Научная статья на тему 'Изразцовые печи в интерьере жилых и общественных зданий Кубани конца XIX - начала XX века'

Изразцовые печи в интерьере жилых и общественных зданий Кубани конца XIX - начала XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
822
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА КУБАНИ / ПЕЧЬ / ИЗРАЗЦЫ / ИЗРАЗЦОВЫЙ ДЕКОР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гангур Наталья Александровна, Курлянчиков Антон Георгиевич

В статье впервые рассматриваются стилевые особенности изразцового декора комнатных печей сельских жилых и общественных сооружений Кубани. Авторы фокусируют внимание на вопросах атрибуции, типологии печей, семантики декоративных форм. В результате проведенного сравнительно-типологического исследования выявлено, что крупнейшими поставщиками печей /каминных печей на Кубань в рассматриваемый период были кафельные заводы г. Копысь Могилевской губернии и витебский изразцово-майоликовый завод Б.Я. Лисовского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изразцовые печи в интерьере жилых и общественных зданий Кубани конца XIX - начала XX века»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

УДК 747.023.7

Н.А. ГАНГУР, А.Г. КУРЛЯНЧИКОВ

ИЗРАЗЦОВЫЕ ПЕЧИ В ИНТЕРЬЕРЕ ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ КУБАНИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

Гангур Наталья Александровна, доктор исторических наук, профессор Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, 40 лет Победы, 33), gansko@mail.ru

Курлянчиков Антон Георгиевич, магистрант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, 40 лет Победы, 33), anton88rock@mail.ru

Аннотация. В статье впервые рассматриваются стилевые особенности изразцового декора комнатных печей сельских жилых и общественных сооружений Кубани. Авторы фокусируют внимание на вопросах атрибуции, типологии печей, семантики декоративных форм. В результате проведенного сравнительно-типологического исследования выявлено, что крупнейшими поставщиками печей /каминных печей на Кубань в рассматриваемый период были кафельные заводы г. Копысь Могилевской губернии и витебский изразцово-майоликовый завод Б.Я. Лисовского. Ключевые слова: архитектура Кубани, печь, изразцы, изразцовый декор.

UDC 747.023.7

N.A. GANGUR, A.G. KURLYANCHIKOV

TILED STOVES IN THE INTERIOR OF RESIDENTIAL AND PUBLIC BUILDINGS OF THE KUBAN REGION

OF THE END OF THE XIX - THE BEGINNING OF THE XX CENTURY

Gangur Natalia Aleksandrovna, Full PhD (historical sciences), Full professor of the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), gansko@mail.ru

Kurlyanchikov Anton Georgievich, undergraduate of the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), anton88rock@mail.ru

Abstract. For the first time, in the article are considered style features of tiled decor of room stoves of rural residential and public buildings of the Kuban. The authors focus on the issues of attribution of tiles, typology, semantics of decorative forms. As a result of the comparative-typological study it was revealed that the largest suppliers of stoves / fireplace furnaces to Kuban in the period under review were tile factories in the town of Kopys in Mogilev province and Vitebsk tile and majolica plant B.Ya. Lisovsky. Keywords, architecture of the Kuban, stove, tiles, tiled decor.

Изразцовые печи (печи-камины) являются синтезированным продуктом технической инженерной мысли и художественного творчества, включенного в рассматриваемый период в сферу промышленного керамического производства. Непосредственно художественная ткань, или «одежда», отопительных приборов, представленная во всем многообразии цветовых решений, рельефного (скульптурного) декора, технических и технологических приемов и стилистического диапазона фрагментарно или крупнопланово рассматривалась искусствоведами, музееведами. Здесь можно отметить труд архитектора С.А. Маслиха, серию публикаций и «энциклопедию русского изразца» историка, музейного хранителя С.И. Барановой, а также статьи М.Д. Григорьевой, Н.Н. Матвиенко и др. [1, 2, 3, 4]. В этих работах анализируется широкий спектр вопросов: история изразца и художественно-керамического

производства, реконструкция, атрибуция и типология печей /каминов, технико-технологические особенности декоративной керамики, архитектурная и социальная среда бытования и т.д. Изразец рассматривается как самостоятельный ценный исторический источник по истории материальной культуры, «важный маркирующий элемент развития стиля и в целом цивилизации в России» [5, с. 26]. На материале Кубани изразцовые печи, ставшие значимым и модным элементом украшения жилого интерьера, рассматривались эпизодически в рамках исследования историко-художественных особенностей купеческой усадьбы [6, с. 38; 7, с. 12]. В музейных собраниях Краснодарского края образцы печной керамики представлены единичными артефактами. Это обусловлено тем, что целенаправленная работа по выявлению, сбору и изучению изразцов не проводилась. Многие памятники историко-культурного наследия - дома дворян, купцов, мещан, приспособленные в советский период под образовательные /административные учреждения, сейчас пребывают в руинированном состоянии. Великолепные изразцовые печи варварски уничтожены, разбиты на многочисленные осколки, на которых иногда можно увидеть клейма производителей. В ходе полевых исследований 2016-2017 гг., проведенных в северо-восточных районах Краснодарского края, были выявлены уцелевшие, частью «подновленные» или, наоборот, полуразрушенные изразцовые печи, ставшие предметом исследования в данной работе. Отделяя предмет от архитектурной «оболочки», оптически приближая его, мы преследуем цель всестороннего, почти голографического, рассмотрения его с разных ракурсов (point de vue).

Несмотря на разрабатываемые еще с середины XIX века научные типологии печей (каминов), в основу которых положен тот или иной признак (функция, форма, конструкция, материал и т.д.), в контексте данного исследования мы воспользуемся классификацией И. Киселева [8, с. 133-134, 455]. Комнатные печи высокой теплоемкости, облицованные керамикой, подразделяются на средистенные (средизальные) и угловые, первые могут быть объемными и стеновыми. Угловые (угольные, диагональные, наугольником) объемные печи, характерные для парадных комнат, чаще всего гостиных, в плане могут быть дуговыми или прямыми (зеркала) - с нишей и с наплавом.

Прямые зеркала с наплавом получают широкое распространение с середины XIX века и становятся основным типом диагональных печей. Стеновые печи делались заподлицо со стеной и не имели ярко выраженного объема в интерьере, но в конце XIX - начале ХХ века стали оформляться профилированными карнизом и цоколем. Объемные и стеновые печи облицовывались как поливными, так и неполивными изразцами, последние окрашивались, как правило, в цвет стен. В XIX веке комнатные печи чаще всего облицовывались белыми изразцами, особенно в парадной зоне. Существовал набор профильных и рельефных изразцов, из которых можно было собрать различные варианты композиций, что и обусловило ряд общих черт в архитектонике и принципах декоративного оформления.

В одном из бывших купеческих домов г. Лабинска (ул. Красная, 29), в помещении зального типа сохранилась высокая средистенная печь. Привлекает внимание рельефная деталь, расположенная в центре лицевого зеркала, облицованного плоскими белыми изразцами. Это изразцовое панно с живописным изображением охотничьей сцены в модерновой «раме», образованной прихотливо извивающимися золотыми линиями с заключенными между ними волнистыми нитевидными стебельками, перисто-рассеченными листьями и чашелистиками с золотыми глазками. На изразце довольно натуралистически изображена охотничья сцена, разворачивающаяся на скалистой опушке таежного леса (ил. на 3-й стр. обл.). Передний план занимает крупная фигура медведицы, воинственно вставшей на задние лапы, рядом с ней медвежонок и поодаль - другой, убитый охотниками, укрывшимися за огромными валунами. Один из них, подобравшись поближе, направил ружье на оскалившуюся медведицу. Описываемая композиция выполнена в технике надглазурной росписи. При массовом тиражировании могла применяться и техника «деколь», заменяющая ручную роспись (используются гравюры известных художников, книжные иллюстрации и др.). Расписные изразцы-панно, в частности, производились на изразцово-майоликовом заводе Б.Я. Лисовского

в Витебске, став даже его своеобразной «визитной карточкой». Рельефный декор рамы расписан золотосодержащими люстрами, нашедшими широкое применение в декорировании керамики на рубеже XIX-ХХ веков [9, с. 56-57]. Техника керамики с золочением (металлизация) была разработана в первое десятилетие ХХ века [3, с. 119].

Венчающая ярусная часть печи, расположенная над карнизом, уподоблена архитектурной композиции: облегченный антаблемент, фронтон, образованный двумя выпрямленными волютами с выемкой в середине («выгрызенный»), и крупный акротерий в виде стилизованной раковины с отходящими от нее двумя акантовыми волютами-гребнями. Внутри золотой контурной обводки веерообразных «листьев» /ребер рельефно выделяется концентрический ряд из восьми крупных блестящих бусин - perles, заключенных в золотую «оправу». Восемь - «священное число многих древних культур, космологический символ, связанный с гармонией Мира» [10, с. 291]. Лента рельефных небольших пальметт с завитками украшает фриз. В киматии пальметта трансформируется, обрастая асимметричными орнаментальными мотивами: с одной стороны, пластический растительный «завиток», с другой - причудливый хрящевидный ормушль, или кнорпель (auricular /lobat style). В орнаментации выкружки контурной рамы, обрамляющей верхнюю часть лицевого зеркала, доминирует мотив изогнутой ветви, унизанной ягодными «соцветиями» и широкими перистыми листьями в соединении с «восточной, или индийской пальметтой» (бута /шах /огурец). Наружная окантовка рамы (полувал) с орнаментом из «бус» (жемчужник) снова возвращает к классическим реминисценциям венчающей части с «жемчужницей», как и ионический киматий «каминной» полки, разделяющей печь на две части. Нижняя часть печи шире и по своей архитектонике и оформлению имитирует камин (ложный). Широкая рельефная рама с дугообразным угловым профилем «скашивает» углы прямоугольного зеркала, облицованного белыми изразцами, расположенными вразбежку. Декор нижней части фасада печи более сдержанный, хотя и здесь присутствуют флореальные мотивы на выкружке лицевой поверхности рамы и декоративных кронштейнах. Эффектное сочетание белой глянцевой глазури и золотой «ассистки» - линий и точек (foule point d'or), виртуозно брошенных на рельефную поверхность, придают печи нарядный, изысканный вид. Не только панно, но и другие объемно-рельефные изразцы комнатной печи (условно назовем ее «Жемчужница») были изготовлены на витебском заводе Б.Я. Лисовского, одного из крупнейших поставщиков печной керамики в Российской империи. Завод был основан в 1877 году дворянином Брониславом Яковлевичем Лисовским и просуществовал до Первой мировой войны. Продукция завода неоднократно отмечалась медалями на различных промышленных выставках. Предприятие имело свои магазины в Варшаве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Саратове, Казани, Николаеве [11, с. 58-59]. К кубанским потребителям керамическая продукция могла поступать непосредственно из магазинов, в частности Ростова-на-Дону, либо со складов, например, «печных кафелей» Г.М. Дмитриева в Екатеринодаре [12, с. 4].

Обращение к классическому искусству в начале ХХ века породило моду на печи в неоклассическом стиле, в декоре которых использовался один и тот же набор орнаментальных мотивов: ионик, жемчужник /бусы, пальметта, «сердечки», антемий, акант и др. Они оформляют контурные рамы, карнизы, фризы, цоколи. Стеновая печь в одном из жилых домов станицы Бесскорбной (ул. Ленина, 218), представляет собой наглядный пример принципа комбинаторного формосложения. Лицевое зеркало облицовано гладкими белыми изразцами и заключено в контурную раму с орнаментальным мотивом восточной пальметты, как и на «лабинской» печи. Над карнизом ионического стиля возвышается своеобразный ступенчатый «аттик», сложенный из фасонных изразцов в виде двух полос - широкой и узкой с орнаментом из пальметт и волют. Высота венчающего профиля цокольных изразцов значительно превышает вынос. Киматий декорирован листьями аканта, образующими метрический ряд, а цоколь «прорезает» орнамент типа «решетки» (квадрат, с вписанным в него прорезным ромбом, пересеченным двумя диагоналями). В целом декор печи менее выразителен, проще, «суше», гладкие и рельефные изразцы имеют непрозрачное опаковое

покрытие, лишенное светоносного ориентального блеска и золотой «ассистки». В другой комнате этого же дома находится угловая печь прямого типа с нишей, облицованная такими же белыми гладкими (зеркало) и рельефными изразцами (цоколь, карниз), вариативность проявляется только в венчающей части.

Типологически близки к описанным выше три средизальные печи в бывшем двухэтажном усадебном доме З.Ф. Щербака (в 2004 г. передан Свято-Покровскому храму г. Новоку-банска). Цокольные белые изразцы одной из печей идентичны «бесскорбнинским», а венчающая часть с «жемчужницей» - реплика навершия «лабинской» печи. В ней появляется новый элемент, который в большей степени коррелируется с названием «Жемчужница». Это голубая «подцветка» на рельефных элементах декора - раковине, акантовых «гребнях», листьях и др., с одной стороны, усиливающая игру холодных тонов и золотой «ассистки», с другой - вызывающая ассоциации с морем и моллюском haliotis («морское ушко», абалон), жемчужины которого отличаются своеобразной голубоватой, розоватой окраской. Сама печь воспринимается сверкающей «жемчужиной» в интерьере зала, требующего не менее изящной декорации. По-видимому, вариаций на морскую тематику было немало. Пример тому великолепная печь в двухэтажном особняке (1911) председателя правления уездной кассы Ф.П. Ефремова в г. Чебоксары (ул. К. Иванова, 4). «Стилистика рельефного декора, цвета и состав примененных глазурей свидетельствуют о том, что облицовка печи изготовлена также на изразцово-майоликовом заводе Б.Я. Лисовского в Витебске» [13]. Уменьшаются размеры кафеля, варьируется цвет (перловый), но остается неизменной архитектоническая композиция навершия с мотивом «жемчужницы». Вместо расписного изразца-панно появляется изображение картинного типа - марина («Парусник»), заполняющее всю верхнюю поверхность зеркала, но в обрамлении все той же рельефной рамы с мотивом «восточной пальметты». Различия проявляются в плотности керамической массы (черепок), глазурях (прозрачные /опаковые), золотой «разделке» узора.

Две белые изразцовые стеновые печи установлены в другом парадном помещении -одна ближе к углу, а другая почти по центру смежной стены (ил. на 3-й стр. обл.). Рельефно-объемный декор венчающей части выполнен в барочном стиле: раскреповка сложнопро-филированного карниза, создающая волнообразный полуфронтон, центральный акротерий в виде картуша с четырьмя парносимметричными волютами, угловые ормушли киматия, пальметты и т.д. Киматий заполняет орнамент treillage («решетка, сетка»), разомкнутый в центре «тимпана» крупной рельефной цветочной формой. По сторонам орнамент «трельяж» разрывают две небольшие перистые «пальметты», с отходящими от них, а также от центрального мотива, ветками с листьями и цветочными розетками. Растительно-цветочные мотивы трактованы натуралистично. Это впечатление еще более усиливает «подцветка» глазурями. Однако натуроподобные формы разрушают контрапунктическое звучание орнаментальной композиции. Стилистика рельефного декора, повторяемость мотивов, их репликация и вариационность свидетельствуют о том, что это изразцовая продукция витебского завода Б.Я. Лисовского.

В станице Вознесенской, в здании бывшего станичного правления (ул. Мира, 86), в коридоре (парадная прихожая) сохранилась угловая изразцовая печь. Она кажется очень массивной, несоразмерно большой из-за пропорциональных издержек в отношениях величин (высоты /ширины). Облицовка изразцами, как гладкими, так и рельефными, выполнена довольно «беспорядочно». Рама зеркала сложена из таких же изразцов, как и на описанной печи из дома в станице Бесскорбной - парафраз рамочных изразцов «лабинской» печи. Изразчатый пояс, проходящий в нижней части фасада, перцептивно выполняет функцию каминной полки; он составлен из типового набора рамочных изразцов в «неоклассическом стиле» (орнамент из пальметт). Привлекают внимание два элемента печного декора - изразец-панно в рокайльной раме и монолитный массивный карниз с раскрепо-ванным «фронтоном» и акротерием. На изразце изображен запорожский казак в типичном костюме (с элементами пейзажного фона) по мотивам известной работы художника С.И. Васильковского «Запорожец» (ил. на 3-й стр. обл.). Полихромия живописного декора не

заглушает звучания «золота», использованного в прорисовке картуша и рокайльных элементов. Второе декоративное «пятно», выпадающие из общего силуэта как по форме/размерам, так и орнаментально-цветовому решению - это навершие печи, поднятое на высокое основание, подобно древнемесопотамскому храму. Акротерий в виде объемной пальметты с двумя волютами, не вписавшийся в узкое межплафонное пространство, по-видимому, был отколот во время установки. При prospettiva di sotto т su (взгляд снизу вверх) на белом фоне хорошо видны обведенные золотом две огромные волюты, сходящиеся в центре, но изломанные в углах, орнаментальные раскреповки карниза (киматий), прерывистый ритм которых создается путем чередования выступающих маленьких капителей с акантовым декором и полупальметт. В тимпане лучкового фронтона, образованного волютами, в углах мерцают на рельефной поверхности два цветовых «пятна» - это плоды /цветы, высыпающиеся из рога изобилия, обращенного раструбом вниз, в связке с листьями аканта. Рог изобилия - эмблема богатства, благополучия, добродетели, земных радостей и счастья [16, с. 204]. Этот древний божественный атрибут обрастает дополнительными коннотациями в застольной культуре конца XIX - начала XX века. Корзина в виде рога изобилия с плодами, ягодами, цветами и зеленью становится обязательным и модным атрибутом украшения праздничного /свадебного стола [17, с. 40]. Необычный букет устанавливался в центре стола в наклонном положении - метонимическая демонстрация высыпающихся из рога плодов, ягод, цветов. Благопожелательная символика древней эмблемы, транспонированной в культуру застольного цветочного декорирования эпохи модерна, обусловила появление этого мотива в прикладном искусстве.

Флореальная тематика находит отражение и в рельефно-живописном декоре комнатной печи в бывшем доме атамана станицы Упорной Е.И. Мельникова, а затем здании станичного правления (ул. Советская, 26). Изразцовая печь приобретает стройные, удлиненные пропорции, в ее конструкции выделяются: цоколь, каминная полка с большим выносом, невысокий карниз и акротерии - центральный (картуш) и боковые (полуакроте-рии). Примечательно, что верхнее зеркало, облицованное белыми глазурованными изразцами и обрамленное, поставлено на небольшой профилированный цоколь (уподобление форм). В целом рельефный декор печи, в котором также используются классические мотивы, довольно сдержанный, строгий, немногословный. В центре верхнего лицевого зеркала помещен изразец-панно с рельефно-живописным изображением букета из полевых цветов (ландыши, маки, колокольчики и др.), трактованного натуралистично, хотя и в приглушенных тонах; золотая «ассистка» также оживляет рокайли рамы панно.

Строгие формы белой угловой печи каминного типа в усадебном доме родового имения «Акимовка» братьев Прокофия и Никиты Николенко (пос. Кубань, ул. Ветеранов, 18), подчеркнуты сдержанным неоклассическим декором с элементами ампирной атрибутики [7, с. 12]. На лицевом зеркале помещен изящный изразец-медальон с рельефным изображением крылатых «амурчиков» (amorini), держащих в руках различные атрибуты. Даже позднейшие «подновления» не разрушают целостного восприятия архитектоники и декора.

Красивые белые изразцовые печи, по воспоминаниям старожилов, были установлены в парадных/жилых покоях бывшего усадебного дома Солоцких в станице Владимирской (ул. Гагарина, 2). От прежней, некогда богатой усадьбы, построенной в 1905 году в уединенном живописном месте, с большим домом, отдельной кухней (имелась даже большая трапезная), прачечной, конюшней, прудом, садом, сейчас осталась «руинированная архитектура», скрытая в густых зарослях деревьев и кустарников. Последним владельцем этой усадьбы, возможно и ее создателем, был казачий офицер, станичный атаман Аполлон Минаевич Солоцкий. Старожилы вспоминают о нем не иначе как о пане/атамане/полковнике Солоцком. В руинах усадебного дома в 2016 году еще можно было увидеть фрагменты белых зеркал и контурных рам печей. На изразцах обнаружены клейма: «И. ПЪ СЕЛЬНИКЪ Г.КОПЫСЬ МОГ.Г.» И «Л.Ш. ДОЛГИНЪ КОПЫСЬ МОГИЛ.Г», позволившие установить производителей изразцов «лабинской» группы. Это кафельные заводы

г. Копысь Могилевской губернии - одного из старейших ремесленных центров производства художественной керамики, продукция которого поступала в различные города Российской империи. Во второй половине XIX века примерно до 40% населения Копыси составляли евреи, многие из которых занимались ремеслами (гл. обр. гончарным, выделкой кафельной плитки/изразцов). В 1895 купцы Ицка Песельник, Абрам Шапиро, Лейба Косой, Лея Гуревич, Елья Альперин и Рися Гинзбург владели 6 кафельными заводами, основанными в 1870-1880-х годах [18].

Проведенный сравнительно-типологический анализ форм, композиции, технических приемов исполнения, клейм позволил установить производителей печной керамики, нашедшей широкое применение в украшении комнатных печей жилых и общественных зданий Кубани. Это продукция изразцово-майоликового завода Б.Я. Лисовского в Витебске, кафельные заводы Л.Ш. Долгина и И. Песельника в г. Копысь Могилевской губернии, хотя, безусловно, этот круг намного шире. В этом ряду особо выделяются изразцы завода Лисовского, выпускавшиеся в разнообразном ассортименте. Рельефный декор изготавливался в различных «неостилях», среди которых в купеческом интерьере популярностью пользовался «неоклассический» стиль, примером чему являются стеновые и угловые диагональные печи, условно названные «жемчужницей». Классический «дух» поддерживали богато профилированные плафоны с падугами, мулюры в виде розеток с теми же мотивами, что и на изразцах (пальметты, акант и др.) - единственные элементы оформления интерьера, частью сохранившиеся в «руинированной» или «обновленной» архитектуре. Эклектика оставила заметный след в изразцовом декоре, проявившись не только в mixtum compositum орнаментальных мотивов, но и в противоречивом смешении стилизованных и натуроподобных фитоморфно-растительных форм, акцентированных цветом. Однако отдельные печи представляют собой высокохудожественные образцы архитектурной печной керамики. Безусловно, этот ряд в процессе изучения художественной компоненты сельской и городской усадьбы Кубани, в летописи которой еще не поставлена point final, в дальнейшем будет пополняться.

Источники и литература

1. Маслих С.А. Русское изразцовое искусство XV-XIX веков. М., 1983.

2. Баранова С.И. Русский изразец. Записки музейного хранителя. М., 2011.

3. Григорьева М.Д. Принципы композиционного взаимодействия декоративной керамики и архитектурных элементов в сооружениях Петербурга второй половины XIX - начала XX века // Архитектон: известия вузов. 2014. № 47.

4. Матвиенко Н.Н. Камины и печи Москвы и Московской губернии: некоторые аспекты типологии XIX - начала XX веков // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГПХА им. С.Г. Строгонова. 2014. Вып. III.

5. Беляев Л. Энциклопедия русского изразца // Родина. 2012. № 3. Рец. на кн.: Баранова С.И. Указ. соч.

6. Гангур Н.А., Гангур Д.И. «Старая» и «Новая» экономии дворян Пеховских на Кубани: историко-культурный экскурс // Культурная жизнь Юга России. 2016. № 4.

7. Гангур Н.А., Жданова Л.А. Экономия «Акимовка» - кубанское родовое имение купеческой династии Николенко // Культурная жизнь Юга России. 2016. № 3.

8. Киселев И.А. Архитектурные детали в русском зодчестве XIX - начала XX века: справочник архитектора-реставратора. М., 2005.

9. Роденков А.И., Лихолат К. Расписные изразцы-панно для печей завода Б.Я. Лисовского // Камины и печи [индустрия]. 2009. №7.

10. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т. 2. СПб., 2001.

11. Роденков А. Печные изразцы завода Б.Я. Лисовского в витебском музее // Камины и печи [индустрия]. 2009. № 6.

12. Кубанские областные ведомости. 1909. № 190.

13. Роденков А.И. Изразцовые камин и печи завода Б.Я. Лисовского в особняке Ф. Ефремова в Чебоксарах // Камины и печи [индустрия]. URL: http://Pallada-Afina.ru/press-czentr/publikaczii/1584 (дата обращения: 13.08.2017 г.).

14. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т. VIII. СПб., 2008.

15. Басманова Э. Старинный цветочный этикет: цветочные традиции и цветочный этикет в частной и общественной жизни России XVIII - начала XX века. М., 2013.

16. Российская еврейская энциклопедия. URL: http://www.rujen.ru/index.php/ (дата обращения: 10.08.2017 г.).

References

1. Maslikh S.A. Russkoe izrazcovoe iskusstvo XV-XIX vekov [Russian tiled art of the XV-

XIX centuries]. Moscow, 1983.

2. Baranova S.I. Russkij izrazec. Zapiski muzejnogo hranitelja [Russian tile. Notes of the museum curator]. Moscow, 2011.

3. Grigorieva M.D. Principles of composite interaction of decorative ceramics and architectural elements in the buildings of St. Petersburg in the second half of the XIX - early

XX century // Arkhitekton: Izvestiya vuzov. 2014. №. 47.

4. Matvienko N.N. Fireplaces and stoves in Moscow and Moscow province: some aspects of the typology of the XIX - early XX centuries // Dekorativnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaja sreda. Vestnik MGPHA im. S.G. Strogаnova. 2014. Issue. III.

5. Belyaev L. Encyclopedia of the Russian tile // Rodina. 2012. № 3. Rec. On the book: Baranova S.I.

6. Gangur N.A., Gangur D.I. «Old» and «New» savings of the Pehovsky noblemen in the Kuban: a historical and cultural excursion // Kul'turnaja zhizn' Juga Rossii. 2016. № 4.

7. Gangur N.A., Zhdanova L.A. Economy «Akimovka» - the Kuban family estate of the merchant dynasty Nikolenko // Kul'turnaja zhizn' Juga Rossii. 2016. № 3.

8. Kiselev I.A. Arhitekturnye detali v russkom zodchestve XIX - nachala XX veka: spravochnik arhitektora-restavratora [Architectural details in the Russian architecture of the XIX -early XX century: a directory of the architect-restorer]. Moscow, 2005.

9. Rodenkov A.I., Liholat K. Painted tiles-panels for the furnaces of the plant B.Ya. Lysovskogo // Kaminy i pechi [industrija]. 2009. № 7.

10. Vlasov V.G. Bol'shoj enciklopedicheskij slovar' izobrazitel'nogo iskusstva. [Large encyclopedic dictionary of fine art]. T. 2. SPb., 2001.

11. Rodenkov A. Oven tile factory B.Ya. Lisovsky in the Vitebsk Museum // Kaminy i pechi [industrija]. 2009. № 6.

12. Kubanskie oblastnye vedomosti [The Kuban regional sheets]. 1909. № 190.

13. Rodenkov A.I. Tiled fireplace and furnace factory B.Ya. Lisovsky in F. Efremov's mansion in Cheboksary // Fireplaces and stoves [industry] [Electronic resource]. URL: http:// Pallada-Afina.ru/press-czentr/publikaczii/1584 (date of circulation: August 13, 2017).

14. Vlasov V.G. A new encyclopedic dictionary of fine art. T. VIII. SPb., 2008.

15. Basmanova E. Starinnyj cvetochnyj etiket: cvetochnye tradicii i cvetochnyj etiket v chastnoj i obshhestvennoj zhizni Rossii XVIII - nachala XX veka [Old floral etiquette: floral traditions and floral etiquette in private and public life in Russia XVIII - early XX century]. Moscow, 2013.

16. Rossijskaja jevrejskaja enciklopedija [Russian Jewish Encyclopedia] [Electronic resource]. URL: http://www.rujen.ru/index.php/ (date of circulation: August 10, 2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.