€ГОШ;Ш;ШЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ >&ЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙ^^
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ
И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Т. Н. Носкова, профессор кафедры информационных и коммуникационных технологий РГПУ им. А. И. Герцена,
О. В. Яковлева, ассистент кафедры информационных и коммуникационных технологий РГПУ им. А. И. Герцена
Авторами приводится характеристика экспериментально апробированной методики формирования коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза. Предлагаемая методика основана на использовании информационных и коммуникационных технологий, а также на решении специально подобранных квазипрофессиональных коммуникативных задач.
Использование информационных и коммуникационных технологий в процессе профессиональной педагогической подготовки в настоящее время вошло в массовую практику. К сожалению, в современном обществе наблюдается снижение коммуникативной культуры, особенно ярко проявляющееся у молодежи. Несмотря на объективную потребность общества в развитии, расширении коммуникативной компетентности будущих учителей, в профессиональном педагогическом образовании преимущественно используются информационные возможности компьютерных и аудиовизуальных технологий, их коммуникационный потенциал до сих пор применяется недостаточно.
С целью поиска возможных путей разрешения данного противоречия нами была разработана и экспериментально апробирована методика формирования коммуникативной компетентности будущих учителей с опорой на информационные и коммуникационные технологии. Она основана на решении студентами постепенно усложняющихся коммуникативных задач, которые могут встречаться в различных ситуациях педагогической деятельности, причем решение задач осуществляется с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Для исследования было отобрано несколько групп задач.
Первую группу составили задачи информационного плана. Это такие задачи, как поиск информации (работа с различными информационными источниками — печатными изданиями, электронными ресурсами, базами данных), ее анализ, представление различными способами (в виде письменных текстов, устных сообщений, схем, таблиц, диаграмм, рисунков, символов), передача и обмен информацией (обмен сообщениями по электронной почте, использование телекоммуникационных технологий).
Вторая группа включила в себя задачи интерактивного плана. К данной группе относятся задачи, направленные на организацию совместной деятельности, например, предполагающие побуждение, мотивацию к совместной деятельности, ее планирование и контроль.
В третью группу вошли задачи социально-психологического плана. Подобные задачи предполагают воздействие на эмоциональную сферу человека, а также восприятие эмоционального состояния, адекватное реагирование на него. Примерами могут служить проявление таких качеств и свойств личности, как эмпатия, взаимопонимание, наблюдательность.
Усложнение задач в экспериментальной работе осуществлялось с точки зрения форм коммуникации, сложности коммуникативной задачи и самостоятельности ее решения.
© Т. Н. Носкова, О. В. Яковлева, 2007
ffiiliiiiiiiie №3/4
Экспериментальная апробация методики проводилась в период с 2003 по 2006 г. на базе РГПУ им. А. И. Герцена в процессе преподавания учебных дисциплин «Технические и аудиовизуальные средства обучения», «Электронно-коммуникативные и аудиовизуальные средства обучения», «Информационные технологии в науке и образовании» по кафедре информационных и коммуникационных технологий. В экспериментальную работу были включены будущие бакалавры и магистры науки, образования, педагогики факультета безопасности жизнедеятельности, института детства, факультета географии.
На первом этапе экспериментальной работы предлагались коммуникативные задачи с преобладанием монологических форм коммуникации, решаемые на основе базовых телекоммуникаций в аспекте приложений MS Office. Это были задачи информационного плана, например, профессиональная самопрезентация педагога (создание резюме), оформление рекламного буклета образовательного учреждения или образовательных услуг, создание мультимедийной компьютерной презентации образовательного характера и др.
На втором этапе коммуникативные задачи в большей степени предполагали построение диалога, осуществление педагогической коммуникации с использованием сетевых технологий. Студенты получали представление о культуре сетевого взаимодействия (net-этикет), анализировали проблемы, возникающие в опосредованной коммуникации, на примере наиболее простой web-технологии — электронной почты. Для данного этапа характерен переход от решения задач преимущественно информационного плана к задачам интерактивного плана.
На третьем этапе работы студенты имели возможность познакомиться с еще более сложными коммуникативными задачами, предполагающими участие не только в диалоге, но и в полилоге, причем в условиях ограниченной сенсорной
информации, предопределяемых техническими возможностями сетевых технологий. Примерами могут служить участие в сетевой педагогической конференции, образовательном чате. Магистрантам предлагались дополнительные задачи, связанные с анализом электронных образовательных ресурсов, проектированием электронных образовательных материалов.
Педагогическое сопровождение обучающихся реализовалось на всех этапах экспериментальной работы по формированию, развитию коммуникативной компетентности студентов и магистрантов и осуществлялось по нескольким направлениям.
Первое направление предусматривало создание психологической установки на решение соответствующих коммуникативных задач и включало в себя постановку задач, объяснение требований к их выполнению, приведение примеров подобных задач в профессиональной педагогической деятельности. Наибольшее внимание уделялось студентам с низкой мотивацией. При этом преследовалась цель повышения продуктивности их деятельности.
Второе направление было связано с информационно-технологической поддержкой студентов и предполагало разработку методических рекомендаций ко всем заданиям, создание банка примеров электронных ресурсов, представление правил оформления электронных ресурсов. Студенты с низким уровнем владения средствами информационных и коммуникационных технологий получали наиболее детализированную помощь соответствующего характера.
Третье направление способствовало развитию письменно-речевого компонента коммуникативной компетентности студентов посредством предоставления им информации о специфике профессиональной коммуникации в письменной форме с использованием информационных и коммуникационных технологий, указания на ошибки и неточности в текстах, со-
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
здания условии для тренировки умении письменной речи и технико-опосредован-ноИ коммуникации.
Четвертое направление заключалось в организации возможности постоянной обратной связи преподавателя и студентов (магистрантов). Обучающиеся могли обратиться к преподавателю не только лично, но и опосредованно, с использованием электронной почты, для уточнения заданий, получения дополнительной информации, отработки пропущенных занятий.
В процессе решения студентами задач основное внимание уделялось таким аспектам коммуникативной компетентности, как развитие письменной речи (именно этот вид речи наиболее задействован в условиях использования компьютерных технологий), владение средствами информационных и коммуникационных технологий, а также мотивация к решению коммуникативной задачи.
Анализ результатов экспериментального исследования показал, что решение студентами коммуникативных задач разных планов имеет свою специфику. Измерение интересующих нас аспектов коммуникативной компетентности производилось посредством определения их уровня с использованием разработанных критериев.
Критериями при определении уровня развития письменной речи выступали умение составлять разные виды письменных текстов, грамотность, терминологический запас в профессиональной области. Критерием уровня владения средствами информационных и коммуникационных технологий служила степень самостоятельности в использовании компьютерных технологий для решения коммуникативных задач. Критериями уровня мотивации как характеристики субъектной позиции являлись качество выполнения задания (решения коммуникативной задачи), степень заинтересованности (устанавливалась путем наблюдения).
Результаты исследования свидетельствуют о том, что студенты бакалаври-
ата успешно решают задачи информационного плана. При этом прослеживается связь с будущей профессиональной деятельностью, а также с уровнем мотивации. Студенты, имеющие высокую мотивацию, а также педагогическую профессиональную ориентацию, эффективно реализуют содержательную сторону тех-нико-опо средованной коммуникации: адаптацию содержания, письменно-речевой аспект коммуникации (грамотность, владение профессиональной терминологией, стилистическое оформление текста). Студенты, не имеющие высокой мотивации и четкой направленности на педагогическую деятельность, в большей степени реализуют техническую сторону коммуникации; реализация содержательной стороны у них вызывает определенные затруднения.
Магистранты, имеющие высокий уровень мотивации к профессиональной педагогической, а также научной деятельности, успешно решают с использованием информационных и коммуникационных технологий задачи не только информационного, но и интерактивного, а также социально-психологического плана.
Статистическая обработка данных, полученных в ходе экспериментального исследования, с применением факторного анализа позволила выявить, какой из трех изучаемых факторов — мотивация, развитие письменной речи или владение средствами информационных и коммуникационных технологий — имеет наибольшее значение для различного контингента студентов в процессе решения коммуникативных задач. Было установлено, что для магистрантов ведущим фактором является развитие письменной речи, для студентов факультета безопасности жизнедеятельности — владение средствами информационных и коммуникационных технологий, для студентов института детства и факультета географии — мотивация.
В процессе решения коммуникативных задач обнаруживается корреляционная связь между уровнями владения
ІІІІ1ІІІІИІІШ №3/4
письменной речью, средствами информационных и коммуникационных технологий и мотивацией студентов. Студенты с более высоким уровнем мотивации в процессе решения коммуникативных задач демонстрируют и более высокие уровни развития письменной речи и владения средствами информационных и коммуникационных технологий. Это связано с более осознанным подходом к решению коммуникативных задач, детальной проработкой как содержательной, так и технической сторон ее решения.
В процессе экспериментальной работы выявлена динамика развития у будущих учителей письменной речи и владения средствами информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных задач. Формирование умений использовать информационные и коммуникационные технологии происходит более динамично, что связано с применением формализованной методики. Развитие письменно-речевого аспекта коммуникативной компетентности отличается меньшей динамичностью в связи со сложностью процесса развития самой письменной речи. Более значительное повышение уровня исследуемых компонентов коммуникативной компетентности отмечено у студентов с высокой мотивацией.
Приращение уровня коммуникативной компетентности магистрантов имеет иные по сравнению со студентами качественные характеристики: данный контингент обучающихся благодаря более высокой степени образованности, кругозору, сложившемуся опыту педагогической деятельности готов решать
сложные коммуникативные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий: такие как участие в педагогическом диалоге, полилоге, анализ электронных образовательных ресурсов.
Апробация разработанной методики позволяет сделать выводы об условиях успешного применения информационных и коммуникационных технологий с целью формирования коммуникативной компетентности будущих учителей.
Во-первых, задачный подход к трактовке компетентности как таковой позволяет утверждать, что основным механизмом формирования коммуникативной компетентности является решение постепенно усложняющихся коммуникативных задач.
Во-вторых, современная профессиональная педагогическая деятельность в условиях информатизации тесно связана с использованием информационных и коммуникационных технологий, а следовательно, будущих учителей необходимо готовить решать коммуникативные задачи в информационной среде.
В-третьих, на разных ступенях профессионального образования студенты имеют различную степень готовности решать коммуникативные задачи, поэтому предлагаемые задачи необходимо постепенно и целенаправленно усложнять.
В-четвертых, доказанная взаимосвязь между мотивацией студента, его опытом коммуникации, владением средствами информационных и коммуникационных технологий обусловливает необходимость дифференцированной помощи, поддержки, обратной связи.
Поступила 09.10.06.