Научная статья на тему 'Особенности методологии психологического исследования: шпаргалка для начинающих'

Особенности методологии психологического исследования: шпаргалка для начинающих Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2139
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / МЕТОДИКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПОДХОДЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кокурина Т.Г.

В статье рассмотрены особенности исследовательской деятельности в психологии, методологические принципы организации научного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности методологии психологического исследования: шпаргалка для начинающих»

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ШПАРГАЛКА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

© Кокуркина Т.Г.*

Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург, Пушкин

В статье рассмотрены особенности исследовательской деятельности в психологии, методологические принципы организации научного исследования.

Ключевые слова: методология, методологические принципы, методика, психологическое исследование, подходы.

Двадцать первый век. Мир не стоит на месте и, находясь в постоянном движении, исследовании всего неизвестного, меняет всю окружающую действительность. То, что было актуальным вчера, сегодня, теряет свою значимость. Складываются впечатления, что описанная фантастами в далекие шестидесятые годы прошлого столетия киборгреальность, глобальная компьютеризация, замена прямого общения человек - человек на общение человек - компьютер, становиться реальностью.

У этого мира есть свои плюсы и свои минусы. В данный момент нас интересует следующий вопрос: «Что происходит в науке психология?». Как разобраться начинающему психологу в особенностях исследования в психологии, изменились ли они за последние десятилетия, сохранилась ли их специфичность?

Альберт Эйнштейн, говоря о психологии, воскликнул: насколько же психология как наука сложнее, труднее, чем физика! [5, с. 3]. Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и многообразны, настолько трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки ее успехи непосредственно зависели от степени совершенства применяемых методов исследования [6, с. 26]. И всегда, приступая к исследованию нужно понимать, что необходим четкий критерий, чтобы ясно различать, что подлежит ведению психологии, а что лежит вне ее сферы.

Любая деятельность человека характеризуется методологией. Но в успехе исследовательской деятельности методология играет решающую, определяющую роль. Дружинин В.Н. писал, что от любых стихийных форм познания окружающего мира, исследование основано на научном методе, который включает в себя осознанную и фиксированную цель, средства исследования (методологию, подходы, методы, методики) и ориентация исследо-

* Студент кафедры Психологии развития.

вания на воспроизводимость результата [2, с. 14]. А Рубинштейн С.Л. говорит о том, что: «Осознает ли это исследователь или нет, его научная работа объективно в своей методике всегда реализует ту или иную методологию. Для последовательной и плодотворной реализации в психологии нашей методологии весьма существенно, чтобы она была осознана и, будучи осознанной, не превращалась в форму, извне механически накладываемую на конкретное содержание науки, чтобы она раскрывалась внутри содержания науки в закономерностях его собственного развития» [6, с. 26].

Иными словами, по мнению ряда авторов [1; 2; 3; 6; 8] начинающий исследователь должен сначала овладеть общими принципами научного подхода к явлениям действительности, знать методологию и специфичность психологического исследования, структуру методологического и психологического знания, чтобы осознанно определить предмет собственного исследования и выбрать соответствующий ему метод.

В своей книге Т.В. Корнилова и С.Д. Смирнов, выделяют два понимания методологии, развиваемых в настоящее время: 1) как представленное при рефлексии теории познания понимание метода в указанном широком смысле и 2) как учение о системе методов (в узком смысле), посредством которых в рамках той или иной науки в ходе теоретического или теоретико-эмпирического исследования проверяется правдоподобие (или истинность) теории (или теоретической гипотезы) [4, с. 10].

Таким образом, в методологии психологии должно присутствовать как общефилософское представление о методе и связи его с принципами познания, так и более детально разрабатываемое в методологии науки понимание методов как системы исследовательских способов отношения к познаваемой действительности.

Сделаем акцент на методологических принципах организации научного исследования. Рассмотрим два варианта методологических принципов организации научного исследования (табл. 1). Один вариант представлен С.Л. Рубинштейном [7, с. 28], другой В.И. Тютюнник [8, с. 9].

Таблица 1

Принципы организации научного исследования

№ п/п Методика исследования С.Л. Рубинштейн Методологическая мыслительная работа В.И. Тютюнник

1. Принцип объективного психологического исследования реализуется многообразными методическими средствами, зависящими от особенностей предмета исследования. Суть методологической работы не столько в познании, сколько в создании методик и проектов. Основная функция методологической работы заключается в обслуживании человеческой деятельности проектами и предписаниями, которые проверяются не на истинность, а на реализуемость

Продолжение табл. 1

№ п/п Методика исследования С.Л. Рубинштейн Методологическая мыслительная работа В.И. Тютюнник

2. Общий принцип психофизического единства. Поскольку решение психофизической проблемы, из которого исходит наша психология, утверждает единство, но не тожество психического и физического, психологическое исследование, никак не растворяясь в физиологическом и не сводясь к нему, однако необходимо предполагает и часто включает физиологический анализ психологических (психофизических) процессов. Исследование в методологии всегда подчинено требованиям проектирования и нормирования. Еще до начала исследования имеет смысл определить возможную область приложения его результатов. Актуальность исследования определяется не только не разработанностью какого-то вопроса в литературе, а, прежде всего, потребностями практической деятельности людей.

3. Методика психологического исследования, идущего к психологическому познанию человека, отправляясь от его деятельности и ее продуктов, должна опираться на социально-исторический анализ деятельности человека. Лишь правильно определив подлинное общественное содержание и значение тех или иных поступков человека и объективных результатов его деятельности, можно прийти к правильному их психологическому истолкованию. Методология не отвергает научного подхода, но, наоборот, продолжает и расширяет его на такие области, где раньше он был невозможен. Например, на анализ фактов повседневной жизни. Это достигается за счет соединения естественнонаучных, конструктивно-технических, исторических и практико-методических знаний в ходе конкретного исследования, которое должно оставаться «открытым» к практике повседневности и проверяться всякий раз на реализуемость научных принципов и методов

4. Принцип индивидуализации исследования должен быть существеннейшим принципом нашей методики. Однако задача теоретического психологического исследования заключается не в жизнеописании отдельного индивида в его единичности, а в том, чтобы от единичного перейти к всеобщему, от случайного к необходимому, от явлений к существенному в них. Установка на индивидуализацию исследования и на раскрытие реальных закономерностей. Методология соединяет знания об объектах действительности с рефлексивными знаниями об исследовательской деятельности: исследователь каждый момент времени «сверяет» степень своей продвинутости в познании объективной реальности, отвечая на вопрос не только о том, что представляет собой объект исследования, но и о том, что представляет он сам как исследователь объекта.

5. Генетический принцип является существенным принципом нашей методики. При этом суть дела заключается не в том, чтобы проводить статистические срезы на различных этапах развития и фиксировать различные уровни, а в том, чтобы сделать именно переход с одного уровня на другой предметом исследования и вскрыть таким образом динамику процессов и их движущие силы. Принцип множественности представлений и знаний, относимых к одному объекту с позиций разных отраслей знания. При этом каждому из представлений приписывается индекс объектности, и тогда все остальные знания оцениваются относительно него и преобразуются таким образом, чтобы ему соответствовать. Потом этот индекс переносится на другое знание об этом же объекте и т.д.. Принцип множественности представлений исследователя предполагает ориентировку не на одну-единственную научную школу, а на весь комплекс достижений мировой психологии, когда индекс объектности присваивается поочередно всем теориям личности, например, и обнаруживается, таким образом, та теория, которая дает решение проблемы

Продолжение табл. 1

№ п/п Методика исследования С.Л. Рубинштейн Методологическая мыслительная работа В.И. Тютюнник

6. Включение принципов педагогической работы в самый эксперимент. Таким образом, в самой методике, в «практике» исследования закладывается единство, связь между теорией и практикой, между научным познанием психических явлений и реальным практическим воздействием на них. В методологической работе всегда бывает два онтологических основания: 1) организацион-но-деятельностная онтология кооперированной деятельности профессионалов из разных областей знания и общественной практики и 2) натурально-объектная онтология, представляющая сам объект деятельности исследователя.

7. В рамках нашей общей концепции новый смысл и характер может приобрести использование в методике психологического исследования продуктов деятельности, поскольку в них материализуется сознательная деятельность человека (изучение продуктов умственной деятельности и творчества в исследовании мышления, воображения). Психологическое исследование никак не должно при этом основываться на механической регистрации голой результативности деятельности и пытаться устанавливать в ней и навсегда фиксировать стандартные показатели психического состояния. Методологическая работа рассматривает следующие эпистемологические единицы: проблемы; задачи; опытные факты, накапливающиеся в результате практической деятельности людей (выдвижение рабочих гипотез); экспериментальные факты, накапливающиеся в ходе специально организованного исследования, с целью проверки выдвинутых ранее гипотез; совокупность общих знаний; онтологические схемы и картины; модели; средства, понятия, категории; методы и методики адекватные методу исследования.

Сравнивая оба подхода можно сделать следующий вывод, что методика, предложенная С.Л. Рубинштейном больше подойдет, для исследований, проводимых в таких отраслях где, возможно использование педагогических принципов. Методология исследования, предложенная В.И. Тютюнник, более универсальна и дает возможность использования для любого типа исследования. В данной методологии он использует системный подход, примененный к разнопредметным представлениям, который не связан не с отраслями науки или отдельными науками, а направлен на исследование проблем, решение которых предполагает «связывание» разнопредметных представлений об объекте изучения, возникающих в различных областях.

В дальнейшем при планировании и реализации различных психологических исследований мы можем встретить большое количество методологических проблем и трудностей, которые обусловлены специфическими особенностями предмета психологии. Но это не дает повода отказаться от психологических исследований, представляя, что все уже изучено кем-то другим. Как сказал М. Нордау «За столом науки есть место для всех, и всякий может присоединить свои наблюдения к наблюдениям другим» [2, с. 220].

Список литературы:

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с. - (Серия «Мастера психологии»).

2. Дружинн В.Н. Экспериментальная психология: учебник для вузов. -2-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 320 с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).

3. Карандашев В.Н. Методологические основы психологии: пособие к учебному курсу. - 2-е изд. - Екатеринбург: Уральский институт практической психологии, 2005. - 185 с.

4. Корнилова Т.К., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. - СПб: Питер, 2006. - 320 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие).

5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М., 2000.

6. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 583 с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб.: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

8. Тютюнник В.И. Основы психологических исследований: учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 - «Психология». - М.: УМК «Психология», 2002. - 208 с.

ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ ОДОБРЕНИЯ НА ВЫРАЖЕННОСТЬ КОГНИТИВНЫХ ИЛЛЮЗИЙ ПРИ ВЫНЕСЕНИИ ОЦЕНКИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

© Плотников С.Г.*, Бронникова Д.В.

Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Новосибирск

Студенты психологи в значительной степени подвержены двум когнитивным иллюзиям: ошибке конъюнкции и смещению к подтверждению. Актуализация мотива одобрения у студентов-психологов может увеличивать их уверенность в правильности собственного решения, не улучшая качество самого решения.

Обоснование темы

В современной психологии всё больший интерес вызывает проблематика процессов оценки и принятия решений, а также «различных условий и факторов, влияющих на данные процессы» [4, с. 104]. Известно, что очень много оценок и решений в современной науке и практике осуществляется с помощью вынесения экспертных суждений, однако мало изучен тот факт,

* Старший преподаватель кафедры Психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.