Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетентности будущих учителей с использованием информационных и коммуникационных технологий'

Формирование коммуникативной компетентности будущих учителей с использованием информационных и коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носкова Т. Н., Яковлева О. В.

Авторами приводится характеристика экспериментально апробированной методики формирования коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза. Предлагаемая методика основана на использовании информационных и коммуникационных технологий, а также на решении специально подобранных квазипрофессиональных коммуникативных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Носкова Т. Н., Яковлева О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming Communicative Competence of Future Teachers with the Use of Information and Communication Technologies

The authors give a characteristics of experimentally approved method of forming of communicative competence of students that study at pedagogical institution. Suggested method based on the use of information and communication technologies as well as on the solving of specially selected quasi-professional communication tasks.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетентности будущих учителей с использованием информационных и коммуникационных технологий»

€ГОШ;Ш;ШЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ >&ЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙ^^

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ

И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Т. Н. Носкова, профессор кафедры информационных и коммуникационных технологий РГПУ им. А. И. Герцена,

О. В. Яковлева, ассистент кафедры информационных и коммуникационных технологий РГПУ им. А. И. Герцена

Авторами приводится характеристика экспериментально апробированной методики формирования коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза. Предлагаемая методика основана на использовании информационных и коммуникационных технологий, а также на решении специально подобранных квазипрофессиональных коммуникативных задач.

Использование информационных и коммуникационных технологий в процессе профессиональной педагогической подготовки в настоящее время вошло в массовую практику. К сожалению, в современном обществе наблюдается снижение коммуникативной культуры, особенно ярко проявляющееся у молодежи. Несмотря на объективную потребность общества в развитии, расширении коммуникативной компетентности будущих учителей, в профессиональном педагогическом образовании преимущественно используются информационные возможности компьютерных и аудиовизуальных технологий, их коммуникационный потенциал до сих пор применяется недостаточно.

С целью поиска возможных путей разрешения данного противоречия нами была разработана и экспериментально апробирована методика формирования коммуникативной компетентности будущих учителей с опорой на информационные и коммуникационные технологии. Она основана на решении студентами постепенно усложняющихся коммуникативных задач, которые могут встречаться в различных ситуациях педагогической деятельности, причем решение задач осуществляется с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Для исследования было отобрано несколько групп задач.

Первую группу составили задачи информационного плана. Это такие задачи, как поиск информации (работа с различными информационными источниками — печатными изданиями, электронными ресурсами, базами данных), ее анализ, представление различными способами (в виде письменных текстов, устных сообщений, схем, таблиц, диаграмм, рисунков, символов), передача и обмен информацией (обмен сообщениями по электронной почте, использование телекоммуникационных технологий).

Вторая группа включила в себя задачи интерактивного плана. К данной группе относятся задачи, направленные на организацию совместной деятельности, например, предполагающие побуждение, мотивацию к совместной деятельности, ее планирование и контроль.

В третью группу вошли задачи социально-психологического плана. Подобные задачи предполагают воздействие на эмоциональную сферу человека, а также восприятие эмоционального состояния, адекватное реагирование на него. Примерами могут служить проявление таких качеств и свойств личности, как эмпатия, взаимопонимание, наблюдательность.

Усложнение задач в экспериментальной работе осуществлялось с точки зрения форм коммуникации, сложности коммуникативной задачи и самостоятельности ее решения.

© Т. Н. Носкова, О. В. Яковлева, 2007

ffiiliiiiiiiie №3/4

Экспериментальная апробация методики проводилась в период с 2003 по 2006 г. на базе РГПУ им. А. И. Герцена в процессе преподавания учебных дисциплин «Технические и аудиовизуальные средства обучения», «Электронно-коммуникативные и аудиовизуальные средства обучения», «Информационные технологии в науке и образовании» по кафедре информационных и коммуникационных технологий. В экспериментальную работу были включены будущие бакалавры и магистры науки, образования, педагогики факультета безопасности жизнедеятельности, института детства, факультета географии.

На первом этапе экспериментальной работы предлагались коммуникативные задачи с преобладанием монологических форм коммуникации, решаемые на основе базовых телекоммуникаций в аспекте приложений MS Office. Это были задачи информационного плана, например, профессиональная самопрезентация педагога (создание резюме), оформление рекламного буклета образовательного учреждения или образовательных услуг, создание мультимедийной компьютерной презентации образовательного характера и др.

На втором этапе коммуникативные задачи в большей степени предполагали построение диалога, осуществление педагогической коммуникации с использованием сетевых технологий. Студенты получали представление о культуре сетевого взаимодействия (net-этикет), анализировали проблемы, возникающие в опосредованной коммуникации, на примере наиболее простой web-технологии — электронной почты. Для данного этапа характерен переход от решения задач преимущественно информационного плана к задачам интерактивного плана.

На третьем этапе работы студенты имели возможность познакомиться с еще более сложными коммуникативными задачами, предполагающими участие не только в диалоге, но и в полилоге, причем в условиях ограниченной сенсорной

информации, предопределяемых техническими возможностями сетевых технологий. Примерами могут служить участие в сетевой педагогической конференции, образовательном чате. Магистрантам предлагались дополнительные задачи, связанные с анализом электронных образовательных ресурсов, проектированием электронных образовательных материалов.

Педагогическое сопровождение обучающихся реализовалось на всех этапах экспериментальной работы по формированию, развитию коммуникативной компетентности студентов и магистрантов и осуществлялось по нескольким направлениям.

Первое направление предусматривало создание психологической установки на решение соответствующих коммуникативных задач и включало в себя постановку задач, объяснение требований к их выполнению, приведение примеров подобных задач в профессиональной педагогической деятельности. Наибольшее внимание уделялось студентам с низкой мотивацией. При этом преследовалась цель повышения продуктивности их деятельности.

Второе направление было связано с информационно-технологической поддержкой студентов и предполагало разработку методических рекомендаций ко всем заданиям, создание банка примеров электронных ресурсов, представление правил оформления электронных ресурсов. Студенты с низким уровнем владения средствами информационных и коммуникационных технологий получали наиболее детализированную помощь соответствующего характера.

Третье направление способствовало развитию письменно-речевого компонента коммуникативной компетентности студентов посредством предоставления им информации о специфике профессиональной коммуникации в письменной форме с использованием информационных и коммуникационных технологий, указания на ошибки и неточности в текстах, со-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

здания условии для тренировки умении письменной речи и технико-опосредован-ноИ коммуникации.

Четвертое направление заключалось в организации возможности постоянной обратной связи преподавателя и студентов (магистрантов). Обучающиеся могли обратиться к преподавателю не только лично, но и опосредованно, с использованием электронной почты, для уточнения заданий, получения дополнительной информации, отработки пропущенных занятий.

В процессе решения студентами задач основное внимание уделялось таким аспектам коммуникативной компетентности, как развитие письменной речи (именно этот вид речи наиболее задействован в условиях использования компьютерных технологий), владение средствами информационных и коммуникационных технологий, а также мотивация к решению коммуникативной задачи.

Анализ результатов экспериментального исследования показал, что решение студентами коммуникативных задач разных планов имеет свою специфику. Измерение интересующих нас аспектов коммуникативной компетентности производилось посредством определения их уровня с использованием разработанных критериев.

Критериями при определении уровня развития письменной речи выступали умение составлять разные виды письменных текстов, грамотность, терминологический запас в профессиональной области. Критерием уровня владения средствами информационных и коммуникационных технологий служила степень самостоятельности в использовании компьютерных технологий для решения коммуникативных задач. Критериями уровня мотивации как характеристики субъектной позиции являлись качество выполнения задания (решения коммуникативной задачи), степень заинтересованности (устанавливалась путем наблюдения).

Результаты исследования свидетельствуют о том, что студенты бакалаври-

ата успешно решают задачи информационного плана. При этом прослеживается связь с будущей профессиональной деятельностью, а также с уровнем мотивации. Студенты, имеющие высокую мотивацию, а также педагогическую профессиональную ориентацию, эффективно реализуют содержательную сторону тех-нико-опо средованной коммуникации: адаптацию содержания, письменно-речевой аспект коммуникации (грамотность, владение профессиональной терминологией, стилистическое оформление текста). Студенты, не имеющие высокой мотивации и четкой направленности на педагогическую деятельность, в большей степени реализуют техническую сторону коммуникации; реализация содержательной стороны у них вызывает определенные затруднения.

Магистранты, имеющие высокий уровень мотивации к профессиональной педагогической, а также научной деятельности, успешно решают с использованием информационных и коммуникационных технологий задачи не только информационного, но и интерактивного, а также социально-психологического плана.

Статистическая обработка данных, полученных в ходе экспериментального исследования, с применением факторного анализа позволила выявить, какой из трех изучаемых факторов — мотивация, развитие письменной речи или владение средствами информационных и коммуникационных технологий — имеет наибольшее значение для различного контингента студентов в процессе решения коммуникативных задач. Было установлено, что для магистрантов ведущим фактором является развитие письменной речи, для студентов факультета безопасности жизнедеятельности — владение средствами информационных и коммуникационных технологий, для студентов института детства и факультета географии — мотивация.

В процессе решения коммуникативных задач обнаруживается корреляционная связь между уровнями владения

ІІІІ1ІІІІИІІШ №3/4

письменной речью, средствами информационных и коммуникационных технологий и мотивацией студентов. Студенты с более высоким уровнем мотивации в процессе решения коммуникативных задач демонстрируют и более высокие уровни развития письменной речи и владения средствами информационных и коммуникационных технологий. Это связано с более осознанным подходом к решению коммуникативных задач, детальной проработкой как содержательной, так и технической сторон ее решения.

В процессе экспериментальной работы выявлена динамика развития у будущих учителей письменной речи и владения средствами информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных задач. Формирование умений использовать информационные и коммуникационные технологии происходит более динамично, что связано с применением формализованной методики. Развитие письменно-речевого аспекта коммуникативной компетентности отличается меньшей динамичностью в связи со сложностью процесса развития самой письменной речи. Более значительное повышение уровня исследуемых компонентов коммуникативной компетентности отмечено у студентов с высокой мотивацией.

Приращение уровня коммуникативной компетентности магистрантов имеет иные по сравнению со студентами качественные характеристики: данный контингент обучающихся благодаря более высокой степени образованности, кругозору, сложившемуся опыту педагогической деятельности готов решать

сложные коммуникативные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий: такие как участие в педагогическом диалоге, полилоге, анализ электронных образовательных ресурсов.

Апробация разработанной методики позволяет сделать выводы об условиях успешного применения информационных и коммуникационных технологий с целью формирования коммуникативной компетентности будущих учителей.

Во-первых, задачный подход к трактовке компетентности как таковой позволяет утверждать, что основным механизмом формирования коммуникативной компетентности является решение постепенно усложняющихся коммуникативных задач.

Во-вторых, современная профессиональная педагогическая деятельность в условиях информатизации тесно связана с использованием информационных и коммуникационных технологий, а следовательно, будущих учителей необходимо готовить решать коммуникативные задачи в информационной среде.

В-третьих, на разных ступенях профессионального образования студенты имеют различную степень готовности решать коммуникативные задачи, поэтому предлагаемые задачи необходимо постепенно и целенаправленно усложнять.

В-четвертых, доказанная взаимосвязь между мотивацией студента, его опытом коммуникации, владением средствами информационных и коммуникационных технологий обусловливает необходимость дифференцированной помощи, поддержки, обратной связи.

Поступила 09.10.06.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.