Научная статья на тему 'Особенности локализации скребня Corynosoma pseudohamanni Zdzitowiecki, 1984 и возрастно-половая структура его тихоокеанской популяции'

Особенности локализации скребня Corynosoma pseudohamanni Zdzitowiecki, 1984 и возрастно-половая структура его тихоокеанской популяции Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Acanthocephala / Corynosoma / Pinnipedia / Антарктика. / Acanthocephala / Corynosoma / Pinnipedia / Antarctic.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Стрюков А. А.

Описаны особенности локализации и возрастно-половая структура популяции скребня Corynosoma pseudohamanni Zdzitowiecki, 1984 от трёх видов тюленей-тюленя Уэдделла Leptonychotes weddelli Lesson, 1826, поленя-крабоеда Lobodon carcinophagus Hombron and Jacquinot, 1842 и южного морского слона Mirounga leonina (L.). Ha основании количественных показателей инвазии определён ранг каждого хозяина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The aspects of localization of acanthocephal Corynosoma pseudohamanni Zdzitowiecki, 1984 and age and sex structure of its Pacific population

The paper concerns the aspects of localization and age and sex population structure of acanthocephal Corynosoma pseudohamanni Zdzitowiecki, 1984 from three seal species Leptonychotes weddelli Lesson, 1826, Lobodon carcinophagus Hombron and Jacquinot, 1842, Mtrounga leonina (L.). The rank of each host was determined based on the quantitative indices of invasion.

Текст научной работы на тему «Особенности локализации скребня Corynosoma pseudohamanni Zdzitowiecki, 1984 и возрастно-половая структура его тихоокеанской популяции»

Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Биология» Том 16 (55) №2 (2003) 184-187.

УДК 576. 89. 595. 133: 599. 745. 3 (292. 3)

ОСОБЕННОСТИ ЛОКАЛИЗАЦИИ СКРЕБНЯ CORYNOSOMA PSEUDOHAMANNI ZDZITOWIECKI, 19*4 И ВОЗРАСТНО-ПОЛОВАЯ СТРУКТУРА ЕГО ТИХООКЕАНСКОЙ ПОПУЛЯЦИИ

Стрюков A.A.

Работы, касающиеся коринозом антарктических тюленей, сосредоточены в основном на систематике этой группы паразитов [1]. Данные о локализации и возрасгно-половой структуре, об экстенсивности и интенсивности инвазии немногочисленны. Впервые подробные сведения о локализации скребней рода Corynosoma, об их возрастно-половой структуре в окончательных хозяевах представлены К. Ждзиговецким |2], но они полностью относятся лишь к атлантическому сектору Антарктики,

По нашим и литературным данным, Corynosoma pseudohamanni Zdzitowiecki, í 984 - наиболее распространенный вид скребней у настоящих тюленей Антарктики [2-6]. Исследованный нами материал (1406 скребней) добыт профессором М.В. Юрахно в 1986 - 87г.г. в районе островов Баллени (тихоокеанский сектор Антарктики) от 2 ] тюленя-крабоеда Lobodon carcinophagus (2 ] 7 скребней), от 21 тюленя У эдделла Leptonychotes Weddel Ii (1164) и от двух южных морских слонов Mirounga leonina (25 скребней).

Необходимо отметить, что существуют различные типы локализаций. При нормальной локализации паразит является оптимально приспособленным, ему максимально обеспечено наилучшее развитие, достижение имагинальной стадии и максимальная плодовитость [7]. В тех случаях, когда инвазия массовая, возможно расселение червей в другие, не характерные им участки кишечника. Хотя условия для их развития и жизнедеятельности здесь являются менее благоприятными, тем не менее гельминты и здесь могут достигать половой зрелости. Такая локализация называется аберрантной, или субнормальной. В других случаях, попадая в чуждые условия, гельминт не может нормально развиваться и размножаться. Такую локализацию называют извращённой, или абнормальной [7; 8].

Наиболее обычным местом ларазитирования скребня С. pseudohamanni у тюленя У эдделла и тюленя-крабоеда является тонкая кишка (94,5% и 98,2% скребней соответсвенно). Гораздо реже эти черви у данных хозяев встречаются в толстой кишке (5,5% и 3,8%). Замечено, что у тюленя-крабоеда в толстой кишке констатированы

Особенности локализации скребня Согуповоша Рэе^оНатапп 12игНотеек 'и. \ 85

только самки, которые были сильно деформированы. Скорее всего, это были уже мёртвые экземпляры, выносящиеся из организма тюленя. Напротив, у тюленя Уэдделла в толстой кишке были и самцы и самки, причём последние - как взрослые, так и неполовозрелые. Это говорит об освоении этой части кишечника скребнем С. рхеис1оЬатат\1, где происходит его развитие (от молодой до зрелой стадии). Связано это с "перенаселением" зоны нормальной локализации и вынужденным переходом к аберрантной.

По результатам собственного исследования [3 - 5] видно, что самки С. ряеис1оИатагт1 превосходят численностью самцов практически у всех особей хозяев (констатировано только единственное исключение: у одной самки тюленя Уэдделла обнаружено 7 самцов и 1 самка скребня), В целом у тюленя Уэдделла самки С. ряеис1оЬатстт составили 70,9%, самцы 29,1%. В микропопуляциях скребней, обитающих у одного хозяина, соотношение количества самцов и самок колеблется от 1:1,5 до 1:11,5 (в среднем 1:3,4). У тюленя-крабоеда процентная доля самок составила 91,2%, самцов 8,8%. Стоит отметить, что всего у двух тюленей этого вида наряду с самками найдены и самцы С. рцеигЗоИатаппг в количестве 15 и 4 экз. У остальных крабоедов были обнаружены только самки. В тех случаях, когда были найдены представители обоих полов, соотношение количества самцов и самок составило соответственно 3:3,7 и *:9,3.

Наряду со зрелыми самками скребней у тюленя Уэдделла и тюленя-крабоеда были и неполовозрелые. Они составили 6,4% и 11,1% от всех учтенных самок соответственно.

Согласно К. Жцзитовецкому [2]. такую инвазию скребнем С. рхеиЛоЬапштп у тюленя-крабоеда можно считать старой (?), т.к. сравнительно невысок процентсамцов в популяции. По его мнению "отработавшие" самцы погибают и выносятся из организма хозяина, поэтому их общее количество постепенно снижается. Оплодотворённые самки остаются для производства яиц. На наш взгляд, не исключено, однако, что самцы - полигамы, поэтому их меньше. Известно мнение, что если самок больше, популяция процветает.

Совершенно иной характер локализации у южного морского слона. У этого хозяина большая часть скребней С. рзеис(оЬатагт1 сосредоточена в толстой кишке (96%) и только 4% - в тонкой. В двух инвазированных особях южного морского слона доля самок этого скребня составила 76%, самцов - 24%, У одного зверя обнаружены самцы и самки С ряеис1оЬатапт вместе (1:2,8), у другого - только самки. Необходимо отметить, что самки скребня с полностью сформированными яйцами у морского слона нами не обнаружены [5]. Найдены особи, имеющие недоразвитые яйца (78,9% от всех учетнных самок) и совершенно без яиц (21,1%). Такая структура популяции С рзеискукатапт и необычная, извращенная для него, локализация в данном случае объясняется скорее всего тем, что червя данного вида из тонкой кишки вытеснил скребень С ЬиНозит, встречающийся там массово и для которого южный морской

186

С трюков A.A.

слон является главным окончательным хозяином [9, 101. Тем не менее, С. pseudohamanni адаптировался к толстой кишке морского слона, нашёл более или менее подходящую среду для жизнедеятельности и производства половых продуктов, пусть и не совсем зрелых.

К. Ждитовецкий [6] указывает, что незрелые особи С. pseudohamanni встречаются не только у морского слона, но и у морского леопарда. К сожалению, нами этот вид гельминта у леопарда не обнаружен.

Предположение К. Ждитовецкого [2] о том, irro самцы скребня в кишечнике хозяина занимают более переднее положение, а самки располагаются в задних отделах, не подтвердилось - оба пола распределены равномерно. Также не обнаружена приуроченность скребней к определенной части тонкой кишки.

Е. Helle и Е. Т. Valtonen [11] обратили внимание на увеличение количества скребней С. strumosum в тонкой кишке по направлению кзади, а также заметили приуроченность (или тяготение) молодых самок к передней части тонкой кишки в отличие от зрелых, которые более многочисленны в задних отделах. В нашем случае такой закономерности не выявлено - и молодые и зрелые самки распределены по всей тонкой и толстой кишке равномерно. Не замечено также существенных различий в зараженности самцов и самок тюленей.

Наиболее заражённым хозяином из грех исследованных видов тюленей оказался тюлень Уэдделла (всего исследовано 28, заражёнными оказались 21). У него обнаружено 82,8% всех найденных скребней С. pseudohamanni. В то же время, из 247 обследованных тюленей-крабоедов только 21 оказался инвазированным данным видом скребней. Доля скребней, найденных у тюленя-крабоеда. составила 15,4% от всех учтённых червей. К сожалению, мы располагаем небольшим гельминтологическим материалом от южного морского слона. Всего вскрыто 5 зверей, из них только два были инвазированы С pseudohamanni, что составило 1,7% от общего числа найденных скребней.

Принимая во внимание всё вышеизложенное и сравнивая количественные показатели инвазии (табл. I), можно предположить, что для скребня С. pseudohamanni тюлень Уэдделла является главным окончательным хозяином. Второстепенным является тюлень-крабоед. Атипичность локализации и неполное развитие яиц С. pseudohamanni у морского слона ставят этого хозяина по классификации М.В. Юрахно [ 12] в ранг абортивного.

Особенности локализации скребня Cory nosoma Pseudohamanni ZdzitowieckL. \ 87

Таблица 1.

Количественные показатели инвазии тюленей скребнем Corynosoma pseudohamanni

Хозяин Количество и н базированных особей Показатели инвазии

Экстенсивность инвазии Интенсивность инвазии, экз. Индекс обилия

Тюлень Уэдделла 21 75±8,3 3-256 (55,4) 41,6

Тюлень-крабоед 21 8,5±0,2 1-70 (9,4) 0,9

Южный морской слон 2 40±24,5 2-23(12,5) i 5 I •

Список литературы

1. Meyer A. Acanthocephala, in Bronn s Klassen und Ordnungen des Tierrichs, -1932. - Bd. IV, 2 Abt, 2 Buch. - 76-83

2. Zdzitowiecki K. Acanthocephala of the Antarctic// Pol. polar res. -1986. - Vol. 7. - P. 79-117..

3. Стрюков A. A. Corynosoma pseudohamanni Zdzitowiecki, 1984 (Acanthocephala, Potymorphidae)

- паразит тюленя-крабоеда Lobodon carcinophagus Hombron and Jacquinot, 1842 из тихоокеанского сектора Антарктики//Учёные записки ТНУ.-2000-Т. 13,№2.-С. 24-28.

4. Стрюков A. A. Corynosoma pseudohamanniZdzitowiecki, 1984 (Acanthocephala, Polymorphidae)

- паразит тюленя Уэдделла Leptonychotes weddelli Lesson, 3 826 из тихоокеанского сектора Антарктики// Учёные записки THY -200!.- Т. 14.-№2.-С. 161 165.

5. Стрюков A. A. Corynosoma pseudohamanni Zdzitowiecki, 1984 (Acanthocephala, Polymorphidae) - паразит южного морского слона Mirounga leonina{L.) из тихоокеанского сектора Антарктики// В печати.

6. Zdzitowiecki К. Redescription of Corynosoma hamanni (Linstow. 1892) and description of C. pseudohamanni sp. n. (Acantocephala) from the environs of the South Shetlands (Antarctic)// Acta parasit. pol. -1984. Vol. XXIX. fasc 40. - P. 379-393.

7. Скрябин К. И., ШульцР. С. Основы обшей гельминтологии. -М.:Сельхозгиз, f 940.-470 с.

8. Шульц Р. С., Гвоздев Е. В. Основы общей гельминтолог ии. - М.: Наука, 1970.-ТА. - 491с.

9. Zdzitowiecki К. A contribution to the knowledge of morphology of Corynosoma builosum (Linstow, 1892) (Acanthocephala)// Acta parastt. pol.-1986. - Vol. XXX, fasc. 25. - P. 225 - 232.

10. Стрюков A. A. Corynosoma builosum (Linstow, 1892) (Acanthocephala, Polymorphidae)- паразит южного морского слона Mirounga leonina (L.) из тихоокеанского сектора Антарктики// Учёные записки ТНУ. - 2001. - Т. 14 (53), №!. - С. 68 - 74.

11. Helie E.,Valtonen Е. Т. On the occurrence of Corynosoma spp. (Acantocephala) in ringed seals (Pusa hispida) in the Bothnian Bay, Finland// Can, - J. Zool. - 1980. - 58 (2). - P. 298-303.

12. Юрахно M. В. О необходимости унификации иаразитологической терминологии// Паразитолог ия. - 1991. - 25(!). - С. 48-52.

Поступила в редакцию 12.03.2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.