ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
УДК 330.34 А. Г. Воржецов
ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Ключевые слова: всесторонняя модернизация, экономическая модернизация, политическая модернизация.
В статье раскрыта сущность всесторонней модернизации в России, выявлена определяющая роль политической (демократической) модернизации.
Tags: all-round modernization, economic modernization, political modernization.
This article shows the essence of all-round modernization in Russia, definition role of political (democratic) modernization is revealed.
В настоящее время наступил новый этап в развитии российского государства. По мнению Президента РФ Д.А. Медведева, «в ХХ1веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация» [1]. Другими словами, модернизация должна носить всесторонний, комплексный характер и охватывать все сферы общественной жизни (экономическую, социальную и политическую).
Ключевую роль в этом процессе должен сыграть переход от экстенсивной экспортно-сырьевой модели экономического развития к модели модернизации эконмического развития, где важную роль играют инновации и передовые технологии. Будущая экономика должна обладать следующими важными чертами:
- приоритет в развитии получают наукоёмкие, высокотехнологичные, обрабатывающие отрасли с минимальным воздействием на окружающую среду;
- уменьшается удельный вес сырьевого сектора в экономике.
Руководство России в 2009 г. провозгласило курс на переход к модели модернизации экономического развития. В статье «Россия, вперёд!» (2009 г.) Президент РФ Д.А. Медведев определил пять стратегических векторов, пять основных направлений экономической модернизации в нашей стране:
- эффективность производства,
транспортировки и использования энергии;
- развитие ядерных технологий;
- совершенствование информационных технологий;
- создание собственной наземной и космической инфраструктуры;
- развитие производства медицинского
оборудования, сверхсовременных средств диагностики, медикаментов для лечения вирусных, сердечно-сосудистых, онкологических и
неврологических заболеваний [2].
Модернизация и инновационная экономика находятся в пересекающихся плоскостях. Вопрос последовательности никакой роли не играет. Ведь модернизация не касается только смены оборудования. Она не может носить лишь технологический характер. Однако инновационность
в социально-экономической сфере может быть связанной не только с экономикой, но и может развивать человеческий и социальный капитал регионов. Различают несколько видов инноваций:
1. технические, которые появляются в производстве продуктов с новыми или улучшенными качествами;
2. технологические, которые возникают при применении более совершенных способов изготовления продуктов;
3. организационно-управленческие, которые связаны с процессами оптимальной организации государственного управления, производства и транспорта;
4. информационные, которые решают задачи рациональной организации информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности и повышения достоверности получения информации;
5. социальные, направленные на улучшение условий труда и решение проблем здравоохранения, образования и культуры [3].
Одной из важнейших особенностей модернизации в современной России является её демократический характер. По мнению Президента РФ Д.А. Медведева, «это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии»[4]. Причём «сегодня впервые в нашей истории у нас есть шанс доказать самим себе и всему миру, что Россия может развиваться по демократическому пути» [5]. Таким образом, определяющая роль должна принадлежать политической (демократической) модернизации. Дело состоит в том, что «никакая экономическая модернизация не будет успешной, если политическая система России... не будет изменена таким образом, чтобы быть адекватной тем задачам, которые преследуются экономической модернизацией». И что «без подлинной демократизации общественной и государственной жизни осуществить тотальную модернизацию будет невозможно» [6].
Следует отметить, что объявленный Президентом РФ в 2009 году «курс на модернизацию российского общества находит достаточно высокую
поддержку (60% против 28%), особенно среди наиболее молодой и активной его части». А «наиболее высокий уровень поддержки на модернизацию у либералов (72%), а наименее высокий - среди коммунистов - 51%». Однако «многие из тех, кто готов поддержать этот курс, пока не видят в нём реального политического содержания, опасаются, что всё опять ограничится благими пожеланиями» [7]. Президент РФ Д.А. Медведев недавно признал, что «старая модель, которая верой и правдой служила в последние годы. себя исчерпала». И «мы сами должны начать этот процесс - процесс политических преобразований» [8]. Он предложил комплексную реформу политической системы нашей страны. Во-первых, необходимо «перейти к выборам руководителей субъектов Российской Федерации прямым голосованием жителей регионов страны». Во-вторых, важно «ввести упрощённый порядок регистрации партий.» В-третьих, следует «отменить необходимость собирать подписи для участия в выборах в Государственную Думу и в региональные законодательные органы». В -четвёртых, «сократить количество подписей избирателей, необходимых для участия в выборах Президента России, до 300 тысяч, а для кандидатов от непарламентских партий - до 100 тысяч». В-пятых, необходимо «в ближайшее время решить вопрос о создании общественного телевидения, возможно на базе одного из существующих федеральных каналов» [9].
Поэтому важно идти дальше и начать обсуждение других «.либеральных ценностей, с помощью которых можно преодолеть все имеющиеся в стране трудности.» [10]. И, прежде всего, речь должна идти об определяющих принципах (параметрах) демократического государства:
оптимальное разделение государственной власти и формирование правительства на партийной основе. Эти принципы пока не реализованы в полной степени в Конституции РФ. Необходимо начать обсуждение конституционной реформы. Длительное время дискуссий относительно содержания Конституции РФ в обществе и государственных институтах не велось. Ситуация стала меняться в конце 2011 года. Коллективом Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования под руководством профессора Сулакшина С.С. был разработан полномасштабный научный макет новой Конституции России. Авторы в пояснительной записке отмечают, что назрела потребность в разработке новой Конституции или, по крайней мере, в её обновлении. Об этом свидетельствуют результаты контент-анализа 270 авторефератов диссертаций на соискание учёной степени доктора и кандидата юридических наук по специальности 12.00.02 - «Конституционное право, муниципальное право» за 2007 - 2010 гг. Во всех этих авторефератах содержатся предложения по обновлению Конституции РФ [11].
Поэтому необходима конституционная реформа, направленная на реализацию в полном объёме двух определяющих принципов демократического государства. Она нужна для того, чтобы устранить «чрезмерную концентрацию власти в руках президента, который формально не отнесён ни к одной из ветвей власти, а по сути... возвышается над ними всеми, оказывая решающее влияние на формирование и функционирование каждой из них» [12]. Это во-первых. Во-вторых, необходимо восстановить Государственной Думе в полном объёме контрольную функцию и функцию формирования правительства на партийной основе. В-третьих, представляется важным перераспределение некоторых полномочий между Президентом РФ, Правительством РФ и Государственной Думой с целью реализации принципа разделения государственной власти в России. Только после проведения конституционной реформы станет возможной реализация в полном объёме комплексной реформы политической системы в России, а также проведение свободных и честных выборов.
Литература
1. Медведев Д.А. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. -2009. - 13 ноября.
2. Медведев Д.А. Россия, вперёд! // Российская газета. -2009. - 11 сентября.
3. Тузиков А.Р. Идеология инновационного развития: борьба за смыслы // Регионы России: инновационное развитие и модернизация системы социального управления: монография. - Казань: Изд-во КГТУ, 2011. -с.6.
4. Медведев Д.А. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. -2009. - 13 ноября.
5. Медведев Д.А. Россия, вперёд! // Российская газета. -2009. - 11 сентября.
6. Пляйс Я.А. Тотальная системная модернизация -абсолютный императив для России // Власть. - 2009. - № 8. - с. 7.
7. Двадцать лет реформ глазами россиян (опыт многолетних социологических замеров). Аналитический доклад. - М.: Институт социологии РАН, 2011. - с. 48. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.isras.ru, свободный.
8. Цит. по: Российская газета. - 2011. - 19 декабря.
9. Медведев Д.А. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. -2009. - 13 ноября.
10. Федяева Р.Х. Принцип либерализма как фактор инновационного развития России // Вестник Казанского технологического университета. - 2011. - 23 декабря.
11. Научный макет новой Конституции России / под общей редакцией С.С. Сулакшина. - М.: Научный эксперт, 2011.
- с. 258.
12. Шейнис В. Конституция и граждане: построение новой
легитимности через востребованность // Конституционное развитие России: задачи институционального
проектирования. Сборник научный статей (под ред. Н.Ю. Беляевой). - М.: Изд-во «ТЕИС», 2007. - с. 347.
© А. Г. Воржецов - д-р филос. наук, проф. каф. ГМУС КНИТУ, vag41@list.ru.