Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО В РОССИИ ПОСЛЕ 1993 ГОДА'

ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО В РОССИИ ПОСЛЕ 1993 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
38
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / CIVIL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ИНСТИТУТ СОБСТВЕННОСТИ / INSTITUTE OF PROPERTY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА-НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО / STATE REGISTRATION OF THE RIGHTS FOR REAL ESTATE / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГАРАНТИЯ ПРАВ СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА / STATE WARRANTY OF THE RIGHTS OF OWNERS OF REAL ESTATE / SOCIAL AND ECONOMIC CONVERSIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лигай Владислав Олегович

Итогом социально-экономических преобразований 1993-2002 гг. в Российской Федерации, по мнению Г.А. Волчецкой, явилось создание правовой базы, существенно изменившей институт собственности. Возникли общественные отношения по поводу собственности, которые не были известны праву советского народа, и требование их правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лигай Владислав Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF UPGRADE OF THE CIVIL LEGISLATION ABOUT THE STATE REGISTRATION OF THE RIGHTS FOR REAL ESTATE IN RUSSIA AFTER 1993

The total of social and economic conversions of 1993-2002 in the Russian Federation, according to G. A. Volchetskaya, was creation of the legal basis which significantly changed institute of property. There were public relations concerning property which weren’t known to the right of the Soviet people, and the requirement of their legal regulation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО В РОССИИ ПОСЛЕ 1993 ГОДА»

УДК - 347 ЛИГАИ Владислав Олегович,

ББК - 67.404 стажер Российской академии адвокатуры и нотариата,

e-mail: mail@law-books.ru

12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

ОСОБЕННОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО В РОССИИ ПОСЛЕ 1993 ГОДА

Аннотация. Итогом социально-экономических преобразований 1993-2002 гг. в Российской Федерации, по мнению Г.А. Волчецкой, явилось создание правовой базы, существенно изменившей институт собственности. Возникли общественные отношения по поводу собственности, которые не были известны праву советского народа, и требование их правового регулирования.

Ключевые слова: Гражданский кодекс Российской Федерации, социально-экономические преобразования, институт собственности, государственная регистрация прав на-недвижимое имущество, государственная гарантия прав собственников недвижимого имущества.

LEAGUE Vladislav Olegovich,

trainee of the Russian academy of legal profession and notariate,

e-mail: mail@law-books.ru

FEATURES OF UPGRADE OF THE CIVIL LEGISLATION ABOUT THE STATE REGISTRATION OF THE RIGHTS FOR REAL ESTATE IN RUSSIA AFTER 1993

Summary. The total of social and economic conversions of 1993-2002 in the Russian Federation, according to G. A. Volchetskaya, was creation of the legal basis which significantly changed institute of property. There were public relations concerning property which weren't known to the right of the Soviet people, and the requirement of their legal regulation.

Keywords: Civil code of the Russian Federation, social and economic conversions, institute of property, state registration of the rights for real estate, state warranty of the rights of owners of real estate.

В связи с провозглашением на государственном уровне в конце 1980-х - начале 90-х гг. курса на либерализацию экономики и проведение социально-экономических реформ ситуация начала коренным образом изменяться. Отмена государственной монополии на землю, изменение форм собственности, возрождение классического деления вещей на движимые и недвижимые послужили основанием для полноценного введения недвижимого имущества в гражданский оборот и пересмотра особенностей его правового регулирования. По сути, первым правовым актом, наметившим пути преобразования ранее действовавшего граж-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2016

данского законодательства, стал Гражданский кодекс Российской Федерации, который дал общую характеристику недвижимости и провозгласил необходимость ее государственной регистрации [8].

С начала 1990-х гг. законодательная база выросла и по количеству нормативно-правовых актов, и по своей полноценности, в сравнении с прошлыми временными периодами. Наиболее значимыми нормативно-правовыми актами, принятыми с 1990-х годов и нашедшими свое применение, постоянно развивающимися и дополняющимися в условиях непрерывного экономического, социального развития, являются: Конституция Россий-

ской Федерации [12], Гражданский кодекс РФ [6], Земельный кодекс, Жилищный кодекс [9], Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [19], Федеральный закон «О землеустройстве», Федеральный закон «О государственном земельном кадастре», Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю», Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и многие другие. Данная нормативно-правовая база закрепляет права и регулирует деятельность граждан в области реализации своего конституционного права. Нарушения, возникающие при реализации данного права гражданами либо третьими лицами, также нашли свое отражение в законодательной базе. Защита прав и интересов граждан имеет большое значение как для государства, так и для людей, чьи права были нарушены [7].

Итогом социально-экономических преобразований 1993-2002 гг. в Российской Федерации, по мнению Г.А. Волчецкой, явилось создание правовой базы, существенно изменившей институт собственности. Возникли общественные отношения по поводу собственности, которые не были известны праву советского народа, и требование их правового регулирования. Резкий скачок в обороте недвижимости, произошедший после принятия Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ, показал отсутствие целостной системы, обеспечивающей гарантии по защите прав и интересов граждан, - системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество [4, с. 45, 46].

Современную (начиная с 1993 г.) систему федерального законодательства о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество следует разделять на четыре уровня.

Первый уровень (конституционный) составляют нормы Конституции РФ 1993 г., провозгласившие право частной собственности, право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ст. 35), право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю (ст. 36) и др.

Второй уровень (федеральный) включает в себя:

- Гражданский кодекс РФ;

- Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

- Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Третий уровень (подзаконный) включает в себя:

а) принятые и действовавшие в период с 2003 по 2007 гг. подзаконные нормативные правовые акты:

- Указ Президента РФ «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы» и в Положение, утвержденное этим Указом»;

- Указ Президента РФ от 26 мая 2005 г. № 589 «О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, аппаратах некоторых федеральных судов и управлениях (отделах) Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в субъектах Российской Федерации»;

- Указ Президента РФ от 23 декабря 2005 г. № 1521 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы» и в Положение, утвержденное этим Указом»;

- Указ Президента Российской Федерации от 22 ноября 2006 г. № 1300 «Об учреждении геральдического знака - эмблемы и флага Федеральной регистрационной службы»;

- постановление Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

- постановление Правительства РФ от 11 февраля 2005 г. № 68 «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи»;

- постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 г. № 531 «Об утверждении

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2016

Правил направления копии декларации об объекте недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано, органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества»;

- постановление Правительства РФ от 30 июня 2006 г. № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю» и др.

а) принятые и действовавшие (действующие в настоящее время) с 2008 по 2015 гг. подзаконные нормативные правовые акты:

- Приказ Министерства экономического развития РФ от 9 декабря 2014 г. № 789 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [13];

- Приказ Министерства экономического развития РФ от 23 декабря 2013 г. № 765 «Об утверждении правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации, порядка присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер, форм свидетельства о государственной регистрации права и специальной регистрационной надписи на документах, требований к заполнению свидетельства о государственной регистрации прав и специальной регистрационной надписи...» [2];

- Приказ Министерства экономического развития РФ от 26 марта 2015 г. № 169 «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 23 декабря 2013 г. № 765» [14, 3];

- Приказ Министерства экономического развития РФ от 31 декабря 2013 г. № 802 «Об утверждении порядков и способов направле-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2016

ния органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, правообладателю (правообладателям) объекта недвижимого имущества уведомлений о зарегистрированных ограничениях (обременениях) прав, уведомлений и приложенных к заявлению о государственной регистрации прав документов без рассмотрения при отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющей проведение государственной регистрации возникновения и (или) перехода прав на недвижимое имущество, уведомлений о приостановлении государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и подлежащих выдаче после проведения государственной регистрации прав экземпляров - подлинников представленных заявителем документов, уведомлений о поступлении решения суда, вступившего в законную силу, с указанием срока окончания осуществления государственной регистрации прав, в случае если отказ в государственной регистрации прав признан судом необоснованным, уведомлений об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, уведомлений о внесении изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в связи с изменением содержащихся в базовых государственных информационных ресурсах сведений о правообладателе (правообладателях), уведомлений о государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от соответствующего права правообладателем» [16];

- постановление Правительства РФ от 28 ноября 2009 г. № 958 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на воздушные суда и сделок с ними» [17] и др.

Четвертый уровень (административно-организационный) состоит из двух подуровней:

1) административный, суть которого заключается в установлении общих правил

распорядка и внутренней организации сначала - Федеральной регистрационной службы, после 2008 г. - Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) при осуществлении функций в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также в повышении качества исполнения и доступности результатов исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, создания комфортных условий для участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Данный подуровень включает (утратившие в настоящее время силу и действующие подзаконные нормативные правовые акты):

- постановление Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. № 273 «Об утверждении федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

- приказ Министерства юстиции РФ от 14 сентября 2006 г. № 293 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [15];

- приказ Федеральной регистрационной службы от 12 сентября 2006 г. № 154 «Об утверждении Регламента Федеральной регистрационной службы»;

- приказ Федеральной регистрационной службы и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 сентября 2006 г. № 168/П/0309 «Об утверждении Порядка взаимодействия территориальных органов Федеральной регистрационной службы и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости при реализации Правил направления копии декларации об объекте недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано, органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в организацию (орган) по учету

объектов недвижимого имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. № 531»;

- приказ Министерства юстиции РФ от 3 декабря 2004 г. № 183 г. Москва «Об утверждении Общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации» и др.;

2) организационный, суть которого заключается в установлении и использовании единых стандартов (правил) осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Данный подуровень включает (утратившие в настоящее время силу и действующие подзаконные нормативные правовые акты):

- приказ Министерства юстиции РФ от 6 августа 2001 г. № 233 «Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения»;

- приказ Министерства юстиции РФ от

24 декабря 2001 г. № 343 «Об утверждении Правил ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

- приказ Министерства юстиции РФ от 23 января 2002 г. № 18 «Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации договоров аренды, безвозмездного пользования, концессии участков лесного фонда (леса) и прав на участки лесного фонда (леса)»;

- приказ Министерства юстиции РФ от 1 июля 2002 г. № 183 «Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации договора мены и (или) перехода прав на объекты недвижимого имущества, находящиеся на территориях различных регистрационных округов»;

- приказ Министерства юстиции РФ от 1 июля 2002 г. № 184 «Об утверждении Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;

- приказ Министерства юстиции РФ от

25 марта 2003 г. № 70 «Об утверждении Методических рекомендаций о порядке госу-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2016

дарственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество»;

- приказ Министерства юстиции РФ от 27 июня 2003 г. № 152 «Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в кондоминимумах»;

- приказ Министерства юстиции РФ от 18 сентября 2003 г. № 226 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах»;

- приказ Министерства юстиции РФ от

25 апреля 2004 г. № 107 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи правообладателям по их заявлениям в письменной форме копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме»;

- приказ Министерства юстиции РФ от

26 июля 2004 г. № 132 «Об утверждении Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки»;

- приказ Министерства юстиции РФ от 6 августа 2004 г. № 135 «Об утверждении Инструкции о порядке государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества»;

- приказ Министерства юстиции РФ от 4 марта 2005 г. № 16 «Об утверждении Правил внесения записей о правах на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и взаимодействия между Федеральной регистрационной службой и ее территориальными органами»;

- приказ Министерства юстиции РФ от 4 марта 2005 г. № 17 «О признании утратившими силу некоторых актов Министерства юстиции Российской Федерации»;

- приказ Министерства юстиции РФ от 9 июня 2005 г. № 82 «Об утверждении Инструкции об особенностях государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве, прав, ограничений (обременений) прав на объекты недвижимого имущества в связи с долевым строительством объектов недвижимого имущества»;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2016

- приказ Министерства юстиции РФ от

5 мая 2006 г. № 149 г. Москва «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. № 183»;

- приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 244 г. «Об утверждении формы технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства и порядка его оформления организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества»;

- приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 15 августа 2006 г. № 232 «Об утверждении формы декларации

06 объекте недвижимого имущества» и др.

Необходимость формирования единой системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним вызвана, помимо прочего, потребностью придать рынку недвижимости цивилизованный характер.

Разработка механизма правового регулирования государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним невозможна без уяснения сущности понятия «правовое регулирование», определения структуры правового регулирования, его целей, предмета и метода. Формально процесс государственной регистрации прав на недвижимое имущество осуществляется посредством внесения подтвержденной документами информации, устанавливающей содержание прав граждан и юридических лиц на недвижимое имущество, а также обременений (ограничений) этих прав, в Единый государственный реестр прав [4, с. 56].

Одним из результатов функционирования систем государственной регистрации прав и государственного учета объектов недвижимости является создание информационного банка недвижимого имущества, который состоит из Единого государственного реестра прав, содержащего сведения о правах и об-ременениях (ограничениях) прав на объекты недвижимости, и реестра (кадастра) объектов недвижимости, который содержит сведения о пространственно-площадных и иных физических характеристиках объектов недвижимости. Связь этих сведений осуществляется по кадастровому номеру объекта не-

движимости, который присваивается каждому объекту на этапе его государственного учета. Поэтому информационная база объектов недвижимости служит интересам государственной гарантии прав собственников недвижимого имущества. Создание такой базы является государственной задачей.

В гражданском праве государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним является сложным юридическим фактом, порождающим целый комплекс правоотношений публично-правового характера. Цель правового регулирования государственной регистрации - упорядочение частноправовых отношений, прежде всего отношений собственности, посредством публично-правовых отношений, складывающихся между физическими (юридическими) лицами и государством в лице учреждения юстиции. Регулирование публично-правовых отношений направлено на обеспечение законности в сфере государственного управления и гражданского оборота, защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц государства и муниципалитетов [4, с. 78].

Регистрационная деятельность, как утверждает Г.А. Волчецкая, является разновидностью правоприменительной деятельности и складывается не только из выделяемых в теории права и государства стадий, но и из совокупности организационных, юридико-технических и правовых действий компетентных органов, осуществляемых на каждой из этих стадий и определяемых целями и задачами, решаемыми в данный момент [4, с. 82]. Государственная регистрация прав и сделок с недвижимостью — относительно новый правовой институт для России, который появился с переходом к рыночным условиям хозяйствования и развитием предпринимательства в сфере недвижимости. Правовой институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ГК РФ, введен в действие Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с 31 января 1998 г.

В последние годы наблюдается заметный интерес к вопросам правового регулирования оборота недвижимого имущества. Это обстоятельство объективного характера. Рынок

недвижимости в России пережил период становления, и в настоящее время существует необходимость осмыслить все, к чему пришла экономическая и правовая мысль в области оборота недвижимого имущества и государственной регистрации прав на него [18].

Реализация либо отсутствие реализации принципов публичной достоверности и бесповоротности является ключевым звеном, характеризующим ту или иную систему государственной регистрации. Системы регистрации прав на недвижимость следует делить на основанные на этих принципах или не основанные на них. В случае действия этих принципов мы имеем дело, во-первых, с качественно иной степенью уверенности участников оборота недвижимости в стабильности своих прав; во-вторых, с качественно иной степенью позитивной ответственности регистратора при принятии решения о внесении записи о правах в реестр, которой должен соответствовать необходимый объем обязанностей и полномочий; в-третьих, с реализацией этих принципов связана и степень негативной ответственности и государства за ущерб, причиненный неправильной регистрацией, и лично регистратора за ненадлежащее выполнение своих обязанностей [1, 11].

Рассмотрение правовых требований об оспаривании зарегистрированного права (путем оспаривания основания для регистрации, о признании права, о применении последствий недействительности сделки и т.д.) в совокупности с требованиями о признании недействительным акта регистрации недопустимо. Таким образом, оспаривание зарегистрированного права путем разрешения спора, вытекающего из публичных правоотношений, с привлечением ответчиком регистрирующего органа видится юридически неверным.

Представляется, что целесообразно предусмотреть в Законе о регистрации отдельную главу, регулирующую порядок исполнения судебных актов, признающих незаконными решения и действия регистрирующего органа. Нормы этой главы могли бы закрепить четкий порядок реализации судебных актов по рассматриваемой категории дел с учетом их специфики, сроки исполнения, -полномочия судебного пристава-исполнителя, санкции за неисполнение и просрочку

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2016

исполнения судебных решений. Это позволит разрешить многие проблемы, возникающие на практике в связи с исполнением решений по рассматриваемой категории дел, создаст дополнительные гарантии для реальной защиты нарушенных прав граждан и юридических лиц.

По поводу правовой природы государственной регистрации Конституционным Судом РФ сформулирована правовая позиция, выраженная в Определении Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. № 132: государственная регистрация - это формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лиц, возникающих из договорных отношений, объектом которых выступает недвижимое имущество [10, с. 3]. Между тем, несмотря на то, что институт государственной регистрации направлен на создание стабильности и законности гражданского оборота недвижимости, сформирован с целью защиты прав собственности и иных вещных прав граждан и юридических лиц, нередки случаи, когда лица, обращающиеся за регистрацией, вынуждены обжаловать действия регистрирующего органа.

Органы по государственной регистрации прав и сделок с недвижимостью осуществляют свою деятельность исключительно в рамках полномочий, предоставленных им Законом о регистрации. Порядок государственной регистрации, а также порядок выдачи информации о зарегистрированных правах, исправления технических ошибок и осуществления других возложенных на эти органы действий предусмотрен тем же Законом. Отсюда вытекает и возможность обжалования-тех или иных действий органов по регистрации, создающих препятствия для граждан и юридических лиц при приобретении ими прав на недвижимое имущество и совершении сделок с ним. В связи с этим на примерах судебной практики в данном исследовании подробно рассмотрен порядок такого обжалования в рамках общих способов защиты права, предусмотренных гражданским и гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством.

Эффективность механизма правового регулирования государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2016

ним определяется соотношением поставленной цели (предполагаемых результатов) с достигнутыми результатами. В понятие «эффективность» входят такие показатели, как целеполагание, полезность, результативность и экономичность (затратность). Важна обратная связь, то есть реакция органов управления на сложившуюся ситуацию. Эти положения в полной мере применимы и к механизму правового регулирования государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и к работе отдельных органов государственной регистрации и конкретных регистраторов, в частности [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение в действие ведомственной системы оценки эффективности деятельности территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по направлению деятельности «государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним», оформленной нормативным правовым актом, позволит улучшить показатели этой деятельности и качество работ. Обоснована необходимость принятия «Положения о рейтинговой оценке деятельности территориальных органов» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по направлению деятельности «государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Список литературы:

[1] Белов В.А. Что изменилось в Гражданском кодексе?: Практическое пособие. М.: Издательство «Юрайт», 2014.

[2] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2014. № 46.

[3] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2015. № 38.

[4] Волчецкая Г.А. Правовое регулирование государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: теоретико-правовой аспект: Дисс. ... канд. юрид. наук. Санкт-Петербург, 2002.

[5] Воронин И.К. Административно-правовой механизм государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации: эффективность функционирования и правового регулирования: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2011.

[6] Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья и четвертая). М.: Проспект, 2007. — 416 с.

[7] ГрудцынаЛ.Ю. Жилищное право России: Учебник / Под ред. Н.М. Коршунова. М.: Изд-во «Эксмо», 2005. — 656 с.

[8] Дзуцева М.Р. Законодательное обеспечение государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

[9] Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ: принят ГД ФС РФ 22.12.2004.

[10] Законодательство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним / Сост. Вводный комментарий-П.В. Крашенинникова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2001.

[11] Комментарий судебной практики / Под ред. К.Б. Ярошенко. М.: КОНТРАКТ, 2015.

[12] Конституция Российской Федерации: принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

[13] Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 30 апреля 2015 г.

[14] Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 6 мая 2015 г.

[15] Российская газета. 2006. № 212 (4178).

[16] Российская газета. 2014. № 98.

[17] СЗ РФ. 2009. № 49 (часть II). Ст. 5961.

[18] Спицына Н.В. Судебное оспаривание решений, действий (бездействия), ненормативных правовых актов федеральной регистрационной службы по делам, связанным с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним: Дисс. . канд. юрид. наук. М., 2006.

[19] Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Spisok literatury:

[1] Belov V.A. Chto izmenilos' v Grazhdanskom к^екве?: Prakticheskoe posobie. М.: Izdatel'-stvo «Уига^», 2014.

[2] Byulleten' normativny'x aktov federal'-пу'х organov ispolnitel'noj vlasti. 2014. № 46.

[3] Byulleten' normativny'x aktov federal'-пу'Х organov ispolnitel'noj vlasti. 2015. № 38.

[4] Volcheckaya G.A. Pravovoe regulirovanie gosudarstvennoj registracii prav na nedvizhi-moe imushhestvo i sdelok s nim: teoretiko-pravovoj aspekt: Diss. ... kand. yurid. nauk. Sankt-Peterburg, 2002.

[5] Voronin I.K. Administrativno-pravovoj mexanizm gosudarstvennoj registracii prav na nedvizhimoe imushhestvo i sdelok s nim v Rossijskoj Federacii: e'ffektivnost' funkcioni-rovaniya i pravovogo regulirovaniya: Diss. . kand. yurid. nauk. M., 2011.

[6] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chasti pervaya, vtoraya, tret'ya i chetvertaya). M.: Prospekt, 2007. - 416 s.

[7] Grudcy'na L.Yu. Zhilishhnoe pravo Rossii: Uchebnik / Pod red. N.M. Korshunova. M.: Izd-vo «E'ksmo», 2005. - 656 s.

[8] Dzuceva M.R. Zakonodatel'noe obespeche-nie gosudarstvennoj registracii prav na nedvizhimoe imushhestvo i sdelok s nim: Diss. . kand. yurid. nauk. M., 2004.

[9] Zhilishhny'j kodeks RF ot 29.12.2004 № 188-FZ: prinyat GD FS RF 22.12.2004.

[10] Zakonodatel'stvo o gosudarstvennoj registracii prav na nedvizhimoe imushhestvo i sdelok s nim / Sost. Vvodny'j kommentarij P.V. Krasheninnikova. 3-e izd., pererab. i dop. M., 2001.

[11] Kommentarij sudebnoj praktiki / Pod red. K.B. Yaroshenko. M.: KONTRAKT, 2015.

[12] Konstituciya Rossijskoj Federacii: pri-nyata Vsenarodny'm golosovaniem 12 dekabrya 1993 goda.

[13] Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii (www.pravo.gov.ru), 30 aprelya 2015 g.

[14] Oficial'ny'j internet-portal pravovoj informacii (www.pravo.gov.ru), 6 maya 2015 g.

[15] Rossijskaya gazeta. 2006. № 212 (4178).

[16] Rossijskaya gazeta. 2014. № 98.

[17] SZ RF. 2009. № 49 (chast' II). St. 5961.

[18] Spicy'na N.V. Sudebnoe osparivanie reshenij, dejstvij (bezdejstviya), nenormativ-ny'x pravovy'x aktov federal'noj registracion-noj sluzhby' po delam, svyazanny'm s gosudarst-vennoj registraciej prav na nedvizhimoe imushhestvo i sdelok s nim: Diss. . kand. yurid. nauk. M., 2006.

[19] Federal'ny'j zakon ot 21 iyulya 1997 g. № 122-FZ «O gosudarstvennoj registracii prav na nedvizhimoe imushhestvo i sdelok s nim».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.