Научная статья на тему 'Управление инновациями на рынке B2G'

Управление инновациями на рынке B2G Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
862
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК B2G / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ / B2G MARKET / INNOVATIVE PROCESS / INNOVATIVE MARKETING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Секерин В. Д., Аленина Е. Э., Авраменко С. А.

Сформулировано определение и основные особенности рынка B2G. Классифицированы субъекты рынка B2G, представлена структурная схема взаимоотношений субъектов данного типа рынка. Исходя из модели «Трех ветвей» инновационного процесса сформирован подход к управлению инновациями на основе интеграции маркетинговых технологий. Схематически представлено место маркетинговых технологий в инновационном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Managing innovations in B

In the article the definition and main peculiarities of B2G market are stipulated. The authors present the subjects of the market being classified and the scheme of relationships between the subjects of B2G market. Basing on the “Three Branch” model of the innovative process the authors formulated the approach to innovation management using the integration of marketing technologies into an innovative process is formed. In addition, the place of marketing technologies along the innovative process is presented schematically.

Текст научной работы на тему «Управление инновациями на рынке B2G»

Раздел 4. Гуманитарные и социально-экономические науки. Управление инновациями на рынке B2G

д.э.н. проф. Секерин В Д., к.э.н. доц. Аленина Е.Э., Авраменко С А.

Университет машиностроения s_avramenko@mail.ru + 7-926-207-84-23

Аннотация. Сформулировано определение и основные особенности рынка B2G. Классифицированы субъекты рынка B2G, представлена структурная схема взаимоотношений субъектов данного типа рынка. Исходя из модели «Трех ветвей» инновационного процесса сформирован подход к управлению инновациями на основе интеграции маркетинговых технологий. Схематически представлено место маркетинговых технологий в инновационном процессе.

Ключевые слова: рынок B2G, инновационный процесс, инновационный маркетинг

Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (СОГЛАШЕНИЕ (ДОГОВОР) №12-02-00423/12).

Формирование современной инновационной экономики невозможно без технологического обновления промышленных предприятий. Деятельность многих промышленных предприятий в России ориентирована главным образом на государственный заказ. Для решения задач модернизации промышленности требуется создание на отечественных предприятиях, производящих продукцию для государственных нужд, инновационной продукции, конкурентоспособной с современными импортными аналогами.

Технологический уровень оборонных, космических, научно-исследовательских предприятий и учреждений определяет уровень технологического развития во всей экономике. Во многих случаях именно на таких предприятиях сохраняется высокий научно-тетадоеский потенциал, который должен быть использован при создании новых точек роста обновленной экономики. Именно важность высокотехнологичного производства для государственных нужд, сопряженная с острой необходимостью инновационного обновления российской экономики, заставляет в ходе научно-пр^таческих исследований обратить пристальное внимание на экономические отношения предприятий в области государственного заказа.

Рынок B2G - рынок, потребителями на котором являются государственные учреждения, потребляющие продукцию не только с целью дальнейшего увеличения ее потребительской ценности за создания добавленной стоимости, но, главным образом, с целью удовлетворения государственных нужд (например, фундаментальные научные исследования, обеспечение вооруженных сил и т.п.).

Ключевыми особенностями рынка В2^ отличающими данный тип рынков от традиционно [1, 3] выделяемых рынков В2С и В2В, являются:

1) Законодательно регламентированный процесс закупок для нужд государственных заказчиков.

2) Системные закупки как ключевой метод организации взаимоотношений между спросом и предложением. Сущность системных закупок заключается в стремлении покупателя приобрести законченное комплексное решение у одного поставщика.

3) Первостепенное значение рациональных факторов мотивации потребителей;

4) Значительное скрытое влияние индивидуальной мотивации ответственных сотрудников (денежное вознаграждение, продвижение по службе, признание со стороны руководства, чувство профессионального успеха)

5) Коллегиальный характер, формализованность и многоступенчатость процессов принятия решения о закупке для нужд государственных заказчиков;

6) Относительная длительность принятия решения о закупке;

7) Требование минимальной цены как существенный инструмент конкуренции между предложениями различных поставщиков.

Субъекты рынка B2G классифицируются по функции, выполняемой на рынке. К основным субъектам относятся:

1. Государственные заказчики. Производственные и научно-те^шческие учреждения, имеющие потребность в обновлении средств производства, финансируемые за счет государственных программ.

2. Частные предприятия-з^^чики. Производственные и научно-те^ютеские предприятия частной формы собственности, имеющие потребность в обновлении средств производства.

3. Генеральные подрядчики. Крупные фирмы, специализирующиеся на генеральном подряде в области производственных технологий. Привлекаются государственными заказчиками для решения масштабных технических задач. Для решения специальных технических задач привлекаются субподрядчики и поставщики.

4. Посредники. Российские фирмы или филиалы зарубежных фирм, специализирующиеся на поставках технической продукции из-за рубежа, реже - продукции российских предприятий. Могут выступать в качестве субподрядчиков и поставщиков для государственных и частных заказчиков.

5. Российские предприятия-^ююводители, научно-^ююводсгвенные предприятия. Выступают в качестве субподрядчиков и поставщиков для государственных и частных заказчиков.

6. Зарубежные предприятия-производители, научно-производственные предприятия. Могут выступать в качестве субподрядчиков и поставщиков для государственных и частных заказчиков, но чаще выходят на рынок через посредников-дас^ибьюторов.

Схематическое отражение взаимоотношений спроса и предложения на рынке B2G

представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 - Структура субъектов рынка B2G

С 2007 года приняты и реализуются несколько масштабных государственных программ, в рамках которых выделяются внушительные объемы средств на обновление технологических средств во многих отраслях экономики. За счет данных средств со стороны государства формируется дополнительный спрос на современные технологии и высокотехнологичные продукты, измеряемый десятками миллиардов рублей в год [6]. Предприятия, получив такой мощный стимулирующий фактор, активизируют усилия по продвижению и сбыту продукции через систему государственного заказа.

В соответствии с упомянутой выше спецификой взаимоотношений спроса и предложения на рынке B2G между генеральными подрядчиками и малыми инновационными предприятиями возникают проекты сотрудничества в форме субподряда, поставки тех или иных специфических технических средств. Другими словами, целевым клиентом для фирмы-

поставщика является не государственный заказчик напрямую, а частное предприятие - генеральный подрядчик.

В то же время не исключаются ситуации, когда государственные заказчики обходятся без посредников и закупают продукцию напрямую у производителя. Тогда целевым клиентом для поставщика вновь становится конечный потребитель - государственная научная или научно-^оизводственная организация. Имея в виду такую разнотипность целевых потенциальных клиентов, фирма должна быть способна выстраивать эффективный маркетинг продукции как для конечных заказчиков, так и для генеральных подрядчиков; как для государственных, так и для частных предприятий.

Решение задач коммерциализации инноваций, ускорившееся с реализацией государственных программ, вызвало активное развитие инфраструктуры инноваций - совокупности юридических лиц, ресурсов и средств, обеспечивающих материально-тегаштеское, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности. Для поддержки фирм в разработке и выводе на рынок высокотехнологичной продукции появились такие структуры, как венчурные фонды, технопарки, центры коллективного пользования технологиями [7].

Указанная инфраструктура инноваций помогает, но не заменяет необходимость маркетингового мышления, планирования и действия на самом предприятии. Особенно необходимым маркетинговое управление инновации становится для реализации возможностей, открывающихся вследствие реализации государственных программ обновления промышленности. Указанные программы формируют значительный спрос на инновационную продукцию, и возможности для предприятий реализовать данный спрос напрямую определяются способностями к выигрышу в конкурентной борьбе.

Усиление конкуренции на рынках государственного заказа, поощряемое государственной политикой на данном направлении, приближает экономические отношения между участниками таких рынков к рыночным условиям, характерным для конкурентных промышленных рынков. Тем не менее в современной экономике России инновационный потенциал предприятий, работающих в сфере государственного заказа, в наименьшей степени ориентирован на рыночные методы управления. Модернизация экономики требует решения задач применения рыночных концепций управления предприятиями в сфере государственного заказа, что требует новой расстановки акцентов в управлении инновациями промышленных предприятий.

Инновационный процесс представляет собой процесс создания инноваций, их реализации и получения инновационного продукта, его продвижения на рынок и получения прибыли [2]. Инновационный процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг. При этом в условиях рынка важнейшим признаком инновации выступает новизна потребительских свойств. Необходимость создания новых потребительских свойств, которые будут востребованы рынком в условиях конкуренции между поставщиками, определяет возможности внедрения маркетинговых технологий в управление инновациями.

Предложенный организационноэкономический механизм опирается на теоретическую модель инновационного процесса, первоначально разработанную проф. Секериным В Д. для применения в атомной промышленности [4, 5]. Указанная модель, представленная на рисунке 2, получила название модели «Трех ветвей».

Особенностью данной модели инновационного процесса является выделение трех параллельных ветвей движения от исследований до коммерциализации инноваций - маркетинговой, технической и экономической. Согласно указанной модели, инновационный процесс направлен на создание требуемых рынком продуктов, технологий или услуг. При этом в условиях конкуренции важнейшим признаком инновации выступает новизна потребительских свойств инновационного продукта [5]. Поэтому при разработке организационноэкономиче-ского механизма управления инновациями основной акцент сделан на реализацию именно маркетинговой ветви инновационного процесса.

Направления инновационной деятельности должны определяться результатами изуче-

ния предпочтений потребителей относительно характеристик новой продукции. Главным фактором коммерческого успеха инновации является соответствие продукта требованиям рынка. Данное условие требует новой расстановки акцентов в инновационной деятельности фирмы - интеграции маркетинговых технологий в управление инновациями.

Маркетинговая Техническая Экономическая

ветвь ветвь ветвь

О О о

Рисунок 2 - Модель инновационного процесса «Трех ветвей»

Подход к управлению инновационным процессом на основе интеграции маркетинговых технологий основывается на неразрывной связи ранних этапов создания инновации и выхода на рынок. Таким образом, инновационный процесс с самого начала приобретает рыночное измерение, и успех инновации на рынке должен быть обеспечен на всех стадиях инновационного процесса.

Данная концепция управления инновационным процессом, получившая название «инновационного маркетинга», представляет собой системную интеграцию маркетинговых технологий в инновационный процесс, направленную на создание, расширение и удержание рынков новых товаров или услуг [4, 5]. Схематически место инновационного маркетинга в инновационном процессе отображено на рисунке 3.

Успешная интеграция маркетинговых подходов в системы управления инновационными процессами на предприятиях, ведущих прикладные научно-те^шческие разработки, в результате которой создается востребованный рынком инновационный продукт по приемлемой цене, становится в условиях резко усиливающейся конкурентной борьбы ключевым условием для развития предприятий, ведущих инновационные разработки на рынках продукции для государственных нужд.

Подготовка к выходу на рынок

Выход на рынок

иссл- иссл-

ния ГГ ния

НИРи ОКР

Освоени е

произво

>

Анализ рыночной среды |=>

Сегментирование рын!са

Проектирование потребительских свойств инновации

£

Позиционирование

Ценообразование

> >

Тестирование рынка

Внедре

Рост

Зрелое

Насыще

В

Интегрированные маркетинговые коммуникации

Распределение

Инструменты поддержания

Продление жизненного цикла

Инновационный маркетинг - концепция управления инновационным процессом на основе системной интеграции маркетинговых технологий, направленной на создание, расширение и удержание рынков

новых товаров или услуг

Рисунок 3 - Инновационный процесс и место инновационного маркетинга

Литература

1. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. 12-е изд. - СПб.: Питер, 2012

2. Кузнецов Б.Т., Кузнецов А.Б. Инновационный менеджмент: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. - М.: ЮНИТИ-^АНА, 2009

3. Кущ ММ., Смирнова СП., Маркетинг на Ь2Ь рынках: отношенческий подход - СПб.: ВШМ СПбГУ, 2010

4. Секерин В.Д. Формирование инновационного маркетинга в системе Росатома. - Пенза: Пенз. гос. технол. акад., 2006

5. Секерин В.Д. Инновационный маркетинг: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2012.

6. Раздел «Федеральные целевые программы» официального Интернет-сшгга Министерства экономического развития РФ http://fcp.economy.gov.ru

7. Федеральный портал по научной и инновационной деятельности http://www.sci-innov.ru/

Особенности модернизации экономики России на инновационной основе

к.э.н. доц. Аленина Е.Э., Зюлина ВВ.

Университет машиностроения 8-495-782-88-81, vera_zyulina@pochta.ru

Аннотация. В статье выделены основные предпосылки и проблемы проведения инновационной модернизации в России. Также приведены особенности модернизации отечественной экономики на инновационной основе.

Ключевые слова: модернизация экономики, экономическое развитие, инновационная деятельность, инновационный процесс, инновационная модернизация

Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (СОГЛАШЕНИЕ (ДОГОВОР) №12-02-00423/12).

В широком смысле модернизация экономики предполагает ее обновление на основе долговременных инвестиций в значительных объемах в основной капитал. Экономическая модернизация предусматривает интенсификацию процесса экономического воспроизводства, которая достигается благодаря росту дифференциации труда, энергетического оборудования производства, превращения науки в производственную силу и развития рационального

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.