Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ / ФАКТОРИНГ / ИНВОЙС-ДИСКАУНТИНГ / ФОРФЕЙТИНГ / КОНТРАГЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пашкина К.А.

В статье рассматриваются ключевые аспекты управления дебиторской задолженностью предприятий молочной промышленности, раскрываются понятия кредитной политики и дебиторской задолженности. Сформулированы основные этапы управления дебиторской задолженностью в рамках кредитной политики предприятия. Рассмотрены меры, стимулирующие контрагентов вовремя рассчитываться по своим обязательствам, и основные формы инкассации и рефинансирования дебиторской задолженности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

УДК 336.02

К.А. Пашкина

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В статье рассматриваются ключевые аспекты управления дебиторской задолженностью предприятий молочной промышленности, раскрываются понятия кредитной политики и дебиторской задолженности. Сформулированы основные этапы управления дебиторской задолженностью в рамках кредитной политики предприятия. Рассмотрены меры, стимулирующие контрагентов вовремя рассчитываться по своим обязательствам, и основные формы инкассации и рефинансирования дебиторской задолженности.

Ключевые слова: Дебиторская задолженность, кредитная политика, оборачиваемость дебиторской задолженности, факторинг, инвойс-дискаунтинг, форфейтинг, контрагент.

Говоря о текущей ситуации в молочной отрасли и преобладающих тенденциях ее развития, стоит заметить, что существует ряд серьезных проблем, которые оказывают непосредственное влияние на функционирование молочной промышленности. К первостепенной из них стоит отнести тенденцию к ослаблению потребительской активности населения, то есть падение спроса на продукцию, вызванное снижением покупательной способности населения из-за инфляционных процессов, происходящих в стране. Индекс потребительских цен на продовольственные товары в 2014 г. составил 115,43%, в 2015 г. - 114%, когда на протяжении последних трех лет 2011-2013 гг. (после кризиса 2008 г.) прирост не превышал 3-7,5% [1].

Пищевая и перерабатывающая промышленность обладает высоким производственным потенциалом, однако его реализация сдерживается доступной емкостью рынка в рамках конкретного субъекта РФ и ограниченными возможностями по расширению рынка сбыта в других регионах и за рубежом из-за высоких тарифов на автомобильные, железнодорожные и авиаперевозки.

Таким образом, главный вопрос сегодня: что ждет российские предприятия молочной промышленности, есть ли шансы у них для рывка в очередной кризисный момент российской истории?

На фоне сложившейся экономической ситуации происходит усиление отраслевой конкуренции, хозяйствующие субъекты «борются» за потребителя, используя различные методы его привлечения.

Так как основной целью любой коммерческой организации, является получение и максимизация прибыли, в основном, посредством стимулирования роста продаж, поэтому производители вынуждены прибегать к коммерческому кредитованию контрагентов, использовать товарный кредит с отсрочкой платежа.

Отсюда, возникновение такой категории, как дебиторская задолженность. Определение данного термина не находит единого подхода среди российских и зарубежных авторов. Некоторые ученые, рассматривая данное понятие в качестве экономической категории, определяют дебиторскую задолженность как сумму долгов физических и юридических лиц, причитающуюся организации. Другие авторы акцентируют внимание на природе возникновения дебиторской задолженности в результате взаимодействия компании с покупателями. Все вышеперечисленные подходы рассматривают дебиторскую задолженность как экономическую категорию, но также существует еще один подход, по которому дебиторская задолженность является правовой категорией. Она считается обязательством, субъектами которого становятся кредитор и должник, а объектом - обязательства (должник) и права требования (кредитор) (ст. 307 ГК РФ). Рассматривая дебиторскую задолженность в качестве правовой категории, можно сделать вывод, что если право на изъятие дебиторской задолженности является имущественным правом, то дебиторская задолженность - это часть имущества юридического или физического лица, т.е. она выступает в качестве разновидности активов организации. Данное толкование понятия нашло свое отражение в бухгалтерском балансе, где дебиторская задолженность сгруппирована по видам обязательств; источникам их образования; характеру задолженности и отношению к кредитору [2, с. 84].

Проанализировав бухгалтерский баланс более 70 производящих предприятий молочной промышленности, функционирующих на территории различных субъектов РФ, выявлено что практически у всех в структуре текущих активов на долю дебиторской задолженности приходится в среднем до 30%. Дан-

© Пашкина К.А., 2016.

ный факт объясняется производственной необходимостью, так как товар является скоропортящимся и имеет короткий жизненный цикл. При этом, среди исследуемых предприятий ООО «Алапаевский молочный комбинат» имеет максимальное значение - около 62%, но встречаются и такие хозяйствующие субъекты (ООО «Узловский молочный комбинат», ОАО «Молокозавод «Поронайский»), у которых она вообще отсутствует.

По мнению отечественных экономистов, когда величина дебиторской задолженности достигает 30% от размера активов предприятия, значительно увеличивается риск потери платежеспособности и финансовой устойчивости.

«Злоупотребление» товарным кредитом, как инструментом, способствующим увеличению объема продаж, в среднесрочном периоде может иметь своим следствием неконтролируемый рост дебиторской задолженности и, как отмечалось выше, снижение ликвидности хозяйствующего субъекта. «Омертвление» значительной доли денежных средств в дебиторской задолженности (20-60%) в структуре активов предприятий может привести к финансовому кризису, а в крайнем случае даже к несостоятельности и банкротству.

Резюмируя вышеизложенное, стоит отметить, что продажа продукции с отсрочкой платежа ведет к отвлечению из оборота значительной суммы финансовых ресурсов предприятия, падению уровня его платежеспособности, увеличению расходов по взысканию и обслуживанию долгов и, как следствие, снижению рентабельности оборотных средств в частности и используемого капитала в целом.

Однако не стоит говорить лишь об издержках предоставления товарного кредита, так как - это, в первую очередь, эффективный инструмент расширения производства и объемов продаж в молочной промышленности, для которой характерны и розничные, и оптовые продажи (работа с крупными контрагентами). Именно оптовая реализация предполагает использование коммерческого кредита, и как результат его предоставления, сама по себе дебиторская задолженность имеет не только отрицательные стороны. Ее наличие говорит о привлекательности и конкурентоспособности продукции, позволяет привлечь покупателей, в том числе испытывающих финансовые затруднения. Однако дефицит денежных средств, отвлечение финансовых ресурсов предприятия и риски возникновения безнадежной дебиторской задолженности значительно перевешивают эту чашу весов [3].

Важно отметить, что использование товарного кредита уже оправдано для предприятий молочной промышленности, когда выгода от реализации продукции с отсрочкой платежа будет не меньше затрат на обслуживание такого кредита. В целом, контроль и управление дебиторской задолженностью могут избавить хозяйствующий субъект от указанных выше проблем.

В этой связи, для предприятий молочной промышленности особую актуальность приобретает вопрос об эффективном управлении дебиторской задолженностью, цель которого - оптимизация ее общей величины, обеспечение своевременного погашения и минимизация расходов по обслуживанию.

Проблема управления дебиторской задолженностью рассматривалась в работах таких отечественных и зарубежных исследователей, как И.А. Бланк, В.В. Ковалев, С.М. Пястолов, Ю. Бригхем и Л. Га-пенски и др. [4, с. 120].

Для менеджмента российских предприятий в целом и отрасли молочной промышленности в частности управление дебиторской задолженностью является одной из сложнейших задач, реализуемых в рамках кредитной политики.

Непосредственный процесс управления дебиторской задолженностью условно можно разделить на две части, временной границей между которыми является момент продажи товара:

1) действия, предпринимаемые после принятия решения об осуществлении продаж в кредит (прежде всего - формирование кредитной политики);

2) меры, принимаемые с целью своевременного погашения образовавшейся задолженности (учет, контроль и анализ дебиторской задолженности, действия по погашению просроченных долгов) [5, с. 440].

Эффективное же управление достигается за счет:

1) тщательного анализа дебиторской задолженности, включающего оценку уровня и состава текущей дебиторской задолженности, а также эффективности инвестированных в нее финансовых ресурсов. Основными методами анализа дебиторской задолженности, активно реализуемыми на практике и для предприятий молочной промышленности, являются:

- определение периода оборачиваемости дебиторской задолженности;

- определение доли дебиторской задолженности в общем объеме оборотного капитала;

- распределение дебиторской задолженности по срокам возникновения;

- определение чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности или оценка ее с позиции платежной дисциплины.

2) эффективного формирования кредитной политики, в процессе которого по отношению к покупателям-контрагентам решаются вопросы о форме реализации продукции в кредит (товарный или потребительский кредит) и типе кредитной политики по каждой из форм реализации (агрессивный, умеренный, консервативный).

Унифицируем многообразие описанных исследователями этапов процесса разработки кредитной политики. К основным, на наш взгляд, стоит отнести:

1. Определение срока предоставления кредита.

2. Определение количественного лимита суммы предоставления кредита.

3. Комплексную оценку кредитоспособности существующих и потенциальных дебиторов.

4. Разработку системы сбора платежей.

5. Формирование системы скидок и штрафов за раннюю оплату и образование просроченных обязательств соответственно.

Важно отметить, что рассмотренные выше этапы процесса разработки кредитной политики по-разному трансформируются на практике в зависимости от отраслевой специфики предприятия и общепринятого в рамках конкретной отрасли подхода к работе с контрагентами.

3) применения методов инкассации и рефинансирования дебиторской задолженности, которые являются последними составными элементами кредитной политики предприятия. Общая политика взыскания по счетам дебиторов определяется предприятиями молочной промышленности путем комбинирования целого ряда используемых процедур взимания платежей.

Их общая позиция по порядку действий при образовании просроченной дебиторской задолженности и способов ее взыскании сводится к необходимости:

1) направлять уведомительные письма, информирующие клиента об образовании просроченных обязательств;

2) производить телефонные звонки контрагентам;

3) обращаться в специализированные агентства по возврату долгов;

4) применять юридические санкции против неплатежеспособного дебитора [4, с. 120-121].

Активно внедряемыми в практику финансового менеджмента формами рефинансирования дебиторской задолженности, способными обеспечить условную гарантию возврата задолженности, являются:

- факторинг (в соответствии со ст. 824 ГК РФ - по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование [6]);

- инвойс-дискаунтинг (от англ. invoice discounting - финансовая операция, которая имеет много общего с регрессивным закрытым факторингом, однако, отличается от нее тем, что финансирование выплачивается не на каждую поставку отдельно, а на сальдо (текущую неоплаченную сумму) всех поставок [5, с. 448]);

- учет векселей, выданных покупателям продукции (долговые обязательства, свидетельствующие о наличии у покупателя задолженности по кредиту и используемые при поставке очень крупных партий товаров [4, с. 122]);

- форфейтинг (англ. forfaiting от фр.ййай - целиком, общей суммой) - операция приобретения финансовым агентом (форфейтором) коммерческого обязательства заемщика (покупателя, импортера) перед кредитором (продавцом, экспортером) [7, с. 193-195]).

Довольно часто в отечественной бизнес-практике встречаются ситуации, когда ни один из рассмотренных выше методов инкассации дебиторской задолженности не оправдывает себя. В данном случае хозяйствующим субъектам приходится идти на крайние меры, а именно - обращение в арбитражный суд.

Таким образом, рассмотрев теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью, определены основные составляющие эффективной модели управления ею для предприятий молочной промышленности. Управление дебиторской задолженностью необходимо начинать с ее общего анализа, включающего в себя определение чистой реализационной стоимости, периода оборачиваемости и доли в общих оборотных активах, далее не менее важен частный анализ кредитоспособности существующих и потенциальных дебиторов, а также определения качественного состояния дебиторской задолженности.

Результаты проведенного анализа целесообразно применять для формирования эффективной кредитной политики, определяющей условия отгрузки продукции, кредитный лимит, ценовую политику, а также различный варианты штрафных санкций за неисполнение (или ненадлежащее исполнение) обязательств. Конечным этапом является разработка порядка (плана мероприятий) досудебного взыскания

дебиторской задолженности посредством любого удобного из существующих способов инкассации и рефинансирования дебиторской задолженности.

Библиографический список:

1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.gks.ru/ (дата обращения: 9.04.2016).

2. Кравченко В.С., Мурашкин Р.Н., Рогозин М.В. К вопросу об управлении дебиторской задолженностью организации // Символ науки. - 2016. - № 1-3. - С. 83-88.

3. Кожевникова Е.А. Дебиторская задолженность и кредитная политика компании // Планово-экономический отдел. - 2011. - № 11 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.profiz.ru/peo/11_2011/debit_zadolzenost (дата обращения: 10.04.2016).

4. Гордеев М.А. Модель управления дебиторской задолженностью // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2010. - № 5. - С. 120-123.

5. Латышева К.В. Управление дебиторской задолженностью // Академический вестник. - 2014. - № 2(28). -С. 439-448.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с. 01.07.2015). Правовой сайт КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // base.consultant.ru/cons/cgi/onlmexgi?req=doc;base=LAW;n=182037 (дата обращения: 20.04.2016).

7. Сутягин В.Ю. Дебиторская задолженность: учет, анализ, оценка и управление: Учеб. пособие / В.Ю. Сутя-гин, М.В. Беспалов. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 216 с.

ПАШКИНА КСЕНИЯ АНДРЕЕВНА - магистрант экономического факультета, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Волгоградский филиал), Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.