Научная статья на тему 'Особенности многолетней динамики показателей физической подготовленности футболисток-юниорок'

Особенности многолетней динамики показателей физической подготовленности футболисток-юниорок Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКИЙ ФУТБОЛ / ФУТБОЛИСТКИ-ЮНИОРКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / МНОГОЛЕТНЯЯ ДИНАМИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Татьяна Владимировна, Золотарев Александр Петрович, Рубин Марк Абрамович

На фоне недостаточной разработанности проблемы многолетней подготовки футболисток-юниорок при переходе в профессиональный спорт авторами были изучены закономерности многолетней динамики комплекса показателей, характеризующих физическую подготовленность на протяжении двух трехлетних этапов. Исследование включало спортивно-педагогическое тестирование физической подготовленности. В течение каждого из двух трехлетних этапов у спортсменок в динамике рассматриваемого комплекса показателей наблюдается неравномерность ежегодных темпов прироста. Наиболее вариативными являлись показатели скоростных, скоростно-силовых способностей при поступательно стабильном приросте функциональных возможностей спортсменок. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о методически грамотном построении процесса многолетней подготовки обследуемого контингента футболисток-юниорок, что нашло отражение в их спортивных достижениях участие в сборных командах Краснодарского края и национальных сборных командах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Татьяна Владимировна, Золотарев Александр Петрович, Рубин Марк Абрамович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of long-term dynamics of indexes of physical preparedness of female football players-juniors

The authors studied the patterns of long-term dynamics of a set of indicators, characterizing physical fitness for two three-year stages against the background of insufficient development of the problem of long-term training of female football players-juniors in the transition to professional sports. The study included sports and pedagogical testing of physical readiness. During each of the two three-year stages, the athletes observed uneven annual growth rates in the dynamics of the considered set of indicators. The most changeable from stage to stage of the study were the indicators of speed, speed-power abilities with progressively stable growth of functional capabilities of athletes. The results of the study indicate methodically built correct process of long-term training of the surveyed contingent of female football players-juniors, which is reflected in their athletic achievements participation in the national team of Krasnodar region and national team of Russia.

Текст научной работы на тему «Особенности многолетней динамики показателей физической подготовленности футболисток-юниорок»

- ярко выраженная практико-ориентированная направленность занятий со слушателями;

- применение адекватных целям и содержанию ДПО современных педагогических технологий.

Мы можем утверждать, что происходит формирование не только профессиональных качеств педагога ДОО, но и расширение социальных связей, включение педагогических работников в различного рода системы общественных отношений, что невозможно без развития специалиста как личности, субъекта социально ориентированной деятельности

ВЫВОДЫ

Таким образом, в СПб АППО обеспечены условия для удовлетворения насущных образовательных потребностей обучающихся в соответствии с основной идеей повышения качества квалификации, основанной на реализации в учебном процессе практико-ориенти-рованного, информационно-методического, научно-методического сопровождения обучения педагогов и использование в процессе реализации различных видов обучения инновационных форм работы, которые учитывают: квалификацию субъекта с определенным уровнем его образования; содержание подготовки педагога; предпосылки развития педагога, способного решать задачи разного уровня сложности; с помощью воплощения лич-ностно-ориентированного обучения. Проведенное исследование показало необходимость осуществления многоуровневого непрерывного обучения педагогов ДОО, которое включает организацию обучения педагогов на базе ДОО, информационно-методических муниципальных центров, на базе организаций ДПО и способствует реализации индивидуальных стратегий становления и развития педагогов как профессиональных, так и личностных.

ЛИТЕРАТУРА

1. Владиславлев, А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы / А.П. Влади-славлев. - М. : Молодая гвардия, 1978. - 175 с.

2. Взятышев, В.Ф. Введение в методологию инновационной деятельности : учебник для вузов обучающихся по специальности «Управление качеством» / В.Ф. Взятышев. - М. : Европ. центр по качеству, 2002. - 81 с. - ISBN 5-94768-020-3.

3. Задворная, М.С. Непрерывное обучение педагогов личностно-ориентированному взаимодействию с родителями детей дошкольного возраста : дис. ... канд. пед. наук / Задворная М.С. -Великий Новгород, 2017. - 235 с.

REFERENCES

4. Vladislavlev A.P. (1978), Continuing education: problems and prospects, Molodaya Gvardiya, Moscow.

5. Vzyatishev V.F. (2002), Introduction to the methodology of innovation: a textbookfor universities in the specialty "QualityManagement", Evrop. centr po kachestvu, Moscow, ISBN 5-94768-020-3.

6. Zadvornaya M.S. (2017), Continuous training of teachers-oriented interaction with parents of children of preschool age, dissertation, Velikiy Novgorod.

Контактная информация: marina-slavovna@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 10.02.2019

УДК 796.332

ОСОБЕННОСТИ МНОГОЛЕТНЕЙ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ФУТБОЛИСТОК-ЮНИОРОК

Татьяна Владимировна Зайцева, аспирант, главный тренер Футбольного клуба «Кубаночка», Краснодар; Александр Петрович Золотарев, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и

туризма (КГУФКСТ), Краснодар; Марк Абрамович Рубин, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта,

Санкт-Петербург)

Аннотация

На фоне недостаточной разработанности проблемы многолетней подготовки футболисток-юниорок при переходе в профессиональный спорт авторами были изучены закономерности многолетней динамики комплекса показателей, характеризующих физическую подготовленность на протяжении двух трехлетних этапов. Исследование включало спортивно-педагогическое тестирование физической подготовленности. В течение каждого из двух трехлетних этапов у спортсменок в динамике рассматриваемого комплекса показателей наблюдается неравномерность ежегодных темпов прироста. Наиболее вариативными являлись показатели скоростных, скоростно-силовых способностей при поступательно стабильном приросте функциональных возможностей спортсменок. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о методически грамотном построении процесса многолетней подготовки обследуемого контингента футболисток-юниорок, что нашло отражение в их спортивных достижениях - участие в сборных командах Краснодарского края и национальных сборных командах России.

Ключевые слова: женский футбол, футболистки-юниорки, физическая подготовленность, многолетняя динамика, профессиональный спорт.

FEATURES OF LONG-TERM DYNAMICS OF INDEXES OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF FEMALE FOOTBALL PLAYERS-JUNIORS

Tatyana Vladimirovna Zaytseva, the post-graduate student, head coach of Football club "Ku-banochka", Krasnodar; Alexander Petrovich Zolotarev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar; Mark Abramovich Rubin, the candidate of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The authors studied the patterns of long-term dynamics of a set of indicators, characterizing physical fitness for two three-year stages against the background of insufficient development of the problem of long-term training of female football players-juniors in the transition to professional sports. The study included sports and pedagogical testing of physical readiness. During each of the two three-year stages, the athletes observed uneven annual growth rates in the dynamics of the considered set of indicators. The most changeable from stage to stage of the study were the indicators of speed, speed-power abilities with progressively stable growth of functional capabilities of athletes. The results of the study indicate methodically built correct process of long-term training of the surveyed contingent of female football players-juniors, which is reflected in their athletic achievements - participation in the national team of Krasnodar region and national team of Russia.

Keywords: women's football, female football players-juniors, physical readiness, long-term dynamics, professional sports.

Становление спортивного мастерства футболистов-юниоров, в частности - на этапе перехода в профессиональный спорт, как в мужском, так и в женском футболе, представляет собой важнейший аспект многолетней подготовки [3, 5]. В настоящее время на примере футболисток качественное управление этим процессом затруднено по причине крайне недостаточной разработанности программно-нормативной базы, регламентирующей многолетнюю подготовку спортивного резерва в этом виде спорта. Несомненно, что такое положение, является фактором, лимитирующим эффективность многолетнего учебно-тренировочного процесса в женском футболе [3, 5, 7].

Цель исследования заключалась в получении новых знаний о закономерностях многолетней динамики комплекса показателей, характеризующих физическую подготовленность футболисток, на этапе перехода в профессиональный спорт.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В работе применялись следующие методы научного исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, спортивно-педагогическое тестирование, методы математической статистики. Авторами работы совместно с комплексной научной группой КГУФКСТ по футболу (руководитель - профессор А.П. Золотарев), а также комплексной научной группой «Регионального центра спортивной подготовки сборных команд Краснодарского края» осуществлялось этапное комплексное спортивно-педагогическое тестирование для оценки физической подготовленности спортсменок. Исследование проводилось ежегодно в преддверии начала соревновательного периода (март-апрель), когда девушки находились в оптимальной спортивной форме. Выбор тестов осуществлялся в соответствии с общепринятыми в практике подготовки футболисток методическими рекомендациями [1, 2, 3, 6, 7] и включал следующие упражнения: «Бег 15 м с места», с, тест характеризует стартовую скорость спортсменок; «Бег 15 м с хода», с, тест характеризует дистанционную скорость спортсменок; «Бег 30 м с места», с, тест характеризует максимальную скорость спортсменок (измерения проводились в легкоатлетическом манеже, время бега регистрировалась при помощи электронной системы «Fusion sport smart» с точностью до 0,001 с. Давалось две попытки, учитывался лучший результат); «Прыжок в длину с места», см, тест характеризует скоростно-силовые качества спортсменок; «Пик-тест», м, тест характеризует работоспособность футболисток (тест проводился на ровной 20-метровой площадке с нескользкой поверхностью, ширина дорожек - 1,5 м. Спортсменки выполняли ходьбу и бег от линии до линии и обратно со скоростью, задаваемой аудио-сигналами с СД-диска, использовалась рекомендуемая оценочная шкала [1]). Математическая обработка полученных материалов проведена с использованием пакета прикладных компьютерных программ SPSS (версия 14).

Исследование проводилось в два этапа: первый этап с января 2012 года по декабрь 2014 года; второй этап с января 2015 года по март 2018 года. В нем приняли участие две группы футболисток-юниорок ФК «Кубаночка», каждая - в соответствующем этапе. Сравнительная характеристика обследуемого контингента приведена в таблице 1. Спортсменки принимали участие в составе команды в матчах Чемпионата, Кубка и первенства России по футболу. В первом анализируемом периоде возраст обследуемых футболисток обеих групп находился в диапазоне от 16 до 20 лет, что соответствует возрасту спортсменок-юни-орок [8].

Таблица 1 - Сравнительная характеристика обследуемых групп спортсменок

№ п/п Наименования критерия группа 1 группа 2

1 Анализируемый период 2012-2014 гг. 2015-2017 гг.

2 Количество спортсменов, чел. 16 16

3 Средний возраст в первый год исследования, лет 17,7±1,5 16,0±0,9

4 Средняя величина длины тела в первый год исследования, см 168±7 165±7

5 Средняя величина массы тела в первый год исследования, кг 58±6 57±7

6 Квалификация спортсменок в первый год исследования, %:

Мастер спорта России по футболу - -

кандидат в мастера спорта России по футболу 69 44

первый спортивный разряд 31 56

7 Квалификация спортсменок в третий год исследования, %:

Мастер спорта России по футболу 56 -

кандидат в мастера спорта России по футболу 44 100

первый спортивный разряд - -

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Скоростные качества и скоростно-силовые способности.

Анализ многолетней динамики рассматриваемых проявлений скоростных качеств футболисток, при статистической достоверности изменений абсолютного большинства параметров, показал следующее (таблица 2). При известной консервативности быстроты как

физического качества показатели стартовой скорости бега у группы 1 на первом этапе характеризуются относительной стабилизацией, в то время как во второй группе наблюдается рост показателей в среднем на 2%. Представляется, что данный факт объясняется высоким исходным уровнем стартовой скорости у спортсменок первой группы. В дальнейшем наблюдалась тенденция к повышению уровня стартовой скорости с наиболее выраженными позитивными изменениями между начальным и завершающим анализируемыми этапами.

Таблица 2 - Показатели стартовой скорости бега спортсменок в динамике двух анализируемых этапов

№ п/п Анализируемый период каждого из этапов 15 м с места, М±о (с)

Анализируемый контингент

группа 1 группа 2

1 Первый год 2,60±0,10 2,71±0,05

2 Второй год 2,67±0,11 2,65±0,06

3 Динамика 2-1 -0,01 -0,05

4 Прирост, % 0,4 2,0

5 Третий год 2,51±0,11 2,58±0,07

6 Динамика 3-2 -0,11 -0,07

7 Прирост, % 4,1 2,6

8 Динамика 3-1 -0,09 -0,12

9 Прирост, % 3,5 4,4

Обсуждая динамику показателей дистанционной скорости (таблица 3), обратим внимание на достаточно высокие темпы прироста у спортсменок первой группы и невысокие в целом темпы прироста у спортсменок второй группы.

Таблица 3 - Показатели дистанционной скорости бега спортсменок в динамике двух анализируемых этапов__

Анализируемый период каждого из 15 м с хода, М±о (с)

№ п/п Анализируемый контингент

группа 1 группа 2

1 Первый год 2,06±0,11 2,08±0,07

2 Второй год 2,00±0,07 2,06±0,09

3 Динамика 2-1 -0,06 -0,02

4 Прирост, % 2,9 1,0

5 Третий год 1,99±0,06 2,04±0,07

6 Динамика 3-2 -0,04 -0,01

7 Прирост, % 2 0,5

8 Динамика 3-1 -0,09 -0,04

9 Прирост, % 3,4 1,9

Выраженная позитивная динамика вследствие тренирующих воздействий наблюдалась в динамике показателей максимальной скорости бега футболисток обеих групп (таблица 4).

Таблица 4 - Показатели максимальной скорости бега спортсменок в динамике двух анализируемых этапов__

№ п/п Анализируемый период каждого из этапов 30 м с места, М±о (с)

Анализируемый контингент

группа 1 группа 2

1 Первый год 4,64±0,20 4,78±0,14

2 Второй год 4,60±0,16 4,71±0,14

3 Динамика 2-1 -0,05 -0,07

4 Прирост, % 1,1 1,5

5 Третий год 4,48±0,14 4,63±0,11

6 Динамика 3-2 -0,11 -0,08

7 Прирост, % 2,4 1,7

8 Динамика 3-1 -0,14 -0,16

9 Прирост, % 3,0 3,4

При описанных выше изменениях компонентов, отражающих показатели данного качества, можно говорить о стабильном повышении его уровня у обеих групп на протяжении трех лет подготовки. При этом следует отметить, что темпы прироста у спортсменок, как в первой, так и во второй группах в конце анализируемых периодов имеют одинаковое положительное значение.

Рассматривая динамику скоростно-силовых способностей футболисток в течение двух трехлетних периодов подготовки (таблица 5), можно заключить следующее. В целом, за анализируемые этапы средние результаты в прыжке в длину с места выросли на 5,3% у спортсменок первой группы и на 8,4% во второй группе. При этом наиболее выраженные темпы прироста имели место на первом этапе в первой группе, на втором этапе - во второй группе, что также можно связать с феноменом исходного уровня.

Характерно, что при высоких исходных показателях у футболисток первой группы тренирующие воздействия продолжали способствовать приросту уровня скоростно-сило-вых способностей.

Таблица 5 - Показатели скоростно-силовых способностей спортсменок в динамике двух анализируемых этапов_

№ п/п Анализируемый период каждого из этапов Прыжок в длину с места, М±о (см)

Анализируемый контингент

группа 1 группа 2

1 Первый год 210±16 203±19

2 Второй год 221±12 210±22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Динамика 2-1 7 7

4 Прирост, % 3,3 3,5

5 Третий год 223±12 220±22

6 Динамика 3-2 4 11

7 Прирост, % 1,8 5,2

8 Динамика 3-1 11 17

9 Прирост, % 5,3 8,4

Таким образом, в целом по трехлетней динамике показателей скоростных и ско-ростно-силовых качеств футболисток-юниорок можно говорить о стабильных позитивных изменениях.

2. Выносливость.

При анализе средне групповых значений показателей выносливости в динамике двух анализируемых этапов, мы наблюдали прирост более чем на 9% в каждой группе, при этом суммарный прирост превышал 18%. В абсолютных величинах дистанция, пробегаемая спортсменками при проведении Пик-теста в течение трехлетнего этапа, изменялась следующим образом: в первый год - 1806±178 м, во второй год - 1970±174 м, в третий год - 2161±205 м.

Особый интерес представляет отдельное рассмотрение показателей футболисток по уровню работоспособности в конце обоих анализируемы этапов (таблица 6). Таблица 6 - Сравнительные данные, характеризующие аэробную работоспособность

№ п/п Анализируемый контингент Уровень аэробной работоспособности спортсменок в третьем анализируемом периоде (М±о)

Классификация аэробной работоспособности

МПК (мл/кг/мин) очень низкая низкая средняя высокая очень высокая

1 Группа 1 (п=16) 52,0±3,5 0 2 6 6 2

2 Группа 2 (п=16) 51,9±3,1 0 1 6 7 2

Так, у 8 из 16 спортсменок первой группы, и 9 из 16 спортсменок второй группы, уровень работоспособности оценивался как высокий и очень высокий. По шесть футболисток имели средний уровень работоспособности в обеих группах, и менее 12% - низкий.

Таким образом, по рассматриваемым показателям выносливости и физической работоспособности футболисток-юниорок можно сделать заключение, что на протяжении двух анализируемых трехлетних этапов подготовки имела место позитивная, в целом, динамика.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о методически грамотном построении процесса многолетней подготовки обследуемого контингента футболисток-юниорок, что нашло отражение в их спортивных достижениях - все спортсменки в течение анализируемых периодов являлись членами сборных командах Краснодарского края (до 17, до 19, до 20 лет) и национальных сборных командах России [4].

ВЫВОДЫ

1. На фоне недостаточной разработанности проблемы многолетней подготовки футболисток-юниорок на этапе перехода в профессиональный спорт изучены закономерности многолетней динамики комплекса показателей, характеризующих физическую подготовленность на протяжении двух трехлетних этапов.

2. Результаты исследования позволили получить количественные характеристики физической подготовленности спортсменок-юниорок профессионального футбольного клуба. Установленные закономерности многолетней динамики рассматриваемых компонентов спортивного мастерства футболисток способствуют повышению эффективности управления учебно-тренировочным процессом в целом, в частности в аспекте дифференцирования тренирующих воздействий в соответствии с полученными результатами.

3. Используемая нами программа многолетней подготовки футболисток-юниорок достаточно эффективна, поскольку позволяет на разном контингенте спортсменок достигать практически одинаковых, в рассматриваемом аспекте, результатов. Одним из основных критериев успешности процесса является представительство девушек в региональных и национальных сборных командах России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, В.М. Пик-тесты. Тестирование физической работоспособности в спортзале, на футбольном поле / Алексеев В.М., Анохина Е.С. - М. : Советский спорт. - 2015. - URL : http://www.la-birint.ru/books/483298/. - Дата обращения 01.12.2018.

2. Зайцева, Т.В. Динамика показателей комплексного контроля футболисток в мезоцикле подготовки / Т.В. Зайцева, Н.В. Дыгай // Тезисы докладов конференции студентов и молодых ученых Южного Федерального округа. - Краснодар, 2013. - С. 87-88.

3. Зайцева, Т.В. Многолетняя динамика физической подготовленности спортсменок-юнио-рок в профессиональном футболе / Т.В. Зайцева, А.П. Золотарев, М.А. Рубин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). - С. 56-62.

4. Зайцева, Т.В. Представительство спортсменок профессионального футбольного клуба «Кубаночка» в сборных командах России за период с 2007 по 2016 год / Т.В. Зайцева, А.П. Золотарев // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации» (25-27 ноября 2016 г, г. Краснодар). - Краснодар, 2016. - С. 76-78.

5. Золотарев, А.П. Футбол: методологические основы многолетней подготовки спортивного резерва : научно-методическое пособие / А.П. Золотарев, А.В. Лексаков, С.А. Российский. - М. : Физическая культура, 2009. - 160 с.

6. Иванов, О.И. Применение ПИК-ТЕСТА для улучшения работоспособности футболисток в возрасте 16-8 лет / О.И. Иванов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 12 (142). - С. 46-49.

7. Лексаков, А.В. Особенности комплексного контроля в подготовке футболистов различного уровня: методические рекомендации / А.В. Лексаков, В.П. Губа. - Москва : [б.и.], 2010. - 80 с.

8. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2005. - 349 с.

REFERENCES

1. Alekseev, V. M. and Anokhina, E.S. (2015), Peaktest. Testing of physical working capacity in the gym, on the football field (CD), Soviet sport, Moscow, available at: http://www.labi-rint.ru/books/483298/.

2. Zaitseva T.V. and Dygai N.V. (2013), "Dynamics of indicators for the integrated control players in the mesocycle training", Abstracts ofscientific conference of students and young scientists of the southern Federal district, Krasnodar, pp. 87-88.

3. Zaitseva, T.V., Zolotarev, A.P. and Rubin, M.A. (2018), "Long-term dynamics of physical fitness of female football players-juniors in professional football", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 160, No. 6, pp. 56-62.

4. Zaitseva, T.V. and Zolotarev A.P. (2016), "Representation of sportswomen of professional football club "Kubanochka" in national teams of Russia for the period from 2007 to 2016", Materials of the VI all-Russian scientific and practical conference with international participation "Resources of competitiveness of athletes: theory and practice of implementation" (25-27 November 2016, Krasnodar), Krasnodar, pp. 76-78.

5. Zolotarev, A.P., Leksakov, A.V. and Rossiiskii, S.A. (2009), Football: the methodological foundations of long-term training of sports reserve: scientific-methodical manual, Physical culture, Moscow.

6. Ivanov O. I. (2016), "Application of the PEAK TEST is to improve the health of football players aged 16-8 years", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 142, No.12, pp. 46-49.

7. Leksakov A.V. and Guba V.P. (2010), Features of complex control in the training ofplayers of different levels: methodical recommendations, Moscow.

8. Shapovalenko, I.V. (2005), Age psychology (developmental Psychology and developmental psychology), Gardariki, Moscow.

Контактная информация: toto_27@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.02.2019

УДК 796.853.23

ПАРАМЕТРЫ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ СПОРТСМЕНОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Расим Мирзазянович Закиров, кандидат педагогических наук, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (ФГБОУ «ПГГПУ») г. Пермь

Аннотация

В настоящее время адаптивным дзюдо занимаются только лица с нарушением зрения, слуха и поражением интеллекта. Лица с поражением опорно-двигательного аппарата (ОДА) также претендуют на полноценные тренировочные мероприятия, участия в соревнованиях. Нами разработана программа и методические подходы к обучению по организации занятий спортсменов с нарушением ОДА, способствующие укреплению физического и психического здоровья. Предлагается план-график тренировочных часов и рационально подобраны этапы подготовки для Детско-юношеских спортивно-адаптивных школ.

Ключевые слова: адаптивный спорт, адаптивное дзюдо, спортивно-оздоровительный этап, план-график процесс обучения, спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата.

PARAMETERS OF TRAINING SESSIONS FOR ATHLETES WITH A VIOLATION OF MUSCULOSKELETAL SYSTEM Rasim Mirzayanovich Zakirov, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Perm State Humanitarian Pedagogical University

Annotation

Currently, only the people with impaired vision, hearing, and intellectual impairment are engaged in adaptive judo. Persons with a lesion of the musculoskeletal system (ODA) also apply for full-fledged training events, participation in competitions. We have developed a program and methodological approaches to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.