УДК 657(075)+658.3
ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА И УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ
И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Ю.Н. Катков, Е.А. Каткова
В данной статье описаны особенности менеджмента и управленческого учета в некоммерческих организациях и малом бизнесе. Раскрыто взаимодействие бухгалтера-аналитика и менеджера, представлена единая технология управления предприятием. Ключевые слова:менеджмент, управленческий учет, бухгалтер-аналитик, малый бизнес, технология управления.
В условиях современной России главной задачей менеджмента является достижение высоких результатов за счет оптимизации затрат, без которой невозможно повысить конкурентоспособность российской экономики. Необходимо учитывать и явно выраженное техническое отставание большинства российских предприятий от уровня зарубежных партнеров и конкурентов. Все это органически связано с вопросами подготовки кадров, с построением рациональной инфраструктуры предприятий, а также с формированием эффективной учетно-аналитической системы предприятий [7].
Малый бизнес играет все более важную роль в экономике любой страны. Каждый месяц регистрируются множество новых компаний, но под воздействием конкуренции, государственного регулирования и новых требований покупателей, деятельность малых фирм постоянно усложняется.
Условием успеха в данных условиях является эффективный менеджмент. Однако руководителям малых предприятий часто не хватает навыков управления в постоянно меняющихся условиях хозяйствования. Г. Минцберг и его соратники считают, что управленческая деятельность может быть описана в терминах исполнения менеджерами десяти основных ролей, которые в конечном итоге обеспечивают выполнение всех управленческих функций (рис. 1) [2].
В малом бизнесе распределение управленческих ролей существенно отличается от тех, которые можно наблюдать у «типичных» менеджеров. В таких организациях, на первое место выходит роль оратора, так как менеджер должен продвигать свою небольшую фирму во внешнюю экономическую среду. Менеджер в небольшой организации должен творчески походить к решению повседневных проблем, генерировать новые идеи и планы развития. При этом лидерские и информационные роли, не столь существенны [5].
Одной из сфер применения управленческих талантов, так же являются некоммерческие организации. Специфической особенностью является то, что в коммерческой сфере деятельность менеджеров направлена на извлечение прибыли, а в некоммерческой - на осуществление тех или иных социальных функций. Данные особенности определяют уникальные характеристики и нужды некоммерческих организаций, поэтому их менеджерам приходится решать не типичные для коммерческих организаций проблемы.
В качестве источников финансовых ресурсов некоммерческих организаций являются государственные ассигнования, гранты и добровольные пожертвования, что естественно требует особых подходов с позиции менеджмента.
Если менеджеры не в состоянии продемонстрировать умение эффективно распоряжаться деньгами, у организации возникают проблемы с получением новых пожертвований или государственных ассигнований. Поскольку традиционные оценки практических результатовдеятельности к некоммерческим организациям неприменимы, встает вопрос о том, как оценить эффективность их работы, а также как оценить деятельности сотрудников и менеджеров [3].
Рис. 1. - Основные роли менеджеров
Предложенные Г. Минцбергом роли применимы и к менеджерам некоммерческих организаций. В некоммерческих организациях менеджеры должны:
1) осуществлять работу по привлечению внимания общественности и спонсоров;
2) стимулировать и мотивировать персонал при меньших финансовых возможностях;
3) осуществлять поиск государственной и частной помощи.
Для решения описанных проблем, менеджерам как малого бизнеса, так и некоммерческих организаций, необходимо взаимодействовать с бухгалтерами-аналитиками работающими в системе управленческого учета.
От системы управленческого учета и отчетности менеджеры хотят только одного - получить информацию:
• в нужное, точно обозначенное время;
• в нужном, четко обусловленном месте;
• в нужном, строго определенном объеме (не больше и не меньше);
• подготовленную определенными специалистами, выделенными для этих целей и на соответствующем уровне обученными [8].
Задача управленческого учета состоит в «сортировке» имеющихся составных элементов целого, проверке их на пригодность, доработке и объединении в систему. Основополагающими составными элементами системы управления, на которую ориентируется работа бухгалтера-аналитика, являются система планирования и контроля и система информационного обеспечения [9].
Управленческий учет как процесс и образ мышления возникает на пересечении деятельности менеджера и бухгалтера-аналитика при их командной работе. Взаимосвязь между управленческими задачами менеджера, управленческим учетом и задачами бухгалтера-аналитика представлена на рис. 2. [4, 6].
(доработано автором)
Информационно-аналитическое обеспечение принимаемых управленческих решений осуществляется с помощью управленческого учета и экономического анализа. Хороший подбор необходимой информации, научно обоснованные методы ее анализа обеспечивают наиболее оптимальные в данных условиях решения.
Управление представляет собой направленное воздействие администрации организации на хозяйственные процессы в целях увеличения прибыли и сохранения собственного капитала. Говоря о ключевых компонентах управления, следует указать на важнейшее условие их реализации - неразрывность функциональной взаимосвязи. Неразрывность можно обеспечить путем согласования настадии разработки и интеграции всех видов перечисленных структур, рабочих процедур и инструментов их поддержки. Данный подход заложит основы единой технологии управления любым предприятием, как малого бизнеса, так и некоммерческих организаций (рис. 3) [7].
В практическом плане эта основа может быть реализована с помощью технических и программных средств обработки информации, разработки и применения нормативных документов различного статуса, а также специальных регламентов и методик работы [1].
Исключительно важно закрепить такие регламенты, процедуры и методики в документах высшего уровня -стандартах предприятия. Именно стандарты предприятия регулируют весь спектр организационных и иных регламентов управления. На первой стадии реформирования управления предприятием стандарты способны зафиксировать существующие процедуры и регламенты, чтобы в дальнейшем обеспечить эволюционное развитие всех компонентов управления. Такой подход позволит последовательно и планомерно совершенствовать качество управления в некоммерческих организациях и сфере малого бизнеса.
Рис. 3. Единая технология управления предприятием
Таким образом, менеджер в малом бизнесе и некоммерческих организациях, несет непосредственную ответственность за достижение высоких результатов деятельности, т.е. достижение поставленных перед организацией целей, посредством эффективного и производительного использования ресурсов. При этом бухгалтер-аналитик, выступает связующим звеном между организацией и аппаратом управления, способствует решению множества проблем возникающих в производственной деятельности, и осуществляет информационно-аналитическую поддержку управленческих решений.
In given article is described particularities of management and management account in nonprofit organization and small business. The revealled interaction of the accountant-analyst and manager, is presented united technology of management enterprise. Key words: management, management account, accountant-analyst, small business, technology of management.
Список литературы
1. Глушак Н.В. Методика оценки эффективности внедрения информационной системы для реализации задач контроллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. №58. С. 8388.
2. Дафт Р. Менеджмент. 8-е изд. / Пер. с англ. под ред. С.К. Мордовина. СПб.: Питер, 2009. 800 с.
3. Дойл П. Менеджмент: стратегия и тактика / Под ред. Ю.Н. Кантуревского. СПб: Питер, 2009. 560 с.
4. Катков Ю.Н. Управленческий учет: генезис и современные тенденции развития: Монография / Ю.Н. Катков. Брянск: Изд-во ООО «Ладомир», 2012. 118 с.
5. Катков Ю.Н., Каткова Е.А. Когнитивные инструменты управления кризисными ситуациями // Вестник Брянского государственного университета. 2014. №3. С. 45-48.
6. Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование / Horvarth & Partners; Пер. с нем. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 269 с.
7. Методология контроллинга и практика управления крупным промышленным предприятием: Учеб. пособие / под. ред. О.А. Дедова. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 248 с.
8. Управленческий учет и отчетность. Постановка и внедрение / под. ред. И.В. Аверчев. М.: Рид Групп, 2011. 416 с.
9. Хоружий Л.И., Катков Ю.Н. Сбалансированные центры ответственности в организациях АПК // Бухучет в сельском хозяйстве. 2012. №6. С. 35-41.
Об авторах
Катков Ю.Н. - кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой экономики и управления ИЭиП Брянского государственного университета им. акад. И.Г. Петровского, kun95@yandex.ru
Каткова Е.А. - кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного управления и финансов Брянской государственной инженерно-технологической академии, kea1459@yandex.ru