_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2017 ISSN 2410-6070_
АРХИТЕКТУРА
УДК 738.81+ 72.01
В. И. Малицкая
магистрант Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация E-mail:Maliczkij1995@mail.ru К. А. Лапунова
к.т.н., доцент кафедры «Архитектурной реставрации, реконструкции и истории архитектуры» Донской Государственный Технический Университет Г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация E-mail: keramik_kira@mail.r
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РЕСТАВРАЦИИ РУССКИХ ИЗРАЗЦОВЫХ ПЕЧЕЙ
Аннотация
В статье анализируется история изразцовых печей, виды изразца, типы и стили изразцовых печей, методология их реставрации, современные методы и технологии реставрации изразцовых печей.
Ключевые слова Рреставрация, изразец, изразцовые печи, методика, технология.
В современном обществе для сохранения предметов искусства, музейных экспонатов, предметов фольклора и народного достояния необходимо прибегнуть к услугам реставраторов. В их сферу деятельности входит восстановление ныне существующих предметов.
Реставрация происходит от лат. restauratio , что значит восстановление. В реставрационные работы входят меры по избежанию разрушений с дальнейшим уходом и сохранением предметов антиквариата [1].
История создания изразцовых печей начинается с XV-XVII вв. В то время печи не отличались сложным узором и конструкцией. Оформлением служили орнаменты, сюжеты и рисунки растительности. Первые изразцы были терракотовые и покрывались после кладки белой побелкой. В XVII веке лицевая сторона печи стала преображаться. Мурава, глазурь зеленого оттенка, стала отличительной особенностью русской печи. Впоследствии, стали появляться многоцветные изразцы со сложным художественным рисунком. К концу XVII века печи получают усложненную конструкцию в виде трех ярусов, новые формы с колоннами и профильными поясами. В XVIII-XX вв. использовались безопасные голландские печи (голландки), которые имели закрытую топку и дымоход. Сейчас же голландские, боварские и классические печи используются в загородных домах. В основе облицовки применяют старинные технологии с глазурованными и неглазурованными изразцами[2].
Этимология слова «изразец» происходит от исконно русского "изразить" в значении вырезать. В итоге, в современном понимании, изразец — керамическая плитка с рельефной или плоской лицевой поверхностью, полученная путем отминки в гипсовой форме и последующим однократным или двукратным обжигом. Отличие изразцов от обычной плитки в наличии румпы, которая по своей конструкции представляет собой коробчатый выступ на тыльной стороне изразца. Плюсы ее в том, что она способствует повышению теплоемкости и прочности печи [3]. В связи с этими особенностями изразцы из керамики являются отличным материалом для облицовки печей и каминов.
Существует различная классификация изразцов.
По структуре лицевой поверхности: рельефные и гладкие. По типу поверхности: глазурованные (глянцевые); не глазурованные (матовые, терракотовые). По наличию рисунка: с рисунком; без рисунка.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2017 ISSN 2410-6070_
Стиль изразцов формировался в зависимости от происхождения. Для голландских изразцов присущи такие характерные черты как: синие цвета, белый фон. Мотивы природные - морские, степные пейзажи, а так же корабли, пастушки, мельницы и т. п. В испанских изразцах имеются нотки востока со сложным орнаментом. Немецкие изразцы лаконичны и отличаются своей четкостью линий. Русские же разнообразны по орнаменту и краскам. Ярославские изразцы берут свое начало от русских, но не теряют свою изюминку в сложных рисунках отличающихся приглушенной гаммой оттенков.
Свое развитие реставрация в области изразцовых печей получила путем анализа материалов и изучения новых технологий, последствий нанесенных искажений, глубокого изучения истории искусства и материальной культуры.
В своей статье под названием "Исследование и реставрация русских изразцовых печей XVII-XVIII веков" Н.И. Немцова пишет, что впервые слово реставраторы использовалось в средневековье, профессиональные же школы начали свое развитие в XVII—XVIII веках [4].
Выявление типа печи ведется по основным признакам, таким как стиль орнамента, форма рельефа, конструкции и хронологии. Выделяют пять типов изразцов - плоские (ровные), угловые, карнизные, фасонные и цокольные.
Существует три типа печных наборов по стилевым признакам соответствующим архитектурным.
Первый стиль — печи готического типа с облицовкой всеми видами рамочных изразцов; второй стиль — печи ренессансного типа с облицовкой рельефными и гладкими эмалевыми и рельефно-расписными изразцами; третий — барочные печи с облицовкой гладкими расписными изразцами.
Специалистам в области реставрации не редко приходится решать вопросы с воссозданием изразцовых печей. Камины и печи в домах стали неотъемлемой частью интерьера русского народа и ее культуры. В настоящее время печи располагаются как в гражданских, так и промышленных зданиях, занимая особое место и определяя главное решение художественного образа. В самих стилях и образах печей заложена история развития изразцового искусства и архитектуры в целом. Поэтому реставраторам необходимо решить вопросы сохранения исторической ценности, путем исследования, а в последующем - реставрации и реконструкции изразцовых печей.
Каждый новый проект по реставрации должен учитывать не только общие понятия и принципы, но и позиции объекта. Важно знать тип печи,ее сохранность, метод возникновения и сопоставлять объем нужных элементов для нее с альтернативным использованием. В работе - главная задача реставратора воспроизвести и сохранить достоверность той эпохи, подобрав нужные материалы.
После, преступают непосредственно к реализации. Выделяют три метода: консервация, реставрация и реставрационная реконструкция.
Использование первого метода (консервация) применяется для печей, сохранивших свой первозданный вид, либо частично сохранивших облицовку и отнесенных к памятникам. Далее, проведя анализ состояния, приступают к укреплению выпадающих изразцов, расчистке их от набелов. В редких случаях производят заделку швов.
Если печь находится не в музее и не несет в себе экспозиционные качества, но определен первоначальный вид, то в этом случае консервации достаточно. Метод реставрации применим в условиях музейности того или иного объекта, когда необходимо сохранить экспозиционность в определенной интерьерной среде.
Если же печь заявлена на выставке изразцового искусства, то при необходимости производится ее реставрация.
Существует так же фрагментарная реставрация, но ввиду того, что из всех трех типов печей сохранилось только несколько экземпляров в стиле ренессанс, а к барочным печам применимы консервационные работы, то этот метод не используется. Только реставрируя изразцовые печи в помещениях в рамках целостной работы можно считать фрагментарную реставрацию ее частью[4].
Реконструкция несохранившейся изразцовой печи может быть произведена с учетом местоположения, определения ее объемов и воспроизведения исходных материалов. Натурные исследования выявляют стиль
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2017 ISSN 2410-6070
и тип печи по сохранившимся остаткам изразцов или же по стенному изразцу. Реконструкция не может быть выполнена, если собрано недостаточно материалов, т.е. не выявлена необходимая информация по печи.
Сейчас существуют реставрационные мастерские, которые занимаются всеми видами реставрации печей и производством изразцов. Технология усложняется тем, что необходимо произвести полный и достоверный цикл создания элементов печи и правильный сбор всех элементов в облицовке.
Реставрируя памятники искусства и культуры необходимо с деликатностью подходить к подбору метода, сохраняя и не меняя облика первоначального состояния. Поэтому для многих реставраторов поставлена сложнейшая задача - вернуть к жизни, оставив самобытным, образ экспонатов. Для этого к каждому объекту важно найти свой подход и правильно использовать материалы. Список использованной литературы:
1. Выгонная А., Калнин В., Цейтлина М. Основы реставрации памятников архитектуры, монументальной и станковой живописи. Учебное пособие. Минск: Дизайн ПРО, 2000.
2. Маслих С. А. Русское изразцовое искусство XV- XIX в. М.: Изобразительное искусство, 1983. 270 с.
3. Изразцы - что это такое, какие бывают и как делают изразцовую плитку для печей [Электронный ресурс]: http://moydomik.net/kaminy-i-pechi/339-izrazcy-izrazcovaya (дата обращения: 28.10.2017)
4. Немцова Н. И. Исследование и реставрация русских изразцовых печей ХVИ-ХVШ веков. М.: Обозрение «Росреставрация», 1989. 35 с.
© Малицкая В. И., Лапунова К. А., 2017
УДК 72.01
Т. В. Слюсаренко
Магистрант 1 курса АСА ДГТУ г. Ростов-на-Дону, РФ e-mail: slyusarenko_tatyana@mail. ru Научный руководитель: К.А. Лапунова Канд. тех. наук, доцент кафедры АРРИА АСА ДГТУ
г. Ростов-на-Дону, РФ e-mail: keramik_kira@mail.ru
ПРОБЛЕМА ФОРМЫ - ФУНКЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ
Аннотация
В статье проанализированы понятия такие как: архитектура, архитектурная форма и функция. Соотношение формы и функции Определение основных предпосылок исторических взаимосвязей формы и функции.
Ключевые слова
Архитектура, форма, функция, здания, проблема, архитектор.
Архитектура - это наука строить, проектировать здания и сооружения. С одной стороны, это искусство, а с другой - технология и организация строительного производства. Это - точные расчеты, творчество и научные знания. Важная черта архитектуры - взаимосвязь с окружающей средой.
Функциональность является главным принципом архитектурного проектирования, где любое архитектурное сооружение выполняет определенную функцию. Любое здание всегда проектируется с учетом протекающих в нём процессов. Внешний вид сооружения напрямую зависит от его функционала. Этот факт подтверждают слова известного американского архитектора Луиса Салливана: «форму архитектуры определяет функция» [1].