Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование склонности к коррупционному поведению у студентов юридических специальностей вуза'

Экспериментальное исследование склонности к коррупционному поведению у студентов юридических специальностей вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
130
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОЦЕНКА СКЛОННОСТИ К ЭКСТРЕМИЗМУ / СТУДЕНТЫ-ЮРИСТЫ / MORAL AND ETHICAL RESPONSIBILITY / ASSESSMENT OF TENDENCY TO EXTREMISM / LAW STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лежнева Нина Вячеславовна

В статье описываются результаты эксперимента по определению склонности к коррупционному поведению у студентов юридических специальностей вуза и направлений подготовки на основе методики определения уровня сформированности морально-этических ценностей. Оценивается как общий уровень выраженности выбранного критерия, так и такие параметры, как интуиция и рефлексия в морально-этической области, система нравственных ценностей, эмоциональные переживания. Для сравнения приводятся данные для других специальностей вуза и старших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лежнева Нина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pilot study of tendency to corruption behaviour at students legal specialties of higher education institution

In article results of an experiment on determination of tendency to corruption behavior at students of legal specialties of higher education institution and the directions of preparation on the basis of a technique of determination of level of formation of maralno-ethical values are described. Both the general level of expressiveness of the chosen criterion, and such parameters as an intuition and a reflection in maralno-ethical area, the system of moral values, emotional experiences is estimated. For comparison data for other specialties of higher education institution and the senior school students are provided.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование склонности к коррупционному поведению у студентов юридических специальностей вуза»

УДК 378.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Лежнева Н. В. Экспериментальное исследование склонности к коррупционному поведению у студентов юридических специальностей вуза // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 54-57. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2019/30sept2019/kvo307/

Лежнева Нина Вячеславовна | [email protected]

Доктор педагогических наук, профессор Заведующий кафедрой педагогики и психологии Челябинский государственный университет (Троицкий филиал)

Экспериментальное исследование склонности к коррупционному поведению у студентов юридических специальностей вуза

Аннотация. В статье описываются результаты эксперимента по определению склонности к коррупционному поведению у студентов юридических специальностей вуза и направлений подготовки на основе методики определения уровня сформированности морально-этических ценностей. Оценивается как общий уровень выраженности выбранного критерия, так и такие параметры, как интуиция и рефлексия в морально-этической области, система нравственных ценностей, эмоциональные переживания. Для сравнения приводятся данные для других специальностей вуза и старших школьников.

Ключевые слова: морально-этическая ответственность, оценка склонности к экстремизму, студенты-юристы.

Оценка коррупции в странах производится мировым сообществом с 1995 года на основании индекса «восприятия коррупции» (от 0 до 100 баллов), при этом ноль — это наивысший уровень восприятия коррупции Сомали (10 баллов),

Сирия и Южный Судан (13 баллов), а сто — самый низкий (Дания — 88 баллов, Новая Зеландия — 87 баллов). Соединенные Штаты Америки получили по итогам 2018 года 71 балл, ухудшив свое положение по сравнению с 2017 годом на 4 балла. К сожалению, Россия в этом списке занимает в настоящее время лишь 138 место из 180 стран, имея 28 баллов. Это на балл ниже, чем в прошлом году [2].

Данные подтверждаются Генпрокуратурой и Следственным комитетом России (портал crimestat.ru Генеральной прокуратуры): в России стали на 10 % чаще, чем в прошлом году, брать и давать взятки; в 2018 году было совершено около 30 000 преступлений коррупционной направленности (на 1,9 % больше, чем в 2017 году) и т. п.

Решение проблемы зависит от многих факторов, среди которых значимую роль играет деятельность правоохранительных органов. Однако нельзя утверждать, что правоохранительные органы полностью освобождены от коррупции. В связи

УДК 378.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Лежнева Н. В. Экспериментальное исследование склонности к коррупционному поведению у студентов юридических специальностей вуза // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 54-57. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2019/30sept2019/kvo307/

с этим нам кажется важным при подготовке юридических кадров обратить особое внимание не только на формирование знаний в области юриспруденции, но и на воспитание у студентов-юристов морально-этической ответственности как важного предиктора их будущей профессиональной антикоррупционной деятельности.

Сказанное выше определило направление нашего исследования, обозначенного в названии статьи. Эксперимент проведен в 2016-2019 гг. на базе вузов Южного Урала. В эксперименте участвовало 205 студентов вуза юридических специальностей и направлений, для сравнения были привлечены респонденты других направлений и специальностей вуза, а также студенты техникумов и школьники старших классов (общее количество участвовавших в эксперименте — 565 человек).

Прежде всего, уточним основные понятия, используемые в статье:

- морально-этическая ответственность определяется нами «как интегратив-ное качество личности, определяющее ее поведение на основе принятия и осознания морально-этических ценностей и норм. Данное понятие характеризует способность личности к саморегуляции деятельности и ответственности за нее» [Цит. по: 3, с. 38];

- коррупцию мы рассматриваем с

социально-психологических позиций, трактуя данное понятие как «социальное явление с характерными элементами и показателями, подрывающими экономическое развитие, правовое законодательство, морально-нравственные устои, этические кодексы, гармоничное развитие общества, личности, государства» [Цит. по: 1; с. 53].

Для определения сформированности морально-этической ответственности респондентов использовалась методика ДУМЭОЛП [3]. Согласно методике оценивались параметры «I. Рефлексия на морально-этические ситуации (моральная рефлексия или рефлексия, актуализирующаяся в ситуациях, связанных с морально-этическими коллизиями и конфликтами). II. Интуиция в морально-этической сфере (нравственная интуиция). III. Экзистенциальный аспект ответственности. IV. Альтруистические эмоции. V. Морально-этические ценности. VI. Шкала лжи (социальной желательности)» [Цит. по: 3, с. 39]. Сумма баллов по шкалам от 0 до 5 оценивалась как низкий уровень (33 % и менее от максимально возможного балла); 5-15 баллов (3459 %) — средний; 15-25 баллов (более 60%) — высокий уровень. Методика включала «шкалу лжи»: данные респондента, получившего низкие баллы по «шкале лжи», в общие результат не включались. Сводные результаты приведены в таблице 1.

УДК 378.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Лежнева Н. В. Экспериментальное исследование склонности к коррупционному поведению у студентов юридических специальностей вуза // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 54-57. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2019/30sept2019/kvo307/

Таблица 1 — Общий уровень морально-этической ответственности (в % от максимально возможного балла)

Социальные группы Общий уровень Шкалы

I II III IV V

Студенты вуза (юристы) 55,24 46,28 77,12 49,28 57,16 46,38

Студенты техникума 43,49 31,14 56,65 41,93 47,53 40,18

Студенты вуза других направлений подготовки 50,37 42,12 65,91 43,12 57,56 43,12

Старшеклассники 52,40 41,39 58,12 42,92 74,12 45,44

Полученные результаты свидетельствуют, что по всем исследуемым параметрам (кроме параметра «альтруистические эмоции») будущие юристы продемонстрировали более высокие показатели, чем студенты вуза других направлений подготовки, однако значимые отличия (по критерию Стьюдента) были зафиксированы только по параметру «интуиция в морально-этической сфере». При сравнении общего показателя морально-этической ответственности разница между студентами-юристами и студентами других направлений подготовки составила 4,87 баллов и достоверность отличий не была подтверждена в ходе статистической обработки данных.

Иную картину мы наблюдаем при сравнении студентов-юристов со студентами техникумов (колледжей). Значимые отличия здесь наблюдаются по всем параметрам, включая обобщенный показатель морально-этической ответственности. Особенно велики отличия по показателям

«интуиция в морально-этической сфере» (более 20 %) и «рефлексия на морально-этические ситуации» (более 15 %).

При сравнении будущих юристов и школьников старших классов было установлено, что студенты превосходят школьников по всем параметрам, кроме показателя «альтруистические эмоции». У школьников (очевидно в силу возрастных особенностей) он был значимо выше (отличия составляли около 17 %). При статистической обработке данных значимость отличий была подтверждена по критериям «альтруистические эмоции», «интуиция в морально-этической сфере», «экзистенциальный аспект ответственности».

При исследовании гендерных особенностей студентов-юристов было установлено, что значимые отличия наблюдались по параметру «рефлексия на морально-этические ситуации» (у девушек данный показатель был ниже почти на 7 %),

УДК 378.4

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Лежнева Н. В. Экспериментальное исследование склонности к коррупционному поведению у студентов юридических специальностей вуза // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 54-57. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2019/30sept2019/kvo307/

и по параметрам «интуиция в морально-этической сфере» и «морально-этические ценности» (девушки набрали в этом случае большее количество баллов почти на 10 %).

Полученные в ходе эксперимента результаты (таблица 1) позволяют сделать вывод о необходимости целенаправленной системной работы по воспитанию у студентов вуза вообще, и студентов юридических направлений подготовки и специальностей в частности, компонентов морально-этической ответственности как важного предиктора их успешной профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Бурмакин, В. М. Актуализация социально-философского аспекта в исследовании и внедрении антикоррупционных практик: антикоррупционное просвещение / В. М. Бурмакин // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. — 2019. — № 1. — С. 52-59.

2. Индекс восприятия коррупции — 2018 [Электронный ресурс]. — URL: https:// transparency.org.ru/research/v-rossii/ rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2018-28-baUov-iz-100-i-138-mesto.html (дата обращения: 22.08.2019).

3. Тимощук, И. Г. Диагностический инструментарий исследования некоторых аспектов ответственности у

студентов-психологов / И. Г. Тимощук // Практическая психология и социальная работа. - 2004. - № 8. -С. 37-40.

Nina V. Lezhneva

Chelyabinsk state university (Troitsk branch)

Pilot study of tendency to corruption behaviour at students legal specialties of higher education institution

Abstract. In article results of an experiment on determination of tendency to corruption behavior at students of legal specialties of higher education institution and the directions of preparation on the basis of a technique of determination of level of formation of maralno-ethical values are described. Both the general level of expressiveness of the chosen criterion, and such parameters as an intuition and a reflection in maralno-ethical area, the system of moral values, emotional experiences is estimated. For comparison data for other specialties of higher education institution and the senior school students are provided.

Keywords: moral and ethical responsibility, assessment of tendency to extremism, law students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.