Особенности международно-правового регулирования отношений, касающихся гражданства, в случаях правопреемства государств
Нуржанова Мадина Даулбаевна,
аспирант, кафедра международного права, Астраханский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются особенности международно-правового регулирования отношений, касающихся гражданства, в случаях правопреемства государств. Автор приходит к выводу, что согласно нормам международного права, получающим все более широкое признание, за лицами, которые не приобрели гражданство государства-правопреемника и остались в статусе граждан государства-предшественника, оставить за собой свое прежнее место жительства (п. 1 ст. 20 Европейская конвенция о гражданстве). Рассматривая вышеуказанный вопрос, государство-правопреемник должно учитывать как волю лица, так и его подлинную связь с территорией его проживания.
Международно-правовой характер регулирования и правового закрепления института гражданства в случае правопреемства государств направлен, в первую очередь, на защиту прав физических лиц и обеспечение для них возможности свободного выбора гражданства.
Ключевые слова: правопреемство, гражданство, государства, международно-правовое регулирование.
Гражданство - это политический институт, который символизирует собой единение индивида и государства, при этом, государственный суверенитет оказывает на граждан соответствующее влияние как на внутригосударственном, так и на международном уровнях[6].
В качестве приоритетного регулирования изначально институт гражданства находился под эгидой внутригосударственного регулирования, однако в последствии международные нормы стали приоритетными в области регулирования вопросов гражданства, а также защиты прав человека. Если рассматривать институт гражданства относительно конкретного государства, он входит с систему конституционных прав, при рассмотрении же гражданства с позиции международного права гражданство выступает структурной составляющей общесистемного института «международно-правовое положение населения» [4]. На рассматриваемый институт международно-правовые нормы оказывают влияние в двух разрезах: с одной стороны, это регулирование прав и обязанностей физических лиц, с другой стороны - это предписывание определенных требований государствам в области соблюдения ими на внутри законодательном уровне правовых норм, регулирующих гражданство [2].
Государства могут осуществлять свои полномочия в области решения вопросов гражданства только в тех пределах, которые прямо установлены международными нормами. Без сомнения, в случае, если имеют место изменения территорий того или иного государства, то внутригосударственное законодательство утрачивает свою силу в области решения вопросов, связанных с приобретением или прекращением гражданства. Если же имеет место правопреемство государств, роль международно-правового регулирования значительно возрастает, поскольку увеличиваются и масштабы изменения гражданства.
Необходимо сказать, что особенности приобретения гражданства в процессе осуществления правопреемства отличны от, например, натурализации. Если рассматривать такие термины, как предоставление гражданства (attribution) и наделение гражданством (granting), то первый термин признается исследователями более приемлемым, если рассматривать процесс правопреемства в отличие от натурализации.
Проблема приобретения гражданства в процессе правопреемства получила решение на международном уровне посредство принятия ряда правовых документов. В частности, Комиссией
5 -о
сз
<
международного права ООН (КМП) был принят проект статей «О гражданстве физических лиц в связи с правопреемством государств», который был включен в качестве приложения в резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН 55/153 от 30 января 2001 г. Данные правовые акты закрепляли права лиц, являющихся гражданами государств, территория которых подверглась тем или иным изменениям [3].
Решение вышеозначенной проблемы также вызвало к жизни принятие таких документов, как Декларация о последствиях правопреемства государств для гражданства физических лиц, принятая в сентябре 1996 года Венской комиссией, Европейская конвенция о гражданстве, принятая Советом Европы 14 мая 1997 года. Данные документы также были направлены, в первую очередь, на защиту прав граждан в тех случаях, когда имело место правопреемство государств.
Основным лейтмотивом указанных документов явилось следующее: высшими нормами для государств в таких случаях должны быть признаны нормы, регулирующие права человека, а также общепризнанные принципы и нормы международного права Европейская конвенция о гражданстве, которые признают за физическими лицами право быть гражданином какого-либо государства, предотвращают безгражданство, признают недопустимой дискриминацию и пр.
Также, в случае правопреемства государств, в вопросах, касающихся гражданства, страны должны руководствоваться рядом принципов, к которым относятся следующие:
- принцип единства семьи;
- принцип эффективного гражданства;
- принцип уважения воли лиц, приобретающих гражданство в результате правопреемства государств [5].
Первый принцип касается непосредственно международно-правовой охраны института семьи. В частности, положения ст. 12 Проекта статей включают следующее: государство-правопреемник должно приложить максимум усилий, чтобы единство семей граждан, проживающих на той или иной территории, было сохранено.
Второй принцип декларирует необходимость постоянного проживания лица на территории государства, гражданством которого он обладает. Признаков эффективного гражданства существует несколько:
- лицо должно проживать на территории государства, гражданство которого оно имеет;
б) бывшее или обычное проживание лица в одном из государств, гражданство которых оно имеет, если данное лицо постоянно проживает в третьем государстве;
в) если указанные выше признаки отсутствуют, „ то к эффективному гражданству следует отнести 2 прохождение физическим лицом военной или госу-^ дарственной службы в том или ином государстве, ° язык, которым владеет физическое лицо, попытки ав получить ранее дипломатическую защиту в дан-
ном государстве, а также наличие у физического лица недвижимости в данном государстве [4].
Уважение воли лиц, которые приобретают гражданство в процессе правопреемства государств, -это один из важнейших принципов в рамках рассматриваемой проблемы. Государства обязаны уважать волю лиц, которые утрачивают предыдущее гражданство в процессе правопреемства. Согласно существующей практике, в качестве определяющего фактора выступает место жительства гражданина, если необходимо определить население государства, выступающего правопреемником. Данная ситуация, в частности, имела место при решении вопросов, касающихся гражданства, в случае распада Австро-Венгерской империи. Так, австрийское право содержит категорию «indigenat», которая закрепляет связь физического лица и общины.
Кроме того, указанный критерий также принят как руководящий принцип для законодательства Израиля: так, Верховный суд страны, в своем решении относительно Закона об израильском гражданстве 1952 г., определил, что если не принят закон, предусматривающий иное..., каждый индивид, который на дату создания Государства Израиль, проживал на территории, которая сегодня составляет его территорию, является также гражданином Израиля.
Противоречие данному принципу может вызвать абсурдную ситуацию, в результате которой ряд государств может остаться без граждан.
В данном разрезе необходимо также рассмотреть право оптации граждан. В частности, в рамках оптации физическое лицо может определить, какое гражданство оно выберет, если территория суверенного государства была изменена. Оптация осуществляется либо на условиях двустороннего соглашения между государствами-правопреемниками, либо закрепляется в одностороннем порядке государством, на территории которого проживает такое физическое лицо.
Ни одно лицо не может быть наделено гражданством против его воли, даже если оно проживает на территории другого государства, и данная ситуация стала возможна по причине правопреемства, так как такая ситуация в корне нарушает нормы международного права. Однако чаще всего граждане, проживающие на территории государства-правопреемника, чаще всего теряют предыдущее гражданство и приобретают гражданство государства-преемника. Но при этом право такие граждане могут воспользоваться правом оптации, которое предоставлено им существующими международными нормами и инициировать данный процесс по собственной воле [6].
Особенностью данного правового процесса также выступает то, что гражданин, реализующий право на оптацию, также не должен автоматически быть лишен гражданства страны, на территории которой он оказался проживающим в результате правопреемства государств. Такое лишение возможно только, если действует соответствую-
щий международный договор, или же само лицо добровольно отказалось от такого гражданства, как это определено законодательством нового государства.
Согласно нормам международного права, получающим все более широкое признание, за лицами, которые не приобрели гражданство государства-правопреемника и остались в статусе граждан государства-предшественника, оставить за собой свое прежнее место жительства (п. 1 ст. 20 Европейская конвенция о гражданстве). Рассматривая вышеуказанный вопрос, государство-правопреемник должно учитывать как волю лица, так и его подлинную связь с территорией его проживания.
Определение и закрепление на международном уровне критериев, согласно которым регулируются вопросы гражданства при правопреемстве государств, в значительной степени оказывают влияние на судьбу народов, так или иначе затронутых процессом правопреемства государств. По этой причине в международном праве определены различные положения, согласно которым возможно регулирование вопросов гражданства в данном случае:
- характер связей с государством;
- место рождения или жительства лица, претендующего на гражданство, или его родителей;
- национальная принадлежность;
- воля лица, в отношении которого решаются вопросы о гражданстве и пр [4].
Наиболее оптимальным в мировой практике при решении гражданства в случае правопреемства государств сегодня признается реализация таких критериев, как постоянное место жительства лица и его волеизъявление.
Таким образом, можно сделать ряд выводов. В современных условиях на международном уровне закреплены нормы, позволяющие регулировать вопросы наделения гражданством лица в случае правопреемства государств. При этом, лица, которые затронуты указанными территориальными изменениями на государственном уровне, могут реализовать свое право на без-гражданство, не желая становиться подданными государства-предшественника или государства-правопреемника. Примечательно, что государство в данном случае не может заставить лиц, проживающих на данных территориях, даже под предлогом избегания безгражданства, принять свое гражданство.
Соответственно, международно-правовой характер регулирования и правового закрепления института гражданства в случае правопреемства государств направлен, в первую очередь, на защиту прав физических лиц и обеспечение для них возможности свободного выбора гражданства.
Литература
1. Венецианская декларация о последствиях правопреемства государств для гражданства физических лиц 1996 г / СПС «Консультант плюс» // Российская газета. 1998. 10 декабря.
2. Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. / СПС «Консультант плюс» // Собрание законодательства РФ. 1992. № 2. Ст. 2143.
3. Аваков М.М. Правопреемство освободившихся государств. М.: Московский университет, 2003. -191 с.
4. Винокуров А.А. Развитие института гражданства: современные тенденции и конституционно-правовой опыт России. Дис. канд. юр. наук. Москва, 2006. - 26 с.
5. Черниченко СВ. Международно-правовые вопросы гражданства. М.: Международные отношения, 2012. - 160 с.
6. Яковлев А.А. Правовое регулирование вопросов гражданства: Соотношение международного права и права Российской Федерации. Дис. канд. юрид. наук. 12.00.10. Тюмень: 2003. - 225 с.
FEATURES OF INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF RELATIONS CONCERNING CITIZENSHIP IN CASES OF SUCCESSION OF STATES
Madina D.N.
Astrakhan State University
The article deals with the peculiarities of international legal regulation of relations concerning citizenship in cases of succession of States. The author comes to the conclusion that according to the norms of international law, which are becoming more widely recognized, persons who have not acquired the citizenship of the successor State and have remained in the status of citizens of the predecessor State should retain their former place of residence (Article 20, paragraph 1, of the European Convention on Nationality). In considering the above question, the successor State must take into account both the will of the person and his or her true connection with the territory of his or her residence.
The international legal nature of the regulation and legal consolidation of the institution of citizenship in the case of State succession is primarily aimed at protecting the rights of individuals and ensuring that they can freely choose their citizenship.
Keywords: succession, citizenship, states, international legal regulation.
References
1. The Venice Declaration on the Consequences of the Succession of States for the Citizenship of Individuals in 1996 / SPS "Consultant Plus" / / Rossiyskaya Gazeta. 1998. December 10.
2. The European Convention on Citizenship of 1997 / SPS "Consultant plus" / / Sobranie zakonodatelstva RF. 1992. No. 2. St. 2143.
3. Avakov M.M. Pravopreemstvo vozvozhdivshikh gosudarstv. M.: Moskovsky universitet, 2003. -191 p.
4. Vinokurov A.A. Development of the Institute of Citizenship: modern trends and constitutional and legal experience of Russia. Moscow, 2006. - 26 p.
5. Chernichenko St. International legal issues of citizenship. Mos- 5 cow: International Relations, 2012. - 160 p. s
6. Yakovlev A.A. Legal regulation of citizenship issues: The ratio of s international law and law of the Russian Federation. Dis. Cand. Е yurid. sciences'. 12.00.10. Tyumen: 2003-225 p. К
<