Научная статья на тему 'Особенности межличностного общения у детей-сирот с задержкой психического развития депривационного генеза'

Особенности межличностного общения у детей-сирот с задержкой психического развития депривационного генеза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
312
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Виноградова Н. В.

Статья посвящена проблеме изучения особенностей межличностного общения детей-сирот с задержкой психического развития депривационного генеза. В статье рассмотрены условия социализации данной категории детей, а также факторы, оказывающие влияние на возникновение нарушений межличностного общения детей-сирот с ЗПР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности межличностного общения у детей-сирот с задержкой психического развития депривационного генеза»

привязанности отличаются более благоприятным развитием личности в целом. Установлена взаимосвязь между характером привязанности и эффективностью вхождения в новые социальные среды. Дети с надежным типом привязанности легче адаптируются к новым социальным средам. Дети же с ненадежным типом привязанности испытывают сложности при вхождении в новые социальные среды.

4. Результаты, полученные нами, позволяют утверждать, что привязанность ребенка к матери в диаде «Мать - ребенок» является фактором ранней социализации и влияет на ее эффективность, посредством развития личности ребенка и его способности к адаптации.

Список литературы:

1. Андреева Г.М. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 384 с.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 352 с.

3. Боулби Д. Привязанность. Пер. с англ. Под ред. Г.В. Бурменской. -М.: Гардарики, 2003. - 462 с.

4. Винникот Д. Семья и развитие личности. Мать и дитя. - Екатеринбург: Изд. «ЛИТУР», 2005. - 400 с.

5. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Эксмо, 2005. -512 с.

6. Никифоров Г. С Диагностика здоровья. Психологический практикум. - СПб.: Речь, 2007. - 950 с.

7. Махортова Г.Х. Расскажи историю. Проективная методика исследования личности ребёнка. - М.: Когито-Центр, 2004. - 61 с.

8. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / под ред. А.А. Реана. - М.: ACT; СПб.: Прайм-Еврознак, 2010. - 651 с.

9. Хьелл П., Зиглер Д. Теория личности. - СПб.: Питер, 2000. - 608 с.

10. Щетинина A.M. Социализация и индивидуализация в детском возрасте. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. - 132 с.

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ-СИРОТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕПРИВАЦИОННОГО ГЕНЕЗА

© Виноградова Н.В.*

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Статья посвящена проблеме изучения особенностей межличностного общения детей-сирот с задержкой психического развития деприваци-

* Аспирант кафедры Общей психологии.

онного генеза. В статье рассмотрены условия социализации данной категории детей, а также факторы, оказывающие влияние на возникновение нарушений межличностного общения детей-сирот с ЗПР.

Для успешного функционирования в социальной жизни человеку необходим ряд личностных качеств и умений. На основе анализа современных данных в области философии, психологии, социальной психологии, социологии, истории и этнографии, педагогики сущность социализации определяется следующим образом: социализация - это двухсторонний процесс, включающий, с одной стороны, усвоение личностью социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства личностью системы социальных связей за счет ее активной деятельности, активного включения в социальную среду [1, 5]. Отечественные (Л.И. Божович, Л.С. Выгостский, М.И. Лисина и др.) и зарубежные (А.Н. Перре-Клермон, К. Флей-Хобсон) психологи отмечают, что общение и складывающиеся в его ходе межличностные отношения играют центральную роль в становлении личности ребенка и в его социализации [1, 4, 5, 10]. Проблема общения является одной из наиболее глобальных проблем психологии, поскольку само общение выступает в качестве основного условия развития человека, формирования его личности.

Социализация определенной категории детей происходит вне семьи. К этой категории относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Сироты - это особая социальная группа, которой присущи явления родительской, социальной, психической депривации. Депривацион-ные условия развития детей данной категории и неблагоприятные воздействия психогенного характера ведут к нарушению процесса социализации.

Дети, лишенные родительской опеки, попадают в различные учебно-воспитательные учреждения, которые в своем роде являются институтами социализации. Роль трансляторов социального опыта в данных учреждениях выполняют группы взрослых и сверстников. Группы взрослых, являясь по своей природе агентами вторичной социализации, призваны опосредованно воздействовать на личность. Взрослые в интернатном учреждении поставлены в условия необходимости выполнения роли первичных агентов социализации - биологических родителей. Однако любая имитация семейных отношений, как и человеческих отношений в целом, со стороны взрослых в искусственно созданных условиях приносит вред социализации ребенка [6, 11].

Проживание в интернатных учреждениях откладывает своеобразный отпечаток на три сферы социализации. Общение характеризуется: 1) неполноценностью общения со взрослыми и сверстниками; 2) отсутствием общения с родителями; 3) неготовностью к общению в социуме. Деятельность характеризуется: 1) отсутствием самостоятельности; 2) неумением регулировать свою деятельность; 3) трудностью адаптации к новым условиям жизни. Развитие самосознания имеет свои особенности: 1) нарушены механизмы становления собственной идентичности; 2) неумение адек-

ватно оценивать себя; 3) ориентированность на проблемы актуальной жизнедеятельности и самого ближайшего будущего [6].

Характерной особенностью развития детей-сирот является задержка психического развития (ЗПР), дисгармоничность, психологическая надломленность, бедность и однообразие сенсорного опыта [8, 9, 11]. Психологи, медики, изучающие детей с ЗПР, отмечают, что у них значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезадаптивными формами взаимодействия - отчуждением, избеганием или конфликтом [3, 7, 10]. Первичные нарушения создают почву для возникновения препятствий в формировании и развитии общения детей и отношений с окружающими, в установлении широких социальных связей. Выготский Л.С. писал: «... телесный недостаток не только изменяет отношение человека к физическому миру, но и сказывается также на отношениях с людьми» [2, с. 62]. Все это «в свою очередь обусловливает недоразвитие высших психических функций, которые при нормальном течении дела возникают непосредственно в связи с развитием коллективной деятельности ребенка» [2, с. 206]. По мнению Л.С. Выготского, ребенок с ЗПР «... непосредственно не ощущает своего дефекта. Он воспринимает те затруднения, которые проистекают из дефекта. Непосредственное следствие дефекта -снижение социальной позиции ребенка, дефект реализуется как социальный вывих. Все связи с людьми, все моменты, определяющие место человека в социальной среде... перестраиваются» [2, с. 13]. Негативный опыт общения со взрослыми и сверстниками приводит к тому, что в новой ситуации дети-сироты с ЗПР, предвидя непонимание каких-либо требований или заданий, заранее прогнозируют себе неуспех, находятся в напряжении и испытывают отрицательные эмоции. Все это в свою очередь оказывает отрицательное влияние на формирование основных психических процессов, которые при нормальном ходе развития возникают и преобразуются непосредственно в общении ребенка с окружающими. Отсутствие осознания себя в системе отношений с другими приводит к формированию ряда негативных качеств, значительно осложняющих вхождение ребенка в нормальную социальную жизнь. Неумение сравнивать причины возникновения своих эмоциональных состояний со сходными проявлениями у сверстников приводит к эмоциональной глухоте, дефициту эмоциональной отзывчивости, к трудностям формирования у этих детей морально-этических правил поведения и, в конечном счете, к ограниченности внутренней жизни ребенка.

Таким образом, межличностное общение, рассматриваемое в отечественной психологии как одно из базовых оснований формирования личности, является необходимостью также и для благоприятного развития ребенка рассматриваемой категории, необходимое для оказания адекватной помощи, требуют разностороннего исследования специфики общения и межличностных отношений таких детей в возрастном аспекте и в конкретных условиях их жизни.

Целью исследования было изучение особенностей межличностного общения детей-сирот с задержкой психического развития депривационного генеза.

Методики исследования: 1. Методика «Формы общения» (по М.И. Лисиной). 2. Метод наблюдения. 3. Методика «Выбор действием» Я.Л. Коло-минского.

Характеристика выборки исследования. Исследование проводилось в течение 2007-2010 годов. Экспериментальная работа проводилась на базе Муниципального Учреждения Социального Обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Курчатовского района» г. Челябинска. В течение данного времени было обследовано 167 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития депривационного генеза.

Результаты исследования и их обсуждение. Полученные в ходе исследования результаты показали, что дети-сироты с ЗПР депривационного генеза характеризуются низким уровнем речевой активности (91,91 %). По собственной инициативе дошкольники данной категории редко обращаются к взрослому (29,34 %), используя речевые средства. В отличие от дошкольников с ЗПР, воспитывающихся в семьях, речевое общение которых характеризуется преобладанием «ситуативными социальными по теме, информативно-констатирующими по функции и содержанию высказывания» [3, с. 26], у детей-сирот речевые высказывания не имеют социального, информативного содержания. При этом специфической особенностью в установлении контакта со взрослым является применение жесто-мимических и тактильных средств.

Общение со сверстниками детей-сирот с ЗПР депривационного генеза также имеет специфические особенности. Межличностное общение детей-сирот с ЗПР характеризуется отсутствием межличностной активности (29,34 %), либо низким уровнем инициативности (44,91 %). По собственной инициативе дети-сироты редко включаются в игру со сверстниками, предпочитая наблюдать за предметно-игровыми действиями. При этом диагностируется крайне низкая чувствительность к воздействиям сверстников (74,25 %). Организатором игры этих дошкольников во всех случаях является взрослый, но и в этой ситуации полноценного взаимодействия старших дошкольников не обнаруживается. Преобладающий эмоциональный фон общения негативный (23,35 %) и нейтрально-деловой (68,26 %).

Анализ межличностных отношений в экспериментальной группе дошкольников показал отсутствие четкой социометрической структуры, низкий индекс благополучия в группе вследствие изолированности каждого ребенка.

Таким образом, межличностное общение детей-сирот с задержкой психического развития депривационного генеза характеризуется специфическими особенностями: они не интересуются деятельностью сверстников, безразличны или негативно относятся к оценкам в свой адрес, у них нет явных предпочтений в общении с ровесниками, нет устойчивых пар,

групп общения. Особенности общения детей-сирот с ЗПР, сочетающиеся со сниженной познавательной активностью и спецификой умственной деятельности, препятствуют их благоприятной социализации, становлению личности. Преодоление специфических нарушений межличностного общения детей данной категории должно осуществляться в рамках целенаправленной коррекционной работы. При этом необходимо учитывать не только ситуацию социального развития ребенка, но и структуру дефекта. В качестве основных задач коррекционной работы можно выделить: развитие коммуникативной культуры, умение следовать поведенческим моделям, адекватным ситуации; умение сделать осознанный и ответственный выбор; умение работать в группе, коллективе; развитие универсальных навыков деятельности, мотивированной на достижение успеха (умение оценить свои способности, объективную трудность задачи, умение ставить адекватные своим возможностям цели, объективно оценить причину своих неудач); развитие способности к творческой деятельности.

Список литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Изд-во «Агентство-Пресс», 2008. - 363 с.

2. Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.

3. Дмитриева, Е.Е. Коммуникативное развитие детей с легкими формами психического недоразвития на ранних этапах онтогенеза: Монография / Е.Е. Дмитриева. - Н. Новгород: НГПУ, 2004. - 258 с.

4. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка: Для психологов, педагогов и студентов, готовящихся к психолого-педагогической деятельности / М.И. Лисина // под ред. А.Г. Рузского. - М.: Изд-во «МОДЭК МПСИ», 2001. - 384 с.

5. Мудрик, A.B. Социализация человека / A.B. Мудрик. - 2-е изд. ис-правл. и доп. - М.: Изд-во «Академия», 2006. - 305 с.

6. Прихожан, A.M. Психология сиротства / A.M. Прихожан, H.H. Толстых. - 3-е изд. исправл. и доп. - СПб.: Изд-во «Питер», 2007. - 400 с.

7. Рычкова, Л.С. Специальная психология: учебное пособие / Л.С. Рыч-кова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Челябинск: Изд-во ЮУрГХ 2008. - 157 с.

8. Симкин, М.Ф. Особенности социальной адаптации детей-сирот с ЗПР в условиях детского дома-школы / М.Ф. Симкин, Е.В. Янко // Образовательный портал. - Кемерово: Кемер. госуд. универ., 2009. - С. 47-52.

9. Сиротство как социальная проблема // под ред. Л.И. Смагиной. -Минск: ГДП «Спектр-Диалог», 2005. - 104 с.

10. Тригер, РД. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / РД. Тригер. - СПб.: Питер, 2008. - 192 с.

11. Худенко, Е.Д. Новые технологии социальной реабилитации детей, находящихся в условиях интеллектуально и эмоционально обедненной среды /

Е.Д. Худенко, Т.И. Шульга, И.И. Поташова, Л.А. Марунова, М.Н. Любимова. - Вып. 1. Метод. сбор. - М.: Центр коррекционных технологий, 2008. - 180 с.

РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

© Гузанова Д.Ю.*

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

В статье раскрыты основные специфические особенности коммуникативной сферы детей с легкой степенью умственной отсталости. Изучена взаимосвязь развития детей данной категории с различными типами семейного воспитания. Обозначены цепи и направления психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии.

Введение. Проблема умственной отсталости (УО) и интеграции лиц с интеллектуальным недоразвитием в общество является одной из наиболее значимых в специальной психологии. Это связано как с достаточно большой распространенностью УО, составляющей от 0,2 % до 3 % популяции, так и с тенденцией к увеличению в последние десятилетия числа лиц с УО. Особенно возросло количество легких форм УО, наиболее остро обозначаются проблемы, связанные с трудностями воспитания, трудового обучения, возникает высокий риск дезадаптации контингента умственно отсталых [1, 4, 6].

В настоящее время одним из главных показателей социальной интеграции считается социализация личности, т.е. «развитие личности человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, обусловленных конкретными социальными факторами» [2, 5]. Для ребенка с легкой умственной отсталостью (ЛУО) наибольшее значение приобретает семья, условия семейного воспитания, которые позволяют либо оптимально развиться, либо создают препятствия как коммуникативным, так и познавательным процессам детей с интеллектуальными затруднениями [3].

Основная цель системы образования для детей с интеллектуальным недоразвитием - максимально возможная социализация. При этом под социализацией подразумевается совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы [5, 6].

В социализации детей с интеллектуальным недоразвитием важную роль играет тип семейного воспитания и складывающиеся детско-родительские

* Аспирант кафедры Общей психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.