Научная статья на тему 'Особенности межкультурной коммуникации в поликультурном пространстве России (на примере Кабардино-Балкарии)'

Особенности межкультурной коммуникации в поликультурном пространстве России (на примере Кабардино-Балкарии) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
314
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СОГЛАСИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФЕСТИВАЛЬ / МЕЖЭТНИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ / TOLERANCE / THE CONSENT / POLITICAL CULTURE / FESTIVAL / INTERETHNIC DIALOGUE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Базиева Гульфия Джамаловна

Изучаются проблемы формирования и развития толерантных взаимоотношений различных этносов на территории РФ. В частности, рассматривается система межкультурных контактов в сфере профессионального и самодеятельного искусства, которые имеют важное значение в укреплении межнациональных контактов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Базиева Гульфия Джамаловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intercultural Communication Features in Polycultural Space of Russia (Material of Kabardino-Balkariya)

The article is devoted to problems of formation and development of tolerant mutual relations of various ethnoses on the territory of the Russian Federation. In particular, the author considers the system of intercultural contacts in sphere of professional and amateur art, which have great value in strengthening of interethnic communications.

Текст научной работы на тему «Особенности межкультурной коммуникации в поликультурном пространстве России (на примере Кабардино-Балкарии)»

УДК 008-027.21(470-64)

ОСОБЕННОСТИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ)

© 2008 г. Г.Д. Базиева

Кабардино-Балкарский институт гуманитарных исследований, 360000, г. Нальчик, ул. Пушкина, 18, gbaz@mail. ru

Institute of Humanitarian Research of Kabardino-Balkar Republic,

360000, Nalchik, Pushkin St., 18,

ebaz@mail.ru

Изучаются проблемы формирования и развития толерантных взаимоотношений различных этносов на территории РФ. В частности, рассматривается система межкультурных контактов в сфере профессионального и самодеятельного искусства, которые имеют важное значение в укреплении межнациональных контактов.

Ключевые слова: толерантность, согласие, политическая культура, фестиваль, межэтнический диалог.

The article is devoted to problems offormation and development of tolerant mutual relations of various ethnoses on the territory of the Russian Federation. In particular, the author considers the system of intercultural contacts in sphere ofprofessional and amateur art, which have great value in strengthening of interethnic communications.

Keywords: tolerance, the consent, political culture, festival, interethnic dialogue.

Расслоение современного общества по социально-экономическим и культурно-религиозным признакам ведет к росту нетерпимости, обострению межконфессиональных и межэтнических взаимоотношений. С начала 90-х гг. в обществе остро обозначились проблемы, связанные с формированием общероссийского культурного поля, открытого как внутренним межэтническим взаимодействиям, так и внешнему влиянию. Для решения поставленных проблем, а также предотвращения конфликтов на национальной и религиозной почве в августе 2001 г. Правительство РФ приняло федеральную целевую программу «Формирование установок толерантности сознания, профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2005).

Развитие толерантности является важным и эффективным средством снижения агрессии, трансформации ее в более конструктивные формы и предупреждения насилия в связи с межэтническими, межконфессиональными и межкультурными противоречиями. Являясь сложным и противоречивым социальным феноменом, толерантность в различные эпохи включала в себя разные смысловые и содержательные компоненты («золотая середина» по Аристотелю, «симпатия» по Д. Юму, «идея всеобщего равновесия» по Г. Спенсеру, «внутренний регулятор моего отношения к другому» по Ж.-П. Сартру, «феномен молчания» по Т. Карлейлю, «преодоление своего молчания» по А. Камю и др.). В отечественной науке проблема терпимости изучалась в трудах С.Л. Франка, Н.А. Бердяева, И.В. Киреевского, Н.Я. Данилевского, Н.Я. Лосско-го. В современной западной культурологии к изучению феномена толерантности обращались Э. Тоффлер, М. Уолцер, Р. Рорти, Б. Барбер, М. Сэнделл, П. Бурдье и др. Современная отечественная наука занялась изучением проблем формирования толерантности после распада СССР, выявившего отсутствие устойчивых механизмов регулирования межнациональных взаимоотношений. В настоящий период в России активно издаются сборники, монографии, статьи, посвященные изучению феномена толерантности [1].

Различные подходы к определению данного феномена сходятся в том, что толерантность понимается как терпимость, специфическая психологическая установка, ориентирующая на уважительное восприятие чужой этнической и религиозной самобытности, направленная на ослабление неприятия «чужого» на уровне собственного менталитета. Воспитание гуманистических традиций толерантного сознания и поведения необходимо для мирного сосуществования различных наций, их творческого взаимообогащения, а также для формирования гармонично развитой личности в поликультурном пространстве РФ. «Толерантность служит своего рода мостом, соединяющим частное и общее, различия и единство», - подчеркивают А.А. Галкин и Ю.А. Красин [2].

В центре внимания данной статьи - проблемы, связанные с формированием и развитием межкультурной коммуникации, так как современная культура живет не внутри границ, а на их пересечении, когда происходят процессы взаимодействия и взаимовлияния различных этнокультурных ценностей. И в этом смысле толерантность - «проявляющаяся через качественные свойства устойчивых структур, пограничная определенность» [3] - способствует полноценному межэтническому диалогу, который невозможен как при условии стирания границ, так и при условии их непроницаемости.

В современной культурологии можно выделить два основных подхода к изучению межкультурной коммуникации: инструментальный (или адаптивный) и понимающий (или развивающий). В русле адаптивного подхода изучаются особенности поведения представителей различных культур, влияние ценностей и стереотипов на межкультурное общение. Мы применяем методологию понимающего подхода, учитывающего способности каждого индивида и этноса к межкультурной коммуникации.

Культура межнационального общения составляет органическую часть национальной культуры, функционально связанную с характерной для данного об-

щества поведенческой культурой, и выражает заинтересованность общества в стабильных и конструктивных отношениях. Культурные взаимодействия наряду с политическими и экономическими - важная составляющая отечественной и мировой истории. «Российская Федерация является государством, уникальным по степени территориальной, социально-экономической и этнической мозаичности. В последние годы интенсивно разрушались действовавшие в течение длительного времени системы отношений, обеспечивающие территориальную целостность и управляемость развитием страны. Происходит локализация социально-культурного развития, которая увеличивает социально-культурную дифференциацию жителей разных частей страны и становится фактором ослабления общероссийской государственности» [4]. В связи с этим формирование формулы «согласия» в современном обществе стало одной из главных задач культурной политики РФ, предусматривающей процессы интеграции различных этнических культур в единое культурное пространство.

Культурная политика Кабардино-Балкарии также строится из осознания России как исторического союза различных национальностей, групп и народностей и направлена не только на сохранение и изучение этнокультурной среды народов, населяющих территорию республики, но и на формирование толерантных отношений в обществе. Характер современной социокультурной ситуации в республике выводит на передний план следующие стратегические приоритеты: сохранение единого культурного пространства для народов, населяющих Северный Кавказ, а также интеграцию культуры народов КБР в общекультурное пространство РФ. В выступлении на торжественном заседании, посвященном 450-летию добровольного вхождения Кабардино-Балкарии в состав Российского государства, Президент КБР А.Б. Каноков отметил: «Оценивая исторический акт 1557 года с позиций начала XXI века, можно уже сейчас сойтись на мнении, что события середины XVI века стали исходной точкой общего пути, пройденного кабардинцами, балкарцами и русскими до наших дней. Именно в этом смысле, а именно как об устойчивой и позитивной связи во времени можно говорить об единстве и непрерывности истории трех братских народов» [5].

Основной целью празднования 450-летия добровольного вхождения Кабардино-Балкарии в состав России в 2007 г. было стремление к формированию политической культуры, основанной на принципах толерантности и согласия. К этой важной исторической дате в республике были опубликованы коллективные сборники и монографии, посвященные проблемам взаимоотношений России и Кавказа (Дзамихов К.Ф. Адыги и Россия. Нальчик, 2000; История многовекового содружества / Отв. ред. Б.Х. Бгажноков. Нальчик, 2007; Пчелов Е.Ф. Кабардинская земля в царском титуле и русской государственной геральдике XVI - нач. XX в. / Отв. ред. Н.Ф. Демидова. Нальчик, 2007; и др.). Различные аспекты политического союза с Россией широко обсуждались в СМИ. Безусловно, что политиче-

ское влияние России на Северный Кавказ в различные периоды истории носило неоднозначный и противоречивый характер. Однако благотворное влияние гуманистических традиций русской культуры на формирование социокультурного пространства Северо-Кавказского региона является, на наш взгляд, фактом достаточно бесспорным.

В современный период организация культурной жизни в Кабардино-Балкарии предполагает программное регулирование, координирующее развитие традиционного и профессионального искусства, этническое и общекультурное разнообразие, использование культурного наследия и создание новых ценностей. Один из важных вопросов - поиск наиболее оптимальных форм и способов организации систематических контактов в сфере культуры, способствующих интеграции и стабилизации общественных отношений. И в этом плане достаточно плодотворной и динамично развивающейся формой межкультурной коммуникации являются фестивали культур, в проведении которых, как правило, участвуют представители различных этносов и религиозных конфессий. Основной задачей современного фестивального движения становится установление межнациональных культурных контактов, формирование гуманистического мышления, выработка гуманистических идеалов культуры. Кроме того, фестивали культур в настоящий период становятся своеобразным входом в этническое поле. В них концентрируются история народа, его язык, психология, специфические формы художественного творчества. Они вбирают в себя всю совокупность национальной духовной жизни, являясь средоточением культуры в целом. Фестивальное движение во всем мире опирается прежде всего на традиции народной культуры (древние массовые зрелища, игрища, связанные с обрядами, балаганы, скоморошьи игры, народные эпические песни, национальные танцы). Каждое народное празднество представляет собой в сущности драматическую поэму с острыми поворотами сюжета, с четко очерченными характерами. Кроме того, фестивали в идеальном своем исполнении соответствуют всем гуманистическим критериям досуговой деятельности: они обеспечивают максимальную массовость, активность участников, удовлетворяют целый комплекс потребностей: эстетическую, гедонистическую, релаксационную и, самое главное, потребность в общении.

Начиная с середины 90-х гг. в различных регионах РФ складывается стабильная система проведения ежегодных фестивалей, на которые съезжаются представители из различных регионов и зарубежных стран. Одни из них играют чисто репрезентативную роль, другие подводят итоги, служат обмену опытом порой весьма далеко отстоящих друг от друга национальных традиций. Именно фестивали дают критике возможность, с одной стороны, оценить прогресс отдельных национальных культур, с другой - наметить пути дальнейшего развития. «"Лидерство" зрелищных форм -следствие расширения публики, превращения ее в массовую. Новый характер взаимодействия с массо-

вой публикой ставит в центр художественной культуры ее зрелищный пласт»,- отмечает Н.А. Xренов [6].

Анализ исторических предпосылок современного фестивального движения показывает его возможности формировать своеобразную среду веротерпимости и взаимопонимания. С начала 90-х гг. в Кабардино-Балкарии прошли региональные и международные фестивали: «Терек - река дружбы» (1993), «Танцы над Эльбрусом» (1994), «Мир - Кавказу» (2001), «Кавказ - наш общий дом» (2004), «Мир, согласие, единство» (2006) и др. Значение таких фестивалей определяется не только пропагандой национального искусства, начиная с традиционных и заканчивая современными профессиональными формами, но и расширением межнациональных контактов. Таким образом, фестивальная культура формирует культуру межнационального общения, этническую и религиозную толерантность.

В третьем тысячелетии система массово-зрелищной культуры сохраняет свою жизнеспособность благодаря вариативности, способности модифицироваться в связи с постоянно изменяющимися социально-культурными условиями. Открытое пространство фе -стиваля не только способствует взаимопроникновению, взаимовлиянию национальных культур, но и активизирует творческое общение, в котором дух соперничества становится духом сотрудничества. В сфере обмена информацией фестиваль способен дифференцировать формы и интегрировать знания, восстанавливать контакты, быть генератором творческих идей.

Однако, подчеркивая важное значение зрелищно-массовых мероприятий современного периода, следует отметить, что нередко они носят черты фольклор-но-ансамблевого этнографизма. Фестивали культур должны включать обширный комплекс разнообразных программ и не ограничиваться только фольклорным «материалом». В современный период происходит выход всех видов народного творчества и профессионального искусства за рамки узкоэтнического на общероссийский и международный уровень. Как показывает практика фестивального движения последних лет, черты фольклорно-ансамблевого этнографизма устранимы с помощью привлечения международного опыта по проведению массовых мероприятий, более широкого привлечения профессиональных коллективов, а также использования научных разработок в области проведения зрелищно-массовых мероприятий. В связи с бурным ростом фестивального движения в настоящий период назревает необходимость его научно-объективной оценки, а также изучения степени влияния на современные процессы художественного развития.

Большие перспективы в современном обществе имеют телевизионные фестивали, значительно увеличивающие зрительскую аудиторию, которая получает возможность принимать активное участие в обсуждении конкурсных программ и присуждении дипломов участникам. Так, пропагандирована толерантных отношений в обществе явилось целью телевизионного фестиваля «Мир, согласие, единство», проведенного в октябре 2006 г. в Нальчике. Кроме того, зрители Ка-

бардино-Балкарии получили возможность ознакомиться с широким кругом проблем в разных регионах РФ: от нравственных до политических. В телефестивале приняли участие представители более тридцати субъектов от Сибири до Калининграда. Укрепляя и развивая межнациональные связи, фестиваль наглядно продемонстрировал, что социально-экономические и духовно-нравственные проблемы едины для представителей различных этносов и конфессий.

Xудожественные коллективы Кабардино-Балкарии принимают активное участие в общероссийских фестивалях, конкурсах и других акциях (в праздновании 850-летия Москвы, Дня независимости России (г. Москва), культурной программе Всемирных юношеских игр (г. Волгоград), в фестивале искусств «Мир - Кавказу» в г. Ростове-на-Дону, республиках Адыгея, Дагестан и Калмыкия, в концерте мастеров искусств республик Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Ингушетия и г. Ростова-на-Дону (Владикавказ), региональном фестивале казачьей культуры (Майкоп), фестивале «Возьмемся за руки, друзья -Кавказ наш общий дом!» (Ставрополь), фестивале «Созвездие 2003 года» (Казань), «Урал-моно-2006» в г. Уфе и др.

Важную роль в укреплении межнациональных отношений играет Кабардино-Балкарский фонд культуры, активно участвующий в проведении Дней национальных культур, фестивалей культур, а также республиканских акций по возрождению народных обычаев и традиций. Центр координирует деятельность национальных культурных центров республики («Вече», «Товуши», «Чинсен», «Нихас» и др.), основная цель которых - изучение и сохранение культурной среды народов, издавна населяющих территорию республики (кабардинцев, балкарцев, русских, горских евреев, немцев, корейцев и др.). Так, в ежегодных научных конференциях «Славянские чтения», проводимых под эгидой фонда культуры и общества русской истории и культуры «Вече», принимают участие историки, этнографы, языковеды, искусствоведы ведущих научных учреждений Кабардино-Балкарии, исследующие процессы взаимовлияния и взаимообогащения различных культурных традиций на территории республики.

14-16 декабря 2007 г. в Нальчике состоялась научно-практическая конференция «Ислам в истории и культуре народов Кавказа: традиции и новые пути осмысления», организованная Министерством науки и образованиия РФ, Кубанским госуниверситетом, Северо-Кавказским исламским университетом им. Абу Xанифа и Кабардино-Балкарским институтом гуманитарных исследований. На конференции поднимался ряд актуальных вопросов, в том числе о перспективах сосуществования различных конфессий в современном поликультурном пространстве РФ. Участники конференции были единодушны в том, что для осуществления позитивных перспектив необходимо создание атмосферы конструктивного диалога во всех сферах духовной культуры.

Систематические контакты в сфере духовной культуры имеют важное значение в процессах формирова-

ния и развития толерантных взаимоотношений в обществе, способствуют развитию диалогичности в культуре. Переход от монолога к диалогу всегда есть шаг к равенству и толерантности, само начало диалога предполагает равенство сторон. В современный период наблюдаются процессы активизации межкультурной коммуникации не только в сфере зрелищно-массовой, но и профессиональной культуры (активизируется выставочная деятельность Союза художников КБР, театры республики участвуют в региональных театральных конкурсах и фестивалях и т.д.).

В целях более плодотворного развития и взаимообогащения литератур Северного Кавказа в 2006 г. в Желез-новодске проходило заседание круглого стола «Литература Северного Кавказа: многообразие и единство», организованного редакцией журнала «Дружба народов» при содействии Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ (председатель С.А. Филатов). В ходе обсуждения проблем развития национальных литератур в Северо-Кавказском регионе было принято решение об издании сборника писателей региона, в который вошли бы работы как маститых авторов, так и начинающих. Данная идея была осуществлена: в 2007 г. в московском издательстве «Фолио» вышел сборник северокавказских писателей «Война длиною в жизнь» (при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям) в рамках Федеральной целевой программы «Культура России». В сборнике представлены различные по жанру и стилистике рассказы писателей Адыгеи, Абхазии, Северной Осетии, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Дагестана. Сквозная идея произведений, написанных в разных жанрах, посвященных разнообразной тематике, заключается в том, что, несмотря на сложные общественно- политические коллизии, народы Северного Кавказа объединены не только пространством и временем, но и общей судьбой.

В современный период различные теории «слияния цивилизаций», предполагающие религиозное «единение в духе» (А. Дж. Тойнби) или создание «новой великой культуры» (П. Сорокин), сменяются концепцией выработки общих нравственных и правовых ценностей. В этом процессе огромная роль принадлежит духовной культуре, которая является важным средством формирования гуманистических идеалов и межэтнической толерантности. В результате научного исследования «Этническая толерантность в поликультурных регионах России» было выявлено четыре стратегии межгруппового взаимодействия в условиях поликультурности: 1) сохранение своей культуры и принятие «чужих»; 2) поиск и защита своей культурной определенности; 3) разделение по этническому и конфессиональному признакам; 4) поиск социального включения. «Все вышеназванные стратегии нацелены на сохранение или обретение позитивной и четкой этнической идентичности, которая является основой этнической толерантности, а также на сбалансирование системы межгруппового взаимодействия - это социально-психологические механизмы сохранения

этнических культур и достижения межэтнической толерантности» [7].

В современный период создание единого поликультурного пространства - динамичного образования, предполагающего взаимопонимание людей, становится невозможным без воспитания толерантного сознания и поведения, без полноценного межэтнического и межконфессионального диалога. Необходимо формировать культуру толерантности и согласия, т.е. создания оптимальных условий для широкого диалога во всех сферах общественной жизни, когда многообразие традиций, взглядов, установок, воззрений не перерастает в ту или иную формы конфронтации, а остается в рамках конструктивного диалога. «Задача, стоящая перед нами сегодня и перед нашим общим будущим, заключается в том, чтобы каждый из людей, живущих сейчас на нашей планете и в нашей стране, мог иметь свои собственные представления и свои предпочтения, сознавая при этом, что существуют и другие достойные не меньшего уважения понятия и убеждения. Взаимное познание и взаимное уважение тут являются исходными. Да и вся демократия в своей основе сводится к этим функциям», - отмечает Р.Г. Аб-дулатипов [8].

Воспитание толерантности и культуры согласия в современном обществе должно начинаться с формирования синтетической культуры мышления, которая включает не столько противоборствующие части субъекта, сколько его целостность, одним словом, не то, что разделяет, а то, что объединяет. Безусловно, взаимопонимание в межкультурном общении - сложный и длительный процесс, развитие которого должно предусматривать создание целенаправленных программ по формированию мировоззрения конструктивного диалога и сотрудничества, утверждение идей гуманизма и миролюбия. Важную роль в активизации межкультурной коммуникации на основе идей толерантности и согласия имеют систематические контакты в различных формах и видах духовной деятельности: научной, художественной, религиозной.

Программы по формированию культуры толерантности и согласия должны быть ориентированы:

1) на разработку концепции толерантности и согласия и стратегий по ее реализации, учитывающей национальную специфику того или иного региона России;

2) распространение идей толерантности и согласия, гуманизацию общественного и национального сознания через государственные и общественные институты;

3) объединение усилий государственных и общественных организаций по профилактике и борьбе с экстремизмом, по преодолению межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

Литература

1. См.: Толерантность и согласие. М., 1997; Образы толерантного мышления. Кемерово, 2002; Толерантность и ненасилие: теория и международный опыт.

Екатеринбург, 2000; Соколов В.М. Толерантность: состояние и тенденции // СОЦИС. 2003. № 8; Кильбер-Шахзадова Н.В. Толерантность в обществе и социальных институтах. Нальчик, 2003; Толерантность в обществе и семье. Нальчик, 2003; Победа Н.А. Толерантность: содержательные смыслы и социологическая интерпретация // СОЦИС. 2007. № 6; и др.

2. Галкин А.А., Красин Ю.А. Культура толерантности перед вызовами глобализации // СОЦИС. 2003. № 8. С. 64.

3. ПобедаН.А. Указ. соч. С. 13.

4. Культурная политика России: история и современность (два взгляда на одну проблему). М., 1998. С. 43.

5. Выступление Президента КБР А.Б. Канокова на торжественном заседании, посвященном празднованию

Поступила в редакцию

450-летия добровольного вхождения Кабардино-Балкарии в состав Российского государства // Кабардино-Балкарская правда. 2007. 11 сент.

6. Хренов Н.А. Развитие и функционирование зрелищных форм в контексте культуры // Искусство в системе культуры. Л., 1987. С. 157.

7. Этническая толерантность в поликультурных регионах России / Отв. ред. Н.М. Лебедева, А.Н. Та-тарко. М., 2002. С. 385.

8. Абдулатипов Р.Г. Национальные отношения и политика общественного согласия // Толерантность и согласие. М., 1997. С. 95.

14 апреля 2008 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.