Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационное общество / информационно-коммуникационные технологии / интеллектуальная собственность / правоотношения / информационная безопасность / международно-правовая охрана / information society / information and communication technologies / intellectual property / legal relations / information security / international legal protection

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Петухов Илья Ярославович

В статье рассматриваются основные характеристики информационного общества, принципы его организации и направления развития. Автором анализируются сложности и особенности международно-правовой охраны интеллектуальной собственности, а также роль информационного права в постиндустриальном обществе. Кроме того, рассматривается роль терминов в упорядочении источников права, значимость проблем информационной безопасности, а также обосновываются перспективы института разрешения споров в области охраны интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Петухов Илья Ярославович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INTERNATIONAL LEGAL PROTECTION OF INTELLECTUAL PROPERTY

The article discusses the main characteristics of the information society, the principles of its organization and directions of development. The author analyzes the complexities and features of international legal protection of intellectual property, as well as the role of information law in post-industrial society. In addition, the role of terms in the ordering of sources of law, the importance of information security issues are considered, and the prospects of the institute of dispute resolution in the field of intellectual property protection are substantiated.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ»

УДК 004.8

особенности международно-правовой охраны интеллектуальной собственности

Петухов Илья Ярославович

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, главный специалист отдела документооборота и обеспечения судопроизводства, референт государственной гражданской службы 1 класса, e-mail: petuhovilja@inbox.ru

В статье рассматриваются основные характеристики информационного общества, принципы его организации и направления развития. Автором анализируются сложности и особенности международно-правовой охраны интеллектуальной собственности, а также роль информационного права в постиндустриальном обществе. Кроме того, рассматривается роль терминов в упорядочении источников права, значимость проблем информационной безопасности, а также обосновываются перспективы института разрешения споров в области охраны интеллектуальной собственности

Ключевые слова: информационное общество; информационно-коммуникационные технологии; интеллектуальная собственность; правоотношения; информационная безопасность; международно-правовая охрана

features of international legal protection of intellectual property

Petukhov Ilya Ya.

The Thirteenth Arbitration Court of Appeal, Chief Specialist of the Department of Document Management and Judicial Support, Referent of the State Civil Service of the 1-st class, e-mail: petuhovilja@in-box.ru

The article discusses the main characteristics of the information society, the principles of its organization and directions of development. The author analyzes the complexities and features of international legal protection of intellectual property, as well as the role of information law in post-industrial society. In addition, the role of terms in the ordering of sources of law, the importance of information security issues are considered, and the prospects of the institute of dispute resolution in the field of intellectual property protection are substantiated

Keywords: information society; information and communication technologies; intellectual property; relations; information security; international protection

Для цитирования: Петухов И.Я. Особенности международно-правовой охраны интеллектуальной собственности // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2023. № 3 (87). С. 103-108.

В современном мире Интернет стал связующим элементом для большей части жителей нашей планеты. Данный вид связи легко преодолевает почти любые границы, соединяя рынки потребления, граждан из разных государств. Благодаря Интернету мы можем легко получить практически любую информацию и немедленно связаться с ее создателем.

Ускорение темпов всеобъемлющей информатизации сделало возможным появление такого понятия, как информационное общество. Однако можно заметить, что любое научно-техническое достижение, решая задачи прошлого, создает проблемы будущего, приводит к конфликтам или создает определенные прямые и косвенные угрозы для людей и общества. В качестве одной из важнейших проблем Всемирный саммит по информационному обществу выделяет неравный доступ к развитию и применению цифровых технологий во всем мире, иначе говоря - проблеме «цифрового разрыва». Также в отдельные категории выделяются вопросы, касающиеся спама

и кибербезопасности, проблемы необходимости сохранения культурного и языкового разнообразия в цифровом мире, свободы слова и её пределов [1].

Можно сказать, что вышеназванные проблемы возникли в силу объективных обстоятельств. Они так или иначе перекликаются с трудностями «доцифровой эпохи» и очевидно, что «цифровой разрыв» порожден различным уровнем экономического развития в разных странах. Следует обозначить, что спам и киберпреступления очень близки по своей природе к мошенничеству, а свобода слова в информационном обществе напрямую связана со свободой слова в конкретном государстве. Фактически старые проблемы человечества нашли отражение в информационном обществе.

Основным объектом отношений в информационном обществе является информация. Информация обладает уникальными свойствами - это неисчерпаемость и неограниченность распространения. Так, в качестве объекта права О.А. Городов называет информацию благом, характеризующим ее полезность для участников отношений, урегули-

рованных правом [2]. Информация может помочь людям принимать обоснованные решения, обеспечивать понимание окружающей действительности, а также предоставлять необходимые знания для защиты своих прав и интересов. Следует также акцентировать, что именно О.А. Городов подчеркнул важность оценки полезности информации для участников правовых отношений в целях эффективного использования этого блага в своей жизни.

Необходимо отметить мнение другого исследователя - И.Л. Бачило, которая, в свою очередь, выделяет следующие признаки информации: идеальность, неисчерпаемость, количественную определенность (нелинейность), системность и обособленность [3]. Идеальность в данном случае говорит о «форменном» выражении информации - она бывает представлена в форме идей, мыслей и образов, а при переносе на материальный носитель остается идеальной для использующих ее субъектов. Неисчерпаемость информации состоит в том, что она не уменьшается при ее использовании, в отличие от материальных ресурсов. Количественная определенность - это возможность измерения количества информации с помощью различных метрик, таких как бит, байт и т.д. Системность говорит о том, что информация всегда организована в определенную систему, например, текст состоит из слов, слова состоят из букв и т.д. Обособленность определяется тем, что информация может быть отделена от своего источника и передана на расстояние или сохранена на носителе для последующего использования. Таким образом, анализируя и систематизируя мнения ряда ученых, можно дать следующее определение: информация - это уникальный неисчерпаемый и неограниченный ресурс, приумножающийся благодаря развитию цивилизации и новым технологиям. Мало того, ключевым признаком информации для целей правового регулирования является её восприятие одним человеком от другого и от окружающей среды, т.е. можно говорить о том, что без этого триединства информация не может существовать.

Информационные технологии с каждым годом все глубже проникают абсолютно во все сферы человеческой деятельности, изменяя привычный уклад жизни и сценарии поведения. Государственные органы и крупные предприятия активно используют в своей деятельности новейшие информационные системы, включая искусственный интеллект (ИИ), большие данные (Big Data) и нейронные сети. Основатель Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб называет этот процесс «четвертой промышленной революцией» [4]. Профессора Массачусетского технологического института Эрик Бриньолфссон и Эндрю Макафи дали имя этому периоду как «второй машинный век», использовав это выражение в названии своей книги, изданной в 2014 г. [5]. Характеризуя при этом сферу человеческих отношений,

можно говорить, опираясь на мнение этих авторов, как о переходе на качественно новый уровень -это глобальное информационное общество.

Теория глобального информационного общества получила свое выражение в следующих международных документах:

- Окинавская хартия глобального информационного общества от 22 июля 2000 г. [6] - принятый государствами «Большой восьмерки» международный договор. По своей природе в хартиях находят отражение требования прав различных социальных слоев общества, в данном случае -равный доступ к информации. Окинавская хартия призвана решать такие задачи, как преодоление цифрового разрыва между государствами, широкое использование цифровых технологий и дальнейшее развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Окинавскую хартию можно назвать базовым документом по созданию и развитию глобального информационного общества, который способствует формированию международных обычаев в сфере информации;

- Женевская декларация принципов «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии», а также План действий Всемирного саммита по информационному обществу от 12 декабря 2003 г. [7]. «Декларация принципов» носит консолидированный характер и определяет общий вектор множества теоретических точек зрения и политических устремлений представителей различных государств. «План действий», в свою очередь, носит достаточно конкретный характер. Документ был призван поставить конкретные цели и установить сроки их исполнения для претворения в реальность концепции информационного общества. В качестве задач указано построение открытого для всех информационного общества, использование потенциала ИКТ для развития, а также решение новых проблем информационного общества на национальном, региональном и международном уровнях;

- Совместное заявление стран СНГ по развитию информационного общества от 1 июля 2003 г. (Санкт-Петербургская декларация), принятая в г. Санкт-Петербурге 01.07.2003 г. на заседании Координационного совета государств - участников СНГ по информатизации при Региональном содружестве в области связи [8]. Регламентом Координационного совета определен рекомендательный характер документов по вопросам информатизации [9]. Авторы декларации обозначили следующие задачи формирования информационного общества: обеспечение всеобщего доступа к современным инфокоммуникационным услугам, формирование инфокоммуникационного пространства СНГ, совершенствование и гармонизация нормативно-правовой базы, развитие социально значимых приложений ИКТ, обеспечение информационной безопасности, ускоренное развитие ИКТ, а также поддержка малого и среднего

предпринимательства в сфере инфокоммуника-ционных технологий и услуг;

- Декларация о европейской политике в области новых информационных технологий от 7 мая 1999 г. (г. Будапешт) [10], в которой отражено видение Советом Европы возможностей ИКТ в деле повышения открытости, транспарентности и эффективности управления на всех уровнях с целью повышения демократической стабильности. Указанный акт принят в форме рекомендаций правительствам членов Европейского союза (ЕС), и Комитет министров может запрашивать правительства членов ЕС о ходе выполнения таких рекомендаций;

- Глобальная программа кибербезопасности, разработанная в 2007 г. Международным союзом электросвязи - специализированным учреждением Организации Объединенных Наций с целью укрепления доверия и безопасности в информационном обществе. Программа отличается от других документов, касающихся информационного общества, конкретными шагами к укреплению доверия и безопасности в условиях информационного общества.

С целью более детального рассмотрения концепции информационного общества следует раскрыть процесс ее исторической периодизации. Видится весьма уместным использование периодизации, предложенной К. Мэйем:

- первый этап: с 1962 г. до середины 70-х гг. XX в. - анализ концепции концентрировался исключительно на США;

- второй этап: со второй половины 70-х гг. до начала 90-х гг. XX в. - ИКТ начали активное распространение во многих богатых индустриальных державах, что значительно расширило возможности для анализа этого явления;

- третий этап: со второй половины 90-х гг. прошлого века и до наших дней - основной упор делается на изучение возможностей Интернета, что вызывает сильный интерес к понятию «глобальное информационное общество» [11] .

Дополняя предложенную периодизацию, видится уместным выделение в качестве следующего, четвертого этапа - процесс перехода от информационно-коммуникационных технологий к информационно-коммуникационным системам, о чем будет подробнее сказано ниже.

Далее следует выделить основополагающие признаки информационного общества, основываясь на международных актах и доктринальных представлениях.

Так, согласно материалам Всемирного саммита по информационному обществу, о которых уже упоминалось, информационное общество содержит следующие признаки:

а) использование возможностей цифровых технологий. Обладая большим потенциалом использования в экономике, политике, социальной и культурной сферах, использование цифровых технологий открывает совершенно новые перс-

пективы достижения более высоких уровней развития. Например, можно на практике наблюдать, как применение ИКТ позволяет упростить взаимодействие граждан с государственными органами, что, в свою очередь, позволяет этим самым государственным органам собирать статистику для оптимизации процессов управления;

б) предоставление доступа к ИКТ для всех. Предоставление универсального, повсеместного, справедливого и приемлемого в ценовом отношении доступа к инфраструктуре ИКТ и услугам на базе ИКТ составляет одну из задач информационного общества, и это должно стать целью всех заинтересованных сторон, участвующих в его построении. Данный признак указывается в качестве приоритета во многих международных программах, способствующих развитию глобального информационного общества, поскольку цифровой разрыв характерен практически для любого региона мира, и является одной из важнейших проблем человечества;

в) обеспечение разнообразия в киберпростран-стве. Культурное разнообразие - это общее достояние человечества. Информационное общество должно основываться на уважении культурной самобытности, разнообразия культур и языков, традиций и религий, побуждать в народах это уважение и содействовать диалогу между культурами и цивилизациями. Международные организации, такие как ООН и ЮНЕСКО, в своих документах указывают на необходимость культурного разнообразия, что должно содействовать формированию информационного общества. Информационное общество должно стимулировать диалог между культурами и цивилизациями, что поможет людям лучше понимать друг друга и находить общие точки соприкосновения. Диалог может происходить как на уровне отдельных личностей, так и на уровне государств и международных организаций;

г) использование цифровых технологий в целях развития. Информационные технологии признаются ключевым фактором развития информационного общества и одновременно рассматриваются как наиболее значимая его составляющая. Например, цифровые технологии могут способствовать улучшению образования, так как они позволяют учащимся получать доступ к большим объемам информации и использовать интерактивные ресурсы. Кроме того, цифровые технологии могут помочь развитию бизнеса, поскольку способны ускорить процесс принятия решений и улучшить качество обслуживания клиентов.

Однако перечисленные признаки весьма узко характеризуют рассматриваемую концепцию, не позволяя рассматривать информационное общество в качестве системы общественных отношений.

Юридическая доктрина также не содержит единообразного подхода к выделению признаков

информационного общества, однако большинство исследователей, таких как И.Л. Бачило и В.А. Копылов [12], Л.Е. Варакин [13], И.М. Рассолов [14] сходятся во мнении, что ИКТ имеют большое значение для развития информационного общества.

Для полноценной характеристики информационного общества важно определить свойства общественных отношений в информационном обществе. Для этого следует выявить специфику субъектов, объекта и содержания отношений в информационном обществе.

Развитие и распространение ИКТ дало возможность широкому кругу лиц использовать их с целью коммуникации, невзирая на расстояния и государственные границы. Таким образом, субъектами информационных отношений, помимо властных субъектов, теперь выступают и индивиды, а также их объединения - юридические лица, общественные объединения и т.д. Более того, негосударственные акторы, частные лица выступают основными субъектами отношений в информационном обществе.

Видится логичным указать и на изменения объекта информационных отношений. В информационном обществе появляются новые возможности для исследования и познания мира благодаря развитию информационных технологий. Одним из ключевых элементов информационного общества является Интернет, который позволяет людям получать доступ к огромному количеству информации и знаний. Однако прогресс не остановился на этом, дав человечеству новые инструменты познания и развития, предоставляя невообразимо большие возможности (ранее уже обозначенные - искусственный интеллект, большие данные и нейронные сети). Таким образом, теперь можно утверждать, что в информационном обществе складываются отношения по поводу функционирования различных ИКТ и информационно-коммуникационных систем.

Стоит заметить, что самые значительные изменения произошли в содержании информационных отношений. Развитие информационно-коммуникационных технологий привело к созданию программных средств для качественно иного способа взаимодействия с информацией. Большие данные, нейронные сети и ИИ теперь позволяют анализировать большие объемы исходных данных для формирования и предоставления пользователю новой информации.

Видится логичным дать определение информационному обществу через призму понятия «гражданское общество». В этом случае можно дополнить определение информационного общества, данное В.П. Талимончик, - это часть гражданского общества, представляющая собой систему общественных отношений, складывающихся в области функционирования различных информационных систем, которые формируются на базе развития информационно-коммуникацион-

ных технологий и информационно-коммуникационных систем (добавлено автором), в которой информационные отношения оказывают влияние на политические, экономические, социальные, культурные отношения [15].

Стоит отметить, что современные информационные системы не могут развиваться в рамках одного региона. Они объективно носят глобальный характер.

Однако раскрывая понятие «информационное общество» остается нераскрытым концепция глобального информационного общества. Международные документы, такие как Окинавская хартия глобального информационного общества от 22 июля 2000 г. и документы Всемирного саммита по информационному обществу не позволяют выявить отличительные черты глобального информационного общества и как именно в этой связи можно обеспечить охрану интеллектуальной собственности на международном уровне.

Поскольку «глобальное информационное общество» и «информационное общество» соотносятся друг с другом как часть и целое, можно сказать, что глобальное информационное общество -это система международных отношений, складывающихся в области функционирования информационных систем, формирующихся на базе развития информационно-коммуникационных технологий и информационно-коммуникационных систем, в которой информационные отношения оказывают влияние на политические, экономические, социальные, культурные отношения, и участниками которой могут выступать как государства, являясь при этом равноправными участниками таких отношений, а не властными субъектами, так и частные лица и их объединения. Именно они, вероятно, и должны создавать такую информационную среду - киберпространство, при котором угроза незаконного использования интеллектуальной собственности должна быть невозможна. Именно на это должны быть направлены усилия интеллектуального мирового сообщества.

Весомый вклад в развитие глобального информационного общества вносит специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры -ЮНЕСКО. Также, отмечая изменения в содержании информационных отношений, следует отметить принятую 25 ноября 2021 г. Рекомендацию по этическим аспектам ИИ и принятую ранее Рекомендацию 2015 г. об обеспечении сохранности и доступности документального наследия, в том числе в цифровой форме.

Следует отметить, что 25 ноября 2021 г. все 193 государства, входящие в ЮНЕСКО, одобрили документ, определивший общие ценности и принципы, необходимые для обеспечения безопасного развития и использования искусственного интеллекта. Основной целью принятого странами - членами ЮНЕСКО документа стало создание

правовых инструментов для обеспечения этичного развития искусственного интеллекта и подобных технологий.

Текст резолюции ЮНЕСКО содержит как преимущества, которые может дать применение технологии искусственного интеллекта, так и негативные последствия и риски, вызванные его использованием, и носит рекомендательный характер.

Немалый вклад в развитие информационного общества привносит деятельность Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Ее можно называть главным международным учреждением, занимающимся вопросами влияния искусственного интеллекта на интеллектуальную собственность, выступающим организатором форумов и дискуссий, в которых принимают участие как государства - члены ВОИС, так и другие заинтересованные стороны.

ВОИС, давая определения интеллектуальной собственности, называет ее результатом творения человеческого разума, однако при этом в своих дискуссиях последних лет ставит вопросы о возможности предоставления права авторства для искусственного интеллекта. На данном этапе в качестве объектов интеллектуальной собственности ВОИС выделяет изобретения, литературные и художественные произведения, которые могут использоваться в коммерческих целях, однако возможно в ближайшем будущем новые информационно-коммуникационные системы могут быть выделены в отдельные объекты охраны интеллектуальных прав.

Материалы Стокгольмской конвенции [16] не содержат дефиниции понятия «интеллектуальная собственность» (ИС), однако ее разработчики выделяют перечень прав, относящихся:

- к литературным, художественным и научным произведениям;

- к исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телевизионным передачам;

- к изобретениям во всех областях человеческой деятельности;

- к научным открытиям;

- к промышленным образцам;

- к товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;

- к защите против недобросовестной конкуренции.

Указанный перечень не является закрытым. В него включают и все иные права, относящиеся к интеллектуальной деятельности.

Отмечая благотворное влияние системы интеллектуальной собственности, ВОИС говорит об оптимальном балансе интересов авторов и широкой публики, что, несомненно, оказывает положительное влияние на создание условий для развития творчества и инноваций. Правовые системы, обеспечивающие охрану ИС, создаются с целью мотивировать людей на творческую и

изобретательскую деятельность, при этом отмечается, что способность к творчеству и изобретательству уже не является уникальной чертой человеческой деятельности. Между нейронными вычислениями и деятельностью искусственного интеллекта есть существенные различия, по сравнению с мыслительными процессами человека, прежде всего связанными с наличием у последнего воли, эмоций и чувств, поэтому пока рано говорить о том, что ИИ или нейросети обладают способностью к творчеству в полном смысле этого слова. Однако с развитием технологий и искусственного интеллекта, возможно в будущем, мы сможем создавать более сложные интеллектуальные системы, которые смогут выполнять творческие задачи.

Несомненно, искусственный интеллект нашел свое применение практически во всех областях человеческой деятельности, включая творчество, политику и экономику, что заставляет задать определенный ряд вопросов, в том числе касательно сферы ИС: нуждаются ли инновационные и творческие разработки ИИ в стимулах, предлагаемых системой ИС? Как найти золотую середину между ценностью изобретений и произведений, созданных человеком и ИИ? Потребует ли появление ИИ изменения существующих норм ИС? [17].

Учитывая большое влияние технологии ИИ на экономику и общество, с целью ответа на эти и другие вопросы, а также подготовки концептуальных документов ВОИС проводит дискуссии, позволяющие прийти к общему пониманию интеллектуально-правовых аспектов распространения технологии ИИ.

В заключение напрашиваются следующие выводы: глобальное информационное общество, являясь системой международных отношений, складывающихся в области функционирования информационных систем, которые формируются на базе развития информационно-коммуникационных технологий и информационно-коммуникационных систем, в будущем претерпит значительные изменения, что повлечет необходимость совершенствования международной охраны интеллектуальной собственности. Приравнивая технологию ИИ к компьютерной программе, невозможно учесть все особенности авторско-правовой охраны, что не позволит в достаточной мере защитить права авторов, а также в полной мере разобраться с вопросами передачи авторских прав не только людям. Требуется юридическая фиксация авторства ИИ.

Следует также иметь в виду: все исследования принятых на сегодняшний день международных документов по проблемам охраны интеллектуальной собственности особо подчеркивают, что главной особенностью осуществления международно-правовой охраны интеллектуальной собственности остается этика человеческих взаимоотношений.

Библиографический список:

1. Всемирный саммит по информационному обществу. МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» // Санкт-Петербург, 2004 г. С. 85.

2. Городов О.А. «Основы информационного права России». СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003 (Акад. тип. Наука РАН). 303 с.

3. Бачило И.Л. Информационное право: учебник для вузов / И.Л. Бачило. 5-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2023. 419 с.

4. К. Шваб «Четвертая промышленная революция» «Эксмо», 2018. (Top Business Awards). 285 с.

5. Эрик Бринйолфссон и Эндрю МакАфи, «Вторая эра машин: работа, прогресс и процветание в эпоху блестящих технологий», Изд-во W. W. Norton & Company, 2014.

6. Дипломатический вестник. 2000. № 8. С. 51-56.

7. Материалы Всемирного саммита по информационному обществу см. в сборнике: Всемирный саммит по информационному обществу. СПб., 2004.

8. Федеральная целевая программа «Электронная Россия»: достижения, проблемы, перспективы // Библиотечка «Российской газеты». Вып. 15. М., 2003. С. 121-122.

9. Регламент Координационного совета государств -участников СНГ по информатизации при Региональном содружестве в области связи // Утвержден Решением Координационного совета государств - участников СНГ по информатизации при РСС от 18.12.2002. № 1/1. URL. https://www. rcc.org.ru/o-rss/koordinatsionnyy-sovet/regia

ment-koordinatsionnogo-soveta/ (дата обращения: 27.06.2023).

10. Декларация о европейской политике в области новых информационных технологий (Принята в г. Будапеште 06.05.1999 - 07.05.1999 на 104-ой сессии Комитета министров Совета Европы) // Дипломатический вестник. 1999. № 6. С. 37-39.

11. May C. The Information Society: a sceptical view. Cambridge, 2003. P. 4.

12. Бачило И.Л., Копылов В.А. Есть все основания для создания отрасли «информационное право» // Информационное общество. 1996. № 6. С. 49-50.

13. Варакин Л.Е. Глобальное информационное общество: критерии развития и социально-экономические аспекты. М.: Международная академия связи, 2001. 43 с.

14. ассолов И.М. Информационное право: учебник. М.: Юрайт, 2011. С. 24-26.

15. Талимончик В.П. Международно-правовая охрана интеллектуальной собственности при использовании телекоммуникаций / Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий «Астерион». 2020. 240 с.

16. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (изменена 2 октября 1979 года) // URL: https://www.wipo.int/ wipolex/ru/treaties/textdetails/12412 (дата обращения: 27.04.2023).

17. Искусственный интеллект и политика в области интеллектуальной собственности. URL. https://www. wipo.int/about-ip/ru/artificial_intelligence/policy.html (дата обращения: 18.08.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.