Научная статья на тему 'Особенности локализации и развития крупного бизнеса в регионах Юга России'

Особенности локализации и развития крупного бизнеса в регионах Юга России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Экономика / крупный бизнес / юг России / regional economy / big business / Russia South

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесникова Инна Геннадьевна

Рассмотрены основные факторы и аттракторы локализации крупного бизнеса в регионах Юга России; установлены общие особенности (периферийный характер, зависимость от экзогенных факторов, региональная асимметрия) позиционирования макрорегиона в национальной и глобальной бизнес-среде; показана существенность активности крупных бизнес-структур для регионального развития; утверждается, что сложившаяся региональная стратификация экономики в целом корреспондирует с локализацией в регионах российского Юга крупного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Колесникова Инна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main factors and localization of attractors of large businesses in the regions south of Russia, established common features (peripheral character, dependent on exogenous factors, the regional asymmetry) macroregion positioning in national and global business environment, showed significant activity of large business structures for regional development is approved that the current regional stratification of the economy as a whole corresponds to the localization in the southern regions of the Russian big business.

Текст научной работы на тему «Особенности локализации и развития крупного бизнеса в регионах Юга России»

УДК 338:91

ОСОБЕННОСТИ ЛОКАЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ КРУПНОГО БИЗНЕСА

В РЕГИОНАХ ЮГА РОССИИ

© 2011 г И.Г. Колесникова

Северо-Кавказский научно-исследовательский институт North Caucasian Research Institute

экономических и социальных проблем of Economic and Social Problems

Южного федерального университета, of Southern Federal University,

ул. Пушкинская, 160, г. Ростов-на-Дону, 344006, Pushkinskaya St., 160, Rostov-on-Don, 344006,

isep@sfedu.ru isep@sfedu.ru

Рассмотрены основные факторы и аттракторы локализации крупного бизнеса в регионах Юга России; установлены общие особенности (периферийный характер, зависимость от экзогенных факторов, региональная асимметрия) позиционирования макрорегиона в национальной и глобальной бизнес-среде; показана существенность активности крупных бизнес-структур для регионального развития; утверждается, что сложившаяся региональная стратификация экономики в целом корреспондирует с локализацией в регионах российского Юга крупного бизнеса.

Ключевые слова: экономика, крупный бизнес, Юг России.

The main factors and localization of attractors of large businesses in the regions south of Russia, established common features (peripheral character, dependent on exogenous factors, the regional asymmetry) macroregion positioning in national and global

business environment, showed significant activity of large business structures for regional development is approved that the current regional stratification of the economy as a whole corresponds to the localization in the southern regions of the Russian big business.

Keywords: regional economy, big business, Russia South.

Концентрация капитала и производства - объективный закон современной рыночной экономики, и в данном контексте её доминантой и узловым элементом выступает крупный бизнес. Активность крупных бизнес-структур имеет чёткую территориальную «привязку» [1], ориентирована на ресурсный потенциал и рынки соответствующих регионов, превращаясь тем самым в повсеместный приоритетный фактор регионально-хозяйственного развития. Обеспечение посткризисной позитивной экономической динамики российских регионов, реализация императивов их модернизации и интернационализации в существенной мере детерминирована локализационными стратегиями крупного бизнеса, что требует их учёта в системе территориального управления, а также выстраивания на данной основе действенного взаимодействия органов государственной власти и ведущих российских и транснациональных корпораций в рамках формирования приоритетов, инструментов и механизмов региональной политики. Проблематика использования инвестиционного, инновационного и интеграционного потенциала крупного бизнеса в системе региональной экономики приобретает особую значимость для регионов Юга России, чьё позиционирование в национальной и глобальной организации крупного бизнеса можно оценить как периферийное, зависимое (в силу маломощности собственных хозяйственных структур и последовательной концентрации экономических активов в руках трансрегионального и транснационального капитала) и асимметричное (по отраслям и территориям).

Уровень экономическо

Процессы концентрации - деконцентрации производства, населения и инфраструктуры на территории Юга России (а в этой связи и общая социально-экономическая асимметрия) во многом обусловлены рядом базовых обстоятельств: природно-экологической стратификацией территории (наличие обширной горной зоны, территорий с засушливым типом климата, протяжённых морских побережий, субрегионов с благоприятным ресурсным потенциалом и т.п.); сложившейся системой расселения и административно-территориальным устройством с характерным «режимом наибольшего благоприятствования» для региональных «столиц», структурными параметрами и тенденциями развития территориально-локализованных хозяйственных комплексов, особенностями репродукции населения, геополитической ситуацией и др. [2].

В экономическом отношении Юг России достаточно разнороден (табл. 1), причём в данном случае уместно акцентировать три приоритетных аспекта: региональную стратификацию экономики (её относительную обособленность в рамках каждого из субъектов федерации), асимметрию уровней развития региональных комплексов (включая несовпадение экономических трендов, что проявилось как в условиях восстановительного роста, так и на современной кризисной и посткризисной стадиях) и, наконец, существенные различия в региональных моделях экономической активности (различная степень сформированно-сти рыночных институтов, включённости в системы крупного российского и транснационального бизнеса, зависимости от «бюджетной экономики» и др.).

Таблица 1

развития регионов Юга*

Регион Уровень экономического развития

1995 г. 2000 г. 2007 г.

Республика Адыгея 0,45 0,32 0,34

Республика Дагестан 0,22 0,21 0,31

Республика Ингушетия 0,17 0,15 0,15

Чеченская Республика 0,19

Кабардино-Балкарская Республика 0,36 0,41 0,29

Республика Калмыкия 0,31 0,51 0,29

Карачаево-Черкесская Республика 0,43 0,32 0,33

Республика Северная Осетия - Алания 0,39 0,30 0,39

Краснодарский край 0,65 0,68 0,64

Ставропольский край 0,72 0,50 0,41

Астраханская область 0,59 0,72 0,53

Волгоградская область 0,75 0,60 0,65

Ростовская область 0,65 0,52 0,54

*рассчитано по: [3].

Как свидетельствует проведённый анализ, сложившаяся региональная стратификация экономики в целом корреспондирует с локализацией в регионах российского Юга крупного бизнеса, который как бы

«смещён» в наиболее мощные по экономическому потенциалу и уровню экономического развития регионы: суммарный объем реализации крупнейшими компаниями ЮФО на 90 % состоит из предприятий

Краснодарского края, Ростовской области, Волгоградской области и Ставропольского края. Характерно, что аналогична ситуация и с локализацией основных экспортёров: из первой сотни южнороссийских предприятий-экспортёров 56 локализованы на территории Ростовской области, 22 - Краснодарского края, 12 - Волгоградской области, 7 - Ставропольского края, 3 - Астраханской области, что в определённой мере свидетельствует о принципиальной сопряжённости концентрации в экономике и её глобализации. Ранжирование регионов Юга России по степени присутствия в них крупного бизнеса и уровня их общеэкономического развития даёт основание оценить влияние фактора крупного бизнеса в региональной экономике как существенное и многоаспектное, проявляющееся в эффекте «дополнитель-

ной экономической массы», «выбора территории крупным бизнесом», ресурсообеспечивающем, межрегионального взаимодействия, а также в инфраструктурном, амортизационном, инновационном и маркетинговом эффектах.

Учёт активности в южно-российском макрорегионе трансрегиональных (и транснациональных) бизнес-структур позволяет идентифицировать их основные аттракторы (сферы притяжения) - отраслевые (ТЭК, металлургия, химия, переработка и производство сельскохозяйственного сырья, транспорт и логистика, строительство, ритейл) и территориальные (портово-промышленные и территориально-рекреационные комплексы, основные индустриальные кластеры экспортной ориентации, межрегиональный зерново-масличный кластер и др.) (рисунок).

Основные аттракторы (сферы притяжения) крупного бизнеса на Юге России

В силу специфики региональной экономики (её существенной «открытости», размытости границ, зависимости как от внутренних, так и от внешних факторов, структурированности на секторы и сегменты и др.) и «территориальности» крупного бизнеса его влияние на конкретную территориально-хозяйственную систему мезоуровня реализуется по многим направлениям и может быть структурировано на несколько взаимосвязанных составляющих:

- влияние в силу самого факта «присутствия» структур крупного бизнеса в экономической системе региона (эффект дополнительной экономической массы и эффект «выбора» территории крупным бизнесом);

- влияние в силу способности структур крупного бизнеса (особенно структур, находящихся в госсобственности) выступать каркасным элементом территориально-хозяйственной системы, амортизатором последствий неблагоприятной конъюнктуры, фактором устойчивости (инфраструктурный и амортизационный эффекты);

- влияние, обусловленное потенциалом крупного бизнеса (практически реализуемым и латентным) выступать в качестве мультиплицирующего эффекта в региональной экономике инновационного, инвестиционно-финансового и маркетингового ядра (инновационный и маркетинговый эффекты);

- влияние, предопределяемое трансрегионально-стью крупного бизнеса, его способностью выступать в экономике региона одновременно и в качестве её структурного элемента, и экзогенного фактора, канала трансграничных перемещений технологий, финансов, кадров и т.п. (ресурсообеспечивающий эффект и эффект межрегионального взаимодействия).

Сопоставление итогов ранжирования регионов Юга России по степени присутствия в них крупного бизнеса (в частности, приуроченность к субъекту федерации структур, номинированных в рейтинге 150 крупнейших компаний Юга России), уровня их экономического

развития и дотационное™ регионального бюджета в позитивные эффекты локализации крупных бизнес-целом убедительно иллюстрирует преимущественно структур (табл. 2).

Таблица 2

Ранжирование регионов Юга России по степени присутствия в них крупного бизнеса, уровня их экономического развития и дотационности регионального бюджета*

Регион Степень присутствия в Уровень экономического Дотационность регио-

регионе крупного бизнеса развития нального бюджета

Краснодарский край 1 2 2

Ростовская область 2 3 5

Волгоградская область 3 1 1

Ставропольский край 4 5 4

Астраханская область 5 4 3

Республика Дагестан 6 9 11

Карачаево-Черкесская Республика 7 8 6 - 7

Кабардино-Балкарская Республика 8 10 - 11 6 - 7

РСО - Алания 9 6 8

Чеченская Республика 10 12 12

Республика Адыгея 11 - 13 7 9

Республика Ингушетия 11 - 13 13 13

Республика Калмыкия 11 - 13 10 - 11 10

1 - первое (наивысшее) место в рейтинге, 13 - наихудший показатель *рассчитано по: [3].

Судя по данным таблицы, взаимовлияние крупного бизнеса и региональной экономики не просто достаточно чётко просматривается, но и является двухсторонним. Крупный бизнес «тяготеет» к ресурсообеспеченным, экономически благополучным регионам и одновременно усиливает их потенциал, создаёт позитивный образ. В этом отношении «развитость» экономики региона (индицируемая такими показателями, как душевой ВРП, среднемесячная душевая заработная плата, душевой розничный товарооборот, душевой объём жилищного строительства) является достаточно верным критерием существенности «присутствия» крупного бизнеса.

В итоге можно констатировать, что благодаря структурным особенностям экономики Юг России практически лишён «собственных» крупных бизнес-структур, а действующий в южнороссийском макрорегионе крупный бизнес являет собой (в подавляющей части) внешний по отношению к региональной экономике фактор. Его активность может быть охарактеризована как многоаспектное, детерминированное комплексом внутренних и внешних по отношению к макрорегиону причин и сопровождаемое разноплановыми следствиями взаимодействие с иными компонентами региональной экономики, в большинстве ситуаций обретающее форму экспансии. Проявившийся в последние три - четыре года тренд укрепления позиций экономики Юга России (в том числе ряда регионов Северного Кавказа) в общероссийском масштабе повышает потенциал привлекательности макрорегиона, активизирует передел собственности и рынков в уже освоенных «степных» и причерноморских регионах, создаёт мотивацию для прихода крупного российского и транснационального капитала в экономику северокавказских республик.

Инициируя развитие региональной экономики, крупный бизнес консервирует её отраслевую структуру, предопределяет общее экономическое позиционирование и в общероссийском, и в национальном масштабе. Действующие и укоренённые в экономике того или иного региона крупные бизнес-структуры, с одной стороны, повышают его инвестиционную привлекательность (притягивая иных инорегиональных субъектов крупного бизнеса); с другой - формируют локальные монополистические по своей организации рынки, создают барьеры для прихода в экономику региона прямых своих конкурентов. Выступая лидерами и локомотивами всей региональной бизнес-среды, формируя общефедеральное и глобальное предпринимательское пространство, крупные предпринимательские структуры в целом ряде ситуаций лимитируют ресурсы территориально-хозяйственного роста (тарифной, кредитной политикой, «выводом» за пределы региона финансово-инвестиционных ресурсов, трансфертом в регион заведомо устаревших либо экологически небезопасных технологий), ведут к деградации ряда сегментов региональной экономики. Всё это требует выстраивания адаптированной к условиям конкретного региона стратегии взаимодействия государства и структур крупного бизнеса с акцентом на интересы территориально-хозяйственного развития.

Литература

1. Зубаревич Н.В. Крупный бизнес в регионах России: территориальные стратегии развития и социальные интересы. Аналитический доклад. М., 2005. 89 с.

2. Дружинин А.Г. Юг России конца XX - начала XXI вв. 3. Регионы России. Социально-экономические показате-

(экономико-географические аспекты). Ростов н/Д, 2005. 288 с. ли. М., 2009. Т. 2. 687 с.

Поступила в редакцию 28 сентября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.