Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЫБОРОВ У СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ'

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЫБОРОВ У СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
межличностный выбор / конфликтологическая компетентность / студенты / социометрический статус / эмоциональная экспансивность / interpersonal choice / conflictological competence / students / sociometric status / emotional expansiveness

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лукьянов Алексей Сергеевич, Фурсова Диляра Викторовна

В статье представлены результаты исследования особенностей конфликтологической компетентности и межличностных выборов у студентов. В результате реализации эмпирического исследования для группы студентов выделена специфика выраженности показателей конфликтологической компетентности, отражающих самооценку конфликтности (когнитивный компонент компетентности), внутриличностную конфликтность (аффективный компонент компетентности) и стратегии конфликтного поведения (конативный компонент компетентности). Выявлено, что эти показатели связаны с межличностным выбором, представленным симпатией и антипатией в отношении партнёра по взаимодействию и отражённом в индексах эмоциональной экспансивности и социометрического статуса. Показано, что чем выше социометрический статус студента в группе, тем с большей готовностью он использует стратегию компромисса и сотрудничества, с меньшей соперничества, при этом у него выражен конфликт ролей; чем больше у студента выражена потребность в межличностном общении и активности, тем с большей готовностью он использует стратегию компромисса и приспособления, при у него выражен конфликт ролей и снижена адекватность самооценки конфликтного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лукьянов Алексей Сергеевич, Фурсова Диляра Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of a study of the conflictological competence characteristics and interpersonal choices among students. As a result of the implementation of an empirical study for a group of students, the specifics of the severity of conflictological competence indicators were identified, reflecting self-assessment of conflict (cognitive component of competence), intrapersonal conflict (affective component of competence) and strategies of conflict behavior (conative component of competence). It was revealed that these indicators are associated with interpersonal choice, represented by sympathy and antipathy towards the interaction partner and reflected in the indices of emotional expansiveness and sociometric status. It is shown that the higher the student's sociometric status in the group, the more readily he uses the strategy of compromise and cooperation, the less rivalry, while he has a conflict of roles; the more a student has a need for interpersonal communication and activity, the more readily he uses the strategy of compromise and adaptation, when he has a conflict of roles and the adequacy of self-assessment of conflict behavior is reduced.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЫБОРОВ У СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ»

Психология

УДК 159.922

кандидат психологических наук, доцент Лукьянов Алексей Сергеевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Фурсова Диляра Викторовна Филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Будённовске (г. Будённовск)

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЫБОРОВ У СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования особенностей конфликтологической компетентности и межличностных выборов у студентов. В результате реализации эмпирического исследования для группы студентов выделена специфика выраженности показателей конфликтологической компетентности, отражающих самооценку конфликтности (когнитивный компонент компетентности), внутриличностную конфликтность (аффективный компонент компетентности) и стратегии конфликтного поведения (конативный компонент компетентности). Выявлено, что эти показатели связаны с межличностным выбором, представленным симпатией и антипатией в отношении партнёра по взаимодействию и отражённом в индексах эмоциональной экспансивности и социометрического статуса. Показано, что чем выше социометрический статус студента в группе, тем с большей готовностью он использует стратегию компромисса и сотрудничества, с меньшей - соперничества, при этом у него выражен конфликт ролей; чем больше у студента выражена потребность в межличностном общении и активности, тем с большей готовностью он использует стратегию компромисса и приспособления, при у него выражен конфликт ролей и снижена адекватность самооценки конфликтного поведения.

Ключевые слова: межличностный выбор, конфликтологическая компетентность, студенты, социометрический статус, эмоциональная экспансивность.

Annotation. The article presents the results of a study of the conflictological competence characteristics and interpersonal choices among students. As a result of the implementation of an empirical study for a group of students, the specifics of the severity of conflictological competence indicators were identified, reflecting self-assessment of conflict (cognitive component of competence), intrapersonal conflict (affective component of competence) and strategies of conflict behavior (conative component of competence). It was revealed that these indicators are associated with interpersonal choice, represented by sympathy and antipathy towards the interaction partner and reflected in the indices of emotional expansiveness and sociometric status. It is shown that the higher the student's sociometric status in the group, the more readily he uses the strategy of compromise and cooperation, the less -rivalry, while he has a conflict of roles; the more a student has a need for interpersonal communication and activity, the more readily he uses the strategy of compromise and adaptation, when he has a conflict of roles and the adequacy of self-assessment of conflict behavior is reduced.

Key words: interpersonal choice, conflictological competence, students, sociometric status, emotional expansiveness.

Введение. В современных условиях социальных трансформаций отдельные психологические свойства и качества субъекта становятся значимыми с точки зрения его личностной и профессиональной эффективности, прежде всего с точки зрения межличностной коммуникации. Межличностные отношения в целом, их структура, эмоционально-личностная детерминация рассмотрены в работах Г.М. Андреевой, А.А. Бодалёва, А.Л. Журавлёва, Е.П. Ильина, В.А. Лабунской, Я. Морено и др. [1;6; 9 и др.].

Одной из важнейших характеристик, связанной с успешным межличностным взаимодействием, является конфликтологическая компетентность личности, рассматриваемая как неотъемлемая составная часть общей коммуникативной компетентности, включающая в себя осведомлённость о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умение адекватно реализовывать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации. Она обусловливает умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способствующей его разрешению (М.В. Башкин, А.С. Кашапов, Л.А. Петровская, Дж. Равен, А.А. Реан, Б.И. Хасан и др. [2; 3; 8 и др.]).

Студенческий возраст как этап онтогенеза является периодом одновременно личностного и профессионального становления, формирования мировоззренческой позиции личности, выбора направлений личностно-профессионального развития в целом. Специфичность студенческой выборки по своим психологическим характеристикам, помимо традиционных для психологии тем, связанных с учебной мотивацией, успешностью и другими, определяет особое внимание к проблематике конфликта и конфликтного поведения студента, а именно - формированию конфликтологической компетентности, выбору стратегий конфликтного поведения, конфликтности личности в целом, что связано с особой ролью межличностной коммуникации в развитии личности в этом возрасте (A.M. Митяева, В.К. Нечай, Ю.И. Печерский, Л.С. Титкова, В.А. Ткачук, Д.В. Фурсова и др. [4; 5; 7; 10-12]).

Межличностные выборы субъекта как комплексная характеристика межличностных отношений - в студенчестве приобретает особое значение, поскольку взаимоотношения в студенческой группе являются одной из важных составляющих процесса формирования личности будущего специалиста в условиях вуза, а сама учебная группа представляет собой особую форму жизнедеятельности студента, где он самореализуется, адаптируется к новому виду группового взаимодействия, новым отношениям, приобретает социально-профессиональный опыт коммуникативного общения. Для обеспечения реализации этих целей необходимым условием выступает определённый уровень конфликтологической компетентности личности студента.

Несмотря на имеющиеся исследования, вопрос связи между конфликтологической компетентностью и межличностными выборами у студентов остаётся слабо изученным. Это определяет актуальность исследования, результаты которого на эмпирическом уровне представлены в данной работе.

Изложение основного материала статьи. Для реализации эмпирического исследования исходными тезисами явились следующие обобщения, выделенные на основе теоретического анализа литературы [2; 3; 10-12 и др.]:

- Конфликтологическая компетентность студентов понимается как способность и готовность осуществить деятельность по профилактике конфликта, минимизировать деструктивные формы реального конфликта их перевода в конструктивное русло, выступить посредником или медиатором в разрешении конфликта.

- Главные признаки конфликтологической компетентности личности студента - это умение распознавать конфликт на стадии зарождения, умение выявлять наличие конструктивного конфликтного потенциала, умение управлять конфликтом с точки зрения нахождения его смысла, выявления предмета, сути, интерпретации фактов, анализа, умение в анализе конфликта применять совокупность приемов, техник и методов вмешательства и др.

- Конфликтологическая компетентность студентов, представленная комплексом показателей, отражающих самооценку конфликтности (когнитивный компонент), внутриличностную конфликтность (аффективный компонент) и стратегии конфликтного поведения (конативный компонент), определяет межличностный выбор, представленный симпатией и антипатией в отношении партнёра по взаимодействию.

В качестве базы исследования выступило ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь). Общее число респондентов - 32 человека из числа студентов 2-го курса (17 юношей, 15 девушек).

В соответствии с гипотезой нашего исследования схема может быть представлена следующим образом: для группы студентов выделяются особенности межличностных выборов и конфликтологической компетентности, которые специфическим образом связаны между собой.

Для диагностики межличностных выборов оцениваются показатели, отражающие симпатию и антипатию в отношении партнёра по взаимодействию, выделяемые в результате социометрии, - индекс социометрического статуса и индекс эмоциональной экспансивности.

Для диагностики конфликтологической компетентности оцениваются:

- по когнитивному компоненту - самооценка конфликтности (отражает рефлексию субъекта по поводу своей конфликтности);

- по аффективному компоненту - внутриличностная конфликтность (отражает переживание субъекта по поводу значимых сфер его активности);

- конативный компонент - стратегии конфликтного поведения (отражает предпочитаемые способы поведения субъекта, в том числе в ситуации конфликтного взаимодействия).

Для диагностики особенностей межличностных выборов нами использовалась методика «Социометрия» (Дж. Морено). Для диагностики конфликтологической компетентности нами использовались тест Томаса-Килманна (в адаптации Н.В. Гришиной), опросник «Самооценка конфликтности» (С.М. Емельянов), опросник «Диагностика внутриличностной конфликтности» (А.И. Шипилов).

Обработка результатов по предполагаемой нами схеме эмпирического исследования предполагает корреляционный анализ. Использована программа IBM SPSS Statistics, v. 22.0.

Социометрия показала, что в группе студентов есть участники с большим числом выборов, со средним, с малым и с отсутствием выборов вообще. Содержательно обобщая полученные результаты, можно говорить о том, что обследуемая группа явно «лидеро-ориентированная» (высокие положительные баллы выборов у нескольких человек при разной направленности выборов у большинства), внутренне разобщённая, разделённая на микрогруппы (концентрация вокруг нескольких лидеров с созданием микрогрупп), при этом микрогруппы достаточно чётко отделены друг от друга и выделяют в общей группе явных общих так называемых «изгоев» (высокие отрицательные баллы выборов и нулевые выборы).

Подсчёт индексов эмоциональной экспансивности и индекса социометрического статуса позволяет сделать следующие обобщения (рисунок 1):

53.2

60 50 40 30 20 10 0

31 7 4U,. 34,3

¿8,1

12,5

Индекс социометрического crarvca

Индекс эмоциональной экспансивно сти

I Низкий уровень ■ Средний уровень Высокий уровень

Рисунок 1. Особенности межличностных выборов на группе студентов

- Индекс эмоциональной экспансивности на низком у 12,5% респондентов, на среднем - у 53,2% и на высоком - у 34,3%.

- Индекс социометрического статуса на низком уровне находится у 31,2% респондентов, на среднем - у 40,7% и на высоком - у 28,1%.

Далее нами диагностировались показатели конфликтологической компетентности личности.

Рисунок 2. Уровень конфликтности на группе студентов (когнитивный компонент конфликтологической компетентности)

Диагностика когнитивного компонента компетентности показала, что студенты оценивают себя в основном не склонными к конфликту (низкий уровень, 28,3% респондентов) или средне-конфликтными (средний уровень, 49,8% респондентов), однако есть те, кто оценивает себя на высокий уровень конфликтности - 21,9% респондентов (рисунок 2). По всей видимости, это можно объяснить особенностями выборки, хотя, в целом, значения распределены в соответствии с так называемым «нормальным законом».

Диагностика аффективного компонента компетентности показала (рисунок 3), что наибольшие показатели получены для конфликта нереализованного желания (46,9% респондентов на высоком уровне, 40,6% - на среднем и 12,5% - на низком), ролевого конфликта (40,6% респондентов на высоком уровне, 40,6% - на среднем и 18,8% - на низком) и для конфликта неадекватной самооценки (37,5% респондентов на высоком уровне, 50% - на среднем и 12,5% - на низком).

Наименьшие значения у адаптационного конфликта (15,7% респондентов на высоком уровне, 68,6% - на среднем и 15,7% - на низком), затем - у морального (18,8% респондентов на высоком уровне, 59,3% - на среднем и 21,9% - на низком), и наконец - у мотивационного (21,9% респондентов на высоком уровне, 40,6% - на среднем и 37,5% - на низком).

70 59,3

60 40.6 -, 46.9

40 -Ш21'9 I 40-6 < 40-6 40.6 50

30 К1.9|18.8| 1 г-. | 37.5

ч шпЛШ ,

I Низкии уровень

# &

Среднии уровень # > ..

Ж Ж # <*с # А

Высокий уровень ^ ^ ^ # #

^ / 4 /

Рисунок 3. Виды внутриличностного конфликта на группе студентов (аффективный компонент конфликтологической компетентности)

Диагностика поведенческого компонента конфликтологической компетентности личности показала (рисунок 4), что ведущими стратегиями на нашей выборке студентов являются соперничество (43,8% респондентов на высоком уровне, 43,7% - на среднем и 12,5% - на низком), приспособление (34,4% респондентов на высоком уровне, 43,8% - на среднем и 21,8% - на низком) и компромисс (по 40,6% респондентов на высоком и среднем уровне и 18,8% - на низком); стратегия сотрудничества менее выражена (25% респондентов на высоком уровне, 43,7% - на среднем и 31,3% - на низком), менее остальных представлена стратегия избегания (12,5% респондентов на высоком уровне, 40,8% - на среднем и 46,7% - на низком).

Для достижения цели нашего исследования проведён корреляционный анализ для выявления связи между показателями межличностных выборов и конфликтологической компетентности.

Результаты - в таблице 1.

I Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

О

34,4

Рисунок 4. Стратегии поведения в конфликте на группе студентов (конативный компонент конфликтологической компетентности)

Результаты корреляционного анализа

Таблица 1

Показатели Индекс социометрии Индекс экспансии

Соперничество -0,389*

Сотрудничество 0,478**

Компромисс 0,325* 0,519**

Избегание

Приспособление 0,328*

Самооценка конфликтности -0,387*

Мотивационный

Моральный

Конфликт желания -0,419**

Ролевой 0,359* 0,522**

Адаптационный

Конфликт самооценки -0,365*

Примечания: * —уровень значимости ниже 0,05; ** —уровень значимости ниже 0,01

Как видно в таблице 1, выявлены следующие связи:

1. Для индекса социометрического статуса: прямые связи со стратегией сотрудничества (г=0,478), компромисса (г=0,329), а также ролевым внутриличностным конфликтом (г=0,359) и обратные - со стратегией соперничества (г=-0,389), конфликтом нереализованного желания (г=-0,419) и конфликтом неадекватной самооценки (г=-0,365).

2. Для индекса эмоциональной экспансивности: прямые связи со стратегией компромисса (г=0,519) и приспособления (г=0,328), а также ролевым внутриличностным конфликтом (г=0,522) и обратная связь - с самооценкой конфликтности (г=-0,387).

Как видно, для всех компонентов конфликтологической компетентности существуют связи с показателями межличностных выборов.

Выводы. Полученные в целом результаты позволяют сделать следующий вывод: конфликтологическая компетентность студентов, представленная комплексом показателей, отражающих самооценку конфликтности (когнитивный компонент), внутриличностную конфликтность (аффективный компонент) и стратегии конфликтного поведения (конативный компонент), определяет межличностный выбор, представленный симпатией и антипатией в отношении партнёра по взаимодействию следующим образом:

- чем выше социометрический статус студента в группе, тем с большей готовностью он использует стратегию компромисса и сотрудничества, с меньшей - соперничества, при этом у него выражен конфликт ролей, но - внутренняя гармония по поводу адекватности самооценки и нереализованное™ потребностей и желаний;

- чем больше у студента выражена потребность в межличностном общении и активности, тем с большей готовностью он использует стратегию компромисса и приспособления, при у него выражен конфликт ролей и снижена адекватность самооценки конфликтного поведения.

Литература:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М., 2022. - 546 с.

2. Башкин, М.В. Конфликтная компетентность: метод, указания / М.В. Башкин. - Ярославль, 2014. - 72 с.

3. Кашапов, М.М. Психология конфликтной компетентности / М.М. Кашапов, М.В. Башкин. - Ярославль, 2010.- 128 с.

4. Митяева, A.M. Конфликтологическая компетентность будущего специалиста как предмет научного исследования [Электронный ресурс] / A.M. Митяева // Учёные записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2012. - № 2. - С. 273-281. - URL: https://oreluniver.ru/public/file/archive/201202.pdf (дата обращения: 18.06.2023)

5. Нечай, B.K. Исследование конфликтного поведения у студентов [Электронный ресурс] / В.К. Нечай // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2014. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-konfliktnogo-povedeniya-u-studentov (дата обращения: 18.06.2023)

6. Морено, Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Я.Л. Морено: пер. с англ. / А. Боковиков. -М., 2001. - 383 с.

7. Печерский, Ю.И. Диагностика и коррекция внутриличностных конфликтов студентов педагогического вуза как условие предупреждения их профессионального выгорания [Электронный ресурс] / Ю.И. Печерский, В.К. Елисеев // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 2. - С. 169-171. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-i-korrektsiya-vnutrilichnostnyh-konfliktov-studentov-pedagogicheskogo-vuza-kak-uslovie-preduprezhdeniya-ih (дата обращения: 18.06.2023)

8. Петровская, Л.А. К вопросу о природе конфликтной компетентности / Л.А. Петровская // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. - 1997. - № 4. - С. 41-45

9. Социальная психология / А.Л. Журавлев [и др.]. - М., 2019. - 351 с.

10. Титкова, Л.С. Внутригрупповая конфликтность студентов современных российских вузов и факторы, влияющие на неё: автореф. дис. ... канд. соц. Наук: 22.00.04/ Л.С. Титкова. -Владивосток,2004. -22 с.

11. Ткачук, В.А. Влияние деформации в ценностно-смысловой сфере на структуру внутриличностных конфликтов студентов гуманитарного вуза / В.А. Ткачук, A.A. Ткачук // Молодой учёный. - 2014. - № 3. - С. 1036-1038. - URL: https://moluch.ru/archive/62/9439/ (дата обращения: 18.06.2023)

12. Фурсова, Д.В. Особенности конфликтологической компетентности у студентов разных направлений подготовки: результаты эмпирического исследования [Электронный ресурс] / Д.В. Фурсова, A.C. Лукьянов // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - Вып. 77. - Ч. 4. - С. 389-393. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50105447 (дата обращения: 18.06.2023)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Психология

УДК 371

кандидат психологичесих наук, доцент Масаева Зарема Вахаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); доктор психологичесих наук, профессор Кагермазова Лаура Цраевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный)

ОСОБЕННОСТИ ПОРЯДКА РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ И ИХ САМООЦЕНКА В КАВКАЗСКОЙ СЕМЬЕ

Аннотация. В данной работе раскрываются особенности кавказской семьи в отношении порядка рождения ребенка в семье. Особенно важным подчеркивается самооценка ребенка родившегося в кавказской семье, согласно порядку рождения. Представляются современные исследования отечественных и зарубежных исследователей. Показаны различные понимания порядка рождения ребенка. Показаны особенности старшего, среднего и младшего ребенка в семье. Имеются различные потенциалы у детей согласно порядку рождения в семье. Особенно подчеркивается старший ребенок с его особенностями как первенца в семье. Помимо этого показана значимость среднего ребенка и младшего в семье. Раскрывается родительский опыт воспитания, который отражается на детях. Показана учебная активность детей.

Ключевые слова: семья, кавказская семья, ребенок, порядок рождения ребенка, самооценка.

Annotation. This paper reveals the features of the Caucasian family in relation to the order of the birth of a child in the family. Particularly important is the self-esteem of a child born in a Caucasian family, according to the order of birth. Modern studies of domestic and foreign researchers are presented. Various understandings of the birth order of a child are shown. The features of the eldest, middle and youngest child in the family are shown. There are different potentials in children according to the order of birth in the family. The eldest child is especially emphasized with his features as the first-born in the family. In addition, the importance of the middle child and the youngest in the family is shown. The parental experience of upbringing, which is reflected in children, is revealed. The educational activity of children is shown.

Key words: family, Caucasian family, child, child birth order, self-esteem.

Введение. Современные исследования показывают, что на Северном Кавказе порядок рождения детей, определяет относительно степени и уровень самооценки ребёнка. В проведенных исследованиях, учитывались только рождённые дети. На основании результатов исследования, было выявлено, что в наибольшей степени, завышенная самооценка наблюдается у старшего ребёнка в кавказской семье.

Для старшего ребёнка обычно уделяется в процессе воспитания от родителей наибольшее внимание. Родившись первым в семье, до определённого момента он остается единственным ребёнком. Также, молодые родители много занимаются с этим ребёнком, но в тоже время ему достаются и издержки неуверенности молодых родителей в собственных силах. Вступая в субъект-субъектные отношения в рамках воспитательного процесса, как женщины, так и мужчины становится родителями, совместно отрабатываются и корректируются различные методы и модели воспитания детей. Всё дело в том, что после рождения ребёнка в противоречия между собой вступают два вида жизненного опыта. Первый опыт происходит из воспоминаний о том, как самих родителей воспитывали их родители. С другой стороны, первый личной жизни на опыт воспитание собственного ребёнка детерминируют собственные требования к стилю и модели обучения. В этот момент противоречия обуславливает отказ от некоторых принципов слепого следования родительским заветам [16, С. 71].

Изложение основного материала статьи. До определенного времени, все стопроцентное внимание родителей сосредоточено на единственном ребенке, воспитывая в нем исключительные чувства собственной важности. Однако, когда поведение ребенка не отвечает требованиям родителей, проявляется негативная сторона статуса единственного ребенка, когда родители не идут на компромисс, пока ребенок и его поведение вновь не будет устраивать их. Это объясняется тем, что новых объектов для внимания (других детей) еще нет, и такое положение дел обуславливает конфликт. Следующим испытанием для ребенка, который привык что от него требуют полноценного послушания во всех вопросах, становится рождение следующего ребенка, которое сопровождается снижением уровня внимания и требований к старшему ребенку.

Проявляются чувства ревности со стороны старшего ребенка, поскольку теперь уже младший становится любимым ребенком. Причем, второй ребенок уже имеет дело с опытными родителями, которые делают больше поблажек в силу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.