УДК 658.512
ОСОБЕННОСТИ МЕХАНИЗМА РОСТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
А.П. Ефременко
В статье рассмотрены ключевые особенности механизма роста эффективности экономической деятельности предприятия. Выявлены основные элементы данного механизма, обобщены основные методы управления, используемые в механизме. Составлена принципиальная схема данного механизма, применение которой поможет предприятию у себя сформировать механизм роста эффективности для выявления резервов, которые так необходимы отечественным предприятиям в условиях кризиса
Ключевые слова: механизм роста эффективности, методы управления
В конце 2008 года экономическая ситуация в стране сильно изменилась. Отечественные предприятия столкнулись с большими проблемами, вызванными мировым кризисом. В большинстве случаев внешние источники для решения экономических проблем предприятия стали
недоступны. Поэтому в 2009 году перед предприятиями возникла задача максимально
задействовать все внутренние резервы для решения своих экономических проблем, а значить повысить эффективность экономической деятельности
предприятия.
Наиболее эффективным будет комплексный подход к росту эффективности экономической деятельность предприятия, который будет заключаться в формировании механизма роста эффективности экономической деятельности.
В данном случае под механизмом роста эффективности экономической деятельности
предприятия будет пониматься - комплекс мероприятий, являющихся неотъемлемыми
элементами единого целого, направленных на усиление позиции предприятии в отрасли, а также рост стоимости предприятия и рост благосостояния собственника.
Также механизм можно представить как совокупность подсистем предприятия и их взаимодействие, направленное на устранение
негативного влияния выявленных факторов экономической устойчивости. Его применение в деятельности предприятия способствует
повышению экономической устойчивости.
Соответственно для применения данного механизма нужно выделить его элементы, которые рассмотрим далее.
Во-первых, механизм будет состоять из субъекта управления - собственники предприятия и руководство компании и объекта управления -экономическая деятельность предприятия.
Субъект управления действует исходя из своих экономических интересов, применяя для воздействия на объект управления методы
управления, с целью реализации основных функций управления.
Поэтому для выделения основных направлений воздействия на объект управления рассмотрим экономические интересы субъекта управления:
1. Повышение операционной
эффективности, которая будет заключаться в следующем: оптимизация процессов, оптимизация бизнес-правил, бенчмаркинг, использование ИТ, обучающаяся организация, сохранение управляемости.
2. Получения доступа к дешевым источникам финансирования.
3. Устойчивое положение на рынке в борьбе с конкурентами.
4. Удовлетворенность клиентов. Лояльность потребителя. Рост доли рынка и прибыли.
5. Социальная значимость предприятия. Доверие к бизнесу. Поддержка государства.
6. Более выгодные условия закупок. Лучшие условия в каналах распределения.
На основе выделенных экономических интересов субъекта управления можем выделить следующие методы управления, подразделив их на экономические, организационно-правовые и социально-психологические (рис. 1).
1) Экономические методы управления. Это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). При этом следует учесть, что кроме сугубо личных участник процесса преследует и общественные, и групповые цели.
В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы [1].
Ефременко Алексей Петрович - ВГТУ, аспирант, тел. 8 920 211 22 69
Основными экономическими методами в менеджменте предприятия, обеспечивающими его эффективное функционирование в рыночных условиях хозяйствования, являются коммерческий расчет; внутрифирменный расчет; ценовая
политика и механизмы ценообразования; механизмы и методы повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.
Коммерческий расчет
Внутрифирменный расчет
Механизмы и методы повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом
Ценовая политика и механизмы ценообразования
Методы управления
Организационно правовые Социально-психологические
Выдача определенных заданий, распоряжений Мотивация исполнителей 4-
Установление путей и методов выполнения этих заданий
Использование различного рода законодательных актах, инструкциях, положениях, приказах, распоряжениях, хозяйственных договорах
Методы организационной работы (подбор и расстановку кадров, оперативный контроль и анализ и др)
Определение системы управленческих решений (их подготовка, принятие и реализация)
Удовлетворение их потребностей ^
Рис. 1. Методы управления предприятием, реализуемые в механизме роста эффективности экономической деятельности
предприятия в условиях кризиса
2) Организационно правовые методы
управления. Это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.
Организационно правовые методы включают: выдача определенных заданий, распоряжений; установление путей и методов выполнения этих заданий; использование различного рода
законодательных актах, инструкциях, положениях, приказах, распоряжениях, хозяйственных договорах; методы организационной работы (подбор и расстановку кадров, оперативный контроль и анализ и др); определение системы управленческих решений (их подготовка, принятие и реализация).
К числу организационных методов относят: организационное проектирование,
регламентирование, нормирование. При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения. Поэтому актуально также рассматривать организационно - распорядительные методы (приказ, распоряжение, инструктаж) где указываются конкретные исполнители и сроки
выполнения. При этом организационные методы основаны на типовых ситуациях, а
распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных.
Сущность организационного
регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.)[2].
Система организационно-распорядительных методов реализуется в двух равнозначных направлениях.
- Воздействие на структуру управления -отражает статику управления. Эти методы получили название организационных методов.
- Воздействие на процесс управления -
отражает динамику процесса. Это
распорядительные методы.
Методы организационного воздействия базируются на применении в практике управления законодательства, соблюдения требований уставов;
представляют собой форму организационного нормирования, предполагающую разработку правил внутреннего распорядка, нормативов времени и т. п. Они наиболее актуальны при создании новых и реструктуризации действующих предприятий. Совокупность организационных регламентов вносит порядок в деятельность организаций, который в значительной мере будет зависеть от эффективности осуществления распорядительных методов.
Методы распорядительного воздействия отражают динамику процесса управления и представляют собой текущее распорядительство. Оно направлено на решение многочисленных вопросов оперативного характера, возникающее в процессе управления. Распорядительные методы предполагают прямое воздействие на управляемый объект через приказы и распоряжения, установление ответственности, инструктаж
сотрудников, координацию работ и контроль исполнения.
Чаще всего именно прямое воздействие ведет к формированию пассивного подчинения. Поэтому наиболее эффективны косвенные методы воздействия посредством постановки задач и применения методов организационного
стимулирования.
Итак, организационно-распорядительные методы являются необходимым условием создания
и функционирования организаций. Это связано с необходимостью формализации отношений, функций, связей, процедур и т. п., без чего невозможна как регистрация предприятий, так и построение системы управления, ее функционирование.
Организационно-распорядительные методы находят широкое применение в управлении текущей деятельностью. Для обеспечения эффективности-управления необходима
комплексность и системность в применении инструментов (методов) менеджмента [3].
3) Социально-психологические методы управления. Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления.
К ним относятся: моральное поощрение, социальное планирование, убеждение, внушение, личный пример, регулирование межличностных и межгрупповых отношений, создание и
поддержание морального климата в коллективе.
Получив основное представление об элементах механизма роста эффективности экономической деятельности предприятия можно составить принципиальную схему данного механизма (рис. 2).
Субъект управления - собственники предприятия и руководство компании
Экономические интересы субъекта управления
Методы управления
Экономические
Организационно-правовые
Социально-психологические
Заинтересованность
Принуждение
Способы воздействия
31
Функции управления
Планирование
Организация
Регулирование
Учет
Контроль
Анализ
Объект управления - экономическая деятельность предприятия
Рис. 2 - Принципиальная схема содержания механизма роста эффективности экономической деятельность предприятия
Данная схема наглядно показывает взаимосвязь основных элементов механизма роста эффективности экономической деятельности, определяет основные направления воздействия
собственников и руководства компании для достижения своих интересов. Дает информацию, какими методами и способами необходимо
пользоваться при реализации основных функций управления.
Внедрение данного механизма должно позволить предприятию выявить свои внутренние возможности и резервы, а также выявить внутренние финансовые резервы, которые так необходимы отечественным предприятиям в условиях кризиса.
Литература
1. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента:
Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и
переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
2. ''МАРКЕТИНГ7Т.В. Алесинская, Л.Н. Дейнека, А.Н. Проклин, Л.В. Фоменко и др.; Под общей ред. В.Е. Ланкина. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 241 с.
3. Менеджмент. Ямпольская Д. О., Зонис М.
М. Издательство, год: Издательский дом «Нева»,
2004.288 стр.
Воронежский государственный технический университет
PARTICULARITY OF GROWTH EFFICIENCY ECONOMIC ACTIVITY MECHANISM OF THE ENTERPRISE IN CRISIS CONDITIONS A.P. Efremenko
Key particularities of growth efficiency economics activity mechanism of the enterprise in crisis conductions are considered in this article. The basic elements of the given mechanism are revealed. The basic methods of managements used in the mechanism are generalized, also made basic scheme of the given mechanism. Application of this scheme will help enterprise to make growth efficiency economics activity mechanism at itself. And this mechanism will make possible to find internal reserves. These reserves are the whole show for Russian enterprises in crisis conditions
Key words: growth efficiency economics activity mechanism, methods of managements