Мищенко Анна Ивановна
ОСОБЕННОСТИ МЕЛОДИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ В ПРОТЯЖНЫХ ПЕСНЯХ САРАТОВСКОГО ПОВОЛЖЬЯ
Статья посвящена выявлению особенностей мелодических композиций в протяжных песнях. Автор обращает внимание на то, что становление стиля протяжных песен происходит в двух основных направлениях: за счет структурного расширения стиха и включения мелизматических усложнений. Эти элементы являются основой ладомелодического развития в протяжных песнях, создают определенную семантику и композиционную целостность художественной формы. Исследование проведено по материалам экспедиций автора по Саратовскому Поволжью. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/11/31 .html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 11(85) C. 121-123. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/11/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
13. Поспелов Г. Н. О природе искусства. М., 1960. 204 с.
14. Столяр А. Д. Происхождение изобразительного искусства. М.: Искусство, 1985. 300 с.
15. Bailey D. W. Prehistoric Figurines: Representation and Corporeality in the Neolithic. L.: Routledge, 2005. 243 p.
16. Delporte H. L'Image des Animaux dans l'Art prehistorique. P.: Picard, 1990. 254 р.
INDOOR SCULPTURE IN THE CONTEXT OF WORLD ARTISTIC CULTURE: TERMINOLOGICAL PECULIARITIES AND ROLE IN ART AND LIFE OF A HUMAN BEING
Mitina Mariya Nikolaevna
The State Hermitage Museum, Saint Petersburg mitina.mary@gmail. com
The article deals with a number of problems connected with the study of indoor sculpture in the context of the world artistic culture. The problem of identification - definition of indoor sculpture as a kind of visual and applied art is one of the main problems. The art works of small forms can be seen in various cultures and in different historical periods and, despite the great variety, they have a number of similar iconographic and iconological features. At the same time, they are classified either as monuments of the visual art or as objects of the applied art. In the work the author considers this problem and reveals the semantic and stylistic links between indoor sculptures and other forms of mobile art.
Key words and phrases: indoor sculpture; sculpture of small forms; doll phenomenon; toy; problem of corporality; mobile art.
УДК 78.07 Искусствоведение
Статья посвящена выявлению особенностей мелодических композиций в протяжных песнях. Автор обращает внимание на то, что становление стиля протяжных песен происходит в двух основных направлениях: за счёт структурного расширения стиха и включения мелизматических усложнений. Эти элементы являются основой ладомелодического развития в протяжных песнях, создают определённую семантику и композиционную целостность художественной формы. Исследование проведено по материалам экспедиций автора по Саратовскому Поволжью.
Ключевые слова и фразы: многоголосие; внутрислоговой мелодический рост; мелодико-ритмические построения; добавочные слоги; формообразующие средства; музыкально-вербальный синтаксис; композиционная целостность; ладовые и звуковысотные уровни.
Мищенко Анна Ивановна
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова jareshko@mail. гы
ОСОБЕННОСТИ МЕЛОДИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ В ПРОТЯЖНЫХ ПЕСНЯХ САРАТОВСКОГО ПОВОЛЖЬЯ
В русской лирической песенности сформировалась уникальная культура - стиль протяжного пения. По выводам И. И. Земцовского, протяжная песня возникла не ранее XIV века, достигнув своего развития в Х'УТ-Х'УП веках [2], став подлинной художественной вершиной отечественного музыкального фольклора. Развиваясь из структурно простых композиций - плачей, свадебных, хороводных и песен других жанров, -протяжная песня шла по пути усиления роли мелодического компонента, превратившись в итоге в самую сложную, структурно развитую музыкальную форму. Как обобщает Б. Б. Ефименкова, этот процесс «не был повсеместным, он осуществлялся в отдельных песенных очагах, где возникали благоприятные условия для совместного пения...» [1, с. 194].
Как пишет А. С. Ярешко, «эстетическая ценность произведений фольклора. зависит от множества факторов, важнейшие среди которых - музыкальные традиции региона. с их пониманием культуры и эстетики» [4, с. 9]. Такой благоприятной певческой зоной стало Поволжье, где под воздействием жизненных условий формировались постоянные исполнительские коллективы. Именно в среде казачества, бурлаков, неводных ловцов, служивых людей, а ранее - стрельцов, которые первыми населяли волжские просторы, и развивалась культура сложного, многоголосного, мелодически развитого импровизационного пения.
Поволжье стало той территорией, где до нынешнего времени бытовала традиция мужского пения, звучали былинные, исторические, молодецкие, казачьи песни, а также в широком смысле лирические, исполняемые смешанным составом. Так, А. С. Ярешко в 2003 году в с. Селитренном Харабалинского района Астраханской области удалось записать сохранившуюся былину «Ты не стой-ка, не стой, берёзынька» («О Доб-ренюшке») в уникальной исполнительской версии - от смешанного ансамбля, что свидетельствует о высочайшей культуре былинного распева и форм ансамблевого исполнительства в прошлом [5, с. 45]. В народной инструментальной культуре и в настоящее время сохранилась и устойчиво бытует традиция ансамблевого музицирования на любимом в регионе инструменте - саратовской гармонике [3].
122
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
В Саратовском Поволжье одним из певческих мест было село Теликовка в Духовницком районе, которое в связи со строительством Балаковской АЭС оказалось в зоне затопления. Переселившиеся в рабочий посёлок Духовницкое жители долгое время не теряли своей общности, собирались на «спевки», что дало возможность от них записать автору данной статьи художественно яркий песенный материал. Среди лирических песен существенное место занимают протяжные, которые выделяются своим стилистическим своеобразием.
Как отмечает Б. Ефименкова, стиль протяжных песен проявился в двух формах:
1) «внутрислогового мелодического роста, то есть увеличения мелодической нагрузки на слоги текста, которым отвечали группы звуков, целые мелодические обороты» [1, с. 194];
2) «самостоятельного мелодико-ритмического построения», которое опирается на добавочные слоги, вставные слова, повторы слов и т.п. [Там же, с. 196].
В результате развития сформировалась система выразительных средств (по И. Земцовскому - «особая форма фольклора» [2, с. 37]), главным компонентом которых стал мелос как область стилистически суммирующего порядка, повлиявшая на остальные формообразующие средства. На основе музыкально-вербального синтаксиса (составления) возникает композиционная целостность художественной формы, главными компонентами которой становятся ладовые и звуковысотные уровни.
Структура лада анализируемых протяжных песен раскрывается, прежде всего, в горизонтальном развёртывании на основе оппозиции опорных звуковых комплексов. Такова, например, семейно-бытовая песня «За столом сидят» о проводах сына в рекруты. Сложная жизненная коллизия находит своё семантическое выражение в оппозиции двух комплексов с устоями «до» и «ля» (мажоро-минорное соотношение), которые завершают музыкальные фразы, создавая противоречивую концепцию повествования.
Пример № 1. «За столом сидят»
Протяжённость и развёрнутость нарративного поэтического текста (13 строф), продолжительность его исполнения основываются на расширении этой исходной модели:
Исходный тонический стих: За сто /лом сидят, они думу /думают.
Производный стих: За столом сидят,
Эх, за столо(о)м они сидят,
Они думу дума(э)... эх, ду... думают.
В результате добавочные слоги, междометия, гласные стали опорой ладомелодических построений, реализуясь в структурном расширении стиха с новыми музыкальными композиционными элементами. Исходная квинтовая попевка-тезис, на которой построен запев, сразу же получает опевающий тон («ля»), который в последующем мелодическом развитии становится главной ладовой оппозицией и в то же время горизонтальной вершиной, образуя с основной мелодией в нижнем голосе субдоминантовое наклонение. Именно данная побочная опора, распетая на междометии «эх», стала основой характеристики новой ладомелодической ячейки разомкнутого типа, структурно расширяя музыкально-слоговой ритм новым мелодико-интонационным построением.
В этом сюжетном контексте междометие «эх» является ярким выразителем психологического состояния и в то же время концентрирует новый ладомелодический комплекс, развивая композиционно песенный материал.
Не менее выразительны словесные повторы, которые развивают мелодическую композицию, складывая её из типизированных попевок, в которых важную конструктивную роль играют квартовая и секстовая интонации. Они несут в себе ярко выраженное оппозиционное начало: кварта - как завершающий построение элемент, секста - как развивающий, создающий широту распева. Так реализуется основная семантическая концепция фольклорного произведения в жанре протяжной песни.
Другой уровень становления протяжной формы - мелизматическое расширение стиха с помощью внут-рислоговых распевов, при котором в процессе пения варьируются типовые мелодические формулы изнутри, не нарушая их границ (такой уровень отмечает Б. Ефименкова) [1, с. 196].
В данных примерах структура текста меняется незначительно, она лишь «раздвигается» во времени путём словообрывов. Такова, например, свадебная «Залетела вольна пташечка».
Исходный тонический стих:
Зале /тела вольна пташечка,
Зале / тела кина / реечка.
Производный стих:
Залетела вольна пта(а-а)шечка,
Да, зале... тела, да, кинаре... ечка.
Пример № 2. «Залетела вольна пташечка»
J = 72
-. -1-
1. За - ле - -1- 1 ¡те - ла воль- на пта <а)...-(а) - шеч ка, да.
В J JJj ^—а—
В данном и подобных образцах ладовое развитие основывается на системе попевок-синтагм, в которых выявляются опорные звуки, маркирующиеся, как правило, ритмически, и их оппозиция в виде сопоставления неустоев. Так, в приведённом примере запев основан на квартовой попевке (тезисе) с концевыми опорными тонами и главной субопоре («си»). Они являются вехами в последующем развёртывании напева, определяя его тоникальность и эпизодические устои. Развитие основного (нижнего) голоса приводит к временной смене устоя («ля») в начале второй фразы («залетела»), где происходит смена ладового колорита («островок» мажора), что вытекает из общей семантической концепции. Возвращение к исходной тоникальности происходит путём ритмического подчёркивания и субкварты, разрешаемой в тонику.
На этой стабильной ладомелодической основе ярко проявляется мелизматика подголоска. Распетый полностью на оппозиционных тонах, он демонстрирует разрастание внутрислогового мелоса. По сути, все вставки гласных, повторы затрудняют восприятие вербального смысла. Но они служат опорой мелодико-ритмического варьирования, перенося содержательный аспект на музыку песни, создавая стиль протяжного пения с его мелодическим горизонтальным развёртыванием, мелизматическими элементами в виде опева-ний, форшлагов, группетто и др.
Таким образом, приведённые примеры традиционных образцов фольклора убеждают в художественной яркости и разнообразии протяжных песен Саратовского Поволжья. Становление собственно стиля протяжных песен выявляется, как было показано, в двух основных ракурсах: структурном расширении стиха и ме-лизматическом. Именно они стали опорой ладомелодического развития в песнях, создавая необходимый семантический настрой и композиционную целостность художественной формы. Данные стилистические параметры оказали влияние на множество других образцов фольклора указанного принципа формообразования.
Список источников
1. Ефименкова Б. Б. Ритм в произведениях русского вокального фольклора: учебное пособие. М.: Композитор, 2000. 256 с.
2. Земцовский И. И. Русская протяжная песня. Л.: Музыка, 1967. 195 с.
3. Михайлова А. А. Саратовская гармоника в социокультурном пространстве полиэтнического региона Поволжья: монография. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2014. 408 с.
4. Ярешко А. С. Поэтика музыкального фольклора: концепция смысла // Поэтика и семантика фольклора. К 45-летию кафедры народного пения и этномузыкологии: научные статьи педагогов кафедры / науч. ред. А. С. Ярешко, ред.-сост. А. А. Михайлова. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2012. С. 5-20.
5. Ярешко А. С. Симбиоз традиций и инноваций в музыкальном фольклоре Нижнего Поволжья // Поэтика и семантика фольклора. К 45-летию кафедры народного пения и этномузыкологии: научные статьи педагогов кафедры / науч. ред. А. С. Ярешко, ред.-сост. А. А. Михайлова. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2012. С. 43-56.
THE PECULIARITIES OF MELODIC COMPOSITIONS IN SARATOV VOLGA REGION CHANTS
Mishchenko Anna Ivanovna
Saratov State Conservatoire jareshko@mail. ru
The article is devoted to identifying the peculiarities of melodic compositions in chants. The author points out that chant style formation occurs in two basic ways: by structural extension of verse and by inclusion of melismatic complications. These elements are the basis of tonal and melodic development in chants; they create certain semantics and composition integrity of the artistic form. The study is based on the materials gathered during author's expeditions to the Saratov Volga Region.
Key words and phrases: polyphony; intra-syllabic melodic growth; melodic and rhythmic forms; additional syllables; form-generative means; musical and verbal syntax; composition integrity; tonal and pitch levels.