ЖУРАВЛЕВА Людмила Анатольевна,
кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии Уральского государственного аграрного университета, e-mail: zhuravleva08@gmail. com
ЗАРУБИНА Елена Васильевна,
кандидат философских наук, доцент кафедры философии Уральского государственного аграрного университета, e-mail: ethos08@mail.ru
РУЧКИН Алексей Владимирович,
кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и экономической теории Уральского государственного аграрного университета, e-mail: alexeyruchkin87@gmail.com
СИМАЧКОВА Наталья Николаевна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры управления и права Уральского государственного аграрного университета,
e-mail: nikolina73@yandex.ru
ЧУПИНА Ирина Павловна,
доктор экономических наук, профессор кафедры философии Уральского государственного аграрного университета,
e-mail: irinacupina716@gmail.com
ОСОБЕННОСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
Аннотация. Знание особенностей мировоззрения современной молодежи, относящейся к так называемому поколению Z или зуммерам, сегодня представляет собой как теоретический, так и большой практический интерес. Пока представители этого поколения, рожденные с 2002-2003 гг. по настоящее время, в основном, еще учатся в школах, колледжах или вузах, но самые взрослые зеты уже начинают свою трудовую деятельность. Понять особенности мировоззрения поколения, которое сегодня выходит на рынок труда и вступает в самостоятельную жизнь, важно для работодателей, руководителей предприятий и организаций, маркетологов, педагогов, родителей, психологов, политиков, поскольку именно ценностные ориентации молодежи определяют ее мотивацию к трудовой деятельности, способы коммуникации, покупательские предпочтения, политическое поведение и весь образ жизни. Теоретической базой исследования мировоззрения современной молодежи, относящейся к поколению Z, стала широко известная социологическая теория поколений Нейла Хоу и Уильяма Штрауса. Опираясь на идеи теории поколений за рубежом и в нашей стране, авторы в 2019-2021 гг. провели лонгитюдное социологическое исследование мировоззрения современной молодежи в возрасте 18-24 лет. В исследовании приняли участие 230 представителей поколения Z, в основном студентов Уральского государственного аграрного университета и г. других вузов Екатеринбурга. 65% респондентов женщины, 35% - мужчины. Исследование проводилось с помощью таких качественных методов социологии, как анализ личных документов, серии интервью и работа с респондентами в фокус-группах. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о сложности и противоречивости мировоззрения современных молодых людей.
Ключевые слова: мировоззрение, система ценностей, молодежь, теория поколений, поколение Z, социологическое исследование, качественные методы, экспертное интервью, фокус-группы.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021
DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -12-253-259 NIION: 2018-0076-12/21-414 MOSURED: 77/27-023-2021-12-613
ZHURAVLEVA Lyudmila Anatolyevna,
candidate of philosophy, associate Professor, head of the Department of philosophy of the Ural state University agrarian University
ZARUBINA Elena Vasilyevna,
candidate of philosophy, associate Professor Department of philosophy of the Ural state University agrarian University
RUCHKIN Alexey Vladimirovich,
candidate of social Sciences, associate Professor Department of management and economic theory of Ural state University state agrarian University
SIMACHKOVA Natalia Nickolaevna,
candidate of historical Sciences, associate Professor of the Department of management and rights of the Ural state University agrarian University
CHUPINA Irina Pavlovna,
doctor of Economics, Professor Department of philosophy of the Ural state University agrarian University
FEATURES OF THE WORLDVIEW OF MODERN YOUTH: SOCIO-PHILOSOPHICAL ANALYSIS
Annotation. Knowledge of the peculiarities of the worldview of modern youth belonging to the so-called generation Z or buzzers is of both theoretical and great practical interest today. While representatives of this generation, born from 2002-2003 to the present, mostly still study at schools, colleges or universities, but the most adult Zetas are already starting their work. It is important for employers, managers of enterprises and organizations, marketers, teachers, parents, psychologists, politicians to understand the peculiarities of the worldview of the generation that is entering the labor market today and entering into an independent life, since it is the value orientations of young people that determine their motivation to work, communication methods, consumer preferences, political behavior and the whole lifestyle. The theoretical basis for the study of the worldview of modern youth belonging to generation Z has become the well-known sociological theory of generations of Neil Howe and William Strauss. Based on the ideas of the theory of generations abroad and in our country, the authors conducted a longitudinal sociological study of the worldview of modern youth aged 18-24 in 2019-2021. The study involved 230 representatives of generation Z, mainly students of the Ural State Agrarian University and other universities of Yekaterinburg. 65% of respondents are women, 35% are men. The study was conducted using such qualitative methods of sociology as the analysis of personal documents, a series of interviews and working with respondents in focus groups. The results of the study indicate the complexity and inconsistency of the worldview of modern young people.
Key words: worldview, value system, youth, theory of generations, generation Z, sociological research, qualitative methods, expert interview, focus groups.
Методологическую основу проведенного авторами лонгитюдного социологического исследования особенностей мировоззрения современной молодежи составила известная теория поколений Нейла Хоу и Уильяма Штрауса. Теория поколений впервые увидела свет в 1992 г. До сих пор не переведенная на русский язык книга американских кон-
сультантов Нейла Хоу и Уильяма Штрауса «Поколения: история будущего Америки с 1584 по 2069 годы» содержит основные идеи ставшей сегодня широко известной теории поколений [12]. Кратко остановимся на идеях Хоу и Штрауса.
Н. Хоу и У. Штраус вслед за О. Шпенглером придерживаются циклического понимания истории. На материале истории США они показывают,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021
что история развивается циклами по 80-90 лет каждый. Внутри каждого цикла имеются этапы, соотносимые с жизнью отдельного человека: подъем, пробуждение, спад и кризис [12, р. 37-39]. Каждый этап выпадает на жизнь одного поколения. Поколения и этапы исторического цикла меняются каждые 20-25 лет.
Этапы каждого исторического цикла, по Н. Хоу и У. Штраусу определяются степенью развития социальных институтов и индивидуализма личности, а также соотношением этих противоположных полюсов в экономической, социальной, политической и духовной жизни общества.
Так, на этапе подъема социальные институты общества обладают большой силой и устойчивостью, а индивидуализм, то есть осознание личностью своих интересов, умение рисковать и активно действовать для достижения своих целей и удовлетворения актуализированных потребностей, находится почти на нуле. На этапе пробуждения внутри каждого исторического цикла индивидуализм личности усиливается, а социальные институты слабеют и приносятся ему в жертву. На этапе спада индивидуализм личности процветает, а социальные институты становятся совсем слабыми. Наконец, в финальной фазе исторического цикла - в кризисе, прежние социальные институты терпят крах, а лидеры, обладающие наибольшим индивидуализмом, объединяют вокруг себя большие и малые социальные группы, создают новые социальные институты, отличные от прежних. За фазой кризиса идет фаза нового подъема и исторический цикл повторятся.
Наиболее важным в теории Н. Хоу и У. Штрауса является понятие «поколение». Поколение исследователи определяют как большую социальную группу людей, которая родилась и живет в один и тот же исторический промежуток времени и обладает, поэтому, общими качествами:
1.Переживание одних и тех же исторических событий примерно в одинаковом возрасте.
2. Сходные убеждения, жизненные ориентации и модели поведения.
3. Субъективное ощущение причастности к своему поколению [4, с. 94].
Каждый повторяющийся исторический цикл охватывает жизнь примерно 4 поколений, жизнь которых приходится либо на периоды подъема и пробуждения, либо на этапы спада и кризиса. Н. Хоу и У. Штраус вводят понятие «архетип поколения» для обозначения общих поведенческих реакций и образа мысли типичных представителей каждого поколения. Периоду подъема соответствует архетип «пророка»; в период пробуждения рождаются «кочевники»; во времена спада формируются «герои» и на этапах кризиса - «художники». Всю историю США исследователи рассма-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021
тривают как последовательную смену 54 поколений.
Возникает закономерный вопрос: «Может ли быть теория поколений Н. Хоу и У. Штрауса применена к истории других стран, например, России?
В нашей стране серьезные исследования теории поколений Н. Хоу и У. Штрауса, а также возможности ее применения к материалу отечественной истории отсутствуют. С 90-х гг. прошлого века и по наши дни периодически выходят отдельные статьи по теории поколений, в которых, в основном излагаются описания Н. Хоу и У Штраусом отдельных поколений [3, с. 6]. Связь архетипов поколений с историческими событиями, этапами и периодами российской истории совсем не рассматривается. Кроме этого, в нашей литературе теории поколений подвергается детальной критике. Авторы критических работ отмечают слишком жесткий детерминизм Н. Хоу и В. Штрауса, недостаток исторических и эмпирических данных, за отсутствие индивидуальных характеристик представителей отдельных поколений, таких как этническая принадлежность, пол, точный возраст, род профессиональной деятельности и ряд других [4, с. 95].
В нашем государстве существует «Российская школа теории поколений», которой руководит Е. М. Шамис. Школа имеет свой сайт https:// rugenerations.su/, на котором регулярно публикуются статьи по проблемам исследования поколений в России [9]. Исследования поколений в школе Шамис относятся к прикладной социологии и практической психологии, главное внимание уделяется описанию отдельных черт различных поколений в нашей стране [10].
Такого рода аспектам пока уделяется немного внимания, отмечаются только отдельные качества и свойства представителей этого поколения: прекрасное владение цифровыми технологиями, открытость, толерантность и мультикультура-лизм, нацеленность на результат и склонность к фрилансу вместо нормированного рабочего дня в офисе [7, с. 53]. Исследователи отмечают сложности, с которыми начали сталкиваться работодатели, нанимая на работу самых старших представителей поколения Z [4, с. 95].
Опираясь на идеи теории поколений за рубежом и в нашей стране, авторы в 2019-2021 гг. провели лонгитюдное социологическое исследование мировоззрения современной молодежи в возрасте 18-24 лет. В исследовании приняли участие 230 представителей поколения Z, в основном студентов Уральского государственного аграрного университета и других вузов г. Екатеринбурга. 65% респондентов женщины, 35% - мужчины.
Исследование проводилось с помощью таких качественных методов социологии, как анализ личных документов, серии интервью и работа с респондентами в фокус-группах. Респонденты письменно отвечали на вопросы о мировоззрении молодежи по семи позициям: отношение молодежи к природе и экологическим проблемам; отношение к учебе и (или) работе; отношение к обществу, в котором живут молодые люди; отношение к семье и близким людям; отношение к себе; отношение к 1Т-технологиям и Интернету; отношение к аграрному производству и жизни в селе.
На вопрос об отношении молодых людей к природе большинство респондентов (87%) ответили, что им не безразличны экологические проблемы, от которых задыхается наша Земля. Наиболее типичными ответами были: «Человек -часть природы и его состояние зависит от состояния природы»; «Сегодняшняя молодежь относится к природе бережно и с уважением, как к живому существу. Природа эстетически прекрасна»; «Мы с природой образуем одно целое. Современная молодежь переживает за сохранность природы»; «Молодое поколение волнуют острые экологические проблемы: загрязнение воздуха, водоемов, вырубка лесов, огромное количество мусора».
Примерно две трети респондентов без дополнительных вопросов во время интервью или на фокус-группах, подчеркнули, что молодежь готова к активным действиям и предпринимает действия, направленные на защиту природы: часть респондентов участвует в волонтерском движении и акциях в защиту окружающей среды, многие молодые люди сортируют мусор, отказались от полиэтиленовой упаковки товаров, участвуют в благоустройстве и озеленении населенных пунктов. Участники исследования подчеркнули, что «количество экологических активистов среди молодежи растет с каждым годом». Несколько респондентов из числа студентов Уральского государственного аграрного университета сообщили, что бывают на дежурствах и оказывают материальную помощь приюту для животных, который имеется на факультете ветеринарной медицины и санитарной экспертизы университета.
Но и респонденты, являющиеся студентами других вузов, заявляли о своем неравнодушии к экологическим проблемам и посильном вкладе в их решение, что позволяет сделать вывод о том, что в своем отношении к природе молодежь 18-24 лет проявляет единодушие, молодые люди гораздо в большей степени, чем представители других поколений обеспокоены загрязнением природы и предпринимают действия по защите природы. Таким образом, можно утверждать, что современная молодежь обладает более развитой
экологической культурой, чем представители более старших поколений, о чем мы уже писали в предыдущих исследованиях [2, с. 125].
Ответы на вопрос об отношении молодых людей к обществу, в котором они живут, расположились в широком диапазоне мнений. Третья часть респондентов заявила о своем безразличном отношении к обществу, подчеркнув, что «мы заняты собой и своими делами». Вторая треть участников исследования отметила, что «мы живем в обществе и вынуждены подчиняться его правилам, но социальные и политические вопросы нас близко не касаются». И только оставшаяся треть респондентов сообщили о своем уважительном отношении к обществу, в котором они живут, об интересе к решению современных социальных и политических проблем.
В интервью и на фокус группах примерно половина участников сообщили об имеющихся трудностях в повседневном общении с другими людьми, о наличии многочисленных барьеров в межличностных коммуникациях. Типичный пример таких высказываний: «Мы заканчивали школу дистанционно. Даже выпускного у нас не было. Поступали в университет тоже дистанционно. Занятия сейчас идут дистанционно, так что мы в реале почти ни с кем не общаемся».
Таким образом, анализ результатов поведенного исследования позволяет сделать вывод о трудностях социализации, которые испытывает значительное количество представителей поколения Z, о необходимости
специально развивать коммуникативную компетентность представителей молодого поколения. Заметным является также равнодушие к социальным и политическим проблемам значительной части современной молодежи. В этой связи подчеркнем, что именно непонимание частью молодежи происходящих в нашей стране и мире социально-экономических и политических процессов делает таких молодых людей легким объектом для манипуляции со стороны оппозиционных государственной власти общественных деятелей, СМИ и общественных организаций либерального толка [5, с. 200; 6, с. 3095].
Следующим вопросом проведенного исследования был вопрос об отношении молодежи к работе и (или) учебе. Анализ полученных ответов на этот вопрос показывает, что большинство представителей поколения Z ответственно относятся к выбранной профессии, готовы прилагать усилия для приобретения профессиональных компетенций: «Хорошую работу получает тот, кто имеет лучшие профессиональные и личные качества», «К работе у молодежи трепетное отношение, мы ответственно относимя к выбору своей профессии». Ряд респондентов отметили, что современ-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021
ные молодые люди «много времени уделяют самообразованию и повышению квалификации».
Вместе с тем примерно половина респондентов предъявляет завышенные требования к месту своей будущей работы, желая сразу получить и хорошую должность, и высокую зарплату, и социальный пакет, и перспективы карьерного роста. Кроме того, 45% участников исследования сообщили о том, что предпочитают свободный график работы или удаленную работу, отметив, что «сидение в офисе каждый день с 9 до 18 часов не для меня». При этом 35% респондентов уже сейчас совмещают учебу на очной форме обучения в вузе и работу, но работают они, чаще всего, не по выбранной специальности.
Отношение к учебе у большинства участников исследования оказалось противоречивым. Около трети респондентов заявили о ненужности высшего образования для того, чтобы найти хорошую работу. Третья часть респондентов сообщили, что у них высокая мотивация к учебе, так как они считают получение качественного высшего образования важным условием построения своей деловой карьеры. И оставшиеся 33% респондентов подчеркнули, что понимают важность получения высшего образования: «Молодежь в большинстве своем считает необходимым для достижения жизненного успеха наличие высокой квалификации: высшее образование с одним или несколькими дипломами бакалавра, специалиста, магистра. Ориентация на продолжение обучения преобладает вне зависимости от социально-экономического статуса семьи, однако влияние территориального и других барьеров сказывается в выборе учебного заведения для продолжения образования». Часть респондентов при этом подчеркнула, что качество современного высшего образования во многих российских вузах оставляет желать лучшего, так как в нем слабо используются информационные технологии и отсутствует серьезная практическая направленность.
Таким образом, анализ результатов проведенного исследования свидетельствует о том, что большая часть молодежи ответственно относится к работе, но к местам своей работы имеет завышенные требования и ожидания. При этом почти половина респондентов не готова к ежедневному рабочему графику с 9 часов утра до 18 часов вечера. Отношение к получению высшего образования у молодых людей неоднозначное и противоречивое.
В вопросе о своем отношении к близким людям, семье и друзьям, участники исследования проявили единодушие. Большинство респондентов высказалось о том, что они уважают и любят своих близких: «Главное для меня это семья и я понимаю, что родителям нужны моя поддержка и
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021
помощь»; «Семья - это самое главное». Лишь несколько респондентов отметили, что с трудом находят взаимопонимание со своей семьей и объяснили эти трудности конфликтом «отцов и детей».
Вместе с тем, некоторые участники опроса на фокус-группах высказались о недостаточной ответственности современных молодых людей в вопросах заключения брака и создания собственной семьи: «Официальная регистрация брака теряет свою привлекательность для молодежи. Сегодня многие пары разводятся, в том числе, молодые». Отметим также, что о своих друзьях как о близких людях респонденты особо не высказывались. Отмеченные два обстоятельства, по нашему мнению, могут указывать на выраженный индивидуализм многих представителей поколения Z, недостаточное желание и умение нести ответственность не только за себя, но и за близких людей.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод, том, что традиционные ценности занимают важное место в мировоззрении современной молодежи и одной из самых важных ценностей в жизни для них является семья, как родительская, так и своя собственная.
На вопрос об отношении молодежи к себе респонденты дали ответы подробные и достаточно противоречивые. Диапазон ответов варьируется от «трепетного отношения к себе» и любви к себе до заниженной самооценки некоторой части молодежи, критики и неприятия себя. Письменные и устные ответы респондентов определенно свидетельствуют о стремлении многих представителей поколения Z к самопознанию, личностному росту, преодолению детских негативных сценариев. В ответах на вопрос об отношении к себе часто встречались такие высказывания, как: «Мы стремимся к лучшей версии самих себя», «Молодежь стала трепетно относиться к себе. Многие хотят чего-то достичь в жизни, поэтому они активно развиваются», «Молодые люди сегодня много времени уделяют самопознанию и решению своих психологических проблем, некоторые обращаются за помощью к психологам». Анализ полученных ответов также позволяет сделать вывод о заинтересованности современной молодежи в своем психологическом и физическом здоровье, в здоровом образе жизни.
Респонденты в своих личных документах, интервью и на фокус-группах отвечали на вопрос об отношении молодежи к 1Т технологиям и Интернету. Практически все респонденты отметили, что их отношение к 1Т технологиям и Интернету является «крайне положительным», участники исследования назвали себя «1Т грамотным поколением». Анализ высказываний респондентов во время интервью и работы фокус-групп позволяет
сделать вывод о том, что многие представители молодого поколения считают отличное владение 1Т технологиями и активное использование Интернета не только для общения и игр, но и для поиска и обработки больших массивов информации, совершения покупок онлайн, в том числе, на международных маркетплейсах, организации путешествий, а также для культурного развития, одной из главных особенностей поколения Z. Такой вывод совпадает с анализом ключевых особенностей поколения Z у целого ряда российский и зарубежных исследователей, например, у Д. Стиллмана и И. Стиллмана [8], В.В. Радаева [7], З.В. Якимовой [11] и других.
Вместе с тем, около половины участников исследования выделили и отрицательные стороны активного использования Интернета современной молодежью. Такими отрицательными сторонами являются большое количество времени, проводимое многими молодыми людьми в Интернете и формирование у значительного количества молодежи Интернет-зависимости. Респонденты отмечали, что они знают, что такое Интернет-зависимость, но не знают как ее преодолеть и какие меры профилактики проводить. Интересными являются утверждения ряда респондентов, что у следующего поколения, которое учится в средней школе, зависимость от Интернета гораздо больше, чем у поколения Z. Мы сделали вывод о том, что с молодыми людьми важно проводить работу по предупреждению формирования зависимости от Интернета, причем формы и методы такой работы могут быть самыми разнообразными.
Заключительным вопросом проведенного исследования для студентов аграрного университета стал вопрос об их отношении к аграрному производству и жизни в селе. Ответы респондентов на вопрос были противоречивыми и неоднозначными.
Большая группа участников исследования (65%) сообщила, что отношение молодежи к сельскохозяйственному труду и жизни в селе как своей жизненной перспективе является отрицательным, поскольку сельскохозяйственный труд не является высокооплачиваемым, часто он недостаточно механизирован и автоматизирован. Представители этой группы респондентов считают также, что в селах отсутствуют социальные и культурные условия жизни молодежи. При этом некоторые представители группы, отрицательно относящиеся к аграрному производству и жизни молодежи в селе, отметили, что многие молодые люди «не знают сельскохозяйственное производство и поэтому не выбирают его».
45% участников исследования заявили, что они положительно относятся к сельскохозяйственному труду и жизни в селе как к своей жизненной перспективе. По мнению представителей этой
группы респондентов «молодежь сейчас активно поддерживает фермерство и натуральное производство». Многие респонденты из этой группы отмечали, что им нравится сельскохозяйственное производство, потому что они сами выросли в деревне и их родители и иные родственники заняты сельскохозяйственным трудом.
Важным обстоятельством является то, что в интервью и на фокус-группах большинство участников исследования отметило, что они не знакомы с Федеральными государственными программами по поддержке и развитию сельского хозяйства в нашей стране, с опытом работы передовых сельскохозяйственных предприятий, а также с условиями труда и жизни сотрудников этих предприятий, среди которых немало молодых выпускников аграрных университетов.
Таким образом, проведенное исследование позволило выявить противоречивый характер ценностных ориентаций современной молодежи 18-24 лет, которая принадлежит к так называемому поколению Z. Молодежь сегодня отличается развитой экологической культурой, приверженностью к традиционному для российского общества институту семьи, ответственным отношением к работе, склонностью к самопознанию и самообразованию, отличным владением 1Т-технологиями и Интернетом, ориентацией на достижение успеха.
Вместе с тем, многие молодые люд сегодня испытывают трудности в своей социализации, в частности в общении со сверстниками и представителями старших поколений. Значительная часть современной молодежи к тому же равнодушна к социальным и политическим проблемам современного российского общества и имеет Интернет-зависимость. Студенты аграрных вузов недостаточно информированы и мотивированы к аграрному производству и жизни на селе.
Такие особенности современной молодежи свидетельствует о серьезной недоработке вузов по ряду направлений: профориентационная работа, воспитательная работа, преподавание дисциплины «Введение в специальность», учебная и производственная практика, преподавание социально-гуманитарный дисциплин [1, с. 83]. Для успешной социализации современного молодого поколения, формирования коммуникативной компетентности и гражданской зрелости молодых людей, преодоления Интернет-зависимости у части молодежи, повышения мотивации у студентов аграрных вузов к сельскохозяйственному труду каждое из выделенных направлений учебно-воспитательного процесса в вузе необходимо выстраивать с учетом особенностей мировоззрения поколения Z, в частности, для студентов аграрных вузов предусмотреть изучение Федеральных государственных программ, иных нормативных актов по развитию сельского хозяйства,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021
формировать понимание того, что именно сельскохозяйственный труд обеспечивает продовольственную безопасность нашей страны, которая является важнейшей составной частью национальной безопасности.
Список литературы:
[1] Журавлева Л. А., Зарубина Е. В. Концептуальные подходы к организации учебно-воспитательного процесса в аграрном университете // Социально-гуманитарное образование в современном мире: проблемы, поиски, решения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2019. - С. 80-87.
[2] Зарубина Е. В., Журавлева Л. А., Симач-кова Н. Н., Чупина И. П. Типы экологического поведения личности и социальных групп // Агропромышленный комплекс: стратегия развития. Материалы Международной научно-практической конференции «От инерции к развитию: научно-инновационное развитие сельского хозяйства». -посвященной 80-летию Уральского государственного аграрного университета. - Екатеринбург,
2020. - С. 119-128.
[3] Митрошкина М.Р. Интерпретация теории поколений в контексте российского образования // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 5. - С. 6.
[4] Ожиганова Е.М. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения // Бизнес образование в экономике знаний. 2015. № 1. - С.94-97.
[5] Прончев Г.Б. Об особенностях виртуальных социальных сред Интернета, способствующих социальным девиациям // Образование и право.2020. № 3. - С. 200-208.
[6] Прончев Г.Б., Михайлов А.П. Виртуальные социальные среды Интернета как инструмент политической борьбы // Вопросы политологии.
2021. Т. 11. № 11 (75). - С. 3092-3101.
[7] Радаев В.В. Миллениалы: Как меняется российское общество. - М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. - 224 с.
[8] Стиллман Д., Стиллман И. Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык? - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 310 с.
[9] Шамис Е.М. Дружба крепкая не сломается: как дружить с детьми -хоумлендерами? [Электронный ресурс]. - URL: www.rugenerations. su (дата обращения: 10.12.2021).
[10] Шамис Е.М. Теория поколений: необыкновенный Икс. - 2-е изд., стер. - М.: Ун-т «Синергия»: Шк. Бизнеса, 2017. - 138 с.
[11] Якимова З.В., Масилова М.Г. Поколение Z как потенциальный сегмент рынка труда // АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). - С. 341-345.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2021
[12] Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. -HarperCollins, 1992. - P 544.
Spisok literatury:
[1] Zhuravleva L. A., Zarubina E. V. Konceptual'nye podhody k organizacii uchebno-vospitatel'nogo processa v agrarnom universitete // Social'no-gumanitarnoe obrazovanie v sovremen-nom mire: problemy, poiski, resheniya. Materialy Vse-rossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Ekaterinburg, 2019. - S. 80-87.
[2] Zarubina E. V., Zhuravleva L. A., Simachk-ova N. N., CHupina I. P. Tipy ekologicheskogo pove-deniya lichnosti i social'nyh grupp // Agropromyshlen-nyj kompleks: strategiya razvitiya. Materialy Mezh-dunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Ot inercii k razvitiyu: nauchno-innovacionnoe razvitie sel'skogo hozyajstva». -posvyashchennoj 80-letiyu Ural'skogo gosudarstvennogo agrarnogo universi-teta. - Ekaterinburg, 2020. - S. 119-128.
[3] Mitroshkina M.R. Interpretaciya teorii poko-lenij v kontekste rossijskogo obrazovaniya // YAro-slavskij pedagogicheskij vestnik. 2017. № 5. - S. 6.
[4] Ozhiganova E.M. Teoriya pokolenij N. Houva i V. SHtrausa. Vozmozhnosti prakticheskogo prime-neniya // Biznes obrazovanie v ekonomike znanij. 2015. № 1. - S. 94-97.
[5] Pronchev G.B. Ob osobennostyah virtu-al'nyh social'nyh sred Interneta, sposobstvuyushchih social'nym deviaciyam // Obrazovanie i pravo. 2020. № 3. - S.200-208.
[6] Pronchev G.B., Mihajlov A.P. Virtual'nye social'nye sredy Interneta kak instrument politich-eskoj bor'by // Voprosy politologii. 2021. T. 11. № 11 (75). - S. 3092-3101.
[7] Radaev V.V. Millenialy: Kak menyaetsya rossijskoe obshchestvo. - M.: Izdatel'skij dom NIU VSHE, 2019. - 224 s.
[8] Stillman D., Stillman I. Pokolenie Z na rabote. Kak ego ponyat' i najti s nim obshchij yazyk? - M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2017. - 310 s.
[9] Shamis E.M. Druzhba krepkaya ne slomaet-sya: kak druzhit' s det'mi -houmlenderami? [Elektron-nyj resurs]. - URL: www.rugenerations.su (data obrashcheniya: 10.12.2021).
[10] Shamis E.M. Teoriya pokolenij: neobykno-vennyj Iks. - 2-e izd., ster. - M.: Un-t "Sinergiya": SHk. Biznesa, 2017. - 138 s.
[11] Yakimova Z.V., Masilova M.G. Pokolenie Z kak potencial'nyj segment rynka truda // ANI: peda-gogika i psihologiya. 2017. T. 6. № 4 (21). - S. 341345.
[12] Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. - HarperCollins, 1992. - R. 544.