Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР'

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
151
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Екимова Н.А.

В статье рассматриваются особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Проанализированы современные подходы в вопросах изучения межличностных отношений в группе сверстников. Подобраны объективные методы диагностики межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР»

Н.А. Екимова

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

В статье рассматриваются особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Проанализированы современные подходы в вопросах изучения межличностных отношений в группе сверстников. Подобраны объективные методы диагностики межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Ключевые слова: межличностные отношения, задержка психического развития, старший дошкольный возраст

Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования личности в целом, её познавательной, мотивационно-ценностной, эмоциональной и коммуникативной деятельности. В дошкольном возрасте у детей начинают развиваться отношения между взрослыми и сверстниками, закладывается и формируется первый опыт межличностных отношений, который отражает взаимосвязи участников в конкретной ситуации развития общества. Отношение к людям и взаимоотношение с ними является важной составляющей человеческой жизни. С.Л. Рубинштейн говорил о том, что «сердце человека всё соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому, является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека» [5].

Современные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов свидетельствуют о том, что нынешним детям трудно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Об этом свидетельствует тот факт, что ускорение темпа жизни, общая компьютеризация, технический прогресс привели к тому, что прямая связь между людьми постепенно заменяется опосредованной. Полученный опыт межличностных отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребёнка и во многом определяет особенности самосознания, его отношение к миру, его поведение и нахождение среди людей.

Под межличностными отношениями следует понимать многообразие и относительную устойчивую систему избирательных, осознанных и эмоционально-переживаемых связей между членами контактной группы. Межличностные отношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [6]. В современном обществе теме межличностных отношений уделяется большое внимание, но до донца ее еще не изучили.

Исследование групп детей дошкольного возраста и межличностных отношений в этих группах принадлежат труды отечественных психологов: Ломов Б.Ф., Мясищев В.Н., Коломенский Л.Я, Андреева Г.М. и другие [2] Существенный вклад в разработку проблемы изучения межличностных отношений внес В.Н. Мясищев. Он определил «отношения» как целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, которая, по его мнению, включает в себя три взаимосвязанных между собой компонента: отношения к людям, к себе и к предметам внешнего мира [3]. По его мнению, система межличностных отношений вытекает из всей истории развития человека и определяет характер переживания личности, особенности ее восприятия, поведенческих реакций и др. Каким бы не был опыт межличностных отношений, положительным или отрицательным, этот опыт формирует систему внутренних отношений к миру.

В 1968 году при Институте дошкольного воспитания была создана лаборатория «Формирования личности ребёнка» в ней проводились исследования, в которых большое внимание уделялось особенностям общения в сфере межличностных отношений дошкольников в различных видах деятельности (Л. А. Рояк, Т. А. Репина, Т. В. Антонова) [4].Так же можно отметить, что проблемой взаимоотношений детей дошкольного возраста в группе сверстников изучались в трудах Л.В. Артёмовой, А.В. Киричука, а также в ряде исследований, выполненных под руководством А.А. Бодалева, А.В. Петровского, Л. И. Уманского и других педагогов, и психологов.

© Н.А. Екимова, 2022.

Проблема формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста становится наиболее актуальной, если речь идёт о детях с ограниченными возможностями здоровья, в частности детей с задержкой психического здоровья.

Изучая детей с ЗПР, психологи, медики и другие специалисты, отмечают, что у дошкольников данной категории значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении, которая сочетает в себе дезадоптивные формы взаимодействия - отчуждение, избегание или конфликты. Об этом говорят исследования В. В. Ковалёва, И. А. Коробейникова, К. С. Лебединской, В. И. Лубовского и других [1]. Можно так же отметить, что старшие дошкольники с ЗПР отличаются низкой самооценкой, неуверенностью в себе. Это все говорить о неблагополучии в сфере межличностных отношений. Дети мало верят в свои способности и низко оценивают свои возможности.

Проблема формирования межличностных отношений дошкольников с ЗПР крайне мало изучена, кроме того, во многих исследованиях, посвященных вопросу задержки психического развития у детей, категория межличностных отношений не ставилась как самостоятельная психологическая проблема, что позволяет считать данную тему актуальной. В ходе анализа научной литературы и работы с детьми данной нозологии, мы решили изучить подробно проблемы и особенности формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в инклюзивной группе. Целью нашего исследования является теоретическое обоснование программы и экспериментальное изучение межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с нормальным и задержанным психическим развитием.

Экспериментальное изучение особенностей межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР проводилось в МАДОУ «Конструктор успеха», г. Перми, в течении четырёх месяцев с января по апрель 2022 года. Изучение проводилось в двух подгруппах: дети с ЗПР и дети с норматипич-ным развитием. Проводя анализ методик по данной теме, нами были отобраны методики, которые наиболее часто используются в дошкольном возрасте:

1.Методика «Лесенка» (В.Г. Щур). Исследовалась самооценка ребёнка (завышенная, адекватная или заниженная самооценка).

2.Методика «Два домика» (Т. Д. Марцинковская). При использовании данной методики определялся круг значимого общения ребёнка, особенностей взаимоотношений в группе, выявление симпатий.

3.Методика «Наблюдение за проявлениями коммуникативных качеств дошкольников в межличностном общении» (Е.О.Смирнова, В.М.Холмогорова). Данная методика является первичным ориентиром в реальной среде детских отношений. Она позволяет дать представление о психологических особенностях и состоянии каждого ребенка в межличностном взаимодействии в естественных для него условиях.

В результате исследования особенностей формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с ЗПР мы увидели, что у дошкольников с ЗПР нет удовлетворённости в коллективе сверстников, обстановка напряжённая, дети замкнуты, чаще закрыты для общения как со сверстниками, так и со взрослыми. Со стороны нормотипичных детей, к детям с ЗПР наблюдается избирательное отношение, их не всегда принимают в совместные игры, не выделяют им ведущие роли в игре, игнорируют их просьбы. Чаще общение ситуативное, по интересам. В тоже время нами было отмечено, что дети с нормальным развитием и с ЗПР с заниженной самооценкой. Дети с ЗПР имеют низкий уровень коммуникативных навыков, они безынициативно, мало общительны, присутствует негативное отношение к сверстникам. Детям трудно сделать над собой волевое усилие, организованная совместная деятельность не вызывает у них эмоциональный отклик, интерес снижен.

Перспективой исследования станет: написание педагогического проекта, в котором будут отражены условия для формирования межличностных отношений детей с ЗПР в условиях инклюзивной группы, построение развивающей предметно-пространственной среды, которая будет способствовать благоприятному формированию данного компонента, даны методические рекомендации для участников проекта: педагоги, родители, составлен цикл занятий, игр на развитие межличностных отношений детей с ЗПР со сверстниками.

Библиографический список:

1. Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения. - М., 2009. - 212 с.

2.Б.Ф. Ломов проблема общения в психологии. Хрестоматия по психологии. - м., 1987. - с. 108-117

3.Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под ред. Бодалева А.А. — М.: Модэк МПСИ, 2004. — 158 c

4.Репина Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада [Текст] / Т. А. Репина. - М. : Педагогика, 1978. - 148с.

5.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн - СПб: Издательство «Питер», 2010.

- 712 с.

6.Рубинштейн, С.Л. Человек и мир [Текст] / С.Л Рубинштейн - СПб: «Питер», 2007. - 675 с.

ЕКИМОВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА - магистрант, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.