Научная статья на тему 'Особенности медицинского обслуживания малочисленных народов Иркутской области и Красноярского края в 50-80-е гг. XX в'

Особенности медицинского обслуживания малочисленных народов Иркутской области и Красноярского края в 50-80-е гг. XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
143
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кудашкин В. А., Янюшкин С. А.

В статье приведен анализ социально-культурного развития малочисленных народов, проживающих на севере Иркутской области и Красноярского края в 50-80-е гг. XX в. Обращено внимание на недостаточность средств, отсутствие лекарств, медицинского персонала и оборудования для диагностики профессиональных заболеваний. Показана высокая смертность среди малочисленных народов в этот период. Объективно отражены негативные причины смертности от несчастных случаев, включая самоубийство, замерзание, алкогольную интоксикацию и др. Отмечено недостаточность внимания советских органов власти к судьбам малочисленных народов Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кудашкин В. А., Янюшкин С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности медицинского обслуживания малочисленных народов Иркутской области и Красноярского края в 50-80-е гг. XX в»

УДК 911.3:614.2 В.А. Кудашкин, С.А. Янюшкин

ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ И КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В 50-80-е гг. ХХ в.

В статье приведен анализ социально-культурного развития малочисленных народов, проживающих на севере Иркутской области и Красноярского края в 50-80-е гг. XX в. Обращено внимание на недостаточность средств, отсутствие лекарств, медицинского персонала и оборудования для диагностики профессиональных заболеваний. Показана высокая смертность среди малочисленных народов в этот период. Объективно отражены негативные причины смертности от несчастных случаев, включая самоубийство, замерзание, алкогольную интоксикацию и др. Отмечено недостаточность внимания советских органов власти к судьбам малочисленных народов Севера.

Особое значение для социального и культурного развития малочисленных народов Иркутской области и Красноярского края имело медицинское обслуживание. Послевоенное время характеризуется широким распространением заболеваний, часть из которых была завезена колонизаторами и частыми эпидемиями. Характерны были антисанитарные условия жизни. У основной массы населения отсутствовали даже элементарные представления о санитарии и личной гигиене. Поэтому были широко распространены туберкулез, трахома, желудочно-кишечные заболевания, часто вспыхивали эпидемии оспы и тифа, сея смерть среди заболевших. Высокой была детская смертность, особенно среди детей до одного года, которая в отдельные годы достигла почти 100% от числа родившихся1. Темные невежественные люди, сознание которых было опутано первобытными формами религии, при болезнях обращались к «духам», к шаманам-знахарям, которые имели на них огромное влияние. И вот в борьбе за приостановление физического вымирания населения, за привитие элементарных навыков гигиены и санитарии, за освобождение от архаических форм невежества огромную роль сыграли медицинские работники.

Медики совместно с местными властями организовывали в поселках санитарные кружки для женщин и девушек, походы для приведения в нормальное санитарное состояние селений и жилищ, соревнование за чистоту дома и т.д. Они боролись за раскрепощение женщин, за улучшение их положения в быту, за ликвидацию кошмарных условий, при которых проходили роды. Медики своими конкретными делами, пропагандой гигиены и санитарии внесли неоценимый вклад в социальное и культурное развитие малочисленных народов Иркутской области и Красноярского края.

Отдаленность от центральных регионов страны и суровые климатические условия задержали развитие материальной базы медицины, что сказывается и ныне. Первые медицинские пункты и больницы находились в далеко несоответствующих для этой цели зданиях и отдаленных районах. Например, в отчете медицинского пункта в Тофаларии, читаем: «Комната, отведенная для медпункта, имеет площадь 2x2,75 м с одним окном; здесь помещается медицинская и ветеринарная аптеки, ведется прием амбулаторных больных и здесь же живут врачи - медицинских и ветеринарных служб. Эта комната до 1 января 1952 года была без печки и обогревалась через верх перегородки из соседней комнаты, поэтому все водные растворы, несмотря на принятые меры (поставлены на самую верхнюю полку), замерзали, а масляные вещества затвердевали»2.

Вышеприведенный отрывок из архивного документа наглядно показывает, в каких условиях приходилось жить и работать врачам. В подобных жилищных условиях находились медики и учителя других культурных отделов. Среди врачей и учителей тех лет на Севере России преобладали специалисты, прибывшие из других регионов России. Среди них было немало энергичных энтузиастов, которых в эту отсталую глубинку привела романтика и огромное желание преобразовать жизнь людей. Они, изучая местный язык, традиции и обычаи, знакомили представителей малочисленных народов с достижениями русской культуры, способствуя этим их социальному и культурному развитию.

1 ГАКК. Ф.П.-35. Оп. 15. Д. 54. Л. 17.

2 АОАГН. Ф. 27. Оп. 14. Д. 12. Л. 22.

В 1957 г. проводилось экспедиционное обследование тофов, проживающих в поселках. В. Филь сообщает, что результаты только по одному фактору оказались фантастическими. У всех местных тофов в крови практически не оказалось холестерина. Пошла победная реляция: тофы в результате вековой приспособленности избавились от угрозы заболеваний сосудов кровеносной системы. Ведь здесь основной враг холестерин, от него и закупорки сосудов, и снижение проницаемости стенок капилляров и пр. Не учли всего лишь одного. В поселках и колхозах при существовавшей системе и уравнительной оплате труда средств не хватало на пропитание! Как правило, домашнего скота тофы не держали, молока не было, мяса, яиц тоже. Всю пищу составляли хлеб, картошка и чай. Откуда взяться-то холестерину. Уровень последнего в крови служит показателем достаточности питания, как по белковым, так и по липоидным компонентам. «Позднее, встретившись с руководителем медицинской экспедиции в Тофаларию, - пишет В. Филь, - я рассказал ему об этом. Мужик лишь схватился руками за голову и промолвил: «Да! Но ничего уже не сделаешь, отчет ушел в обком и облздрав»» 3.

Медицинское обслуживание было слабым. Это видно на примере единственной больницы пос. Алыгджер. В 1958 г. не хватало медикаментов, отсюда не было свободной торговли ими для населения, отсутствовал стоматолог, подолгу не бывало медкомиссии с рентгеновским аппаратом 4.

В 1960 г. в пос. Алыгджер было проведено очередное медицинское обследование. Результаты его изложены в справке, переданной в Тофаларский сельский совет. Обследование проводилось бригадой врачей из Иркутска по нескольким направлениям: терапевтическое, рентгеноскопия, электрокардиограмма, лабораторные исследования, стоматологическое, санэпидемическое. В результате среди населения был выявлен туберкулез.

Были сняты с учета 3 детей и 7 взрослых. Немедленной госпитализации подлежали 6 детей и 1 взрослый. Стоматолог принял 231 человека (первично и вторично), из них 40 человек подготовили к протезированию. Врачебно-санэпидемическая комиссия отметила антисанитарное содержание детских учреждений, больницы, складов райпо, берегов рек, улиц. Комиссия отметила также тяжелое положение больницы: районный здравоохранительный отдел нерегулярно выделял средства на питание больных и хозяйственные расходы, здание требовало капитального ремонта5.

Врачебная комиссия по результатам проверки предложила медицинское обследование всего населения, что и было сделано в 1961 году во всех трех тофаларских поселках: Алыгджер, Нерха и Верхняя Гутара. Комиссия состояла из врачей-специалистов, приехавших из Иркутска. По результатам медицинского обследования населения была выдана справка, в которой говорилось, что обследовано 951 человек (82% от всего населения). Среди них: тофов 459, русских 492 человека. Люди преклонного возраста составляли 4%, но большинство из них сохраняло работоспособность. Из 464 обследованных детей у 28 обнаружены признаки рахита. В остальных случаях отмечено хорошее физическое развитие. В табл. 1 приведены данные по заболеваемости тофаларов в 1979 году.

Таблица 1

Сводная таблица выявленных заболеваний у тофаларов за 1979 г.6

Заболевания у взрослых Кол-во Заболевания у детей Кол-во

Атеросклероз 63 Первичный туберкулез -

Гипертония 37 Интоксикация 45

Ревматизм 37 Бронхоаденит 22

Г астрит 36 Хрон. тонзиллит 21

Туберкулез 11 Рахит 28

Тонзиллит 18 Ревматизм 7

Бронхит 32 Алиментарная анемия 6

Щитовидная 43 Отиты 11

Болезни суставов 20 Нарушение питания 8

Радикулит 16

3 Архив НИЛГИ. Ф. 11. Оп. 1. Д.1. Л. 19.

4 АОАГН. Ф. 56. О. 1. Д. 31. Л. 11.

5 АОАГН. Ф. 56. О. 1. Д. 40. Д. 11.

6 АОАГН. Ф. 56. Оп. 1. Д. 72. Л. 12.

Было также отмечено, что в Алыгджере имеется рентгеновский аппарат, но им не пользуются, т.к. нет специалиста. По тем же причинам не использовалась имеющаяся физиоаппаратура. При наличии среднего лаборантского состава не проводились лабораторные методы исследования. Необходимы были стоматолог и гинеколог.

В 60-е гг. ХХ века медицина всей Тофаларии была представлена следующим образом: в участковой больнице пос. Алыгджер - один врач, один фельдшер-акушер, четыре медицинских сестры; в пос. Нерха -один фельдшер-акушер; в сельской больнице Верхней Гутары врачей не было (работал фельдшер-акушер с правами заведующего).

В 1962 г. исполком отметил со стороны Иркутского райздравотдела факт невысылки медикаментов в Тофаларию, задержку финансирования и молчание на запросы7.

В последующие годы положение в медицинском обслуживании не изменилось к лучшему. Всё так же не хватало медицинских кадров, несмотря на то, что Тофаларский сельский совет умолял о помощи, напоминая, что при условии нелетной погоды больным грозит смертельный исход8. Всё также просили создать физио- и стоматологический кабинеты, бесперебойно обеспечивать медикаментами, средствами на питание и транспортировку больных и на капитальный ремонт больницы9.

Однако и в дальнейшем все оставалось по-прежнему. Специалисты не приезжали, т.к. колхозы не обеспечивали жильем. Посылка медикаментов и средств на оснащение больницы и фельдшерских пунктов оставалась на совести райздравотдела. Возможно действиям его сотрудников можно было найти оправдание, исходя из всего состояния медицины в области на тот период.

В Эвенкийском и Таймырском округах была плохо налажена работа медицинских учреждений. Поэтому медицинские комиссии, выезжавшие на обследование коренного населения, констатировали неутешительные факты, приведенные в табл. 2.

Прежде всего это была борьба в округах с туберкулезом, являющимся бичом коренного национального населения. Заболеваемость туберкулезом очень велика. Однако диспансеризация проводилась в самой примитивной форме - на основе опросов и визуального обследования составлялись «списки туберкулезных больных». Такая ситуация во многом возникла по следующей причине. Непосредственно в оленеводческих бригадах медицинский осмотр с рентгеновским обследованием не проводился ввиду отсутствия рентгеновского аппарата и отсутствия электросети10. Что, в свою очередь, приводило к невыявлению больных туберкулезом.

Таблица 2

Заболеваемость малочисленных народов Эвенкийского и Таймырского округов соматическими заболеваниями, %11

Соматические заболевания Больных Больных Больных Больных

за 1959 г. за 1971 г. за 1979 г. за 1984 г.

Ревматизм с пороком сердца - -

Язвенная болезнь - -

Болезни органов дыхания - 62 54 41

Эндокринные заболевания 65 60 58 52

Злокачественые новообразования - 18 15 11

Нервно-психические заболевания - - 2 1,2

Заболеваемость по туберкулезу 75 71 62 48,4

Кожно-венерические заболевания 69 62 60 41

Основными «целителями» аборигенов были попы и шаманы. Для борьбы с туберкулезом, оспой, трахомой нужны были не попы и шаманы, а требовались лечебные учреждения. Заболеваемость и смертность были крайне высокими, средняя продолжительность малых народностей составляла от 27 до 30 лет12.

7 ГАНИИО. Ф. 258. Оп. 24. Д. 17. Л. 20.

8 АОАГН. Ф. 56. О. 1. Д. 40. Д. 14.

9 ГАНИИО. Ф. 258. Оп. 26. Д. 14. Л. 52.

10 Ф.П.-35. Оп. 51. Д. 27. Л. 5.

11 ГАКК. Ф.П.-35. Оп. 51. Д. 27. Л. 5.

12 Там же. - Л. 19.

Таким образом, вопросы, связанные со здоровьем малочисленных народов Иркутской области и Красноярского края не решались довольно долго. В 60-е гг. осуществлялись попытки с помощью выездных медицинских комиссий. «Медицинские работники, проводившие большую работу в повышении здоровья трудящихся, они также являются проводниками культуры, прививая коренному национальному населению округа основные санитарно-гигиенические навыки в быте и труде»13. Изначально врачи для коренных народов являлись людьми с большим авторитетом, что, в свою очередь, гарантировало беспрекословное исполнение всех рекомендаций и требований.

Так, социально-культурный процесс в рамках медицинских исследований ставил аборигенов в тупик: все, что их предки и они сами на протяжении нескольких столетий делали, с точки зрения врача, считалось немыслимым и недопустимым. Так, например, употребление сырого замороженного мяса без термической обработки; отсутствие личной, элементарной гигиены.

Медицинская практика советских врачей повлияла на существование религиозно-культурных институтов. Многовековые культурные устои не позволяли ярым приверженцам шаманизма принимать медицинские препараты, что влияло на картину и устойчивость заболеваний. Тем не менее это были не все факторы которые, влияли на получение коренными малочисленными народами качественной медицинской помощи. Так, например, «... в 3-х из 12 участковых больниц Эвенкийского ОК КПСС прием вели врачи. Подавляющее большинство, коренное население, не имело возможность получить медицинскую помощь»14. Культы первобытных форм религии, шаманства были неотделимой частью образа жизни, культуры коренных народов. Шаманы пользовались огромным авторитетом, перед ними преклонялись и благоговели. Часто в советской литературе шаманов изображали как хитрецов, обманывающих доверчивых людей. Такой портрет более типичен для купца, скупщика пушнины, обирающего оленеводов, охотников и рыбаков, а не для шамана. Шаманами становились люди сильного характера, хорошей интуиции, большого жизненного опыта, неплохо знающие взаимосвязь многих явлений природы и умеющие воздействовать на психологию своих сородичей. В них сочетался философ, превосходный актер (декламатор, танцор и иллюзионист) и человек, глубоко верящий в свое умение общаться с духами. Причем, знаменитые шаманы, которые были и у наиболее малочисленных народов, признавались и почитались не только представителями одного рода или племени, но и всеми жителями региона. Так, эвенский шаман Этикэн еще во второй половине 50-х годов пользовался непререкаемым авторитетом и эвенков и у русских старожилов Усть-Авамского и Усть-Енисейского районов. Он, тогда мудрый старик, ездил из колхоза в колхоз и давал их руководителям неоценимые советы, ибо он точно предсказывал уровень урожайности трав в предстоящее лето, движение и популяции крупных и пушных зверей в предстоящий год, погоду в ближайшие месяцы. Эти знания были результатом обобщения собственных наблюдений.

Среди факторов, влияющих на состояние здоровья малочисленных народов Иркутской области и Красноярского края, в том числе и их молодежи, наиболее существенными являлись пьянство, злоупотребление алкоголем. В непромысловый период в хозяйствах было очень много видов работы. Отдельные представители от малочисленных народов, у которых были высокие показатели по добыче пушнины, пьянствовали и прогуливали заработанные ими денежные средства 15. Для борьбы за здоровый и трезвый образ жизни при комитете Иркутского и Красноярского радиовещания работали общественные редакции. Другая редакция по пропаганде медицинских знаний и профилактике заболеваний выпускала раз в две недели передачу «Здоровье, как его сберечь». С 1975 г. в борьбе за здоровый и трезвый образ жизни стали использовать местное радио, по которому были организованы беседы работников культуры, медицинских работников на воспитательные, медицинские и нравственные темы16.

Ряд населенных пунктов, например, Канакар и Тетея в Катанском районе Иркутской области получили название «пьяных деревень»17. Когда туда приезжали специалисты, то, как обычно, жители были пьяными.

С алкоголизмом связана высокая смертность от несчастных случаев, самоубийств и убийств. Так, в анализе причин смертности среди эвенков Иркутской области и Красноярского края в конце 70-х начале 80-х гг. на первом месте стоит ежегодно «смерть от несчастных случаев (включая самоубийство, утопление,

13 ГАКК. Ф.П.-28. Оп.42. Д. 60. Л. 4.

14 ГАКК. Ф.П.-28. Оп.42. Д. 60. Л. 14.

15 ГАНИИО. Ф. 258. Оп. 14. Д. 1. Л. 47.

16 ГАКК. Ф.П.-35. Оп. 51. Д. 28. Л. 31.

17 Архив НИЛГИ. Ф. 11. Коренные народы Сибири. Оп. 1. Тофалары. Д.1. Материалы социологического исследования 2004 г. Л. 49.

замерзание, алкогольная интоксикация)»18. Тоже самое наблюдалось и в структуре детской смертности - в большинстве случаев общая детская смертность связана с злоупотреблением алкоголя.

Но самая тяжелая ситуация была у тофаларов. Лишенные привычного уклада и даже привычных вещей, оторванные от тайги и своей религии, они стали пить еще больше. В колхозах при существовавшей системе и уравнительной оплате труда, когда человек еженедельно авансировался 50 рублями еще тех денег, их хватало лишь на бутылку спиртного, а чаще на пару флаконов одеколона, пять пачек чая и десять буханок хлеба19.

Разными комиссиями, курировавшими положение в Тофаларии, неоднократно отмечалось, что завозилось большое количество водки. Только за первое полугодие 1959 г. на каждого взрослого было продано спиртного приблизительно на 1000 рублей20.

В 1961 г. было введено ограничение продажи спиртных напитков, а в 1962 году отмечалось, что в связи с ограничением продажи спиртных напитков отмечены отравления одеколонами21. Таким образом, в случае даже небольшого перерыва, тофы начинали пить всякие суррогаты. После спиртосодержащих привозов производственная деятельность в поселках замирала ровно настолько, насколько хватало спирта.

Зачастую для разрешения трудных ситуаций медицинские работники не могли прибыть к больному во время. Это было обусловлено, прежде всего, отсутствием дорог, наличие профессионального медицинского персонала и отсутствием национальной политики. Одним из основных недостатков этой политики, как уже отмечалось, являлось игнорирование преемственности как фактора общественного прогресса.

----------♦'------------

УДК 74.200.25 Т.Е. Васильева

РОЛЬ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ

Автор статьи представляет различные мнения ведущих ученых и музейных деятелей, которые занимались исследованием проблем музейной педагогики, отмечая, что музейная педагогика может оказать неоценимую помощь в процессе образования и воспитания, помочь человеку стать творческой личностью, сформировать систему ценностей, при которой самым главным оказываются человеческие отношения.

Исследованием проблем музейной педагогики, как междисциплинарной области научного знания, формирующегося на пересечении педагогики, психологии, искусствоведения и музееведения, занимались такие ученые и музейные деятели, как А.В. Бакушинский, А.Г. Бойко, Е.Г. Ванслова, М.А. Волчкова, Д. Камерон, Н.А. Кульчинсая, А. Лихтварк, Н.Г. Макарова, Н.Д. Рева, Б.А. Столяров, Н.Ф. Федоров, М.Ю. Юхневич и другие. Образование, как адресный институт передачи культурного опыта, всегда стояло перед проблемами определения форм его изучения, критериев оценки освоения. Сложившийся механизм передачи культурного опыта через образовательные институты предусматривает освоение двух взаимосвязанных культурных слоев - слоя актуальной культуры, включающего синтез знаний, умений, навыков, необходимых человеку в современной жизни, и слоя культурного наследия, представляющего исторический опыт познания и творческого преобразования мира. Содержание культурного наследия включает в себя продукты духовной и материальной деятельности людей, представляющие собой эталоны, образцы, способы самореализации человека в мире. Содержание актуальной культуры вбирает в себя способы и алгоритмы модернизации классических образцов и эталонов с целью развития уже освоенного опыта. Освоение слоя актуальной культуры обеспечивает процесс социализации личности [4; 8-9]. Приобщение к культурному наследию развивает генетическую память, формирует логику познания и преобразования окружающего мира. Логичным в этой связи является обращение к источникам хранения культурного наследия, т.е. к музеям.

18 ГАНИИО.Ф. 258. Оп. 22. Д. 8. Л. 58; ГАКК. Ф. 144. Оп. 12. Д. 8. Л. 54.

19 ГАНИИО.Ф. 258. Оп. 22. Д. 11. Л. 25

20 АОАГН. Ф. 56. Оп. 1. Д. 31. Книга протоколов заседаний сессии Тофаларского сельского совета за 1959-1963 гг.

21 АОАГН. Ф. 56. Оп. 1. Д. 40. Книга протоколов заседаний исполкома Тофаларского сельского совета за 1960-

1963 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.