но компенсирующий имеющиеся у школьников затруднения в формировании навыка письма. Т.В.Ахутина [1], рассматривая нейропсихологические механизмы нарушений письма у детей, выделила регуляторную дисграфию, в основе которой лежит несформированность функций регуляции, программирования и контроля. В рассматриваемом нами случае наблюдается обратная картина - достаточная сфор-мированность самоконтроля позволяет ребенку исправить возникшие ошибки и, возможно, избежать их появления.
Таким образом, исследование состояния навыка письма у учащихся 3-х классов показало наличие нарушений письма у 44,5% детей, еще у 37% выявлены пограничные показатели сформированности навыка письма. Распределение специфических ошибок различных типов демонстрирует, что одним из основных факторов, обсулавливающих расстройства письма у обследованных детей, является недостаточная сформированность языкового анализа и синтеза, в частности, фонематического анализа и умения определять границ предложения в воспринимаемом на слух тексте.
Список литературы
1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихоло-гическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции. - М.: МПСИ, 2001. - с. 7-20
2. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. - Тула: ООО Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2004. - 350 с.
3. Иншакова О.Б. Мультидисциплинарный анализ становления фонематического навыка письма у младших школьников. - М.: В.Секачев, 2013. - 282 с.
4. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников/ Под общ.ред. Т.В.А-хутиной, О.Б.Иншаковой. - М.: В.Секачев, 2008. - 128 с.
5. Яковлева Н.Н. Исследование состояния навыков письменной речи у учащихся 2-4 классов // Проблемы современного педагогического образования, 2016. - №50-4. -с.302-309.
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ АНАЭРОБНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЗЮДОИСТОВ 14-13 ЛЕТ В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ НА ТРЕНИРОВОЧНОМ
ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ
Козырева Дарья Андреевна
Студент магистратуры, ФГБОУВО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец
Варфоломеева Зоя Семеновна
Канд. пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец
АННОТАЦИЯ
Обоснована социальная актуальность направления исследования. Приведены результаты оценки анаэробных способностей дзюдоистов 13-14 лет. Отмечена положительная корреляция доли мышечного компонента от общей массы тела и измерения анаэробной мощности (Вт/кг), а также между показателями анаэробной мощности дзюдоистов и количеством бросков за 30 секунд и количеством отжиманий за 20 секунд. Предложен вариант методики развития анаэробных способностей дзюдоистов 13-14 лет в предсоревновательном периоде на тренировочном этапе подготовки, особенностью которой являются:
осуществление индивидуализации учебно-тренировочного процесса в зависимости от морфофункциональной типологии спортсменов;
увеличение удельного веса объема специальной физической подготовки и учебно-тренировочных схваток в предсоревновательном периоде за счет уменьшения объема общей физической подготовки и технической.
ABSTRACT
Authors of article proved social relevance of the research direction. We gave results of an assessment of the 10-13-year-old judoiSs's anaerobic capacity. We identified positive correlation between the proportion of muscle component of the total body weight and anaerobic power measurement, and also between the indices of judoiSs's anaerobic power and the number throws in 30 seconds, and the number of push-ups in 20 seconds. We have proposed a variant method of development of the 10-13-year-old judoiSs's anaerobic capacity in the period before competition on training Sage of preparation, features of which are:
individualization of the training process, depending on the morphological and functional typology of athletes;
increase the proportion of the volume of special physical training and the training fights in precompetitive period by reducing the amount of overall fitness and technical.
Ключевые слова:анаэробные способности, дзюдоисты, предсоревновательный период, тренировочный этап подготовки.
Keywords: anaerobic capacity, judoiSs, period before the competition, training Sage of preparation.
Как отмечается в «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», в середине текущего десятилетия в сфере физической культуры и спорта страны возник комплекс проблем, одной
из которых является отсутствие эффективной системы детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд страны. Нерешенные проблемы различного характера, в том числе науч-
но-методического и медико-биологического обеспечения, сдерживают развитие детско-юношеского спорта, не позволяют готовить полноценный спортивный резерв [1]. В связи со сказанным, актуализируются вопросы, касающиеся создания благоприятных предпосылок для достижения юными спортсменами высоких результатов, в том числе в дзюдо.
В свою очередь, анализ практики подготовки юных дзюдоистов показывает, что ориентация тренировочного процесса на достижение спортивных результатов приводит к проблемам комплексной подготовки, форсированию тренировочных нагрузок, в том числе и в предсоревновательный период.
Шестаков В.Б отмечает, что на начальном и тренировочном этапах спортивной подготовки в дзюдо тренерам необходимо соблюдать четкое дозирование напряженности тренировочных и соревновательных нагрузок у спортсменов. Это требование связано с процессом интенсивного роста и полового созревания организма дзюдоистов, когда резко активизируются естественные пластические, энергетические и регуляторные процессы, являющиеся для организма своего рода нагрузкой [2]. При этом адекватное дозирование нагрузки возможно лишь при условии медико-биологического сопровождения на всех этапах подготовки.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена наличием противоречий, во-первых, между необходимостью демонстрации стабильных спортивных результатов юными дзюдоистами и недостаточно высоким уровнем научно-методического и медико-биологического обеспечения; а во-вторых, противоречием между рекомендациями четкого дозирования тренировочных и соревновательных нагрузок, развития анаэробных способностей и отсутствием методических разработок и рекомендаций по их использованию в предсоревновательном периоде на тренировочном этапе подготовки.
Цель: разработать и проверить эффективность методики развития анаэробных способностей дзюдоистов 13-14 лет в предсоревновательном периоде на тренировочном этапе подготовки.
Исследование проходило на базе МАОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа боевых искусств» г. Череповца. В нем приняли участие 15 дзюдоистов массовых разрядов учебно-тренировочной группы до 2-х лет обучения с недельным объемом нагрузки 14 часов и стажем занятий 4-5 лет.
Для достижения поставленной цели мы проанализировали результаты констатирующего эксперимента, представленного соматометрическими исследованиями (измерение роста, веса и определение компонентного состава тела) и тремя контрольными упражнениями («сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 20 с (отжимания)», «броски за 30 с с партнером» и Вингейтский анаэробный тест).
Проведя анализ результатов расчета индекса Рорера и компонентного состава тела, определили отношение испытуемых к крайним соматотипам: 20% исследуемых дзюдоистов экспериментальной группы отнесли к гипостениче-скому типу телосложения и 23,3% - к гиперстеническому.
В ходе анализа данных Вингейтского анаэробного теста установили среднее значение ВАнТ30, равное 3,9±0,5 Вт/кг. Дзюдоисты, продемонстрировавшие результат выше указанного значения, показали лучшие результаты и в контрольных упражнениях «сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 20 с (отжимания)» и «броски за 30 с с партнером»,
а при анализе компонентного состава тела - самый низкий процент жирового компонента и наиболее высокую долю мышечного компонента (более 60% от общей массы тела).
С помощью корреляционного анализа были сопоставлены значения доли мышечного компонента от общей массы тела и измерения анаэробной мощности (Вт/кг). Корреляция между данными показателями статистически значима: 0.631 при г_0.05= 0,52 и г_0.01= 0,66. Также отмечена положительная корреляционная связь между анаэробной мощностью дзюдоистов экспериментальной группы и количеством бросков за 30 секунд 0.786 при г_0.05= 0,52 и г_0.01= 0,66), анаэробной мощностью и количеством отжиманий за 20 секунд 0.677 при г_0.05= 0,52 и г_0.01= 0,66).
Анализ научных работ, программ по дзюдо, результатов констатирующего эксперимента дал возможность предложить вариант методики развития анаэробных способностей дзюдоистов 13-14 лет в предсоревновательном периоде на тренировочном этапе подготовки, особенностью которой являются:
1. Осуществление индивидуализации учебно-тренировочного процесса в зависимости от морфофункциональ-ной типологии спортсменов:
сопряженное развитие специальных «ведущих» физических качеств и технико-тактической подготовленности с учетом «ведущего» качества спортсменов;
использование основного метода развития анаэробных способностей - интервального, с учетом временной специфики соревновательной схватки и типологии спортсмена
2. Увеличение удельного объема специальной физической подготовки и учебно-тренировочных схваток в пред-соревновательном периоде за счет уменьшения объема общей физической подготовки и технической.
В ходе реализации программы преобразующего эксперимента для спортсменов, относящихся к гипостеническому типу конституции, акцент делаем на развитии скоростных способностей, на совершенствовании темповых бросков и их выполнении в серии (несколько бросков друг за другом), а также совершенствовании работы на длинной дистанции. В работе со спортсменами, относящимся к гиперстениче-скому типу телосложения, осуществляем акцентированное развитие силовых способностей, особое внимание уделяется совершенствованию работы на короткой дистанции, корпусным броскам и их мощному выполнению.
Интервальный метод используется с учетом временной специфики соревновательной схватки, которая длится 3 минуты чистого времени, и с учетом морфофункциональной типологии спортсменов. Наши наблюдения показали, что соревновательные схватки спортсменов гипостенического типа телосложения более динамичны, отличаются большим количеством атакующих действий и, соответственно, остановок (возвращение спортсменов на исходные позиции, к примеру после нерезультативной атаки) в таких поединках больше, по сравнению со схватками спортсменов, относящихся к гиперстеническому типу. Соревновательные схватки спортсменов гиперстенического типа конституции носят силовой характер, поединки не отличаются большим количеством атак, и при этом броски мощные и силовые. Данная специфика учитывается при дозировании интервалов работы и отдыха внутри одной серии при фронтальном методе организации учебно-тренировочного занятия.
Предварительные результаты преобразующего эксперимента указывают на эффективность предложенной методики развития анаэробных способностей дзюдоистов 13-14 лет в предсоревновательном периоде на тренировочном этапе подготовки.
Список литературы
1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. [Электрон-
ный ресурс]. - Режим доступа:. http://www.minsport.gov.ru/ йоситеШ5/тт1йгу-оМеге/1830/?5рЬга5е^=78
2.Шестаков В.Б., Ерегина С.В. Теория и методика детско-юношеского дзюдо. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nme.rn/spoil/teorija_i_metodika_detsko_ yunosheskogo_dzyudo/index.php
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ С РОДИТЕЛЯМИ ВНЕУРОЧНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КУЛИЧКОВА ГАЛИНА ДМИТРИЕВНА
Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №503 г. Санкт-Петербурга
АННОТАЦИЯ
В современном мире нравственное воспитание детей является очень актуальным. В статье хотелось показать, как я пытаюсь это осуществлять в своей работе, в первую очередь, во внеурочной деятельности: классные часы, совместные праздники, школьные акции, индивидуальная консультативная помощь родителям- и всё это проводится при взаимодействии школы с родителями. Тогда вырастут достойные граждане нашего государства.
ABSTRACT
In today's world the moral upbringing of children is very important. In the article I wanted to show how I'm trying to implement it in their work, primarily in overtime activity: cool watches, joint holidays, school promotions, private counselling parents- and all this is done with the collaboration of the school with their parents. Then grow worthy citizens of our State.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, внеурочная деятельность, взаимодействие школы с родителями.
Keywords: spiritually-moral education activities outside school interaction with parents.
Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют людей размышлять о будущем России, о подрастающем поколении, которое в дальнейшем станет управлять государством.
В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Видно, что произошли утрата духовно-нравственных ориентиров и смена нескольких поколений людей, большинство которых лишены понимания цели и смысла жизни. Поэтому нравственное воспитание в современном обществе является наиболее актуальным. Знания о нормах поведения в социуме необходимы людям потому, что они не только информируют их, но и дают им представления о последствиях поступков. В основном эти знания формируются и развиваются в школе.
На наш взгляд, главной целью воспитательной работы в современной школе - является воспитание успешного школьника через совместную с родителями внеурочную деятельность. При этом в своей работе мы ставим себе следующие задачи:
1.Вовлекать родителей в совместную с учащимися творческую деятельность.
2.Помочь родителям осознать, что в первую очередь при условии тесного взаимодействия семьи и школы их дети смогут стать полноценными членами современного общества.
3.Формировать у учащихся духовно-нравственные ценности.
В.А.Сухомлинский писал: «Как можно меньше вызова в школу отцов и матерей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей...».
Мы с этим утверждением не согласны. Родителей в нашей школе не вызывают, а приглашают для того, чтобы вместе решать возникающие у ребенка проблемы.
Нам импонируют слова А.С.Макаренко, который говорил, обращаясь к родителям: «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Если Вы напутаете, воспитаете плохого человека, горе от этого будет не только вам, но и многим людям и всей стране.» Это немаловажно, так как нравственное развитие ребенка происходит, во-первых, в семье, где протекает первичная социализация ребенка, в которой дети усваивают те нормы и правила, которые приняты не только в обществе, но в этой малой группе. Внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки и духовные ценности родителей являются важнейшим источником жизненного опыта школьников.
Во-вторых, усвоение нравственных норм, происходит и в школе во время учебной деятельности. Оно осуществляется посредством организации урока и личностью учителя. Но само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, так как воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-третьих, источником нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные потребности в общении, более