СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37.013.78, 316.772
М.Б. Колесниченко
канд. соц. наук, доцент, кафедра социологии и политологии, ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский
политехнический университет»
ОСОБЕННОСТИ МАСТЕР-КЛАССОВ В ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИОЛОГИИ
И ДРУГИХ ДИСЦИПЛИН
Аннотация. Интерес к мастер-классам как новой форме преподавательской деятельности связан с растущей популярностью публичной социологии, расширением современных социально-коммуникационных процессов, дискурсивных практик и компетентностного подхода. Выявлены основные структурно-содержательные особенности мастер-классов, в том числе креативность, рефлексия, интерактивность, гибкость, демонстративность, проработка стиля ведущего и другие.
Ключевые слова: мастер-класс, публичная социология, социальная коммуникация, дискурс, компетенции.
M.B. Kolesnichenko, Perm National Research Polytechnic University
FEATURES OF MASTER CLASSES IN TEACHING OF SOCIOLOGY AND OTHER
DISCIPLINES
Abstract. Interest in masterclasses as a new form of teaching is related to growing popularity of public sociology, expansion of modern social and communication processes, discursive practices and competence-based approach. Basic structural and content features of master classes have been revealed, including creativity, reflexion, interactivity, flexibility, presentation features and style applied by classmaster etc.
Keywords: masterclass, public sociology, social communication, discourse, competence.
Разработка такой формы преподавания современных дисциплин, как мастер-классы, получила распространение в связи с повышением внимания к области публичной социологии. Несмотря на то, что активистско-деятельностный подход в социологии широко известен и интегрируется с другими направлениями (акционализм А. Турена, теория структурации Э. Гидденса, метатеоретическая парадигма Дж. Ритцера, концепция В. Ядова и др.), поворот отечественных социологов в сторону публичной социальной сферы пока выражен слабо. Тем не менее социологический истеблишмент формирует пространство, насыщенное новыми концептами, некоторые их которых представлены далее.
1) Публичная социология. В концептуальной матрице М. Буравого [1, с. 4] публичная социология является одним из сегментов наряду с профессиональной, прикладной и критической социологией. Несмотря на взаимосвязь данных сегментов, суть публичной социологии, ее главную направленность, можно выразить через сочетание научной рефлексии и работы с вне-академической аудиторией. При этом особенно важны общественный характер социологии, проявление гражданской позиции, актуальность и открытость дискуссий.
Известны концепции публичных арен Х. Арендт, С. Хилгатнера и Ч. Боска и др. Так, согласно концепции С. Хилгатнера и Ч. Боска [2, с. 20], на публичных аренах (например, городской парламент, профессиональные, научные сообщества, организации, фонды, средства массовой коммуникации, пиар-службы и т.д.) происходит обсуждение, отбор и формулирование актуальных социальных проблем. В процессе их конструирования проблемы могут конкурировать друг с другом. Выход на публичные арены может быть ограничен пропускной способностью, т.е. количеством проблем, представленных общественности.
Для Х. Арендт предпочтительным становится либеральный аспект - сочетание публичности и свободы. Описывая понятие публичного, Х. Арендт [3, с.47] подчеркивает, что человеческая активность за исключением труда, производства, которые предполагают как общественные, так и индивидуальные процессы, исключительно настроена на публичность, т.е. предполагает социальную коммуникацию в широком смысле.
2) Социальная коммуникация. Общение в рамках публичной социологии предполагает максимальный поворот к слушателю, открытость и доступность информации, обсуждение актуальных проблем. Возрастает роль социологов как медиаторов между разными социальными группами, разъясняющих сущность социальных проблем. Все больше говорится о возможности современного социолога вести не просто диалог, а полилог с различными аудиториями, выстраивать взаимодействие с представителями властных структур, организаций, средств массовой коммуникации и т.д. Отражение, рефлексия социальных проблем конструируется в социально-коммуникационном пространстве, в медийном пространстве, а также в виртуальном пространстве в виде дискурса.
3) Дискурс как практика речевой коммуникации. Дискурс является скорее социокультурной ситуацией, отраженной в текстах, знаках, символах. Выход проблемы в дискурс помимо ее открытости и популярности означает, что она обладает гибкостью, изменчивостью, зачастую двойственностью, и именно данный выход за счет публичности, властных проявлений может снять некоторые из ее противоречий. Знакомство, приобщенность, активное участие в дискурсивных практиках могут помочь коммуникантам овладеть определенным опытом и компетенциями.
4) Компетенции. Через дискурсивные и дискуссионные практики активизируется процесс выработки знаний, умений и навыков. Учитываются различные аспекты: интеллектуальный, когнитивный, функциональный, этический и другие.
Использование новых форм преподавания соответствует принципам научности, вовлеченности студентов (активное обучение), прагматизма, иллюстративности, дис-куссионности, которые способствуют повышению внимания, запоминанию материала и в конечном итоге выработке навыков [4, с. 353-357]. Примерить на себя роль эксперта по оценке социальной ситуации, разрешить конфликт между представителями разных социальных групп, презентовать исследование - проработка подобных действий на мастер-классах способствует формированию компетенций.
Структурно-содержательные особенности мастер-классов:
1. Вступление (вводная часть).
А) Привлечение внимания. Тема должна заинтересовать слушателя. Она может
быть сформулирована в виде животрепещущего вопроса или приукрашена метафорой. Как правило, у мастер-класса «броское» название: «МЫ - это «не они?», «Раз, два, три, четыре пять - любим всех мы посчитать!», «Как начать академическую карьеру?». Безусловно, актуальны методы ассоциаций, просмотры видеосюжетов, использование адекватного или, наоборот, нестандартного стиля ведущего. Стиль как особая манера поведения во время дискуссии может быть свойственен и самой аудитории: академический, свободный, креативный, командная работа (тренинг) и т.п.
Б) Один из распространенных вариантов начала интеракции - небольшой вопрос (удобнее отвечать на него письменно для удобства обработки), подразумевающий простой ответ, либо легкое тестовое задание. В зависимости от результатов часто практикуется деление аудитории на 2-3 группы для дальнейшей работы. В случае академической аудитории мини-тест может служить формой контроля полученных ранее знаний, в случае вне-академической аудитории позволит выявить уровень подготовленности аудитории по обсуждаемой теме.
В) Элементы риска, провокация. С самого начала работы могут использоваться сюжеты, задания, связанные с тем, чтобы через провокацию добиться от слушателей нужного эффекта. Пародийные ситуации могут скрываться в сюжетах фильмов, в художественных произведениях разных жанров. Например, при обсуждении темы предвыборной кампании рекомендован фильм «Хвост виляет собакой» (1997 г., жанр комедия, режиссер Б. Левинсон).
Г) Предварительное ознакомление. Выкладка материалов урока в Интернете (например, словарь основных терминов или краткий конспект занятия).
2. Основная часть.
A) Наглядность, демонстрация материала. Одним из простых примеров может быть просмотр социологической анкеты. Демонстрация играет решающую роль в области визуальной социологии и при знакомстве с методом анализа документов. Расширяется спектр возможностей оформления и предоставления информации (презентации, ролики, просмотр фильмов, фотографий и т.д.). Например, по теме «Социология города» предложен фильм «Берлин: Симфония большого города» (1927 г., жанр документальный, режиссер В. Руттманн).
Б) Рефлексия. Процесс проявляется больше на практической части занятия. Например, задание может быть связано с анализом советских и постсоветских путеводителей. Рефлексия сконцентрирована на способах презентации городов в путеводителях.
B) Интенсивный обмен мнениями. Может происходить как на занятии, так и после него в виде общения на форуме. Интерактивный принцип особенно необходим в ходе специальных мастер-классов среди профессионалов, которые проводятся как тренинги-семинары, деловые игры. Так, мастер-класс «Применение методов социологических исследований в государственном и муниципальном управлении» направлен на расширение связи социологических и управленческих практик.
Г) Креативность. В качестве неотъемлемого элемента современного общества творческие методы нужны в основном для практического применения. Мастер-классы, посвященные технологиям креативности для бизнес-аудитории, проводятся в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (г. Москва)
В. Бубенцовым, В. Тимоховым. К креативным методам относятся метод фокальных объектов (МФО), теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), метод аналогий, морфологический анализ, фантограмма и др. [5].
Д) Вариативность, гибкость, разнообразие. Может наблюдаться «разветвление» материала (общая и специализированная части) для мастер-класса, рассчитанного на широкую аудиторию, и для учебного занятия (урок, семинар).
3. Заключительная часть. Аттестация слушателей как с помощью тестовых, проверочных заданий, написания эссе, обсуждения результатов на форуме, так и отметок в виде эмоциональных знаков (смайлики).
Примерный план социологического мастер-класса на тему «Уезжать ли жить за рубеж?», проведенного с учащимися 10-11 классов гимназии г. Перми был представлен в [6, с. 361].
К предполагаемым результатам мастер-класса относятся: развитие коммуникативных навыков, развитие навыков аргументации в дискуссии, формулирование и рефлексия основной проблемы, моделирование заданной ситуации, формулирование выводов, формирование общественного мнения, получение обратной связи от учащихся для преподавателя, от населения при внедрении инноваций и т.д.; планирование дальнейших исследований, путей решения социальных проблем.
Список литературы:
1. Буравой М. Что делать? Тезисы о деградации социального бытия в глобализирующемся мире // СОЦИС. - 2009. - № 4. - С. 3-9.
2. Хилгартнер С. и Боск Ч. Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. Хрестоматия. - Казань, 2001. - С. 18-53.
3. Арендт. Постмодернизм. Энциклопедия: [Электронный ресурс]. // URL: http://lib.rus.ec/b/172932 (Дата обращения: 26.05.2013). - С. 46-48.
4. Лазукова Е.А. Принципы преподавания социологии и политологии студентам инженерных специальностей // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. Материалы XIII Все-рос. науч.-практ. конф. Т. 1. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2013. - 475 с.
5. Креативный мир: [Электронный ресурс] // URL: http://www.trizland.ru (Дата обращения: 26.05.2013).
6. Колесниченко М.Б. Проведение мастер-класса по социологии // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компе-тентностный подход. Материалы XIII Всерос. науч.-практ. конф. Т. 1. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2013. - 475 с.
List of references:
1. Burawoy M. What to do? Theses about degradation of social existence in globalizing world // SOCIS. - 2009. - № 4. - P. 3-9.
2. Hilgartner S. and Bosc Ch. The rise and fall of Social Problems: A Public Arenas Model // Mass media and social problems. Reader. - Kazan, 2001. - P. 18 - 53.
3. Arendt. Postmodernism. Encyclopedia: [electronic source]. / / URL: http://lib.rus.ec/b/172932 (Date of access: 26.05.2013). - P. 46-48.
4. Lazukova E.A. Principles of teaching sociology and political science students of engineering specialities // Formation of the humanitarian environment in the University: innovative educational technologies. Competence-based approach. Proceedings of the XIII all-Russian scient.-pract. konf. T. 1. - Perm: Publishing house of Perm national research polytechn. University, 2013. - 475 p.
5. Creative World: [electronic source] / / URL: http://www.trizland.ru (Date of access: 26.05.2013).
6. Kolesnichenko M.B. Master-class of sociology // Formation of the humanitarian environment in the University: innovative educational technologies. Competence-based approach. Proceedings of the XIII all-Russian scient.-pract. konf. T. 1. - Perm: Publishing house of Perm national research polytechn. University, 2013. - 475 p.