Александр ВОРЖЕЦОВ
КОНТУРЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ПРОЕКТА В РОССИИ
В статье рассматриваются проблемы демократического развития России. Обосновывается идея разработки российского демократического проекта, выявляются его основные параметры и определяющее звено.
The article considers the problems of democracy development in Russia. It offers the idea to elaborate the democracy project, describing the main drivers and core elements.
Ключевые слова:
демократическое государство, российский демократический проект, разделение ветвей государственной власти, формирование правительства на партийной основе, судебно-правовая реформа; democratic state, Russian democracy project, dividing of powers, government formation on a party basis, judicial and legal reform.
ВОРЖЕЦОВ
Александр
Григорьевич —
д.филос.н,
профессор кафедры
государственного,
муниципального
управления
и социологии
Казанского
государственного
технологического
университета
vag41@list.ru
В Конституции Российской Федерации сформулированы стратегические цели российского государства. В ст. 1 записано, что «Российская Федерация — Россия есть демократическое... государство», а в ст. 7 провозглашено, что «Российская Федерация — социальное государство.»1. Д.А. Медведев в своем послании Федеральному Собранию подтвердил эти стратегические цели. Он подчеркнул, что, «согласно статье 7 Конституции, Российская Федерация — это социальное государство, которое обеспечивает достойную жизнь и свободное развитие человека»2. Д.А. Медведев также отметил, что «Россия будет процветающей, демократической страной»3.
Поэтому в целях реализации стратегических целей российского государства необходимо разработать два стратегических национальных проекта: демократический и социальный. Причем оба эти проекта должны быть взаимосвязаны между собой. Это — во-первых. Во-вторых, начинать следует с разработки демократического проекта, целью которого является определение основных этапов формирования демократического государства в России. Социальная практика свидетельствует о том, что только демократические государства трансформировались в правовые и социальные.
Прежде чем определить контуры демократического проекта в РФ, следует дать характеристику современного российского государства, выявить определяющие принципы демократического государства и раскрыть механизм их реализации. Если в отношении принципов демократического государства (евростандартов демократии) особых разногласий среди российских ученых не существует, то по проблеме выявления определяющих принципов, без реализации которых невозможно осуществить другие принципы, картина совсем иная. Большинство авторов монографий и учебников, как правило, просто перечисляют набор принципов демократического государства. Другие выделяют такой принцип как «политический плюрализм во всех его проявлениях»4. Имеются сторонники принципов верховенства права и приоритета прав и свобод человека. Часть ученых считают, что определяющим принципом демократи-
1 Конституция Российской Федерации. — М. : Норма, 2008, с. 2, 4.
2 Медведев Д.А. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Российская газета, 6 ноября 2008 г.
3 Там же.
4 Демократия: развитие российской модели / под ред. И.Ю. Юргенса. — М. : Институт современного развития, 2008, с. 16; http://www.insor-russia.ru//files/ Low Res Democracy.Books final.pdf.
ческого государства является верховенство права. Имеются и сторонники принципа приоритета прав и свобод человека. Значительная часть ученых недооценивает значение принципа разделения и равновесия ветвей власти как определяющего принципа демократического государства. Об этом, в частности, свидетельствуют и результаты экспертного опроса преподавателей политологии вузов Казани1. На вопрос: «Какой принцип демократического государства является определяющим по отношению к другим?» — 42,5% опрошенных выделили приоритет прав и свобод человека, 32,5% — реальное разделение и равновесие ветвей государственной власти, 25% — верховенство закона.
Российское государство, на наш взгляд, можно определить как частично демократическое государство. После принятия Конституции 1993 г. в РФ были созданы основные демократические институты. Выборы в федеральные и региональные органы государственной власти проводятся на альтернативной основе с соблюдением основных демократических норм.
Однако в России пока отсутствует реальное разделение и равновесие органов государственной власти. По мнению Ю.А. Красина, «Конституция РФ узаконила “перекос” государственной структуры в сторону президентской власти». А «парламент фактически оказался лишен реальных рычагов власти и контрольных функций». И «политические партии не получили официальных каналов влияния ни на состав правительства, ни на процесс принятия решений»2. Поэтому некоторые российские ученые приходят к выводу, что современную Россию следует отнести к «моноцентрическому государству», в котором властная пирамида едина и разделение властей отсутствует. А кроме исполнительной, законодательной и судебной ветвей, имеется власть верховная (президентская), обладающая
1 В декабре 2007 г. по линии Центра социального и политического прогнозирования при кафедре государственного, муниципального управления и социологии Казанского государственного технологического университета (руководитель — проф. Воржецов А.Г.) был проведен опрос 40 преподавателей политологии КГУ, КГТУ и КГТУ им. Туполева.
2 Красин Ю.А. Политическое самоопределение России: проблемы выбора // Политические исследования, 2003, № 1, с. 12б—127.
монополией на принятие универсальных решений3.
В последние годы возобновились дискуссии по проблеме возможности и необходимости демократического развития России. Одни ученые скептически оценивают такие перспективы. Так, по мнению В.С. Комаровского, в нашей стране «нет не только исторических, но, прежде всего, экономических условий для демократии»4. А «попытка “здесь и сейчас” воплотить полностью демократический проект приведет к дезинтеграции государства». И «те, кто считает, что демократический проект можно воплотить немедленно, постоянно уходят от вопроса о перспективах дезинтеграции страны, от вопроса о том, в какой степени зрелая демократическая система может быть принята нынешними российскими гражданами и нынешними российскими элитами»5. Во-первых, «здесь и сейчас» осуществить демократический проект невозможно. Его возможная реализация растянется на несколько десятилетий.
Во-вторых, как отмечают авторы проекта «Демократия: развитие российской модели», общественный запрос на правовое государство, на ответственность власти перед обществом существует. На уровне общего отношения опросы ВЦИОМ (март 2008 г.) и Левада-Центра (январь 2008 г.) фиксируют одинаковую долю респондентов (54%), считающих, что политическая система современной России развивается в сторону демократии. 78% россиян убеждены, что стране нужна демократия (противоположное мнение лишь у 14%)6.
В-третьих, демократический проект должен получить одобрение у российского руководства. В этом случае он будет поддержан и российскими элитами.
Недавно президент РФ Д.А. Медведев
3 См.: Устименко С.В., Иванов А.Ф. Дуалистический характер российского государственного устройства // Власть, 2007, № 7, с. 4.
4 Комаровский В.С. Из кризиса в одиночку ни власть, ни общество не выйдут // Политические исследования, 2009, № 5, с.105.
5 Зудин А.Ю. Как оценивать российский транзит, или куда направлен вектор перемен // Конституционное развитие России: задачи институционального проектирования : сборник научных статей / под ред. Н.Ю. Беляевой. — М. : Теис, 2007, с.104.
6 См.: Демократия: развитие российской модели / под ред. И.Ю. Юргенса. — М. : Институт современного развития, 2008, с. 51; http://www.msor-russia.ru//files/Low Res Democracy.Books final.pdf
заявил, что «сегодня впервые в нашей истории у нас есть шанс доказать самим себе и всему миру, что Россия может развиваться по демократическому пути»1. Больше того, он впервые отметил такой определяющий параметр демократии, как формирование правительства на партийной основе: «Партии и их коалиции будут формировать федеральные и региональные органы исполнительной власти... выдвигать кандидатов на пост главы государства, руководителей регионов и местного самоуправления»2.
Однако для реализации этого предложения, на наш взгляд, следует решить две проблемы.
Одна из них связана с закреплением функции формирования правительства РФ на партийной основе в результате победы партии на выборах в Государственную Думу РФ и некоторого перераспределения полномочий между президентом РФ, правительством РФ и Государственной Думой. Поэтому следует внести соответствующие изменения в некоторые статьи гл. 4, 5, 6 Конституции РФ. Такие изменения будут носить «корректировочный» характер, так как они не только не изменяют статьи гл. 1 «Основы конституционного строя», а, напротив, конкретизируют принцип разделения государственной власти в РФ. Также следует восстановить в полном объеме контрольную функцию Государственной Думы. Тем самым будет сделан серьезный шаг на пути преодоления. ограниченного парламентаризма, где деятельность партии не простирается за пределы законодательной власти»3.
Другая проблема связана с необходимостью создания крупных политических партий в стране — правоцентристской (консервативной) и левоцентристской (социал-демократической). Две российские партии в перспективе смогут стать таковыми при определенных условиях — «Единая Россия» и «Справедливая Россия». Однако эти партии должны в своих программах более определенно за-
1 Медведев Д.А. Россия, вперед! // Российская газета, 11 сентября 2009 г.
2 Там же.
3 Устименко С.В., Иванов А.Ф. Указ. соч., с. 8.
явить о своих идеологических основах (консерватизм и социал-демократия); в программах этих партий должны быть закреплены стратегические цели российского государства (демократическое и социальное государство), содержащиеся в ст. 1 и ст. 7 Конституции РФ; представители этих партий совместно с российскими учеными должны принять непосредственное участие в разработке демократического проекта (программы политической модернизации в России до 2020 г.).
Конституционные изменения, направленные на реализацию принципа разделения государственной власти и на формирование правительства РФ на партийной основе, могут составить определяющее звено в российском демократическом проекте.
Другими составными частями демократического проекта могут стать:
— проведение комплексной судебноправовой реформы, включая реформирование всех правоохранительных органов с целью создания независимой судебной системы;
— проведение реформы органов исполнительной власти;
— превращение средств массовой информации в «четвертую власть», независимую от трех ветвей государственной власти;
— разработка комплекса законов, направленных на развитие равноправных отношений между властью и бизнесом, на создание благоприятных условий для развития предпринимательства в нашей стране.
Реализация основных положений демократического проекта станет возможной лишь «.только после или по мере выхода из кризиса, а не в острой его фазе»4.
Возможное осуществление демократического проекта в России будет способствовать завершению перехода к демократическому государству, окажет позитивное влияние на реализацию Концепции социально-экономического развития России до 2020 г., на успешное решение проблемы борьбы с коррупцией.
4 Федосов П.А. Об эволюции настроений верхнего эшелона элит // Политические исследования, 2009, № 5, с. 111.