Научная статья на тему 'КАК УПРАВЛЯТЬ СЛЕДОВАТЕЛЯМИ ПОКОЛЕНИЯ «Z»'

КАК УПРАВЛЯТЬ СЛЕДОВАТЕЛЯМИ ПОКОЛЕНИЯ «Z» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
442
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКОЛЕНИЕ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / ПОЛНОМОЧИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭТИКА / GENERATION / INVESTIGATOR / DIGITALIZATION / TECHNOLOGIES / POWERS / CONTROL / ETHICS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Черемисина Татьяна Владимировна

В статье на основе знаний по социологии и теории поколений исследуются особенности молодых сотрудников правоохранительных органов в Российской Федерации. Изучается зависимость нового поколения следователей от цифровых технологий и социальных сетей на основе эмпирических и теоретических данных. Приводится анализ результатов опросов слушателей повышения квалификации и студентов Московской академии Следственного комитета России как представителей разных поколений. Выделяются ключевые особенности молодых сотрудников нового поколения, такие как ориентация на финансы, предприимчивость, ценность живого общения, конкурентоспособность, толерантность и др. Предлагаются рекомендации к организации работы молодых следователей как представителей «цифрового» поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOW TO MANAGE GEN Z INVESTIGATORS

The author, using the knowledge of sociology and the theory of generations, studies the characteristics of young law enforcement officers in the Russian Federation. The dependence of a new generation of investigators on digital technologies and social networks is investigated on the basis of empirical and theoretical data. The article provides an analysis of the results of surveys among students of advanced training and students of the Moscow Academy of the Investigative Committee of Russia as representatives of different generations. The key features of young employees of the new generation are highlighted, such as orientation towards finances, entrepreneurial spirit, the value of live communication, competitiveness, tolerance, etc. Recommendations for organizing the work of young investigators as representatives of the “digital” generation are proposed.

Текст научной работы на тему «КАК УПРАВЛЯТЬ СЛЕДОВАТЕЛЯМИ ПОКОЛЕНИЯ «Z»»

DOI 10.475776/2712-7516_2021_1_1_71 УДК 316.35:34.08

как управлять следователями поколения «z»

Черемисина Татьяна Владимировна,

научный сотрудник, Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, Россия, г. Москва, e-mail: [email protected]

В статье на основе знаний по социологии и теории поколений исследуются особенности молодых сотрудников правоохранительных органов в Российской Федерации. Изучается зависимость нового поколения следователей от цифровых технологий и социальных сетей на основе эмпирических и теоретических данных. Приводится анализ результатов опросов слушателей повышения квалификации и студентов Московской академии Следственного комитета России как представителей разных поколений. Выделяются ключевые особенности молодых сотрудников нового поколения, такие как ориентация на финансы, предприимчивость, ценность живого общения, конкурентоспособность, толерантность и др. Предлагаются рекомендации к организации работы молодых следователей как представителей «цифрового» поколения.

Ключевые слова: поколение; следователь; цифровизация; технологии; полномочия; управление; этика.

УДК 316.35:34.08

how to manage gen z investigators

Cheremisina Tatyana Vladimirovna,

Researcher, Moscow Academy of the Investigative Committee of Russia, Russia, Moscow, e-mail: [email protected]

The author, using the knowledge of sociology and the theory of generations, studies the characteristics of young law enforcement officers in the Russian Federation. The dependence of a new generation of investigators on digital technologies and social networks is investigated on the basis of empirical and theoretical data. The article provides an analysis of the results of surveys among students of advanced training and students of the Moscow Academy of the Investigative Committee of Russia as representatives of different generations. The key features of young employees of the new generation are highlighted, such as orientation towards finances, entrepreneurial spirit, the value of live communication, competitiveness, tolerance, etc. Recommendations for organizing the work of young investigators as representatives of the "digital" generation are proposed.

Keywords: generation; investigator; digitalization; technologies; powers; control; ethics.

Борьба с преступностью как профессиональная деятельность обладает собственной спецификой. Она ведется внутри государства силами граждан против незаконных действий, как правило, граждан того же государства, проживающих в одинаковых социально-экономических условиях с сотрудниками правоохранительных органов. Такие условия меняются под воздействием технологического прогресса, а вслед за внешней средой и технологиями изменяются традиции, ценности, социальное расслоение и способы совершения преступлений. Быть в курсе тенденций технического и экономического прогресса правоохранительным органам помогает использование разработок из

смежных отраслей: психологии, экономики, социологии.

Исследования социологов также могут применяться внутри организации, что уменьшит текучесть новых кадров, предотвратит конфликты в коллективе, обеспечит передачу профессионального опыта молодым сотрудникам. Кроме того, знания в области социологии помогут понять особенности участников уголовного судопроизводства разных поколений, в том числе подозреваемых и обвиняемых.

Профессия следователя относится к категории «молодых», так как требует от личности огромного количества энергии и самоотдачи. Следователи ежедневно испытывают

психофизиологические нагрузки, поэтому неудивительно, что среди них немного представителей среднего и старшего возраста.

Данный факт подтверждается и статистическими данными. Так, в материалах к расши -ренному заседанию коллегии Следственного комитета Российской Федерации «Об итогах работы следственных органов Следственного комитета Российской Федерации за 2019 г. и задачах на 2020 г.» отмечается, что доля следователей до 30 лет составляет 44,7 %, от 30 до 40 лет - 44,9 %, от 40 до 50 лет -9,1 %, от 50 до 60 лет - 1,4 %. Очевидно, что удельный вес представителей старших поколений будет ежегодно уменьшаться, пока не исчезнет вовсе, а на смену действующим 30-летним следователям придут их молодые конкуренты. Иными словами, происходит формирование поколенческого разлома между руководящим и исполнительским звеньями следственных органов [2, с. 167].

Если сопоставить возраст следователей с теорией поколений, разработанной в 80-х гг. XX в. американскими социологами Н. Хоувом и В. Штраусом, то обнаружим, что подавляющее большинство следователей Следственного комитета России сегодня - это так называемые «миллениалы», или «игреки».

Н. Хоув и В. Штраус, взяв за основу периодизацию американской истории с XVI в., выделяют шесть типов поколений, сменяющих друг друга после прохождения полного цикла: поколение «победителей» (годы рождения: 1900-1921); «молчаливое» поколение (1922-1943); поколение «бэби-бумеров» (1944-1962); поколение «X» (1963-1976); поколение <^», или «миллениалы» (1977-1994); поколение («зумеры», «хоумлендеры») (1995-2015).

Исследования, посвященные поколению проводились в 2000-х гг. как за рубежом (Д. Стилман), так и в России (Е. Шамис, Е. А. Ковин, О. В. Лысенко).

Н. Хоу и В. Штраус определяют поколение как когортную группу, временная продолжительность которой приближается к продолжительности фазы жизни, границы которой фиксированы личностью сверстников [6, с. 429].

Поколение стало появляться на свет после 1995 г. В 2019 г. его представители были приняты на службу в следственные органы Следственного комитета России, а

также иные государственные и частные организации. Чем они отличаются от старших коллег? Прежде всего, они не только не представляют жизнь без Интернета и социальных сетей, но в отличие от «игреков» не знали жизни без них. Они считают селфи на рабочем месте обычным делом. Им проще задать вопрос по квалификации преступления коллегам в групповом чате, чем найти ответ в УК РФ. То, что «игреки» считают новыми технологиями, для «зетов» это устройства для ежедневного использования. Они воспринимают гаджеты не как нечто новое, а как часть своей личности в цифровом мире. Они любят короткие видео и еще более короткие тексты, а последним предпочитают изображения. Используют социальные сети, а не электронную почту. Поэтому их может испугать перспектива на протяжении нескольких месяцев расследовать многоэпизодное уголовное дело или составлять обвинительное заключение, так как для этого потребуется оторваться от виртуальной реальности и надолго удерживать внимание, к чему они не приспособлены [5, с. 72].

Существуют принципиальные различия между отношением двух молодых поколений к социальным сетям. «Миллениалы», используя их в профессиональной и личной сфере, рассматривают социальные сети как позитивный инструмент, помощник, источник знаний. «Зеты» на платформах социальных сетей взаимодействуют как с медиа-контентом, так и друг с другом практически без перерыва. Они ценят инновационные форматы связи, интерактивные сообщения, внимание к эстетике контента.

Кроме того, вследствие неограниченного доступа к социальным сетям происходит подмена реального общения цифровым. Большинство своих подписчиков молодые люди не считают реальными друзьями, к которым они могли бы обратиться за помощью. Кроме того, социальные сети - это «парадный фасад» чьей-то жизни, лучшие фрагменты которой публикуются для суждения других. Вместо того чтобы искать подлинные способы поддержать друг друга в социальных сетях, их пользователи всерьез беспокоятся о количестве лайков, испытывая реальный стресс в случае, если публикация осталась незамеченной. Это может явиться одной из причин низкой самооценки и высокого уров-

ня тревоги у молодых людей. Накладываясь на специфику следственной деятельности, такие особенности личности могут вызвать различные нервные расстройства и более раннее, чем у их старших коллег, профессио -нальное выгорание.

Кроме того, молодым специалистам из поколения «Z» трудно отделить работу от личной жизни. Они привыкли всегда быть на связи и иметь возможность в любой момент ответить на звонок, сообщение или пролистать ленту в «Инстаграме». Не успев привыкнуть к напряженному рабочему графику, они могут испытывать чувство вины, когда не отвечают вовремя на звонки и сообщения, например при производстве следственных действий или на совещании у руководителя.

Такое ощущение называется FOMO -«страх упущения», или «синдром упущенной выгоды» (от англ. "fear of missing out"). Этот страх проявляется в постоянном желании оставаться в курсе того, что делают другие, чувстве неудовлетворенности, если не удается посетить все запланированные мероприятия. Социальные сети «питают» FOMO, уведомляя пользователя о бесконечном множестве мероприятий, несмотря на то что человеку физически невозможно присутствовать на всех из них. В целом FOMO негативно влияет на настроение, удовлетворенность жизнью и использование социальных сетей. Люди, страдающие этим синдромом, с большей вероятностью проверяют социальные сети в неподходящее время, например при управлении автомобилем или во время лекций, совещаний.

В экспансии цифрового мира в реальность имеются и положительные черты. Если предыдущие поколения имели мировоззрение, сформированное средствами массовой информации, то вчерашние дети оставляли позади стереотипы и регулярно общались с людьми со всего мира и понимали в относительно молодом возрасте, что все по существу одинаковы, независимо от пола, возраста и места жительства. По мере того как представители поколения «Z» стали ценить индивидуальность и персонализацию практически во всех сферах жизни, корпорации начинают бороться со своими универсальными маркетинговыми кампаниями. Все больше и больше молодых людей отказыва-

ются от работы в режиме «9-5», хотя их родители считают офисную работу престижной, а сотрудников, выбравших удаленный режим, менее уважаемыми среди коллег.

В 2016 г. с участием социологического агентства «Validata» Сбербанк провел исследование среди 18 фокус-групп, куда входили представители от 5 до 25 лет, их родители и приглашенные учителя и эксперты. В результате были выявлены 30 качеств молодых людей, среди которых быстрое переключение внимания, отсутствие устойчивых предпочтений, гиперопека со стороны родителей, похожесть наряду с персонализацией, установка на гедонизм и разнообразие жизни и др. [1]

В 2019 г. нами было проведено анкетирование следователей Следственного комитета России и обучающихся Московской академии Следственного комитета, которых социологическая теория относит к представителям разных поколений.

Анализ анкет показал, что 38 % опрошенных следователей поколения «Х», в отличие от представителей новых поколений, которые считают социальные сети и Интернет частью своей жизни, не имеют аккаунтов в социальных сетях. «Игреки» и «зеты» также более лояльно относятся к размещению сотрудниками собственных фото- и видеофайлов в социальных сетях, в отличие от сотрудников в возрасте от 40 лет, и предпочитают свободный график работы. Они имеют 3-4 аккаунта в разных социальных сетях и обновляют их не менее пяти раз в день, предпочитают сообщения телефонным звонкам, а мессенджеры - электронной почте.

Итак, особенности представителей нового поколения, обучающихся в Академии Следственного комитета России, в целом совпадают с характеристиками, предлагаемыми социологами, с учетом особенностей выборки (место обучения - ведомственный вуз) [4, с. 287].

Выделим ключевые особенности молодых сотрудников нового поколения.

1. Ориентация на финансы. Когда дело до -ходит до работы, поколение рассматривает свою работу как средство достижения цели. В отличие от «игреков», которым нужно любить то, что они делают, «зеты» более прагматичны в финансовых вопросах. Они с готовностью возьмутся за работу, которая

обеспечивает стабильный доход и необходимые льготы, даже если это не работа их мечты. Фокус на финансах связан с тем, что молодые люди становились свидетелями, как их родители из поколения «X» теряли значительные сбережения во время финансовых кризисов.

2. Предприимчивость. В сети их окружают живые примеры - блогеры, тик-токеры, быстро разбогатевшие с помощью социальных сетей, школьники, создающие приложения для смартфонов. Они не боятся этих идей и верят, что у них есть все необходимое для достижения подобных успе -хов, а остальное находится на расстоянии до смартфона.

3. Высокие технологии. До рождения «зе-тов» Интернет и сотовые телефоны стали частью обыденной жизни. Поколение не стремится накапливать информацию, потому что знает, как найти к ней доступ. При этом смартфоны используются не для образования, а в развлекательных целях.

4. Ценность живого общения. Поколение <^» ценит общение лицом к лицу, но это не всегда должно происходить в одном и том же физическом месте. Регулярно используя такие приложения, как «Засейте» или <^куре», молодые люди общаются с помощью видеосвязи.

5. Конкурентоспособность. «Зумеры» не только хотят попасть в лучшие школы и получить самую высокооплачиваемую работу, они хотят выиграть все дебаты и спортивные соревнования. Ими постоянно движет конкуренция, которая может быть направлена как в позитивное, так и негативное русло, так как они желают получить задуманное прямо сейчас и не обладают терпением и сосредоточенностью.

6. Толерантность. Они выросли в разнообразном мире, где ни раса, ни сексуальная ориентация, ни религия не являются определяющими характеристиками. С изменением демографической ситуации в мире именно поколение будет последним, среди которых большинство представителей белой расы.

7. Независимость. Поколение предпочитает работать самостоятельно, в отличие от готовых к сотрудничеству «миллениалов». Возможно, в будущем уменьшится количество открытых рабочих пространств, так на-

зываемых "open space", активно внедряемых их предшественниками.

8. Запрос «обратной связи». Имея доступ к такому большому количеству информации, «зумеры» имеют собственное мнение и желают быть услышанными. Они считают, что их идеи столь же ценны, как и идеи представителей других поколений. Обладая индивидуалистической направленностью и определенным уровнем скептицизма, они относительно оптимистичны, даже если не проявляют явного доверия.

Западные исследователи выделяют такие особенности «зетов», как принадлежность к цифровому миру, высокая степень персона-лизации, практичность, синдром упущенной выгоды, стремление к экономике совместного потребления, самостоятельность, мотивация к достижению целей. Они гораздо конкурентоспособнее и при этом больше индивидуалисты, чем предыдущие поколения [3, с. 35].

Следовательно, с учетом особенностей представителей нового поколения сформулируем практические рекомендации, которые помогут руководителям следственных органов и других ведомств с наименьшими временными и ресурсными затратами найти общий язык с молодыми сотрудниками и усовершенствовать методы управления персоналом.

Ориентируйте сотрудников на конечный результат проекта, при этом разбивая работу на отдельные этапы. Отмечайте успешное выполнение работы молодым сотрудником на каждом этапе, не забывая о главной цели - успешном завершении проекта.

Давайте быструю и объективную обратную связь. «Зеты» ценят не только качество обратной связи, но и оперативность. Высказывая свою оценку результатам работы, не отмечайте одни лишь недостатки, не забывайте хвалить. Помните, что родители «зетов» были скорее лояльны, чем строги, старались не ругать за плохое и хвалить за нормальное поведение, конфликт поколений был смазан.

Используйте возможности цифровой среды в сфере управления, например мессен-джеров, групповых чатов, видеопрезентаций и т. д. Будьте восприимчивы к появлению новых средств общения, они могут улучшить коммуникацию. Организуйте высокотехноло-

гичное и многофункциональное, современное рабочее пространство.

Понаблюдайте за поколением чтобы узнать, как им удается сочетать реальное и виртуальное в работе. Используйте виртуальные формы удаленной работы как средство оставаться на связи, а не в изоляции.

Разрабатывайте целевые программы обучения, сочетающие самообучение с наставничеством в процессе общения. Внедряйте новые способы отслеживания, обнародования, мониторинга, оценивания и распространения информации об эффективности деятельности.

Д. Стилман рекомендует обсудить с поколением их планы относительно карьеры и ознакомить их с карьерными возможностя-

ми как можно раньше. Ориентируйте молодых сотрудников на приобретение навыков, а не просто занятие определенных должностей [3, с. 158].

Итак, помните об ориентированности «зе-тов» на самореализацию и личностный рост, «нормальное» счастье, а не изнуряющую работу ради продвижения по карьерной лестнице. В отличие от миллениалов, «зеты» считают физическое и психическое здоровье важной ценностью, не стремятся к выполнению плана ценой нервного срыва или разрушения семьи. Их усилия будут направлены на построение баланса между карьерой и личной жизнью, а также приобретение навыков, полезных для развития своей личности.

Список литературы:_

1. Исследование Сбербанка: 30 фактов о современной молодежи. - URL: https://yandex.ru/turbo/adindex.ru/s/ news/researches/2017/03/10/158487.phtml (дата обращения: 27.01.2021).

2. Следственная деятельность. Книга II. Quo vadis? : монография / под ред. доктора юридических наук Н. А. Колоколова. - Москва : Юрлитинформ, 2021. - 224 с.

3. Стиллман, Д. Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык / Д. Стиллман, И. Стил-лман ; пер. с англ. Ю. Кондукова. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 272 с.

4. Черемисина, т. В. Следователи поколения Z - новые акторы в уголовном процессе / Т. В. Черемисина // Евразийский юридический журнал. - 2020. - № 5. - С. 286-288.

5. Черемисина, т. В. Этика следователя в цифровую эпоху / Т. В. Черемисина // Российский следователь. -

2019. - № 12. - С. 71-75.

6. Howe, Neil; Strauss, William. Generations: The History of America's Future, from 1584 to 2069. New York : William Morrow & Company, 1991.

References:_

1. Issledovanie Sberbanka: 30 faktov o sovremennoj molodezhi. URL: https://yandex.ru/turbo/adindex.ru/s/news/ researches/2017/03/10/158487. phtml (data obrashcheniya: 27.01.2021).

2. Sledstvennaya deyatel'nost'. Kniga II. Quo vadis? : monografiya / ed. N. A. Kolokolov. Moskva, YUrlitinform, 2021, 224 p.

3. Stillman D., Stillman I. Pokolenie Z na rabote. Kak ego ponyat' i najti s nim obshchij yazyk / per. s angl. YU. Kondukova, Moskva, Mann, Ivanov i Ferber, 2018, 272 p.

4. CHeremisina T. V. Sledovateli pokoleniya Z - novye aktory v ugolovnom processe, Evrazijskij yuridicheskij zhurnal,

2020, no. 5, pp. 286-288.

5. CHeremisina T. V. Etika sledovatelya v cifrovuyu epohu, Rossijskij sledovatel', 2019, no. 12, pp. 71-75.

6. Howe, Neil; Strauss, William. Generations: The History of America's Future, from 1584 to 2069. New York, William Morrow & Company, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.