Научная статья на тему 'Особенности методики формирования коммуникативной компетентности будущих учителей с использованием информационных и коммуникационных технологий'

Особенности методики формирования коммуникативной компетентности будущих учителей с использованием информационных и коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое образование / коммуникативная компетентность / формирование коммуникативной компетентности / информационные технологии / коммуникативные технологии

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева О. В.

Статья характеризует экспериментально апробированную методику формирования коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза. На основании деятельностного подхода к организации профессиональной педагогической подготовки в методику включены практико-ориентированные коммуникативные задачи, решаемые с использованием информационных и коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article characterizes the experimentally studied methods of formation pedagogical university students" communicative competence. The following methods, grounded in the activity-based approach, include the use of the information technologies and especially selected communicative tasks.

Текст научной работы на тему «Особенности методики формирования коммуникативной компетентности будущих учителей с использованием информационных и коммуникационных технологий»

О. В. Яковлева

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа представлена кафедрой педагогики.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Т. Н. Носкова

Статья характеризует экспериментально апробированную методику формирования коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза. На основании деятельностного подхода к организации профессиональной педагогической подготовки в методику включены практи-ко-ориентированные коммуникативные задачи, решаемые с использованием информационных и коммуникационных технологий.

The article characterizes the experimentally studied methods of formation pedagogical university students’ communicative competence. The following methods, grounded in the activity-based approach, include the use of the information technologies and especially selected communicative tasks.

Изучение тенденций информатизации образования1 позволяет сделать вывод, что будущим учителям предстоит строить профессиональную деятельность в совершенно иных информационно-технологических и коммуникационных условиях. Диалогический характер педагогической деятельности определяет актуальность проблемы формирования коммуникативной компетентности2 будущих педагогов, в современной трактовке которой особое внимание уделяется готовности к решению широкого круга коммуникативных задач с использованием информационных и коммуникационных технологий.

С целью поиска одного из возможных путей решения данной проблемы была разработана и экспериментально апробирована методика формирования коммуникативной компетентности студентов, будущих учителей. Деятельностный подход3 к организации профессиональной педагогической подготовки позволил включить в работу две группы практико-ориентированных коммуникативных задач, решаемых с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Первую группу составляют задачи информационного и интерактивного плана. Прежде всего это поиск информации4 (ра-

бота с различными информационными источниками - поисковыми и метапоисковы-ми системами, электронными ресурсами, базами данных), анализ и представление ее различными способами (в виде электронных текстов, аудиовизуальных сообщений, электронных схем, таблиц, диаграмм, рисунков, символов). Кроме того, данная группа включает задачи, направленные на организацию совместной деятельности - ее мотивацию, планирование и контроль. Например, обмен сообщениями с использованием широкого спектра телекоммуникационных технологий: электронной почты, образовательного чата (сходных с ним технологий - Messenger, ICQ, Miranda), сетевых конференций (сетевых дневников, журналов).

Ко второй группе относятся задачи социально-психологического плана. С одной стороны, они связаны с восприятием образа учащегося, проявлением таких качеств и свойств, как эмпатия, взаимопонимание, наблюдательность. В условиях использования информационных и коммуникационных технологий решение задач такого рода требует дополнительной подготовки, так как технические каналы оказывают серьезное влияние на количество и качество воспринимаемой вербальной и невербальной

информации. С другой стороны, в данную группу входят и воспитательные задачи. Их решение может осуществляться средствами аудиовизуальных технологий - через создание видеомодулей, телевизионных передач, кинофильмов воспитательного характера5.

Экспериментальная апробация методики проводилась в период с 2003 по 2006 год на базе РГПУ им. А. И. Герцена в процессе преподавания учебных дисциплин «Технические и аудиовизуальные средства обучения», «Электронно-коммуникативные и аудиовизуальные средства обучения», «Информационные технологии в науке и образовании». В исследование были включены студенты (будущие бакалавры и магистры образования, педагогики) факультета безопасности жизнедеятельности, института детства, факультета географии. Усложнение коммуникативных задач осуществлялось с точки зрения формы коммуникации, сложности задачи и самостоятельности ее решения.

На первом этапе экспериментальной работы предлагались коммуникативные задачи информационного плана, решаемые на основе базовых телекоммуникаций в аспекте приложений MS Office. В качестве примеров можно привести такие, как профессиональная самопрезентация педагога (создание резюме с использованием текстового процессора MS Word), оформление рекламного буклета образовательного учреждения или услуг (MS Publisher), создание мультимедийной компьютерной презентации обучающего характера (MS Power Point).

На втором этапе экспериментальной работы коммуникативные задачи уже в большей степени были направлены на построение диалога с использованием сетевых технологий. Именно здесь студенты могли получить представление о культуре сетевого взаимодействия (net-этикет), проанализировать проблемы, возникающие в опосредованной коммуникации, на примере наиболее простой web-технологии - электронной почты. Таким образом, осуществлялся переход от решения задач преимуще-

ственно информационного плана к задачам интерактивного плана.

На третьем этапе происходило ознакомление с еще более сложными коммуникативными задачами, предполагающими участие не только в диалоге, но и в полилоге, когда количество сенсорной информации ограничено в связи с техническими особенностями сетевых технологий. Например, студенты имели возможность участвовать в сетевой педагогической конференции и общения в образовательном чате. Магистрантам предлагались дополнительные задачи, связанные с анализом и проектированием электронных материалов обучающего и воспитательного характера.

В процессе решения студентами коммуникативных задач наиболее детально изучались такие аспекты коммуникативной компетентности, как владение средствами информационных и коммуникационных технологий, письменная речь (именно этот вид речи наиболее задействован в условиях использования компьютерных технологий), а также мотивация как к решению частной коммуникативной задачи, так и к педагогической деятельности в целом.

Измерение интересующих аспектов коммуникативной компетентности производилось посредством установления их уровня с использованием разработанных критериев. Так, критериями выявления уровня развития письменной речи выступали следующие: умение составлять разные виды письменных текстов, грамотность, знание педагогической терминологии. Основным критерием определения уровня владения средствами информационных и коммуникационных технологий являлась степень самостоятельности их использования для решения коммуникативных задач. Для определения уровня мотивации как характеристики субъектной позиции анализировались качество выполнения задания и степень заинтересованности в нем.

Изучение результатов экспериментального исследования показало, что решение студентами коммуникативных задач раз-

ных планов имеет свою специфику. В частности, студенты бакалавриата успешно решают задачи информационного плана, причем существует корреляционная связь между уровнями мотивации, развития письменной речи и владения средствами информационных и коммуникационных технологий. Студенты с высокой мотивацией в процессе решения коммуникативных задач имеют, соответственно, высокие уровни развития письменной речи и владения средствами информационных и коммуникационных технологий. Это связано с осознанным подходом к задаче, детальной проработкой как содержательной, так и технической стороны ее решения. Наличие мотивации, интереса к педагогической деятельности детерминирует успешную реализацию не только технической, но и содержательной стороны технико-опосредованной коммуникации: выбор актуального материала, поиск различных способов его представления, адаптацию информации, грамотное использование терминологии. Низкая мотивация, отсутствие четкой направленности на педагогическую деятельность приводят к формальному решению коммуникативной задачи.

Магистранты, имеющие высокий уровень мотивации к профессиональной педагогической, а также научной деятельности, успешно решают с использованием информационных и коммуникационных технологий задачи не только информационного, но и интерактивного, а также социально-психологического плана: участие в педагогическом диалоге, полилоге, проектирование электронных образовательных ресурсов обучающего и воспитательного характера.

Информационно-технологическая и педагогическая поддержка студентов и магистрантов были реализованы на всех этапах экспериментальной работы и включали несколько направлений. Первое направление заключалось в создании мотивации позна-вательной деятельности на решение соответствующих коммуникативных задач: постановка целей, объяснение требований,

приведение примеров из профессиональной педагогической деятельности. Наибольшее внимание уделялось студентам с низкой мотивацией с целью повышения продуктивности их работы. Второе направление, связанное с информационно-технологической поддержкой, включало разработку методических рекомендаций ко всем заданиям, создание банка примеров электронных ресурсов, представление правил их оформления. Студенты с низким уровнем владения средствами информационных и коммуникационных технологий получали наиболее детализированную помощь. Третье направление способствовало развитию письменноречевого компонента коммуникативной компетентности студентов: предоставление информации о специфике коммуникации в письменной форме с использованием информационных и коммуникационных технологий, указание на ошибки и неточности в текстах, создание условий для трени-ровки умений письменной речи в техникоопосредованной коммуникации (использование интерактивных словарей, справочников , встроенных возможностей текстового процессора). Четвертое направление включало организацию возможности постоянной обратной связи. Обучающиеся могли обратиться к преподавателю не только лично, но и опосредованно, с использованием электронной почты, с целью уточнения заданий, получения дополнительной информации.

Таким образом, апробация разработанной методики дает возможность сделать выводы об условиях успешного применения информационных и коммуникационных технологий с целью формирования коммуникативной компетентности будущих учителей.

Во-первых, деятельностный подход позволяет утверждать, что основным инструментом формирования коммуникативной компетентности является решение постепенно усложняющихся коммуникативных задач. Во-вторых, современная профессиональная педагогическая деятельность в

условиях информатизации тесно связана с использованием информационных и коммуникационных технологий, следовательно, будущих учителей необходимо обучать решению коммуникативных задач в информационной среде. В-третьих, на разных ступенях профессионального образования студенты имеют различную степень готовности решать коммуникативные задачи информационного, интерактивного и соци-

ально-психологического плана, поэтому предлагаемые задачи необходимо постепенно и целенаправленно усложнять. В-четвертых, доказанная взаимосвязь между мотивацией студента, опытом решения коммуникативных задач, владением средствами информационных и коммуникационных технологий обусловливает необходимость дифференцированной помощи, поддержки, обратной связи.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См. работы: Новые педагогические и информационные технологии // Под. ред. Е.С. Полат М., 1999; Пасхин Е. Н. Философско-методологические аспекты информатизации образования // Системы и средства информатики. Информационные технологии в образовании: От компьютерной грамотности - к информационной культуре общества. М., 1996; Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М., 1994.

2 См. работы: Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4; Компетентностный подход в педагогическом образовании / Под. ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Родионовой, А. П. Тряпицыной. СПб., 2005; Райцев А. В. Развитие профессиональной компетентности студентов в образовательной системе современного вуза. М., 2002.

3 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

4 Витухновская А. А. Обучение студентов педвузов технологии решения информационно-поисковых задач // Информатика и образование. 2003. № 7.

5 См. работы: Носкова Т. Н. Аудиовизуальные технологии в образовании. СПб., 2004; Методические основы создания использования модульной аудиовизуальной технологии обучения. СПб., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.