. В связи с тем, что мораль часто понимается как система ценностей, регулирующих поведенческую активность субъекта, неоднократно показано нарушение восприятия и понимания морали у лиц с химическими (алкоголизм, наркомания, токсикомания) зависимостями [3]. Представляется актуальным изучить данную переменную у лиц с поведенческими (иначе говоря, нехимическими) аддикциями [1]. В качестве модели такой аддикции, признанной Американской психиатрической ассоциацией в 2014 году [4], выступит приверженность к автопортретной фотографии (иначе говоря - 8еШе). Исследование является эмпирическим, проведено на базе одного из гуманитарных вузов г. Москвы с привлечением студентов как очного, так и очно-заочного отделений по специальностям «Туризм и сервис», «Социальная работа», «Психология», «Экономика».

В исследовании приняли участие 91 респондент в возрасте от 13 до 40 лет, со средним 21,3 и стандартным отклонением 4,7. В выборке 76 женщин и 15 мужчин. Разделение на основную (экспериментальную) и группу сравнения (контрольную) проводилось путем анкетирования о приверженности автопортретной фотографии (селфи). В качестве психодиагностического инструментария использовался Опросник диагностика уровня морально-этической ответственности личности (ДЭМУОЛП) И.Г. Тимощука [2].

Данный опросник содержит следующие шкалы: шкала 1. Рефлексия на морально-этические ситуации (моральная рефлексия или рефлексия актуализирующаяся в ситуациях связанных с морально-этическими коллизиями и конфликтами); шкала 2. Интуиция в морально-этической сфере (нравственная интуиция); шкала 3. Экзистенциальный аспект ответственности; шкала 4. Альтруистические эмоции; шкала 5. Морально-этические ценности; шкала 6. Шкала лжи (социальной желательности).

Высокий уровень сформированности морально-этической ответственности связан, по мнению авторов методики, с высоким уровнем самопонимания, низким уровнем социальной желательности.

Таблица 1

Среднегрупповые показатели уровня морально-этической ответственности у респондентов, любящих

«селфи», и группы сравнения, /х±о/

Переменные основная группа группа с] завнения

х а х а

1 2,28 1,07 2,05 1,21

2 3,78 1,00 3,23 1,27

3 2,56 1,15 2,82 1,37

4 3,78 1,11 3,23 1,51

5 2,56 1,29 2,73 1,24

6 2,28 1,13 2,14 1,42

Примечание: 1 - рефлексия на морально-этические ситуации; 2 - интуиция в морально-этической сфере; 3 - экзистенциальный аспект ответственности; 4 - альтруистические эмоции; 5 - морально-этические ценности; 6 - шкала социальной желательности.

Если рассматривать среднегрупповые показатели шкал морально-этической ответственности (таблица 1), то каких-либо различий между респондентами не наблюдается. Стоит отметить, что уровень социальной желательности не превышает нормативных значений.

При рассмотрении частоты встречаемости респондентов исследуемых групп видно, что у доминирующего количества респондентов, вне зависимости от группы (56% и 57%) преобладает средний уровень развития морально-этической ответственности, при этом респондентов с низким уровнем морально-этической ответственности в обеих группах выявлено не было.

При анализе уровня морально-этической ответственности у респондентов, в зависимости от их пола, видно, что в группе респондентов, предпочитающих делать «селфи», у респондентов обоих полов хорошо развиты интуиция в морально-этической сфере и альтруистические эмоции, при этом у молодых людей, в отличие от девушек, слабо развиты экзистенциальный аспект ответственности и морально-этические ценности. Данные различия имеют значимость на уровне тенденции.

В группе сравнения, у девушек наблюдается значительно меньший уровень развития альтруистических эмоций, проведенное сравнение также показало, что у парней значимо лучше, чем у девушек, развита интуиция в морально-этической сфере (t=-2,1 при р=0,0429).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что тенденция выносить саморегуляцию вовне, которая характеризует селфи-аддиктов, приводит в той или иной степени к росту «интуиции» в нравственной сфере - т.е. предвидения оценки внешними наблюдателями их поступков, однако при этом снижается (особенно у юношей) роль морали как смысла жизни и основы ценностей. Иными словами - у лиц с поведенческими аддикциями (на примере приверженности к селфи) подход к морали становится более «операциональным», нежели «смысловым». Таким образом, данные по поведенческим аддикциям соответствуют таковым у лиц с химическими аддикициями.

Список использованной литературы:

1. Бондырева С.К, Колесов Д.В. Наркотизм: природа и преодоление. - М.: МПСИ, 2006. - 432 с.

2. Гальчик В.В., Куприянова А.А. Изучение уровня морально-этической ответственности у студентов// Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: <a href="http://www.scienceforum.ru/2015/1044/8956">www.scienceforum.ru/2015/1044/8956</a> (дата обращения: 29.04.2016).

3. Савельева Т.Н. Психодинамика аддиктивного поведения осужденных в местах лишения свободы: дис. ... канд. психол. наук. - Рязань, 2009.

4. American psychiatric association makes it official: 'selfie' a mental disorder. The Adobo Chronicles. http://adobochronicles.com/2014/03/31/american-psychiatric-association-makes-it-official-selfie-a-mental-disorder

©Демидов Д.Л., Цветков А.В., 2016

Луговский Владимир Алексеевич

докт. ист. наук, профессор КубГАУ г. Краснодар, РФ E-mail: [email protected] Петренко Татьяна Васильевна канд. психол. наук, доцент КубГАУ г. Краснодар, РФ E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Аннотация

В статье рассматриваются социально-психологические аспекты проблемы суицидального поведения личности в период экономического кризиса в России. Дается психологическая характеристика людей, входящих в группу риска. Рассматривается специфика кризисного состояния личности. Предлагаются рекомендации по профилактике суицидального поведения.

Ключевые слова:

Суицид, суицидальное поведение, социально-психологическая дезадаптация, кризисное состояние,

стрессоустойчивость.

Согласно последним соцопросам, экономический кризис уже почувствовали на себе около 70 % россиян. Большинство опрошенных отказываются от крупных покупок, а некоторые начали экономить на еде [2]. Но самое печальное, что в российских регионах в период кризиса наблюдается резкий рост числа самоубийств. Почему, лишившись материальной и статусной составляющих бытия, человек осмеливается на отчаянный шаг? Как можно ему помочь? Эти вопросы в настоящее время приобретают особую актуальность и требуют глубокого осмысления.

Говоря о росте числа самоубийств в период экономического кризиса, специалисты классифицируют людей, входящих в группу риска по трем группам. Первая группу составляют люди, чьи личностные особенности могут провоцировать суицидные наклонности, вторая - это разорившиеся бизнесмены и третья - просто отчаявшиеся люди.

Статистика свидетельствует, что уровень самоубийств у мужчин примерно в три раза выше, чем у женщин. К общим характеристикам самоубийц можно отнести возраст выше среднего, одиночество (отсутствие семьи и близких людей), проживание в мегаполисе. Состояние алкогольного или наркотического опьянения становятся причиной снятия контроля, «разрешает» человеку акт самоубийства.

Личности, склонной к суициду, часто свойственна паранойяльная акцентуация характера, которая отличается ригидностью нервно-психических процессов, стереотипностью в мыслительных и поведенческих паттернах, догматизмом, обидчивостью и страстью к созданию сверхценных идей [5]. В ситуации финансовых проблем такие индивиды могут пытаться совершить суицид чаще, чем другие лица.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.