Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА'

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ОЦЕНКА ДЕБИТОРОВ / ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ФАКТОРИНГ / ФОРФЕЙТИНГ / ФИНАНСОВЫЕ ОПЕРАЦИИ / РЕФИНАНСИРОВАНИЕ / АУТСОРСИНГ ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ / ВЗАИМОЗАЧЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахметгалиев Р.З.

Статья посвящается методическим подходам управления дебиторской задолженность. На предприятиях строительного комплекса. Было выявлено, что работа над управлением дебиторской задолженностью, является комплексным воздействием служб (коммерческой, финансовой, юридической) предприятия на дебиторскую задолженность. В целом процесс управления дебиторской задолженностью является частью кредитной политик предприятия. Возможно применение как консервативных методов оценки дебиторов, так и использование собственных критериев. В частности, существуют параметры, по которым может определяться дебитор, в зависимости от сферы деятельности. Также применяется процесс рефинансирования, переуступка прав требования и другие инструменты возврата задолженности в виде обращения к факторингу, использование форфейтинга и др. Сделан вывод: наиболее эффективными способами возврата просроченной задолженности для компаний строительного сектора являются аутсорсинг возврата дебиторской задолженности, начисление штрафных санкций, а также договорная работа по взаимозачету и бартеру возникновения требований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE METHODICAL APPROACH OF ACCOUNTS RECEIVABLE MANAGEMENT IN ENTERPRISES OF CONSTRUCTION COMPLEX

The article is devoted to methodological approaches to management of receivables. In the construction industry. It was revealed that work on the management of receivables is a complex impact of services (commercial, financial, legal) of the company on the receivables. In General, the process of receivables management is part of the credit policies of the company. Use conservative methods of evaluation of the debtors and their own criteria. In particular, there are parameters that can be determined by the customer depending on the scope of activities. Also used the process of refinancing, assignment of claims and other instruments for the repayment of indebtedness in the form of recourse to factoring, the use of Forfaiting and others concluded that the most effective means of debt collection for companies in the construction sector are outsourcing the repayment of the receivable, the accrual of penalties, as well as contractual work for offsets and barter appearance requirements.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА»

УДК 657.212

Ахметгалиев Р.З. студент магистратуры, 3 курс факультет Промышленной политики и бизнес-

администрирования Институт управления инновациями ФГБОУ ВПО «КНИТУ» Россия, г. Казань

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация: Статья посвящается методическим подходам управления дебиторской задолженность. На предприятиях строительного комплекса. Было выявлено, что работа над управлением дебиторской задолженностью, является комплексным воздействием служб (коммерческой, финансовой, юридической) предприятия на дебиторскую задолженность. В целом процесс управления дебиторской задолженностью является частью кредитной политик предприятия. Возможно применение как консервативных методов оценки дебиторов, так и использование собственных критериев. В частности, существуют параметры, по которым может определяться дебитор, в зависимости от сферы деятельности. Также применяется процесс рефинансирования, переуступка прав требования и другие инструменты возврата задолженности в виде обращения к факторингу, использование форфейтинга и др. Сделан вывод: наиболее эффективными способами возврата просроченной задолженности для компаний строительного сектора являются аутсорсинг возврата дебиторской задолженности, начисление штрафных санкций, а также договорная работа по взаимозачету и бартеру возникновения требований.

Ключевые слова: методические подходы, дебиторская задолженность, кредитная политика, оценка дебиторов, факторинг, форфейтинг, финансовые операции, рефинансирование, аутсорсинг просроченной задолженности, взаимозачет.

Akhmetgaliev R.Z., student of magistracy 3rd course, Faculty of Industrial Policy and Business Administration Institute of Innovation Management, Kazan National Research

Technological University Russia, Kazan

FEATURES OF THE METHODICAL APPROACH OF ACCOUNTS RECEIVABLE MANAGEMENT IN ENTERPRISES OF CONSTRUCTION

COMPLEX

Abstract: The article is devoted to methodological approaches to management of receivables. In the construction industry. It was revealed that work on the management of receivables is a complex impact of services (commercial,

financial, legal) of the company on the receivables. In General, the process of receivables management is part of the credit policies of the company. Use conservative methods of evaluation of the debtors and their own criteria. In particular, there are parameters that can be determined by the customer depending on the scope of activities. Also used the process of refinancing, assignment of claims and other instruments for the repayment of indebtedness in the form of recourse to factoring, the use of Forfaiting and others concluded that the most effective means of debt collection for companies in the construction sector are outsourcing the repayment of the receivable, the accrual of penalties, as well as contractual work for offsets and barter appearance requirements.

Keywords: methodological approaches, accounts receivable, credit policy, evaluation of receivables, factoring, forfeiting, financial transactions, refinancing, outsourcing, outstanding debt, offsetting.

Введение

Понятие управление рассматривает двух главных участников: субъект и объект управления. Субъект осуществляет к объекту управления определённую деятельность, направленную на достижение цели управления. А объект - кто-либо, на кого направлена управленческая деятельность.

С точки зрения финансового менеджмента, в качестве субъектов управления на предприятии могут выступать должностные лица или работники, в компетенцию которых входит управление организацией денежного оборота [1]. Для малого и среднего предпринимательства характерно, не глубокое разделение управленческих функций, поэтому субъектами управления финансами предприятия могут быть руководитель и главный бухгалтер. В крупных предприятиях для управления финансами созданы специальные структурные подразделения - финансовые службы и дирекции. Главным лицом выступает, финансовый директор - главный финансист. Так же субъектами финансового управления могут быть финансовый менеджер, главный бухгалтер, административный директор. Объектом управления для финансового менеджмента являются денежные поступления и выплаты, составляющие денежный оборот предприятия. Таким образом, с точки зрения управления дебиторской задолженности, субъектом управления является - специалист или специалисты финансовых служб, и другие структурные подразделения, деятельность которых направлена объект управления - дебиторскую задолженность, как части оборотных активов предприятия.

Политика управления дебиторской задолженностью

Работа над управлением дебиторской задолженностью, является комплексным воздействием служб (коммерческой, финансовой, юридической) предприятия на дебиторскую задолженность. Конечно, в большей степени, необходимой информацией о состоянии дебиторской задолженности владеют специалисты финансовых служб предприятия (финансовой директор, финансовые менеджеры различной категории).

Процесс управления дебиторской задолженностью является частью маркетинговой политики предприятия с одной стороны, с другой стороны -частью политики управления оборотным капиталом предприятия.

Поэтому специалисты коммерческой и финансовой служб должны взаимодействовать между собой для принятия решении в области политики управления дебиторской задолженностью. Перед тем как приступать к разработке политики управления дебиторской задолженностью, руководители выше указанных служб предприятия должны определиться с целями и задачами управления дебиторской задолженностью. В долгосрочном периоде цель управления может сводиться к максимизации денежного потока при минимизации издержек, связанных с формированием дебиторской задолженности [2].

В краткосрочном периоде предприятие самостоятельно определяет цели исходя из стадии его развития, своего положения на рынке, финансового состояния. Определившись с целями и разработав задачи для решения поставленных целей, финансовые службы выбирают методы и инструменты управления дебиторской задолженностью. Выбор методов может зависеть от положения предприятия в конкретной отросли, степени влияния компании на рынок товаров, доступной стоимости финансовых источников, выбранного типа кредитной политики.

С точки зрения теории менеджмента под методом управления понимается, способ управляющего воздействия для реализации целей управления. Тогда методами управления дебиторской задолженностью можно считать совокупность способов и приемов, подчиненных решению конкретных задач для воздействия на дебиторскую задолженность. Под инструментами управления понимается -договор или регламент, в результате исполнения которого будет изменятся состояние дебиторской задолженности [3]. Согласно анализу литературных источников, методы управления дебиторской задолженностью можно разделить на методы управления текущей (срочной) и просроченной дебиторской задолженностью.

Формирование кредитной политики направлено на повышение эффективности финансовой и операционной деятельности предприятия. В основе формирования принципов кредитной политики по отношению к дебитору, предприятию-кредитору необходимо решить два основных вопроса: - в какой форме осуществлять реализацию продукции; - и какой тип кредитной политики выбрать. По формам реализации продукции в кредит можно выделит: товарный (коммерческий) кредит и потребительский кредит. Товарный (коммерческий) кредит - представляет оптовую форму реализации продукции предприятием-кредитором, на условиях отсрочки платежа, если данная отсрочка превышает сроки банковских расчетов. Потребительский кредит (в товарной форме) - представляет розничную форму реализации продукции предприятием-кредитором для дебиторов (физических и юридических лиц) на условиях отсрочки платежа. Обычно,

потребительский кредит в товарной форме выдается на более длительный срок, нежели чем товарный (коммерческий) кредит. Выбор формы реализации продукции в кредит зависит от типа кредитной политики предприятия. Различают следующие типы кредитной политики: консервативный, умеренный и агрессивный [4].

Консервативный тип кредитной политики характеризуется минимизацией кредитного риска. Минимизация рассматривается, как главная цель существования кредитной деятельности предприятия. При осуществлении данного типа политики кредитования, предприятие не ставит перед собой задачу повышения прибыли за счет за счет увеличения объема выпуска изготовляемой продукции, а наоборот предприятие осознано сокращает круг дебиторов. Оно выделяет дебиторов, входящий в группу повешенного риска, и не сотрудничает с ними.

Также предприятие минимизирует срок предоставления кредита и его размер, повышает стоимость кредита, использует строгие процедуры инкассации. Умеренный тип ориентирован на средний уровень кредитного риска при условиях продажи продукции предприятия с отсрочкой платежа. Под агрессивной политикой понимается, отнюдь не жесткая политика в отношении дебиторов. Наоборот, предприятие-кредитор расширяет группы потенциальных дебиторов, работая даже с рисковыми группами. Приоритетную целью, которую ставит пред собой данное предприятия - это увеличение прибыли за счет реализации продукции на условиях кредитования. Предприятие-кредитор, увеличивает период предоставления кредита, снижает стоимость кредита и предоставляет возможность дебиторам пролонгировать кредит. Необходимо учитывать основные факторы, при выборе типа кредитной политики предприятием: -экономическое состоянии в стране и мире, влияющее на финансовые возможности дебиторов; - уровень спроса на предложенную предприятием продукцию; - возможность самого предприятия наращивать масштабы производства, производить необходимый объем продукции; - учитывать, отвлечение определенного объема средств, для финансирования дебиторской задолженности [5].

При определении типа кредитной политик предприятию стоит учитывать, что выбор консервативного типа кредитования негативно влияет на рост объема производства, на коммерческие связи. Агрессивный тип вызовет высокое отвлечение финансовых средств, снижает платежеспособность, на процедуры инкассации задолженности расходуется значительные ресурсы, что в конечном итоге, может значительно повлиять на рентабельность оборотных активов и финансирующего их капитала.

Система штрафных санкций при просрочке исполнения платежа со стороны дебиторов - разрабатывается предприятием в процессе создания системы кредитных условий и регулируется положениями ГК РФ. Система санкций доложена предусматривать, штрафы, пени и неустойки. За счет

данной системы санкций предприятие может полностью возместить свои финансовые потери.

Предприятию-кредитору необходимо провести анализ платежеспособности каждого конкретного дебитора, если работа по предоставлению товарного или потребительского кредита с ним уже проводится или еще не проводилась [6].

Процедура анализа включает: сбор информации о каждом дебиторе, проведение ее анализа и принятие решения о предоставлении кредита. В качестве источника информации можно использовать: - бухгалтерская отчетность дебитора, получение которой может быть предусмотрено в договоре поставки или купли-продажи. - оперативная информация, связанная с оплатой предоставленной продукции. - информация банков, которую они могут предоставить на определенных условиях в отношении каждого клиента, но учитывая соблюдение коммерческой тайны.

Но не всегда есть в наличии все источники информации, поэтому чаще всего проводится анализ финансовой отчетности контрагента на основе финансовых коэффициентов. Помимо анализа финансовой отчетности необходимо исследовать деловую репутацию дебитора в целом. Однако, для того чтобы принять решение предоставлять дебитору коммерческих кредит только анализа недостаточно. Предприятию-кредитору необходимо сформировать критерии оценки платежеспособности и присвоения кредитных рейтингов, что позволит поддерживать расходы на управление дебиторской задолженностью на заданном уровне. Для этого используется инструмент стандарты кредитоспособности. Стандарты кредитоспособности - это документ, который регламентирует требования к кредитоспособности претендента на получение товаров в кредит. Он основан на критериях оценки кредитоспособности дебитора, которые разрабатывает предприятие-кредитор, и присвоенных дебиторам кредитных рейтингах [7].

При оценке платежеспособности дебиторов используются следующие критерии:

- общее время работы с данным дебитором;

- объем хозяйственных операций с дебитором и стабильность их осуществления;

- показатель оборачиваемости дебиторской задолженности по данному дебитору;

- объем и сроки просроченной дебиторской задолженности;

- финансовые показатели деятельности дебитора;

- особенность конъектуры рынка, на котором работает дебитор.

Для определения числового значения кредитного рейтинга все вышеперечисленные критерии должны быть переведены в шкалу. При этом наивысший балл шкалы, присевается предпочтительному значению. Затем каждому критерию присваивается вес значимости и выводится сводный рейтинг дебитора. По результатам оценки все дебиторы могут быть

распределены на три группы:

1 группа - кредит предоставляется в максимальном размере;

2 группа - кредит предоставляется в ограниченном размере;

3 группа - кредит не предоставляется [8].

Эффективность стандартов кредитоспособности зависит от того как его придерживаются специалисты финансовых и коммерческих служб, насколько четко прописан регламент и как жестко сотрудники его придерживаются.

Ускорение возврата задолженности дебиторами за счет предоставления скидок. Этот метод формируется на основе изменения условий договора, в частности условий формирования цены товарного кредита. Автором Дж. Ван Хорном [9] отмечаются следующие инструменты управления дебиторской задолженностью:

1. Предприятие предоставляет своим дебиторам скидки за ранние платежи. Скидка за ранние платежи - это уменьшение цены продажи, представленное в процентах. Предоставляется при оплате счетов-фактур раньше срока, установленного в договоре. Основная задача предприятия-кредитора определить, покроит ли выгода от ускорения процесса, затраты предприятия на предоставление скидки.

2. Сезонные датировки. Под данным видом скидок подразумеваются: условия кредита, при которых дебиторы, могут произвести закупку продукции до наступления пикового сезона продаж, а расплатиться могут до окончания данного переда. Имеет большое значение, сравнение прибыли от дополнительного объема продаж с прибылью, которую можно получить от альтернативного вложения средств, требуемых для образования дополнительной задолженности. Сезонные датировки так же используются для сокращения издержек, связанных с хранением материальных запасов. Скидки выполняют роль психологического фактора, так как поощрение в форме скидки всегда лучше, чем наказание (штраф).

В соответствии со статьей 929 ГК РФ под страхованием дебиторской задолженности понимается страхование риска убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушений обязательств со стороны контрагентов предпринимателя или изменения условий этой деятельности по независящим от предпринимателя обязательствам, в том числе риска неполучения ожидаемых доходов - предпринимательского риска [3]. Данный инструмент управления дебиторской задолженности способствует снижению кредитного риска и более интересен организациям, работающим на конкурентных рынках и не имущих возможности влиять на покупателя своими условиями. Преимущества страхования: - повышение финансовой независимости предприятия; - дебиторская задолженность может быть предметом залога в кредитных организациях.

Недостатками данного инструмента управления можно считать:

- высокую стоимость страховой премии;

- страхование всего оборота, включая поставки добросовестным контрагентам и ненадежным;

- длительность периода от наступления страхового случая до возмещения застрахованной суммы [10].

Совершенствование рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка, позволяет использования в практике управления дебиторской задолженность нового метода, ее рефинансирования. Рефинансирование - это ускорение перевода в другие формы оборотных активов организации: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги. Инструменты рефинансирования, использующиеся в современное время: цессия, факторинг, учет векселей, выданных дебитором, форфейтинг.

Цессия (уступка права требования на дебиторскую задолженность) признается соглашение, согласно которому цедент предает свои права кредитора к должнику третьему лицу (цессионарию).

Факторинг (англ. factor - посредник) - торгово-комиссионная операция, по переуступке дебиторской задолженности факторинговой компании (банку или другой кредитной организации, имеющей лицензию на данный вид деятельности) с целью: незамедлительного получения большей части долга, гарантии полного погашения задолженности, уменьшению расходов по ведению счетов.

Является специфической разновидностью кредитования и посреднической деятельности.

Факторинговые организации выполняют следящие действия:

- взыскание задолженности у дебитора;

- предоставление краткосрочного кредита для предприятия-кредитора;

- освобождение предприятия-кредитора от кредитных рисков по операциям [8].

Факториноговая деятельность в России регулируется главой 43 ГК РФ «Финансирование на уступку денежного требования».

Главный недостаток факторинга - это его высокая стоимость. Учет векселей, выданных дебиторами. Это финансовая операция по продаже банку или другому финансовому институту векселей, выданных дебиторами по определенной дисконтной цене, установленной на основе номинала, срока погашения учетной вексельной ставки.

Форфейтинг - это финансовая операция по рефинансированию дебиторской задолженности по экспортному товарному кредиту путем передачи переводного векселя в пользу факториноговой организации, с уплатой данной организации комиссионного вознаграждения.

В результате форфетированная задолженность дебитора по товарному кредиту трансформируется в финансовую задолженность в пользу банка. В сущности, форфейтинг объединяет элементы факторинга и учета векселей [11]. Его недостаток, как и у форфейтинга - это высокая стоимость комиссии

банка. Методы управления просроченной дебиторской задолженности. В случае возникновения просроченной дебиторской задолженности предприятие-кредитор должен выяснить причину ее возникновения, прежде чем ввести методы и инструменты взыскания задолженности. Основными причинами, вследствие которых дебитор оказался недобросовестным, могут быть: неорганизованность работы сотрудников предприятия-дебитора; психологические причины - дебитор имеет возможность оплатить свои обязательства, но предпочитает откладывать оплату свои долговые обязательства, до тех пор, пока ему не вынесут претензию; финансовые трудности дебитора, мошеннические действия со стороны дебитора -дебитор изначально не желает исполнять свои долговые обязательства, форс-мажорные обстоятельства (стихийные бедствия, авария, природный катаклизм) [12].

После установления причин, вследствие которых образовалась просроченная дебиторская задолженность, предприятие-кредитор определяет методы взыскания задолженности. По предмету направления, данные методы распределяются на группы.

1. Методы психологического воздействия на дебиторов. Психологические методы воздействия более эффективны при небольшом периоде задолженности (до 30 дней). Простейшие психологические методы воздействия на дебитора, которыми могут руководствоваться работники коммерческого отдела или финансовой службы: напоминания по телефону, различной эмоциональной окраски, письма на электронную почту, рассылка уведомлений об оплате по факсу, личные встречи с дебитором, направление досудебных претензий. Более серьезными действиями по отношению к дебиторам являются:

- распространение информации о сложившейся ситуации в средствах массовой информации, имеющей документальное подтверждение об уклонении дебитора от оплаты задолженности, ущерб его репутации пред кредитными организациями и его контрагентами;

- подача заявления на руководителя предприятия-дебитора, в правоохранительные органы, о привлечении к уголовной ответственности за мошенничество или уклонение оплаты дебиторской задолженности.

2. Экономические методы воздействия на дебиторов. Данные методы более эффективны при сочетании их с психологическими методами воздействия и вводятся в зависимости от причины образования просроченной задолженности, срока просроченного долга, репутации дебитора. В данную группу включаются следующие методы воздействия: прекращение поставки 36 продукции, применение штрафных санкций, реализацию залога, взаимозачет, реструктуризацию задолженности, новацию, продажу долга.

3. Методы юридического воздействия на дебиторов. Методы юридического воздействия на дебиторов - это серьезные меры по взысканию дебиторской задолженности, срок которой наступает после 60-90 дней

просрочки платежа. Данная методы начинают действовать, когда никакие приговоры с дебитором, уведомления или иная работа не принесла результатов. К методам юридического воздействия можно отнести: взыскание долга через арбитражный суд, инициирование банкротства дебитора.

Представляется, что наиболее эффективными методами управления дебиторской задолженностью строительной компании в условиях кризиса являются:

- аутсорсинг возврата просроченной дебиторской задолженности;

- применение бартерных схем по взаимозачету прав требований;

- оптимизация договорной работы путем включения в договор условий по начислению штрафных санкций для контрагентов.

Следует пояснить, что в контексте настоящего диссертационного исследования автором предлагается проведение системной работы с дебиторами с применением вышеуказанных мер, основываясь на сроках возникновения дебиторской задолженности, требуемой к возврату. На рисунке 1 представлена схема работы с контрагентами в рамках управления просроченной и сомнительной дебиторской задолженностью.

Рис. 1 - Схема работы с контрагентами в рамках управления просроченной и сомнительной дебиторской задолженностью

Таким образом, как представляется автору исследования, руководству строительных предприятий и финансовым службам необходимо направлять усилия по работе с контрагентами на всех стадиях возникновения долга, однако, для контрагентов категории «Б» необходимо предусмотреть перечень мер по возможности погашения задолженности по взаимозачету, для контрагентов категории «С» данная возможность также не исключается, а санкционная работы должна вестись на стадии, когда все методы воздействия на контрагентов уже исчерпаны. С контрагентами категории «Д» работа по возврату просроченной задолженности должна вестись в судебном порядке.

Выводы

Подводя итоги проведенному исследованию можно сделать выводы о том, что в кризисных условиях долгосрочная дебиторская задолженность является достаточно рисковым активом для компаний строительного сектора. В целях оптимизации управления дебиторской задолженностью аналитическим службам необходимо проводить комплексный экономический анализ возникновения задолженности, ее причин и сроков и предпринимать усилия по возврату просроченных обязательств.

Предложенный авторский подход ранжирования возникновения задолженности дебиторов основан на том, что именно дебиторская задолженность со сроками возникновения свыше 6 месяцев нуждается в разработке мер по оперативному управлению, а задолженность более 12 месяцев является наиболее рисковой для предприятия, и может привести к возникновению безнадежного долга и потере реальных доходов.

По мнению автора, наиболее эффективными способами возврата просроченной задолженности для компаний строительного сектора являются аутсорсинг возврата дебиторской задолженности, начисление штрафных санкций, а также договорная работа по взаимозачету и бартеру возникновения требований. Комплекс указанных мер должен применяться путем ранжирования обязательств дебиторов по срокам их возникновения.

Использованные источники:

1. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятия / С.М. Пястолов. - М. : Академический проект, 2012. - 573 с.

2. Романовский М.В. Корпоративные финансы: учебник для вузов / под. ред. М.В. Романовского, А.И. Вострокнутовой. - СПб.: Питер, 2014. - 592 с.

3. Абашенкова А.В. Основные направления оптимизации учета и анализа дебиторской задолженности /А.В. Абашенкова, А.М. Демина// Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 3. - С. 501 - 502.

4. Булатова, А.В. Учёт, анализ, аудит дебиторской и кредиторской задолженности /А.В. Булатова// Actual science. - 2016. - № 2. - С. 84 - 88.

5. Девяева К.В. Анализ понятия «дебиторская задолженность» /К.В. Девяева// Учет, анализ и аудит: проблемы теории и практики. - 2015. - № 14. - С. 46 - 52.

6. Крейнина, М.Н. Управление движением дебиторской и кредиторской задолженности предприятия / М.Н. Крейнина // Финансовый менеджмент. -

2013. - № 3. - С. 19-23.

7. Савченко Е. А. Кластерный анализ как метод управления дебиторской задолженностью организации / Е. А. Савченко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № 12 (декабрь). - С. 1-6.

8. Ширяева Н.В. Современный уровень состояния кредиторской задолженности предприятия /Н.В. Ширяева// Глобальный научный потенциал. - 2013. - № 9. - С. 88 - 91.

9. Ван Хорн, Дж. Основы финансового менеджмента: пер. с англ./ Дж. Ван Хорн, Дж. М. Вахович. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2010 - 1225 с.

10. Ялалова, И.Р. Управление кредиторской задолженностью организации в современных условиях / И.Р. Ялалова, Р.Р. Сираева // Экономика и социум. -2015. - №4(17). - С.90.

11. Симоненко Л.И. Анализ расчетов и управление дебиторской и кредиторской задолженностью /Л.И. Симоненко, М.А. Столярова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. -

2014. - № 2. - С. 210 - 216.

12. Селезнева Н.Н. Финансовый анализ. Управление финансами / Н.Н. Селезнева А.Ф. Ионова. - М. : ЮНИТИ, 2013. - 257 с.

УДК 657.212

Ахметгалиев Р.З. студент магистратуры, 3 курс факультет Промышленной политики и бизнес-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

администрирования Институт управления инновациями ФГБОУ ВПО «КНИТУ» Россия, г. Казань

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ООО «ДЕЛЬТА

СТРОЙ»

Аннотация: Статья посвящается проблемам управления дебиторской задолженностью предприятия строительного комплекса ООО «ТСК «Дельта Строй». Анализируется дебиторская задолженность с позиций ее возникновения, мер по управлению задолженностью в виде переговоров, досудебной претензии, переуступки и сторнирования. Управление задолженностью необходимо осуществлять в сторону максимального сокращения задолженности, поскольку, как было выявлено по результатам проведенного анализа, наличие дебиторской задолженности оказывает негативное влияние на финансовое состояние предприятия. В целом по результатам исследования можно сделать вывод о том, что для предприятия характерно увеличение дебиторской задолженности и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.