Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ КВАРТЕТНОГО КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ КВАРТЕТНОГО КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КВАРТЕТНЫЙ КЛАСС / САМОРЕФЛЕКСИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фирсова Алёна Викторовна, Рахимбаева Инга Эрленовна

В профессиональной подготовке скрипачей, альтистов и виолончелистов первостепенное место принадлежит квартетным классам музыкальных училищ и вузов. В процессе изучения квартетного творчества композиторов молодые специалисты осваивают различные приемы ансамблевого исполнения, умение слушать все голоса ансамбля и свою партию в совместном звучании. Данный аспект межличностного взаимодействия необходим в процессе работы педагога в квартетном классе, поскольку является важной составляющей развития студента-струнника в процессе профессиональной подготовки, что вызывает необходимость всестороннего изучения проблемы и поиск современных, эффективных методов работы, что является целью исследования. Нами проведено теоретическое исследование. В ходе исследования было установлено, что квартетный ансамбль представляет собой единый комплексный организм, все части которого согласованы друг с другом. В условиях ансамбля проявляются формы совместной активности и психологической совместимости участников малой группы. Также было определено, что между членами коллектива главенствуют принципы равноправия, взаимопонимания и согласия. Индивидуальность каждого участника струнного квартета тесно взаимосвязана с коллективной направленностью профессиональной деятельности. Существует неразрывность психологических аспектов с исполнительскими. Струнный квартет как модель межличностного взаимодействия между участниками ансамбля обладает рядом специфических отличий, в процессе функционирования которой проявляются формы совместной активности. Традиционное расположение участников квартета на сценической площадке полукругом позволяет устанавливать мгновенный контакт партнеров, благодаря чему взаимодействия в квартете более тесные и активные. Это условие на практике способно усиливать взаимопонимание музыкантов. Поэтому индивидуальные особенности каждого участника квартета связаны в тесном соотношении с ансамблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INTERPERSONAL INTERACTION OF THE QUARTET CLASS STUDENTS IN THE PROFESSIONAL TRAINING PROCESS

In the professional training of violinists, violists and cellists, the priority belongs to the Quartet classes of music schools and universities. In the process of studying the Quartet creativity of composers, young specialists master various techniques of ensemble performance, the ability to listen to all the voices of the ensemble and their part in a joint sound. This aspect of interpersonal interaction required in the process of the teacher in the Quartet class, because it is an important part of the development of the string player student in the training process, which calls for a comprehensive study of the problem and the search for modern, efficient working methods, which is the goal of the study. We conducted a theoretical study. During the study, it was found that the Quartet ensemble is a single complex organism, all parts of which are consistent with each other. In the conditions of an ensemble, forms of joint activity and psychological compatibility of participants in a small group are manifested. It was also determined that the principles of equality, mutual understanding and consent prevail among the team members. The individuality of each member of the string Quartet is closely interrelated with the collective focus of professional activity. There is an inseparability of psychological aspects with performing ones. String Quartet as a model of interpersonal interaction between members of the ensemble has a number of specific differences, in the process of functioning of which forms of joint activity are manifested. The traditional arrangement of the Quartet members on the stage platform in a semicircle allows you to establish instant contact of partners, so that the interaction in the Quartet is closer and more active. This condition in practice can strengthen the mutual understanding of musicians. Therefore, the individual characteristics of each member of the Quartet are closely related to the ensemble.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ КВАРТЕТНОГО КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

DOI: 10.25198/1814-6457-227-88 УДК 377.5

Фирсова А.В.1, Рахимбаева И.Э.2

1Тольяттинский музыкальный колледж имени Р.К. Щедрина, Тольятти, Россия 2Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г Чернышевского, Саратов, Россия E-mail: [email protected]; [email protected]

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ КВАРТЕТНОГО КЛАССА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В профессиональной подготовке скрипачей, альтистов и виолончелистов первостепенное место принадлежит квартетным классам музыкальных училищ и вузов. В процессе изучения квартетного творчества композиторов молодые специалисты осваивают различные приемы ансамблевого исполнения, умение слушать все голоса ансамбля и свою партию в совместном звучании. Данный аспект межличностного взаимодействия необходим в процессе работы педагога в квартетном классе, поскольку является важной составляющей развития студента-струнника в процессе профессиональной подготовки, что вызывает необходимость всестороннего изучения проблемы и поиск современных, эффективных методов работы, что является целью исследования. Нами проведено теоретическое исследование. В ходе исследования было установлено, что квартетный ансамбль представляет собой единый комплексный организм, все части которого согласованы друг с другом. В условиях ансамбля проявляются формы совместной активности и психологической совместимости участников малой группы. Также было определено, что между членами коллектива главенствуют принципы равноправия, взаимопонимания и согласия. Индивидуальность каждого участника струнного квартета тесно взаимосвязана с коллективной направленностью профессиональной деятельности. Существует неразрывность психологических аспектов с исполнительскими. Струнный квартет как модель межличностного взаимодействия между участниками ансамбля обладает рядом специфических отличий, в процессе функционирования которой проявляются формы совместной активности. Традиционное расположение участников квартета на сценической площадке полукругом позволяет устанавливать мгновенный контакт партнеров, благодаря чему взаимодействия в квартете более тесные и активные. Это условие на практике способно усиливать взаимопонимание музыкантов. Поэтому индивидуальные особенности каждого участника квартета связаны в тесном соотношении с ансамблем.

Ключевые слова: межличностное взаимодействие, квартетный класс, саморефлексия, психологическая совместимость, музыкальное исполнительство.

Для цитирования: Особенности межличностного взаимодействия студентов квартетного класса в процессе профессиональной подготовки / А.В. Фирсова, И.Э. Рахимбаева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2020. - №4 (227). - С. 88-94.

Firsova A.V.1, Rakhimbayeva I.E.2

1R.K. Shchedrin Togliatti College of music, Togliatti, Russia 2Saratov national research state University named after N.G. Chernyshevsky, Saratov, Russia E-mail: [email protected]; [email protected]

FEATURES OF INTERPERSONAL INTERACTION OF THE QUARTET CLASS STUDENTS IN THE PROFESSIONAL TRAINING PROCESS

In the professional training of violinists, violists and cellists, the priority belongs to the Quartet classes of music schools and universities. In the process of studying the Quartet creativity of composers, young specialists master various techniques of ensemble performance, the ability to listen to all the voices of the ensemble and their part in a joint sound. This aspect of interpersonal interaction required in the process of the teacher in the Quartet class, because it is an important part of the development of the string player student in the training process, which calls for a comprehensive study of the problem and the search for modern, efficient working methods, which is the goal of the study. We conducted a theoretical study. During the study, it was found that the Quartet ensemble is a single complex organism, all parts of which are consistent with each other. In the conditions of an ensemble, forms of joint activity and psychological compatibility of participants in a small group are manifested. It was also determined that the principles of equality, mutual understanding and consent prevail among the team members. The individuality of each member of the string Quartet is closely interrelated with the collective focus of professional activity. There is an inseparability of psychological aspects with performing ones. String Quartet as a model of interpersonal interaction between members of the ensemble has a number of specific differences, in the process of functioning of which forms of joint activity are manifested. The traditional arrangement of the Quartet members on the stage platform in a semicircle allows you to establish instant contact of partners, so that the interaction in the Quartet is closer and more active. This condition in practice can strengthen the mutual understanding of musicians. Therefore, the individual characteristics of each member of the Quartet are closely related to the ensemble.

Key words: interpersonal interaction, Quartet class, self-reflection, psychological compatibility, musical performance.

Межличностное взаимодействие является важной составляющей процесса профессиональной подготовки студентов квартетного класса. Психологическая совместимость, являясь необходимым компонентом межличностного взаимодействия, способствует повышению уровня профессиональной подготовки и способствует профессиональному росту коллективу.

При этом под «психологической совместимостью» не подразумевается безропотное соглашение членов коллектива с мнением коллег или отсутствием собственного мнения по организационным или художественным вопросам в контексте совместного взаимодействия. Зачастую, в квартете объединены разные типы личностей - как решительные, волевые, так и мягкие, уступчивые. Также бывает, что каждый из четырех членов коллектива активный и целеустремленный, что порождает разного рода конфликты между участниками, которые приводят к изменению состава.

В современной науке выделяют два вида психологической совместимости группы: социально-психологическую и психологическую. Социально-психологическая подразумевает собой определенное сочетание типов людей в группе, общие социальные установки и ценностные ориентационные позиции. Психологический аспект говорит о согласованности эмоциональных реакций людей в группе, которые имеют унисон темпа совместной деятельности. Исследователями Ф.Д.Горбовым и М.Д.Новиковым было введено понятие интегра-тивности - представления группы как некоего неразрывно связанного механизма [5, с.126].

В процессе совместной деятельности члены группы вынуждены вступать в контакт друг с другом для взаиморегулируемости информации и координации своих действий. От определенного спектра координации действий зависит вся совместная деятельность группы. При этом важным фактором является психологическая совместимость некоторых свойств участников группы (что приводит к взаимодополняемости при условии совместной деятельности) и являет для группы определенную целостность.

Современные российские исследователи данного социально-психологического аспекта межличностного взаимодействия в контексте малой группы К.М. Гайдар, А.Л. Жу-

равлев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, О.Ю. Гришкова берут во внимание объективные предпосылки ее возникновения и становления, в качестве которых рассматривается совместная деятельность [15], [8], [13], [3], [6]. Так, доктор психологических наук, профессор Журавлёв А.Л. характеризует малую группу как «небольшое по объему объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием» [8, с. 113]. Здесь же он обозначает необходимое наличие у группы композиции и структуры. Композиция группы по А.Л.Журавлёву это «совокупность индивидуальных особенностей членов группы, значимых для её характеристики в целом» [8, с. 116]. Им же определяется структура группы, характеризующаяся необходимостью совместного взаимодействия и общения, которое распределяется между участниками группы для осуществления совместной деятельности.

В контексте проводимого нами исследования о взаимодействии студентов-струнников в квартетном классе необходимо отметить, что взаимодействие между участниками и общение, отмеченное А.Л. Журавлёвым, происходит на различных этапах работы над музыкальным произведением - как в период разбора текста, где каждый участник группы знакомится не только с содержимым нотного текста, но и определяет для себя на будущее где потребуется уступить ведущую роль своей партии для ее передачи другому участнику ансамбля, так и в период групповой работы над произведением над согласованностью голосоведения, штриховой и динамической палитры, фразировки и художественного замысла автора между участниками струнно-смычкового квартета.

На данном этапе нашего исследования учет психологического фактора межличностного взаимодействия участников струнно-смычкового квартета играет ключевую роль. Приведем пример, доказывающий наше утверждение.

В лаборатории социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета в 60-х годах прошлого века был проведен эксперимент. Некое устройство представляло собой объект, который измерял групповую совместную взаимную деятельность при решении определенной задачи. Испытуемым группам по четыре человека было необходимо установить прибор в заданном экспериментатором

положении. При этом, если кто-то из членов проверяющейся группы двигал прибор или совершал с ним другие манипуляции, то задача являлась проваленной для всей команды.

Эксперимент показал, что только группа людей с одинаковым сочетанием типов поведения, активно обменивающаяся мнениями друг с другом и действующая вместе, удачно завершили эксперимент. Таким образом, исследование доказало, что психологический фактор является важным показателем при формировании успешного межличностного взаимодействия в контексте группы.

Анализ диссертационных исследований по данному вопросу в области музыкальной педагогики, таких как О.И. Матюхиной, З.Н. Брона, Т.И. Борониной, О.В. Бычкова, М.В. Сальниковой, Е.П. Лукьяновой, Дж. Шеперда, В.Р аф обнаружил, что подобного исследования в контексте психологического аспекта взаимодействия участников квартетного класса ранее не проводилось. Это доказывает научную новизну нашей работы [12], [2], [1], [4], [14], [10], [24], [22]. К тому же, разработка вопроса межличностного взаимодействия в квартетном классе является основополагающей для создания и творческой работы коллектива, что подчеркивает практическую значимость исследования.

Обратимся к вопросу психологических факторов межличностного взаимодействия в процессе формирования квартетных ансамблей в контексте данного исследования.

Квартет представляет собой сочетание индивидуальностей, которое способствует раскрытию музыкальных способностей и художественной интерпретации произведения каждым из участников. Данное сочетание четырех разных партий воплощает собой единый гармоничный творческий акт, именуемый квартетной игрой.

Индивидуальность каждого из четырех голосов в квартете представляется особо полно, в сравнении с камерным ансамблем, поскольку струнно-смычковый квартет - коллектив, использующий инструменты одной группы, что подразумевает особое слияние всех исполнительских (технических и художественных) аспектов художественной интерпретации музыкального произведения.

Здесь необходимо остановиться и отдельно отметить расположение квартетного ансамбля на сцене представленного его на рисунке 1.

Квартет располагается полукругом, где по краям сидят исполнитель первой партии скрипки (слева) и исполнитель партии виолончели (справа). Важно отметить следующую особен-

Рисунок 1. Расположение квартетного ансамбля на сцене ВЕСТНИК Оренбургского государственного университета 2020 №4 (227)

ность расположения квартета на сцене. Участники коллектива расположены близко друг к другу, что еще раз подчеркивает необходимость психологической совместимости между партнерами по квартету. Данное расположение исполнителей квартета на сцене обусловлено тем, что при таком расстоянии общий аккорд квартета звучит максимально звучно, все участники квартета слышат и видят друг друга и способны мгновенно реагировать на малейшие изменения во время исполнения музыкального произведения.

Исходя из определения необходимой вынужденной близости каждого участника квартета друг к другу, способствующей напряженному исполнительскому вниманию к действиям соратников по коллективу, необходимо отметить, что данный вид взаимодействия подразумевает под собой обостренное чувство ансамбля, которое характеризуется особым ощущением улавливать малейшие изменения психологических импульсов внутренней атмосферы квартета во время исполнения музыкального произведения.

Данный аспект совместной деятельности обостряется в несколько раз при подготовке и во время концертных выступлений. Повышенное чувство ответственности за совместную работу в группе квартета вызывает в сознании каждого участника квартета особые психологические импульсы, которые повышают эмоциональные реакции на свою игру и игру партнеров во время концертного выступления. Это объясняется необходимостью постоянного «эмоционального движения» к партнерам.

При этом каждый из участников квартета остро реагирует на любые изменения настроения партнеров, которые отражаются в их игре. Эмоциональное сообщение от исполнителя одной партии к исполнителю другой партии непереводимо, но вызывает сходное движение чувств. Межличностное взаимодействие при исполнении коллективом музыкантов квартетных произведений выражается в том, что для воссоздания единого замысла сочинения необходима абсолютная согласованность между партнерами по отношению к характеру интерпретации.

Поэтому недостаточная чуткость и отсутствие необходимой остроты реакций партнеров в ансамбле способствует ансамблевым и

индивидуальным погрешностям в игре квартета. Смена участников в квартете всегда весьма сложный процесс, поскольку при этом возникает необходимость налаживания новых связей и межличностных взаимодействий взамен уже устоявшимся. Пришедший человек постепенно адаптируется к уже сложившимся традициям и условиям взаимодействия коллектива, что требует времени и означает перерыв в концертной деятельности квартета. Следовательно, участники квартета совсем не заинтересованы в подобных изменениях. Педагогу квартетного класса необходимо заострять внимание студентов-струнников на межличностных взаимодействиях участников квартета, на художественном воплощении диалогов исполнительских партий и, со временем, усложнять стоящие задачи перед исполнителями, формируя таким образом дополнительный «запас прочности» психологических аспектов взаимодействия между участниками квартета.

Обратимся к особым нюансам исполнительской игры в квартете. Существует немало произведений, в которых все инструменты начинают звучать одновременно. Для этого наиболее инициативный участник ансамбля, лидер, подает знак: перед началом он должен ясно поднять и опустить голову ровно в том темпе, в котором будет исполняться произведение. В большинстве случаев, лидером в квартете является исполнитель партии первой скрипки. Исполнитель партии виолончели также может быть лидером коллектива, но сменяющимся, поскольку ведущая мелодия всегда у исполнителя партии первой скрипки. Исполнитель же партии виолончели представляет собой необходимый «пульс» квартетного ансамбля.

Особые функции исполнителя партии первой скрипки определяются его доминирующими качествами организатора исполнительского процесса. Несколько большая самостоятельность исполнительских функций формирует определенный характер звучания тем исполнителя партии первой скрипки. Исполнитель партии первой скрипки должен уметь повести за собой коллектив, обладать лидерскими качествами, творческой инициативностью. Исполнителю партии первой скрипки необходимо знать психологические особенности своих партнеров по ансамблю для успешного дости-

жения художественного замысла музыкального произведения.

Остальные участники квартета обладают не менее важными психологическими составляющими, которые вносят своеобразные оттенки в совместную игру исполнителей. Активная яркая партия исполнителя первой скрипки находит отражение в отголоске этой же мелодии второй скрипки, альта, а, впоследствии, и исполнителя партии виолончели. Квартет представляет собой единый организм, где все части взаимосвязаны между собой и представляют только в единстве звучания разнообразную палитру нюансов совместной игры.

Выразительность в передаче художественной составляющей произведения всегда основывается на органичном сочетании звуковой и временной сторон, поэтому разделение этих понятий весьма условно. Для достижения гармонической организованности квартета необходима цельная интерпретация. В этом проявляется своеобразие коллективно-творческой работы над музыкальным произведением, непрерывно связанное с художественной интуицией и продуманностью исполнительского замысла. В области фразировки высокое значение приобретает согласованный выбор штрихов, а по отношению к исполнительской трактовке участников коллектива - обоюдное понимание художественных особенностей исполняемого ими произведения.

Иногда в квартетном произведении темы переплетаются полифонически и звучат одновременно у нескольких участников коллектива. Именно поэтому участник струнно-смычкового квартета должен обладать умением слышать произведение целиком - как вертикально, так и горизонтально. Таким образом, приветствуется способность отступить на второй план во имя достижения целостности.

Способность отличать главное от второстепенного - непростая задача, которая требует от каждого участника квартета особого мастерства, знания формы сочинения композитора, ясного понимания его стиля и приемов композиции. Каждое произведение, несомненно, требует длительной работы, но периодически произведение следует проигрывать в темпе.

Специфика межличностных взаимодействий в квартетном ансамбле отчетливо проявляется в процессе работы над исполнительской интерпретацией музыкального произведения. Она выражается в понимании участниками струнно-смычкового квартета органичного музыкального общения, непрерывной работе над интерпретацией музыкального произведения коллективом, в том числе способах звукоизвле-чения, единства ощущения музыкальной фразы, «дыхания», имитации, музыкального диалога, синхронности игры, «звучащих» пауз, а также многогранности проявления творческой индивидуальности каждым из музыкантов.

Таким образом, рассмотрев межличностное взаимодействие студентов квартетного класса, можно отметить, что данное взаимодействие обладает рядом особенностей, основным из которых является то, что квартетный ансамбль представляет собой единый комплексный организм, все части которого согласованы друг с другом. Именно в условиях ансамбля проявляются формы совместной активности и психологической совместимости участников малой группы; между членами коллектива главенствуют принципы равноправия, взаимопонимания и согласия. Педагогу квартетного класса необходимо обращать внимание на заинтересованность участников коллектива в совместном музицировании, подмечать особенности их характеров, что позволяет решать возникающие в процессе работы сложности психологического характера в процессе межличностного взаимодействия.

Формирование культуры межличностных взаимодействий в процессе обучения студентов-струнников в квартетном классе может быть наиболее результативным при соблюдении таких условий, как: определение участниками коллектива лидера, способного нивелировать конфликтные ситуации; понимание формулы общего движения музыкального произведения, что способствует целостности интерпретации; понимание каждым участников неразрывной связи с коллективом и восприятие квартетного ансамбля как единого целого.

20.05.2020

Список литературы:

1. Боронина Т.И. Оптимизация урока в классе камерного ансамбля: на материале занятий в профессиональных музыкальных учебных заведениях среднего звена: дисс. ... канд. пед. наук.: 13.00.02 / Татьяна Игоревна Боронина, Москва, 2008. -160 с.

2. Брон, З. Н. Об интенсификации процесса обучения скрипача / З. Н. Брон, А. Ф. Нечипорук // Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя (школа-училище-вуз). - Новосибирск, 1984. - С. 113-119.

3. Брушлинский, А. В. Проблема психологии субъекта / А. В. Брушлинский. - М. : Музыка, 1994. - С. 144-180.

4. Бычков О.В. Формирование ансамблевой техники музыканта-исполнителя: дисс. ... канд. псих. наук.: 13.00.02 / Олег Валерьевич Бычков. - Санкт-Петербург, 2005. - 188 с.

5. Горбов С. Д., Новиков М. А. Краткий психологический словарь- хрестоматия. - М., 1974. - 350 с.

6. Гришкова, О. Ю. Особенности межличностного взаимодействия музыкантов в камерном ансамбле по специальности «Психология» / О.Ю. Гришкова // Современные проблемы науки и образования. -№ 6/2013. - С. 47-49.

7. Давидян, Р. Р. Квартетное искусство / Р. Р. Давидян. - Москва : Музыка, 1984. - 270 с.

8. Журавлев, А.Л. Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений: дис. ... д-ра психол. наук.: 19.00.05 / Анатолий Лактионович Журавлев, Москва, 1999. - 132 с.

9. Кричевский, Р. Л. Социальная психология малой группы / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. - Москва : Аспект Пресс. 2001. - 318 с.

10. Лукьянова Е.П. Формирование профессионально-коммуникативных качеств у студентов музыкально-исполнительских вузов в классе камерного ансамбля: дис. ... канд. пед. наук.: 13.00.08 / Елена Павловна Лукьянова. - Екатеринбург, 2006. - 174 с.

11. Марченко, И. П. Педагогика сотрудничества как фундамент межличностных отношений педагога и ученика в музыкальном образовании / И. П. Марченко // Совершенствование профессиональной подготовки учителя-музыканта. Межвуз. Сб.статей. -Сургут: РИО СурГПИ, 2003. - С. 34-39.

12. Матюхина, О.И. Перцептивная значимость невербальных характеристик человека в малых группах с разным уровнем совместимости: дис. ... канд. психол. наук.: 19.00.05 / Ольга Игоревна Матюхина, Москва, 2003. - 174 с.

13. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1973. - 324 с.

14. Сальникова М.В. Темперамент как музыкально-художественный феномен: дис. ... канд. искусствоведения.: 17.00.02 / Майя Вениаминовна Сальникова - Саратов, 2008. - 250 с.

15. Гайдар, К.М. Социально-психологическая концепция группового субъекта: монография. / К.М. Гайдар. - Воронеж. гос. ун-т. - Воронеж : Изд. Воронеж. гос. ун-та, 2013. - 396 с.

16. Einstein, A. Some Musical Representations of the Temperaments / A. Einstein // Essays on Music. - N.Y.: Norton, 1956. - P. 119129.

17. Fonagy, L., Emotional Patterns in Intonation and Music / L. Fonagy, K. Magdics // Zeitschrift fur Phonetik Sprachwissenschaft und Kommunikationsforschung, 1963. - Bd. 16. - S. 293-326.

18. Homans, G. The human group / G. Homans. - New York, 1950. - 516 p.

19. Katzenbach, J. The discipline of teams / J. Katzenbach, D. Smith // Harward Business Rev, 1993.

20. Machlis, J. The Enjoyment of Music: An Introduction to Perseptive Listening / J. Machli. - W.W.Norton & Company.inc. New York, 1970. - 501 p.

21. Riemann, H. System der musikalischen Rhythmik und Metrik / H. Riemann. - 1.ipzig, 1903. - 196 s.

22. Ruf, W. Instrumentalmusik als Klangrede / W. Ruf // Europaische Musikgeschichte / Herausgegeben von S. Ehrmann-Herfort, L. Finscher, G. Schubert. - Kassel: Barenreiter-Verlag Karl Votterle GmbH & Co. KG, 2002. - В. 1. - S. 499-550.

23. Scharlau, U. Athanasius Kircher (1601-1680) als Musikschriftsteller. Ein Beitrag zur Musikanschauung des Barock. - Marburg: Gorich&Weirshauser, 1969. - 415 S.

24. Whose music? A Sociology of Musical Languages. Transaction Books / J. Shepherd, P. Virden, G. Vulliamy, I. Wishart. - New Brunswick (U.S.A) and London (U.K), 1977. - 300 p.

References:

1. Boronina T. I. Optimization of the lesson in the class of chamber ensemble: on the Material of classes in professional music schools of secondary education. Extended abstract of candidate's thesis. Moscow, 2008, 160 p.

2. Bron, Z. N. On the intensification of the violinist training process// Z. N. Bron, F. Nechiporuk, Problems of complex creative education of a musician-performer (school-College-University). Novosibirsk, 1984. pp. 113-119.

3. Brushlinsky, A.V. the problem of psychology of the subject./ A.V. Brushlinsky, M. : Music, 1994, Pp. 144-180.

4. Bychkov O. V. Ono ensemble technique of the musician-performer/ Extended abstract of Doctor's thesis. Saint Petersburg, 2005, 188 p.

5. Gorbov S. D., Novikov M. A. Short psychological dictionary — anthology. — M., 1974, 350 p.

6. Grishkova O. Yu. Text of the scientific article "Features of interpersonal interaction of musicians in a chamber ensemble" in the specialty "Psychology" from the journal "Modern problems of science and education" issue # 6/2013. Pp. 47-49.

7. Davidyan R. R. Quartet art / R. R. Davidyan. - Moscow: Music, 1984. - 270 p.

8. Zhuravlev A. L. psychology of joint activity in the conditions of organizational and economic changes/ Extended abstract of Doctor's thesis. Moscow, 1999, 132 p

9. Krichevsky R. L. social psychology of a small group / R. L. Krichevsky, E. M. Dubovskaya. Moscow: Aspect Press, 2001, 318 p.

10. This Is Lukyanova.P. Structures of professional and communicative qualities of students of musical and performing universities in the class of chamber ensemble. Extended abstract of Doctor's thesis. Yekaterinburg, 2006, 174 p.

11. Marchenko I. P. pedagogy of cooperation as the Foundation of interpersonal relations between a teacher and a student in music education / I. P. Marchenko, perfection of professional training of a teacher-musician. Inter-University. Susan Blackmore. articles'. Surgut: RIO-Surgpi, 2003, pp. 34-39.

12. Matyukhina O. I... Perceptual significance of nonverbal characteristics of a person in small groups with different levels of compatibility. Extended abstract of Doctor's thesis. Moscow, 2003, 174 p.

13. Rubinstein S. L. problems of General psychology / S. L. Rubinstein. M.: Pedagogy, 1973. 324 P.

14. Salnikova M. V. Temperament as a musical and artistic phenomenon. Extended abstract of Doctor's thesis. Saratov, 2008, 250 p.

15. Socio-psychological concept of a group subject: monograph. Well.M. Gaidar; Voronezh . State University. - Ed. Voronezh. Goss. UN-TA, 2013, 396 p.

16. Einstein, A. Some Musical Representations of the Temperaments / A. Einstein // Essays on Music. - N.Y .: Norton, 1956. - P. 119-129.

17. Fonagy L., Magdics K. Emotional Patterns in Intonation and Music. Zeitschrift fur Phonetik Sprachwissenschaft und Kommunikationsforschung. 1963, Bd. 16, pp. 293-326.

18. Homans G. The human group. New York, 1950, 516 p.

19. Katzenbach J., D. Smith The discipline of teams. Harward Business Rev, 1993.

20. Machlis J. The Enjoyment of Music: An Introduction to Perseptive Listening. W.W. Norton & Company.inc. New York, 1970, 501 p.

21. Riemann H. System der musikalischen Rhythmik und Metrik. 1.ipzig, 1903, 196 p.

22. Ruf W. Instrumental music Klangrede. Europaische Musikgeschichte / Herausgegeben von S. Ehrmann-Herfort, L. Finscher, G. Schubert. Kassel: Barenreiter-Verlag Karl Votterle GmbH & Co. KG, 2002, B. 1, pp. 499-550.

23. Scharlau U. Athanasius Kircher (1601-1680) als Musikschriftsteller. Ein Beitrag zur Musikanschauung des Barock. Marburg: Gorich & Weirshauser, 1969, 415 p.

24. Shepherd J., Virden P., Vulliamy G., Wishart I. Whose music? A Sociology of Musical Languages. Transaction Books. New Brunswick (U.S.A) and London (U.K), 1977, 300 p.

Сведения об авторах:

Фирсова Алёна Викторовна, преподаватель по классу скрипки, камерного ансамбля отделения «Оркестровые струнные инструменты» Тольяттинского музыкального колледжа имени Р.К.Щедрина

ORCID ID 0000-0003-1100-5088 E-mail: [email protected]; [email protected] 445021 Самарская обл., г.Тольятти, бульвар Ленина, 7. Тел.26-03-48

Рахимбаева Инга Эрленовна, директор Института искусств Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышеского, доктор педагогических наук, профессор

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ORCID ID 0000-0002-1988-5561

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.