Научная статья на тему 'Особенности менеджмента и учетно-аналитической системы в малом бизнесе и некоммерческих организациях'

Особенности менеджмента и учетно-аналитической системы в малом бизнесе и некоммерческих организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
362
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / БУХГАЛТЕР-АНАЛИТИК / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT / SMALL BUSINESS / TECHNOLOGY OF MANAGEMENT / MANAGEMENT ACCOUNT / ACCOUNTANT-ANALYST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Катков Ю.Н., Каткова Е.А.

В данной статье описаны особенности менеджмента и управленческого учета в некоммерческих организациях и малом бизнесе. Раскрыто взаимодействие бухгалтера-аналитика и менеджера, представлена единая технология управления предприятием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULARITIES OF MANAGEMENT AND ACCOUNT-ANALYTICAL SYSTEM IN SMALL BUSINESS AND NONPROFIT ORGANIZATION

In given article is described particularities of management and management account in nonprofit organization and small business. The revealled interaction of the accountant-analyst and manager, is presented united technology of management enterprise.

Текст научной работы на тему «Особенности менеджмента и учетно-аналитической системы в малом бизнесе и некоммерческих организациях»

УДК 657(075)+658.3

ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА И УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ

И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Ю.Н. Катков, Е.А. Каткова

В данной статье описаны особенности менеджмента и управленческого учета в некоммерческих организациях и малом бизнесе. Раскрыто взаимодействие бухгалтера-аналитика и менеджера, представлена единая технология управления предприятием. Ключевые слова:менеджмент, управленческий учет, бухгалтер-аналитик, малый бизнес, технология управления.

В условиях современной России главной задачей менеджмента является достижение высоких результатов за счет оптимизации затрат, без которой невозможно повысить конкурентоспособность российской экономики. Необходимо учитывать и явно выраженное техническое отставание большинства российских предприятий от уровня зарубежных партнеров и конкурентов. Все это органически связано с вопросами подготовки кадров, с построением рациональной инфраструктуры предприятий, а также с формированием эффективной учетно-аналитической системы предприятий [7].

Малый бизнес играет все более важную роль в экономике любой страны. Каждый месяц регистрируются множество новых компаний, но под воздействием конкуренции, государственного регулирования и новых требований покупателей, деятельность малых фирм постоянно усложняется.

Условием успеха в данных условиях является эффективный менеджмент. Однако руководителям малых предприятий часто не хватает навыков управления в постоянно меняющихся условиях хозяйствования. Г. Минцберг и его соратники считают, что управленческая деятельность может быть описана в терминах исполнения менеджерами десяти основных ролей, которые в конечном итоге обеспечивают выполнение всех управленческих функций (рис. 1) [2].

В малом бизнесе распределение управленческих ролей существенно отличается от тех, которые можно наблюдать у «типичных» менеджеров. В таких организациях, на первое место выходит роль оратора, так как менеджер должен продвигать свою небольшую фирму во внешнюю экономическую среду. Менеджер в небольшой организации должен творчески походить к решению повседневных проблем, генерировать новые идеи и планы развития. При этом лидерские и информационные роли, не столь существенны [5].

Одной из сфер применения управленческих талантов, так же являются некоммерческие организации. Специфической особенностью является то, что в коммерческой сфере деятельность менеджеров направлена на извлечение прибыли, а в некоммерческой - на осуществление тех или иных социальных функций. Данные особенности определяют уникальные характеристики и нужды некоммерческих организаций, поэтому их менеджерам приходится решать не типичные для коммерческих организаций проблемы.

В качестве источников финансовых ресурсов некоммерческих организаций являются государственные ассигнования, гранты и добровольные пожертвования, что естественно требует особых подходов с позиции менеджмента.

Если менеджеры не в состоянии продемонстрировать умение эффективно распоряжаться деньгами, у организации возникают проблемы с получением новых пожертвований или государственных ассигнований. Поскольку традиционные оценки практических результатовдеятельности к некоммерческим организациям неприменимы, встает вопрос о том, как оценить эффективность их работы, а также как оценить деятельности сотрудников и менеджеров [3].

Рис. 1. - Основные роли менеджеров

Предложенные Г. Минцбергом роли применимы и к менеджерам некоммерческих организаций. В некоммерческих организациях менеджеры должны:

1) осуществлять работу по привлечению внимания общественности и спонсоров;

2) стимулировать и мотивировать персонал при меньших финансовых возможностях;

3) осуществлять поиск государственной и частной помощи.

Для решения описанных проблем, менеджерам как малого бизнеса, так и некоммерческих организаций, необходимо взаимодействовать с бухгалтерами-аналитиками работающими в системе управленческого учета.

От системы управленческого учета и отчетности менеджеры хотят только одного - получить информацию:

• в нужное, точно обозначенное время;

• в нужном, четко обусловленном месте;

• в нужном, строго определенном объеме (не больше и не меньше);

• подготовленную определенными специалистами, выделенными для этих целей и на соответствующем уровне обученными [8].

Задача управленческого учета состоит в «сортировке» имеющихся составных элементов целого, проверке их на пригодность, доработке и объединении в систему. Основополагающими составными элементами системы управления, на которую ориентируется работа бухгалтера-аналитика, являются система планирования и контроля и система информационного обеспечения [9].

Управленческий учет как процесс и образ мышления возникает на пересечении деятельности менеджера и бухгалтера-аналитика при их командной работе. Взаимосвязь между управленческими задачами менеджера, управленческим учетом и задачами бухгалтера-аналитика представлена на рис. 2. [4, 6].

(доработано автором)

Информационно-аналитическое обеспечение принимаемых управленческих решений осуществляется с помощью управленческого учета и экономического анализа. Хороший подбор необходимой информации, научно обоснованные методы ее анализа обеспечивают наиболее оптимальные в данных условиях решения.

Управление представляет собой направленное воздействие администрации организации на хозяйственные процессы в целях увеличения прибыли и сохранения собственного капитала. Говоря о ключевых компонентах управления, следует указать на важнейшее условие их реализации - неразрывность функциональной взаимосвязи. Неразрывность можно обеспечить путем согласования настадии разработки и интеграции всех видов перечисленных структур, рабочих процедур и инструментов их поддержки. Данный подход заложит основы единой технологии управления любым предприятием, как малого бизнеса, так и некоммерческих организаций (рис. 3) [7].

В практическом плане эта основа может быть реализована с помощью технических и программных средств обработки информации, разработки и применения нормативных документов различного статуса, а также специальных регламентов и методик работы [1].

Исключительно важно закрепить такие регламенты, процедуры и методики в документах высшего уровня -стандартах предприятия. Именно стандарты предприятия регулируют весь спектр организационных и иных регламентов управления. На первой стадии реформирования управления предприятием стандарты способны зафиксировать существующие процедуры и регламенты, чтобы в дальнейшем обеспечить эволюционное развитие всех компонентов управления. Такой подход позволит последовательно и планомерно совершенствовать качество управления в некоммерческих организациях и сфере малого бизнеса.

Рис. 3. Единая технология управления предприятием

Таким образом, менеджер в малом бизнесе и некоммерческих организациях, несет непосредственную ответственность за достижение высоких результатов деятельности, т.е. достижение поставленных перед организацией целей, посредством эффективного и производительного использования ресурсов. При этом бухгалтер-аналитик, выступает связующим звеном между организацией и аппаратом управления, способствует решению множества проблем возникающих в производственной деятельности, и осуществляет информационно-аналитическую поддержку управленческих решений.

In given article is described particularities of management and management account in nonprofit organization and small business. The revealled interaction of the accountant-analyst and manager, is presented united technology of management enterprise. Key words: management, management account, accountant-analyst, small business, technology of management.

Список литературы

1. Глушак Н.В. Методика оценки эффективности внедрения информационной системы для реализации задач контроллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. №58. С. 8388.

2. Дафт Р. Менеджмент. 8-е изд. / Пер. с англ. под ред. С.К. Мордовина. СПб.: Питер, 2009. 800 с.

3. Дойл П. Менеджмент: стратегия и тактика / Под ред. Ю.Н. Кантуревского. СПб: Питер, 2009. 560 с.

4. Катков Ю.Н. Управленческий учет: генезис и современные тенденции развития: Монография / Ю.Н. Катков. Брянск: Изд-во ООО «Ладомир», 2012. 118 с.

5. Катков Ю.Н., Каткова Е.А. Когнитивные инструменты управления кризисными ситуациями // Вестник Брянского государственного университета. 2014. №3. С. 45-48.

6. Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование / Horvarth & Partners; Пер. с нем. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 269 с.

7. Методология контроллинга и практика управления крупным промышленным предприятием: Учеб. пособие / под. ред. О.А. Дедова. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 248 с.

8. Управленческий учет и отчетность. Постановка и внедрение / под. ред. И.В. Аверчев. М.: Рид Групп, 2011. 416 с.

9. Хоружий Л.И., Катков Ю.Н. Сбалансированные центры ответственности в организациях АПК // Бухучет в сельском хозяйстве. 2012. №6. С. 35-41.

Об авторах

Катков Ю.Н. - кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой экономики и управления ИЭиП Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского, kun95@yandex.ru

Каткова Е.А. - кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного управления и финансов Брянской государственной инженерно-технологической академии, kea1459@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.