УДК 81.5 ББК 81.411.2
Т.А. Кирдяшкина
ОСОБЕННОСТИ МЕНТАЛИТЕТА И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО СТИЛЯ АНГЛИЧАН
В статье рассматриваются особенности ценностей и национального характера как компонентов менталитета англичан, а также специфика присущего им познавательного стиля как способа отражения мира. Проводится анализ литературных источников.
Ключевые слова: ценности, национальный характер, менталитет, познавательный стиль, экстраверсия, ощущающая функция, чувствующая функция.
В наш век, когда межкультурные связи, а также контакты в сфере образования становятся все более тесными, растет актуальность проблемы гармонизации межэтнических отношений. Важным фактором достижения гармонизации является знакомство с ментальностью других цивилизаций и народов: их ценностями, спецификой национального характера, стилем познания мира. Знание характерных особенностей иного этноса способствует лучшему пониманию и более эффективному сотрудничеству с различными группами его представителей.
Выделим характерные черты менталитета и своеобразия познавательного стиля англичан на основе анализа литературных источников.
Как известно, понятие менталитета не является однозначным. Обычно при определении этого понятия имеется в виду склад ума, образ мыслей, миропонимание. Менталитет представляет собой обоб-
щенную характеристику людей той или иной культуры, которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающего мира и объяснить специфику их реагирования на него [1]. Познавательный стиль рассматривается как способ познавательного взаимодействия с миром, отражения действительности.
Прежде всего необходимо отметить, что формирование национального менталитета в значительной степени определяется историческими факторами. Как известно, англичане - продукт смешения многих этнических групп. Так, в английской душе заложено кельтское интуитивное начало, располагающее к мечтам и фантазиям. От крестьянской натуры саксов в английском характере происходит трезвый, практический ум, а также склонность ко всему естественному, простому и нелюбовь к искусственному, показному, вычурному, тенденция заботиться о материальной стороне жизни,
приверженность традициям, пристрастие к домашнему очагу как символу личной независимости. От скандинавских викингов-мореходов у англичан появилась страсть к приключениям. Норманны же принесли с собой способность держать свои чувства в узде. Итак, в английском характере соединились англосаксонская практичность с кельтской мечтательностью, храбрость викингов с дисциплиной норманнов [7].
Таким образом, важной чертой английской ментальности стало предпочтение натурального перед искусственным, например, природу здесь ставят выше искусства (любят зелень, лес, парки, домашних животных), полагают, что надо меньше вмешиваться в естественный ход вещей [7]. Такие особенности роднят английский менталитет с восточным. Сходство проявляется также в том, что англичане исключительно высоко ставят традиции, преемственность, ценят старину. Символ Англии, по мнению В.В. Овчинникова - это вековой дуб.
Итак, менталитет англичан основан на традициях, определяющих нормы общения с людьми и особенности домашней жизни. Так, например, гостей принято приглашать только заблаговременно (обычно за две-три недели) и на определен -ный час. Являться к знакомым запросто без приглашения, или известив их перед приходом по телефону, здесь не принято.
Дом для них - поистине центр существования. Их жизнь соответствует поговорке «мой дом - моя крепость».
Английская семья также подвержена влиянию традиций. Отец является властелином и главой семейства. Детей воспитывают строго, не поддерживают открытые проявления любви и нежности. Излюбленной фразой в отношении ребенка становятся слова: «Возьми себя в руки!». Сдержанность вообще характерна для внутрисемейной обстановки как самооборона от излишней фамильярности. Подавляются как чрезмерные проявления
симпатий, так и знаки раздражения, гнева, обиды. Американец Price Collier [11] отмечает, что сыну в английской семье отдается предпочтение перед дочерью.
Англичанам присущи спартанские нравы, отсутствие излишества. Детей стараются отдавать в образовательные учреждения, в которых созданы суровые условия жизни: считается, что такие условия воспитывают твердость духа, выносливость, самообладание и другие ценные черты характера.
Англичане очень самостоятельны, склонны полагаться на себя. Характеризуя английский менталитет, Г.Д. Гачев предлагает термин «само-сделанный человек» (self-made man), джентльмен, т.е. англичанин сам себя формирует, воспитывает и гордится этим [2].
Для английской ментальности характерны такие качества, как плюрализм и терпимость. Господствующими тенденциями здесь являются также прагматизм, утилитаризм, ценность времени (и при этом неторопливый стиль жизни). Англичанин стремится заработать как можно больше, однако, в отличие от американца, он не откажется от любимого досуга ради дополнительного заработка.
Описывая английский характер, H.S. Commager [12] называет такие черты англичан, как законопослушность, конформизм и в то же время индивидуализм, и даже эксцентризм.
В свое время Н.М. Карамзин, характеризуя этот народ, писал: «Англичане честны, у них есть нравы, семейная жизнь, союз родства и дружбы. ... Их слово, приязнь, знакомство надежны: действие, может быть, их общего духа торговли, которая приучает людей уважать и хранить доверенность со всеми ее оттенками». При этом учитывается и личная выгода [4, с. 592]. Таким образом, нормы поведения для них - это своего рода правила честной игры (идущие от средневекового рыцарства), аналогичные спортивной этике.
Вообще спорт, игры, состязания в Англии, как известно, ценятся необычайно. Еще Н.Я. Данилевский отмечал [3], что важной частью жизни и условием формирования личности и индивидуальности англичанина является свободное соперничество и борьба с самыми различными препятствиями. Если же их нет, он создает их искусственно в виде спорта: «Он бегает, плавает, катается на лодках взапуски, боксирует один на один -не массами, как любят драться на кулачки наши русские ....», - пишет Н.Я. Данилевский. Автор отмечает, что борьба происходит у англичан и в общественных учреждениях - в суде, в парламенте. «Всякую забаву англичане приправляют посредством пари, которое есть форма борьбы мнений .... Итак, борьба и соперничество составляют основу английского народного характера ...», - заключает свою мысль русский философ [3, с. 139140]. Интерес к борьбе и состязаниям проявляются даже в сфере научных исследований - в теориях, разработанных британскими учеными (теории Т. Гобб-са - образования человеческих обществ на начале всеобщей борьбы; А. Смита -свободного соперничества между производителями и потребителями; Ч. Дарвина - борьбы за существование).
По словам В.В. Овчинникова [7], англичане не очень общительны, говорят приглушенным, усталым голосом. С ними трудно разговориться на улице; они закрываются от посторонних взоров. Для них чрезвычайно важна независимость. Также они придерживаются правила «не быть личным», то есть не выставлять себя в разговоре, не вести речи о себе самом, о своих делах, профессии, преобладает мораль «Не лезь в чужие дела». Англичанам присущи сдержанность, уважение к собеседнику и его мнению; склонность избегать категоричных утверждений или отрицаний, выражаясь иносказательно, тяга к оборотам вроде «мне кажется», «я думаю»; уход от определенности и прямолинейности; боязнь вызвать столкно-
вение мнений. Для их речи характерны подтекст, намеки, недомолвки. «Англичане склонны к недосказанности. Не только преувеличение, но даже определенность пугает их, как окончательный приговор, который нельзя оспаривать, не оскорбляя кого-нибудь или не ущемляя собственного достоинства», - пишет автор [7, с. 152]. Он подчеркивает также, что у англичанина эмоциональная, восприимчивая натура. В характере этих людей преобладает репрессивность, то есть самоконтроль (способность владеть собой и реализовывать предписанное поведение). Человек ценится по тому, может ли он «держать себя в руках», «сохранять «жесткую верхнюю губу», т.е. оставаться невозмутимым в любых кризисных ситуациях, сохранять чувство юмора в трудные минуты. К этому ребенка приучают с детства. Таким образом, англичанин вынужден вести постоянную борьбу с самим собой, с естественными страстями своего темперамента, что, конечно же, требует много сил.
Очень колоритной является точка зрения Н.М. Карамзина на особенности эмоциональной и поведенческой сферы британцев. В своей книге он пишет: «Русское мое сердце любит изливаться в искренних, живых разговорах, любит игру глаз, скорые перемены лица, выразительное движение руки. Англичанин молчалив, равнодушен, говорит, как читает, не обнаруживая никогда быстрых душевных стремлений» [4, с. 590].
Анализируя особенности английского характера, В.В. Овчинников выделяет в нем консерватизм, недоверие к новшествам и крайностям, а также практичность.
По наблюдениям А.С. Хомякова, очень важна также простота в поведении и речи англичан: все делается не для показа, а естественным образом [10]. И в наше время А.П. Садохин [8] высказывает сходные мысли, говоря об отсутствии демонстративности у англичан.
По темпераменту англичанин - флегматик, ему присущи хладнокровие, не-
возмутимое спокойствие и выдержка. По мнению Г. Гачева, здесь присутствует некая смесь флегматического и меланхолического типов. А.П. Садохин [8] утверждает, что у англичан имеется хорошо выработанный механизм торможения эмоций.
По данным М.А. Кулинич [6], основные английские ценности выглядят так: любовь к традициям, иерархия в общественном и семейном устройстве, право наследования, сотрудничество, соблюдение условностей и ритуалов, стремление спасти «лицо». К этому можно добавить важность преемственности между поколениями, любовь к природе, домашнему очагу, спорту, уважение к общественной морали, нормам поведения, а также стремление бороться с препятствиями.
Ведущие черты английского характера - это конформизм и законопослушность, а также консерватизм (предпочтение старого, традиционного), любознательность, простота и естественность в поведении, терпимость, сдержанность и самообладание, честность и надежность в работе и жизни, расчетливость и практичность, прагматизм, утилитаризм, индивидуализм, необщительность (закрытость). Английский темперамент преимущественно флегматический, с присущим ему хладнокровием, спокойствием, выдержкой.
Обратимся к характеристике присущего британцам познавательного стиля, т.е. способа познания мира, проявляющегося в особенностях восприятия, мышления и действия, специфике приема и переработки информации.
Косвенно об указанной характеристике можно судить по тем сферам знаний, в которых данный этнос имеет наибольшие достижения. В этом плане интересно мнение русского философа А.С. Хомякова о том, что в Англии есть замечательный театр и многое другое, но не развит философский анализ. Автор пишет об этой стране: «Она умеет выразиться целою жизнию своею, дела-
ми и художественным словом, но она не умеет отдать отчет о себе ...» [10, с. 172]. На языке психологии это может означать преобладание образного мышления над способностью к отвлеченным, абстрактным рассуждениям.
Н.Я. Данилевский в свое время пришел к выводу, что первенство в Англии проявляется в практической, наблюдательной астрономии, поскольку она имеет большое значение для мореходной нации, и что любимой наукой там является геология. То есть это по преимуществу практические, эмпирические науки, созданные практикоориентированным, действенным мышлением [3].
Специфика английского языка также состоит в практическом удобстве использования. По мнению Г.Д. Гачева, английский язык наиболее подходит для обслуживания технической, индустриальной цивилизации. Современный английский язык из синтетического стал аналитическим. Он экономичен, функционален, оперирует со стандартными деталями и блоками значений. Итак, это язык, удобный для практического делового общения.
П.А. Флоренский, характеризуя английский ум, приводит мнение П. Дюгэ-ма о том, что этот ум «широкий», при этом для него характерны «несвязки, противоречия, отступления», типичные для живой умственной деятельности [9, с. 105-106]. П. Дюгэм также полагает, что для английского ума теория выступает в виде модели и строится не по правилам логики, а для воображения. Английские теории отличаются от научных построений континентальных ученых, т.к. в них представлены «чувственно-созерцаемые модели - машины, и наглядно мыслимые математические символы». Примерно то же находит Пуанкаре в научных разработках англичанина Максвелла - не «цельное, стройное окончательное здание», а «ряд предварительных и не связанных между собой конструкций», отсутствие порядка, метода и логики, математической точности, видимые противоречия,
темные места [9, с. 108]. Все эти особенности, по мнению П.А. Флоренского, свидетельствуют о желании англичан не объяснять мир, но описывать его. Таким образом, практический, эмпирический, образный тип отражения мира свойственен британцам в противовес логическому, последовательному, аналитическому способу, характерному для большинства западных народов.
Те же тенденции находим в описаниях
A.С. Хомякова, который обнаруживает у англичан недоверие к строгому анализу (т.к. они более заняты хозяйством не абстрактным, а опытным), неумение отделять законы от случайностей.
О туманности мышления англичан, позволяющей пренебрегать принципами, логикой, одновременно придерживаться двух противоположных мнений, пишут многие исследователи [5; 9]. В.Г. Крысь-ко подчеркивает их нелюбовь к теории и отвлеченному знанию, что объясняется длительным участием в практической торгово-промышленной деятельности. Автор отмечает также преобладание у них наглядно-действенного и образного мышления над абстрактным [9].
Таким образом, неосязаемые категории англичанину непонятны, ему ближе то, что он видит и ощущает, а также все то, что имеет практическую значимость. Ис -тина предстает лишь в конкретно выраженной форме. С этим мнением согласен и Г.Д. Гачев, утверждающий, что английский ум склоняется к принципам опыта, эксперимента, импульса, впечатления, действия. Его отличает плюрализм, множественность возможных объяснений.
B.В. Овчинников также отмечает значение здравого смысла, утилитарной стороны вещей, а не теоретических обобщений, предпочтение руководства к действию, которое непосредственно бы вело к конкретному результату.
Все эти особенности признают у себя и сами англичане. Так, Джон Б. Пристли пишет: «Суть английского характера -барьер между сознательным и бессозна-
тельным в нем четко не обозначен. Англичане настороженно относятся ко всему чисто рациональному. Они отрицают всесилие логики и деспотическую власть рассудка. Они считают, что разум не должен доминировать всегда и во всем, что на каком-то смутно обозначенном рубеже он должен уступить дорогу интуиции» [Цит. по 7, с. 291-292].
Итак, практицизм, эмпиризм - вот основные характеристики познавательного стиля британцев.
Переходя к интерпретации изложенного материала в терминах типологии К.Г. Юнга, можно заключить, что ведущей функцией в познавательном стиле англичан является ощущение.
Об этом свидетельствуют практическая направленность, чувственный характер и эмпиризм мышления, преобладание здравого смысла и утилитарности, преимущественная опытно-хозяйственная деятельность и интерес к практическим, эмпирическим наукам и сферам деятельности (география, мореплавание, промышленность). Второй по значимости психологической функцией является, по всей видимости, чувство. Об этом свидетельствуют выраженная способность управлять своей аффективной сферой, сдержанность, умение тормозить эмоции, лавировать, избегая категоричных утверждений и отрицаний, спокойное отношение к существованию альтернативных точек зрения. Управление чувствами очень ценится в Англии, этому учат детей с раннего возраста. Англичане - интроверты по своему темпераменту, и это ярко проявляется в сфере общения (сдержанность, молчаливость, отгороженность от окружающих). Однако если обратиться к характеристикам социально-психологического, личностного уровня, то явная ориентация на внешнюю практическую деятельность, на освоение окружающего мира, преобладание практических, прагматических ценностей свидетельствуют об экстравертированной личностной установке англичан.
Подводя итоги, отметим, что стержневые ценности и черты характера в структуре менталитета англичан, с одной стороны, соответствуют восточным культурам (традиции, иерархия, любовь к природе, конформизм, консерватизм и т.д.), с другой - воспроизводят западный образ жизни (расчетливость, прагматизм, утилитаризм, индивидуализм и др.). Со стороны познавательного стиля отмечается преобладание практикоори-ентированного, образного мышления, экстравертной ощущающей и чувствующей функций.
Библиографический список
1. Вальцев С.В. Структура, содержание и особенности национального менталитета. М.: МГОУ, 2005. 121 с.
2. Гачев Г. Национальные образы мира. М.: Академия, 1998. 430 с.
3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. 574 с.
4. Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. М.: Прогресс-Традиция, 1964.
5. Крысько В.Г. Этническая психология. М.: Академия, 2004. 320 с.
6. Кулинич М.А. Введение в лингво-культурологию. Самара: Изд-во Самар. гос. пед. ун-та, 2002.
7. Овчинников В.В. Корни дуба. М.: Мысль, 1980. 300 с.
8. Садохин А.П. Этнология: учеб. пособие. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. 352 с.
9. Флоренский П.А. Христианство и культура. М.: ООО «Изд-во АСТиКТ», 2001. 672 с.
10. Хомяков А.С. О старом и новом. М.: Современник, 1988. 462 с.
11. Collier Price. England and the English - from an American Point of View. London, 1912.
12. Commager H.S. Britain through American eyes. London, 1974.