Научная статья на тему 'Особенности модернизации экономики России на инновационной основе'

Особенности модернизации экономики России на инновационной основе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION OF THE ECONOMY / ECONOMIC DEVELOPMENT / INNOVATION / INNOVATION PROCESS / INNOVATIVE MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аленина Е. Э., Зюлина В. В.

В статье выделены основные предпосылки и проблемы проведения инновационной модернизации в России. Также приведены особенности модернизации отечественной экономики на инновационной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of modernization of the Russian economy based on innovation

The article highlights the main preconditions and problems of innovative modernization in Russia. Also, there are the features of the modernization of the Russian economy on the basis of innovation.

Текст научной работы на тему «Особенности модернизации экономики России на инновационной основе»

Подготовка к выходу на рынок

Выход на рынок

иссл- иссл-

ния ГГ ния

НИРи ОКР

Освоени е

произво

>

Анализ рыночной среды |=>

Сегментирование рын!са

Проектирование потребительских свойств инновации

£

Позиционирование

Ценообразование

> >

Тестирование рынка

Внедре

Рост

Зрелое

Насыще

В

Интегрированные маркетинговые коммуникации

Распределение

Инструменты поддержания

Продление жизненного цикла

Инновационный маркетинг - концепция управления инновационным процессом на основе системной интеграции маркетинговых технологий, направленной на создание, расширение и удержание рынков

новых товаров или услуг

Рисунок 3 - Инновационный процесс и место инновационного маркетинга

Литература

1. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. 12-е изд. - СПб.: Питер, 2012

2. Кузнецов Б.Т., Кузнецов А.Б. Инновационный менеджмент: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. - М.: ЮНИТИ-^АНА, 2009

3. Кущ ММ., Смирнова СП., Маркетинг на Ь2Ь рынках: отношенческий подход - СПб.: ВШМ СПбГУ, 2010

4. Секерин В.Д. Формирование инновационного маркетинга в системе Росатома. - Пенза: Пенз. гос. технол. акад., 2006

5. Секерин В.Д. Инновационный маркетинг: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2012.

6. Раздел «Федеральные целевые программы» официального Интернет-сшгга Министерства экономического развития РФ http://fcp.economy.gov.ru

7. Федеральный портал по научной и инновационной деятельности http://www.sci-innov.ru/

Особенности модернизации экономики России на инновационной основе

к.э.н. доц. Аленина Е.Э., Зюлина ВВ.

Университет машиностроения 8-495-782-88-81, vera_zyulina@pochta.ru

Аннотация. В статье выделены основные предпосылки и проблемы проведения инновационной модернизации в России. Также приведены особенности модернизации отечественной экономики на инновационной основе.

Ключевые слова: модернизация экономики, экономическое развитие, инновационная деятельность, инновационный процесс, инновационная модернизация

Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (СОГЛАШЕНИЕ (ДОГОВОР) №12-02-00423/12).

В широком смысле модернизация экономики предполагает ее обновление на основе долговременных инвестиций в значительных объемах в основной капитал. Экономическая модернизация предусматривает интенсификацию процесса экономического воспроизводства, которая достигается благодаря росту дифференциации труда, энергетического оборудования производства, превращения науки в производственную силу и развития рационального

управления производством.

Инновационная модернизация экономики, которая должна обрести черты экономики знаний и новой экономики, предусматривает качественные изменения всего народного хозяйства в значительных масштабах, а также применяемого при этом инструментария.

В настоящее время в мире преобладает технологический уклад, чьей ключевой особенностью является возможность экономического роста только при условии научно-технического прогресса и интеллектуализации основных факторов производства. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании, организации производства в развитых странах, приходится от 70 до 85 % прироста ВВП [1].При этом внедрение инноваций стало основным фактором рыночной конкуренции, позволяя передовым компаниям добиваться прибыли, образующейся при монопольном использовании новых более эффективных продуктов и технологий.

Потребность в модернизации экономики России, особенно промышленного производства, приобретает особую значимость в посткризисный период. Страна переживает в настоящее время непростой этап развития: от того, насколько успешно будет проведена модернизация, зависит будущее России, её положение на мировой арене.

Вывод экономики России на устойчивую траекторию долгосрочного экономического развития требует, чтобы инновационная политика стала основой государственной концепции социально-экономического развития страны. В этой связи целью государственной политики в экономической сфере должно являться кардинальное изменение вектора развития в сторону увеличения инновационной составляющей ее структуры на основе активизации иннова-ционно-твестационных процессов. С этих позиций актуализируется необходимость разработки и систематизации теоретических основ и практических механизмов генерирования инноваций, интеграции инновационных и традиционных секторов национальной экономики, разработки и внедрения действенного финансового инструментария поддержки и развития субъектов инновационного процесса.

При этом следует учитывать, что значительно возросшая в последнее десятилетие доля инноваций в валовом национальном продукте ведущих мировых стран также обусловливает необходимость увеличения роли России в общемировой генерации и распределении инновационного продукта.

В современной трактовке понятие «итовация» определяется, прежде всего, как первое практическое применение нового научно-те^шческого, технологического, организационно-экономического, производственного или иного решения [2]. В настоящее время в научной литературе отсутствует также единый подход к определению категорий «жновадионная деятельность» и «итовадионный процесс».

Инновационная деятельность в настоящее время в экономической литературе имеет две основные трактовки. Во-первых, это вид деятельности, связанный с трансформацией идей в технологически новые или усовершенствованные продукты или услуги, технологические процессы или способы производства [3]. Во-вторых, инновационная деятельность - это процесс, направленный на воплощение результатов НИОКР в новый или усовершенствованный продукт либо технологический процесс [4].

В законопроекте «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ» инновационная деятельность определяется как «процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок, либо иных науч-но-теж^еских достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки». В это же время международные стандарты трактуют инновационную деятельность как «вид деятельности, связанный с трансформацией идей в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности, либо в новый подход к социальным услугам» [5].

Создание, освоение и распространение инноваций происходит в ходе реализации инновационного процесса, определяемого как процесс коммерциализации изобретения, новых технологий, видов продукции и услуг в результате научно-те^шческой интеллектуальной деятельности. К основным характеристикам инновационного процесса следует отнести его многогранность и непрерывность.

Таким образом, инновационная деятельность представляет собой целенаправленную и организованную деятельность, состоящую из целого комплекса научных, технологических, финансовых и коммерческих мероприятий.

Не стоит забывать также, что инновационная деятельность, как правило, характеризуется достаточно высокой степенью неопределенности и риска, поэтому важными принципами финансового регулирования инновационной деятельности являются множественность источников, гибкость и адаптивность к постоянно изменяющейся среде инновационных процессов.

Следовательно, «инновадионная модернизация» представляет собой комплексное целенаправленное воздействие на экономическую систему, предполагающее коренное обновление ее элементов за счет генерации или трансфера инноваций.

При этом важнейшей особенностью современного инновационного процесса в России является сложная система государственных, общественных, корпоративных институтов, организаций и хозяйствующих субъектов, осуществляющих инновационный процесс, взаимодействующих в этой сфере с целью создания, внедрения и развития инноваций в различных секторах экономики для повышения конкурентоспособности и образующих национальную инновационную систему - взаимосвязь институтов, занятых производством и реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ [6].

Выводы

Из всего вышеизложенного следует сделать вывод, что для проведения инновационной модернизации в России требуются глубокие институциональные реформы, так как нынешние институты, определяющие инвестиционный климат и предпринимательскую среду, совершено не способствуют инновационной направленности развития российской экономики.

Литература

1. Глазьев СЮ. О стратегии развития российской экономики: науч. докл. - М.: [б. и ], 2001.

2. Ерошок Д Б. Теоретические аспекты инновационной модернизации российской экономики. - М: Университет им. В.И. Вернадского. №10-12(31). 2010.

3. Стрижкова Л. Инновационная составляющая промышленной политики // Экономист № 11, 2004.

4. Трофилова А А. Управление инновационным развитием предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2003.

5. Ильенкова С Д. Инновационный менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 1997.

6. Рьшкова Ю.А.Особенности инновационной модернизации российской экономики // Вестник Пензенского государственного университета

7. Кравцова В.И., Аленина Е.Э., Тришкин А.Г. Обеспечение устойчивого роста конкурентоспособности в результате модернизации России на инновационной основе // Известия МГТУ «тми», № 2 (12) - 2011

Оптимизационная модель развития сферы услуг

д.э.н. проф. Хижняк АН., к.э.н. доц. Леонова Ж.К.

ГАОУВПО «ЖОСГИ» kafedramim@yandex.ru, zh_leonova@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена разработке оптимизационной, динамической модели сферы услуг, которая позволяет определить рациональный уровень потребления, возможных ограничений ресурсов. коэффициентов социально-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.