Научная статья на тему 'Механизм разработки управленческих решений в антикризисном менеджменте медиаорганизации'

Механизм разработки управленческих решений в антикризисном менеджменте медиаорганизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
567
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / МЕХАНИЗМ / КРИЗИС / МЕНЕДЖМЕНТ / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АНТИКРИЗИСНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / ЛИЦО ПРИНИМАЮЩЕЕ РЕШЕНИЕ / MANAGEMENT DECISIONS / MECHANISM / CRISIS MANAGEMENT / ANTI-CRISIS MANAGEMENT / MANAGEMENT / DECISION MAKER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Думкина Екатерина Сергеевна

Рассматриваются основные механизмы разработки управленческих решений, их теоретическая сущность и роль в деятельности организации, в антикризисном менеджменте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of a mechanism of administrative decisions in crisis management of media organizations

The paper considers the basic mechanisms of development of administrative decisions. Their theory-cal nature and role in the organization of activities in crisis management.

Текст научной работы на тему «Механизм разработки управленческих решений в антикризисном менеджменте медиаорганизации»

УДК 330.658

МЕХАНИЗМ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В АНТИКРИЗИСНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ МЕДИАОРГАНИЗАЦИИ

Думкина Екатерина Сергеевна

студентка института коммуникаций и медиабизнеса Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А ка(еппа22-19@таИ. ги

Аннотация. Рассматриваются основные механизмы разработки управленческих решений, их теоретическая сущность и роль в деятельности организации, в антикризисном менеджменте.

Ключевые слова: управленческие решения, механизм, кризис, менеджмент, антикризисное управление, антикризисный менеджмент, функции управления, лицо принимающее решение.

Проводимая в нашем государстве радикальная экономическая реформа требует качественного повышения уровня управления. Это предъявляет высокие требования к уровню квалификации менеджеров в области разработки управленческих решений.

Современный менеджер должен иметь глубокую теоретическую подготовку в области теории принятия эффективных решений и обладать необходимыми практическими навыками в этой сфере. Учебная дисциплина «Управленческие решения» является одной из важнейших в цикле дисциплин менеджмента. Ее значимость обусловлена тем, что данная дисциплина вооружает профессиональных менеджеров методологией решения разнообразных управленческих проблем. В условиях экономики рыночного типа с жесткой конкуренцией переход к концепции научного менеджмента, ориентированного на достижение конкурентоспособности за счет повышения качества управленческой работы, обеспечивает выживание организации. Нежелающие работать качественно терпят банкротство. Ежегодно от 8 до 12% фирм индустриально развитых стран терпят банкротство из-за низкого качества управления. Развитие абсолютно любой организации основано на разработке и реализации различного рода решений. Решения разрабатывают и реализуют люди с разной степенью профессионализма, поэтому диапазон решений очень велик — от недостаточно обдуманных до детально рассчитанных. В организациях право принятия принципиальных решений, касающихся деятельности коллектива, предоставляется руководителю (менеджеру) этого коллектива. Перспектива развития коллектива зависит от того, насколько правильно и своевременно будет принято решение.

Для таких сфер деятельности людей, как социальная (общественная), экономическая и политическая, где в качестве основного объекта управления выступает личность человека с его высокой степенью непредсказуемости в поступках и реакциях, разработана совокупность социально-психологических методов управления, которые совместно с организационно-распорядительными и экономическими методами со-

ставляют ядро современной теории и практики менеджмента.

Значимость эффективных решений в социальной (общественной) сфере, включающую в себя экономическую, техническую и политическую области деятельности человека, а также необходимость специальных подходов к принятию решений потребовали выделения особой категории решений, которые получили название управленческих.

Управленческое решение (УР) — это решение, которое разработано, принято и реализовано в социальной сфере, направлено на выбор оптимальной (или рациональной) альтернативы выхода объекта управления из критической ситуации или на поиск более эффективного варианта использования имеющихся возможностей.

Иногда управленческие решения называют организационными решениями.

Термин «управленческое решение» имеет два основных значения. В первом значении — это процесс, т.е. поиск, группировка и анализ необходимой информации, разработка, утверждение и реализация управленческих решений. Во втором значении термин «управленческое решение» употребляется как явление — план мероприятий, постановление, устное или письменное распоряжение.

Существует несколько точек зрения на место процесса разработки и принятия управленческих решений в управлении организацией. Из всех вариантов выделяются два часто встречающихся и определяющих процесс как:

• связующее звено, т.е важную часть для выполнения всех других функций управления (планирование, организация, мотивация, контроль). Каждая управленческая функция принимает определенные решения, которые вытекают из содержания этой функции. Решения, типичные для функции управления, представлены в табл. 1.1;

• управление является совокупностью циклических действий по разработке и принятию управленческих решений.

Управленческие решения связаны с выполнением управленческих функций, таких как планирование,

организация, координация и контроль каких-либо процессов. Такие решения реализуются в форме распоряжений, деловой беседы, инструкции и др. Однако не всякое решение, которое разработано и реализовано руководителем, является управленческим.

Управленческим решение называют при условии, что оно разрабатывается и реализуется для социальной системы и направлено на:

• стратегическое планирование;

• управление управленческой деятельностью;

• управление человеческими ресурсами (производительность, активизация знаний, умений, навыков);

• управление производственной и обслуживающей деятельностью;

• формирование системы управления компании (методология, механизм);

• управленческое консультирование;

• управление внутренними и внешними коммуникациями.

Таблица 1.1. Типовые решения по основным функциям управления

_Планирование_

1. Выбор миссии.

2. Выработка предложений о ситуации в будущем.

3. Определение целей.

4. Выбор стратегии по достижению поставленных целей.

5. Формирование мероприятий по реализации стратегии_

_Организация_

1. Адаптация организационной структуры под новые цели и задачи.

2. Рационализация распределения задач, обязанностей и прав.

3. Кадровые решения: прием и увольнение, создание резерва на выдвижение, повышение квалификации. _Мотивация_

1. Разработка системы оплаты труда и премирования, максимально соответствующей характеру и результатам труда, а также возможностям организации.

2. Выбор социальных методов стимулирования эффективности труда.

3. Создание надлежащего морального климата в организации.

4. Разработка мероприятий по эффективному использованию факторов корпоративной культуры.

_Контроль_

Создание системы контроля: выбор методов учета, анализа и внесения корректив для всех видов контроля (предварительного, текущего и заключительного)._

Менеджера, который принимает подобные решения, называют лицом, принимающим решения (ЛПР). Принятие управленческих решений и их реализация на объекте управления представляет собой основное содержание труда менеджера. Главным критерием эффективной и результативной работы менеджера считается умение находить, а также принимать правильные решения, имеющих минимум негативных

последствий и позволяющие организации успешно функционировать и развиваться.

Управленческие решения затрагивают экономические, организационные, социальные, правовые, технологические и политические интересы менеджеров, медиаорганизации, региона или государства.

Медиаорганизация — это организация, которая включает в себя всю совокупность технологических средств и приемов, служащих для передачи конкретному потребителю информационного сообщения в том или ином виде (печатное слово, музыкальная композиция, радио или телепередача и т.п.).

Исходя из этого, для выбора лучшего УР в состав критериев следует включать те, которые отражают этот набор интересов. Управленческие решения делятся на два вида направленностей — это направленность на цели и на интересы. Общественные интересы должны иметь приоритет перед личными интересами менеджеров, которые участвуют в принятии УР.

Экономическая направленность УР проявляется в том, что подготовка и реализация любого УР требует затрат ресурсов и направлено на достижение экономических результатов. Все управленческие решения имеют реальную стоимость, поэтому реализация эффективного УР принесет организации доход, тогда как ошибочное решение — убытки. Принято считать, что чем выше уровень иерархии менеджера, тем более дорогостоящими могут быть принимаемые им решения. Требования к качеству принимаемых решений и к самим менеджерам прямо пропорциональны их движению по вертикали власти.

Организационная направленность УР проявляется в необходимости привлечения к данной работе персонала организации. Для эффективной работы необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать инструкции и положения, наделить персонал полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью, наладить систему контроля, выделить необходимые ресурсы, в том числе информационные, обеспечить работников необходимой техникой и технологией, координировать их работу на всех стадиях разработки, принятия и исполнения УР.

Социальная направленность заложена в механизме управления персоналом, в задействовании социально-психологических методов управления для более эффективной разработки и реализации УР. К таким методам относят потребности и интересы человека, установки, ценности, мотивы и стимулы.

Правовая направленность заключается в необходимости точного соблюдения законодательных актов РФ и ее международных обязательств, уставных и других договорных обязательств на всех стадиях и этапах создания и реализации управленческих решений.

Технологическая направленность, предполагает возможность использования передовых технологий, новых концепций для подготовки и реализации УР. Технологическая сущность проявляется и в воздействии УР на технологическую оснащенность компа-

нии, применение трудо-, материало-, энергосберегающих технологий.

Политическая направленность касается вопросов внутренней и внешней политики, выработки стратегии действий государства, региона, муниципалитета или компании, организации с учетом складывающейся ситуации в мире, применяемых принципов мирного сосуществования, конкуренции и сотрудничества.

Экологическая направленность заключается в применении безотходных технологий, сведению к минимуму антропогенного воздействия на экосистемы, которое ухудшает их способность к самовосстановлению, в выдерживании установленных норм и коэффициентов на предельно допустимые выбросы вредных веществ в окружающую среду.

В связи с большим количеством вопросов социальной сферы, которая включает в себя техническую, экономическую и политическую деятельности человека, принимаемые управленческие решения требуется разделять по определенным типам и классам. В теории менеджмента выделяют следующие типы управленческих решений:

• запрограммированные, т.е. разрабатываемые на основе математических закономерностей;

• незапрограммированные, ввиду наличия факторов непредсказуемости и неопределенности в данном типе управленческих решений не применяются строгие математические методы;

• компромиссные — это решения, которые затрагивают интересы нескольких сторон (ЛПР, коллективов, организаций, регионов, государств) и разрабатываются представителями этих сторон с позиции учета взаимных интересов и нахождения консенсуса;

• интуитивные;

• рациональные — управленческие решения, принятие которых основано на определенном алгоритме последовательно выполняемых этапов, использовании системного подхода, анализе предварительно отобранных альтернатив возможных решений и выборе наиболее подходящей для данной конкретной ситуации альтернативы.

Термин «антикризисный менеджмент» возник

сравнительно недавно. Принято считать, что причина его появления — реформирование российской экономики и постепенное ее вхождение в зону кризисного развития. Следствие этого — возникновение большого количества организаций, которые находятся на грани банкротства.

Среди кризисов организации можно выделить три типа:

• кризис ликвидности — представляет собой реальную потерю платежеспособности. Если не предпринять срочные меры по выходу из кризиса, то все может закончиться ликвидацией;

• кризис результатов (успех деятельности). Это негативное отклонение фактического состояния от запланированного. Например, по показателям продаж, денежных поступлений, прибыли, рентабельности, затрат;

• кризис стратегии. Он менее заметен. Положение организации в данный момент времени может

быть вполне удовлетворительным, но начинают происходить перебои в развитии организации, может снижаться успех и ослабевать защитные возможности в конкурентной борьбе. Антикризисный менеджмент — это сохранение и укрепление конкурентного положения организации. Это управление в условиях неопределенности и риска. В этом он применяется на любом предприятии и независимо от его экономического положения (используется также и на самых успешных предприятиях) и от его стадии жизненного цикла.

Операциональное определение антикризисного менеджмента — это совокупность форм, методов реализации антикризисных процедур, которые применимы к конкретной организации.

Чаще всего эффективность антикризисного менеджмента оценивают по степени достижения поставленных целей: смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными ресурсами.

Существуют четыре основных принципа антикризисного менеджмента:

• ранняя диагностика кризисных явлений. Чем раньше будут обнаружены кризисные явления, тем больше будет запас времени и тем легче их нейтрализовать;

• срочность реагирования на кризисные явления. Кризисные явления имеют тенденцию разрастаться и углубляться, поэтому необходимо быстро действовать;

• адекватность реагирования на степень реальной угрозы. Так как антикризисный менеджмент связан с затратами и потерями, то их необходимо соизмерять со степенью реальной угрозы со стороны кризисных явлений;

• комплексность реагирования на кризисные явления заключается в задействовании разносторонних внутренних и внешних ресурсов для улучшения ситуации.

Каждая организация имеет свои особенности принятия управленческих решений, которые определяются характером и спецификой ее деятельности, организационной структурой, системой внутрифирменной коммуникации.

Тем не менее, процесс разработки управленческого решения имеет нечто общее для организации. Он представляет собой алгоритм или основные этапы, опосредующие организацию процесса разработки управленческого решения.

Процесс разработки управленческих решений состоит из трех больших этапов:

1. Подготовка управленческих решений; в него входят такие этапы как:

• выявление и анализ проблемной ситуации;

• формирование целей для решения проблемной ситуации;

• сбор необходимой информации;

• анализ информации;

• выявление или выработка полного перечня альтернатив достижения цели;

• выбор допустимых альтернатив;

• предварительный выбор лучшей альтернативы.

2. Принятие управленческих решений; в него входят такие этапы как:

• оценка представленных альтернатив со стороны ЛПР;

• экспериментальная проверка альтернатив;

• выбор решения;

• согласование решения с исполнителями и органами управления;

• процесс оформления и утверждения решения.

3. Реализация управленческих решений; в него входят такие этапы как:

• организация выполнения решений;

• обеспечение работ по выполнению решения;

• выполнение решения.

Процесс разработки и принятия управленческих решений носит повторный характер, это значит, что ЛПР или аналитик-консультант может и должен неоднократно возвращаться на предыдущие этапы, чтобы что-то уточнить, дополнить, развить, исправить, изменить и т.д. Перескакивать к нижним этапам, не доработав с верхними, нельзя.

В этом и заключается ключ к успешному управленческому решению.

Привлечение ЛПР к процессу разработки управленческого решения в два раза увеличивает значение показателя внедрения разработок в практику — с 35 до 70%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абалкин Л.Страна располагает условиями для вывода экономики на путь устойчивого роста // Экономист. — 2008 — № 1.

2. Антикризисное управление / С.П. Бараненко, М.Н. Ду-дин, Н..В. Лясников, В.С. Михель. — М.: 2012. — 316 с.

3. Беляев А.А., Коротков Э.М.Антикризисное управление. — М.: Юнити-Дана, 2013. — 312 с.

4. Демчук О.Н., Ефремова Т.А. Антикризисное управление. — М.: Флинта, 2013. — 621 с.

5. Браун Джон. Больше чем бизнес. — М.: Юнайтед Пресс, 2011.

6. Захарова В.Я. Антикризисное управление. Теория и практика: учеб. пособие. М.: Юнити-Дана, 2012.

7. Ишутина Е.А. Успех и деньги. Тысяча и один закон успешной карьеры. — М.: НТ Пресс, 2007.

8. Коротков Э. М. Антикризисное управление. — М.: Юрайт, 2014. — 406 с.

9. Самородский В.А., Хлусова И. А. Антикризисное управление. — М.: КолосС, 2012. — 208 с.

DEVELOPMENT OF A MECHANISM OF ADMINISTRATIVE DECISIONS IN CRISIS MANAGEMENT OF MEDIA ORGANIZATIONS

Ekaterina Sergeevna Dumkina

Moscow State University of Printing Arts 127550 Russia, Moscow, Pryanishnikova st., 2Ä

Annotation: The paper considers the basic mechanisms of development of administrative decisions. Their theory-cal nature and role in the organization of activities in crisis management.

Keywords: management decisions, mechanism, crisis management, crisis management, anti-crisis management, management, decision maker.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.