Научная статья на тему 'Особенности логопедического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра'

Особенности логопедического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
841
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
расстройства аутистического спектра (АСД) / умственная отсталость / логопедический эффект / логопедическая работа / традиционные методы / нетрадиционные методы. / autism spectrum disorders (ASD) / mental retardation / speech therapy effect / speech therapy work / traditional methods / and non-traditional methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ооржак Аржаана Валерьевна

В статье раскрываются особенности коррекционно-логопедической работы с детьми школьного возраста с расстройствами аутистического спектра со снижением интеллекта в СОШ No 10 для детей с ОВЗ г. Кызыла. Автор отметил, что в условиях рассматриваемой школы логопедическая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра со снижением интеллекта реализуется в ходе индивидуальных и групповых занятий, которые строятся по принципу чередования различных обучающих заданий и дидактических игр в строгом соответствии с расписанием, алгоритмом. Автор описывает, какие традиционные и нетрадиционные методики используются для повышения эффективности логопедической работы в данной школе, логопедический кабинет которого оснащен современным оборудованием благодаря гранту Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ооржак Аржаана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF LOGOPEDIC SUPPORT OF CHILDREN WITH DISASTERS OF AUTHISTIC SPECTRUM

The article reveals the peculiarities of correctional and logopedic work with school-age children with autism spectrum disasters with reduced intelligence in school No 10 for children with disabilities in Kyzyl. The author notes that under the conditions of the school in question, speech therapy work is implemented with children with autism spectrum disasters with reduced intelligence in the course of individual and group classes, which are built on the principle of alternating various teaching tasks and didactic games in strict accordance with the schedule and algorithm. The author describes what traditional and non-traditional methods are used to improve the efficiency of speech therapy work in this school, whose speech therapy room is equipped with modern equipment thanks to a grant from the Foundation for Supporting Children in Difficult Life Situations.

Текст научной работы на тему «Особенности логопедического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра»

УДК 376.3: 376.4

doi 10.24411/2221-0458-2019-10004

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Ооржак А.В.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

PECULIARITIES OF LOGOPEDIC SUPPORT OF CHILDREN WITH DISASTERS OF AUTHISTIC SPECTRUM

Oorzhak A.V.

Tuvan State University, Kyzyl

В статье раскрываются особенности коррекционно-логопедической работы с детьми школьного возраста с расстройствами аутистического спектра со снижением интеллекта в СОШ № 10 для детей с ОВЗ г. Кызыла.

Автор отметил, что в условиях рассматриваемой школы логопедическая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра со снижением интеллекта реализуется в ходе индивидуальных и групповых занятий, которые строятся по принципу чередования различных обучающих заданий и дидактических игр в строгом соответствии с расписанием, алгоритмом.

Автор описывает, какие традиционные и нетрадиционные методики используются для повышения эффективности логопедической работы в данной школе, логопедический кабинет которого оснащен современным оборудованием благодаря гранту Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра (АСД), умственная отсталость, логопедический эффект, логопедическая работа, традиционные методы, нетрадиционные методы.

The article reveals the peculiarities of correctional and logopedic work with school-age children with autism spectrum disasters with reduced intelligence in school № 10 for children with disabilities in Kyzyl.

The author notes that under the conditions of the school in question, speech therapy work is implemented with children with autism spectrum disasters with reduced intelligence in the course of individual and group classes, which are built on the principle of alternating various teaching tasks and didactic games in strict accordance with the schedule and algorithm.

The author describes what traditional and non-traditional methods are used to improve the efficiency of speech therapy work in this school, whose speech therapy room is equipped with modern equipment thanks to a grant from the Foundation for Supporting Children in Difficult Life Situations.

Keywords: autism spectrum disorders (ASD), mental retardation, speech therapy effect, speech therapy work, traditional methods, and non-traditional methods.

27

«Люди с аутизмом заслуживают того, чтобы им были предоставлены самые широкие возможности для получения образования и участия в жизни общества». (Из послания Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна от 2 апреля 2013 г.).

Нарушение речи является одним из базовых нарушений у детей с расстройством аутистического спектра и имеет ряд своих особенностей. В раннем возрасте у них отмечается запаздывание сроков появления первых слов и фраз, длительное сохранение эхолалических речевых форм. Нарушения формирования экспрессивной речи проявляются отсутствием ответов на заданные вопросы. Дети не используют по отношению к себе формы и местоимения в первом лице. Отмечаются элементы скандирования, фразы носят отрывочный характер, нередко фразы рифмуются, эпизодически произносятся слова, не имеющие значения в данной ситуации. Высказывания не передают эмоционального тона переживаний, отмечается нарушение интонации, иногда ударение ставится на последних слогах, слоги произносятся с напевом. Относительно специфической является автономная речь, разговоры с собой или полный мутизм. Вместе с тем встречаются сложные речевые формы. Общая закономерность выражается в нарушении коммуникативной функции речи [1].

Обучение детей с аутизмом требует от учителя-логопеда не только профессиональных знаний и умений, но и больших затрат психической и физической энергии, большого терпения, интуиции и люб-

ви; также необходим постоянный педагогический поиск, гибкость в применении различных методов обучения и воспитания. [2]

Стоит отметить, что дети с расстройствами аутистического спектра не остаются без внимания - государством выделяется немало средств на улучшение материально-технической базы их обучения. Благодаря гранту Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, логопедический кабинет СОШ №10 для детей с ОВЗ г. Кызыла оснащен современным оборудованием для оказания эффективной квалифицированной помощи:

- это логопедический тренажер "Дэль-фа-142.1", версия 2.1;

- индивидуальные зеркала для логопедических занятий;

- говорящее логопедическое зеркало (60 секунд записи речи);

- метроном;

- зеркала для обследования ротовой полости;

- устройства для контроля собственной речи и развития фонематического слуха;

- трубки для развития артикуляционного аппарата и обучения жеванию;

- спирометр;

- игровое оборудование и инвентарь;

- набор развивающих Монтессори-ма-

териалов, бегемотик логопедический "Жу-жа", обезьянка логопедическая "Чича", собачка логопедическая "Пес Барбос", кукольный пальчиковый театр «Красная шапочка», кукольный театр "Волк и лиса", "Козлята и волк", "Курочка Ряба", «Три поросенка».

В условиях средней общеобразовательной школы №10 для детей с ограниченными возможностями здоровья логопедическая работа с обучающимися с расстройствами аутистического спектра со снижением интеллекта реализуется в ходе индивидуальных и групповых занятий, где осуществляется формирование коммуникативных навыков, коррекция познавательных процессов, формирование в сознании пространственно-временной организации, коррекция нарушений устной и письменной речи.

Коррекционная работа осуществляется в режиме структурированного обучения -это конструктивный подход к сложностям поведения детей с РАС и создание такой среды обучения, которая минимизировала бы стресс, тревогу и фрустрации, характерные для этих детей.

Так как при всех вариантах РАС отмечается невозможность организовать полноценную и адекватную коммуникацию с окружающими, особое внимание уделяется формированию коммуникативной стороны речи, умения работать в режиме диалога, отвечать на поставленные вопросы по существу.

Для повышения эффективности логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями в нашей школе используются как традиционные, так и

нетрадиционные методики.

Из традиционных методов и приемов:

1. Словесные - «коммуникативная атака» (выбор эмоционально привлекательного момента - ароматерапии, музыки, стихотворения - того, что способно привлечь), показ образца, пояснение, беседа, рассказ, чтение, педагогическая оценка.

2. Практические (конструирование, моделирование, задания творческого характера, игры).

3. Логопедический массаж - используется с целью стимуляции кинестетических ощущений, для нормализации мышечного тонуса. В результате изменяется состояние мышц, тканей речевого аппарата.

Из нетрадиционных методов и приемов

[3]:

1. Вербально-поведенческий подход (подкрепление, выбор, моделирование повелительного операнта, побочное и дискретное обучение (разбивание сложного действия на шаги).

2. Альтернативная коммуникация (жесты, карточки PECS (когда карточка заменяет слово), визуальное расписание, звуковые игры (озвученные буквы, живой календарь), интерактивный глобус, таблицы, устройства, эмоциональное комментирование).

3. Кинезиологические упражнения (использование движений для развития речи).

4. Работа с песком. Это направление помогает сформировать, развить и совершенствовать мелкую моторику, зрительную и двигательную координацию; снять напряжение с мышц пальцев рук, развить тактильное восприятие и фонематический слух; совершенствовать грамматический

строй речи; расширять и обогащать сло- принципу чередования различных обу-

варь ребенка; развить связную речь; зна- чающих заданий и дидактических игр в

комить ребенка с окружающим миром, в строгом соответствии с расписанием, ал-

том числе со свойствами песка и воды. горитмом.

5. Глобальное чтение. Позволяет раз- В ходе занятий отрабатывается целе-

вивать импрессивную речь и мышление направленность поведения, понимание

до овладения произношением, развивает обращенной речи, развивается предмет-

зрительное внимание и память. Ребенок но-практическая деятельность. Проводит-

учится узнавать написанные слова цели- ся и собственно речевая работа: вызывание

ком, не вычленяя отдельных букв. Слова вокализаций, стимуляция звукоподража-

должны обозначать известные предме- ния, имитация речи других людей. Каждое

ты, действия, явления. Вводить данный правильное выполнение задания поощря-

тип чтения можно не раньше, чем ученик ется теми средствами, которые привлека-

сможет соотносить предмет и его изобра- ют ребенка [4].

жение, подбирать парные предметы или В работе с детьми с РАС со снижени-

картинки. ем интеллекта сложно рассчитывать на

И основные виды работ: быстрый результат, поэтому важно соблю-

1. Чтение автоматизированных энграмм дать последовательность и систематич-(имя ребенка, имена его близких, клички ность логопедических занятий. В процес-домашних животных). се обучения необходимо:

2. Чтение слов. Подбираются картин- - организовать пространство;

ки по всем основным лексическим темам - следить, чтобы ребенок не переутом-

(игрушки, посуда, мебель, транспорт, до- лялся;

машние и дикие животные, птицы, насе- - использовать простые фразы;

комые, овощи, фрукты, одежда, продукты, - доносить информацию через схемы,

цветы), цвета, величина, количество. наглядные пособия;

3. Понимание письменных инструкций. - подписать предметы, которыми поль-Составляются предложения, в которых зуется ребенок;

используются разные существительные и - разбить деятельность на части, этапы,

один и тот же глагол. постепенно объединяя в целое;

4. Чтение предложений. Составляются - использовать мотивирующее подкре-предложения к серии сюжетных карти- пление правильного действия.

нок, на которых одно действующее лицо В успешности коррекционно-логопе-

выполняет разные действия (Кошка сидит. дического сопровождения немалую роль

Кошка спит. Кошка бежит.) играет и взаимодействие с родителями.

Логопедическая работа с каждым об- В работе, несомненно, учитывается научающимся с РАС реализуется с учетом ционально-региональный компонент, так индивидуально-дифференцированного как дети в СОШ № 10 для детей с ОВЗ подхода в обучении. Занятия строятся по обучаются в условиях тувинско-русского

билингвизма. Большинство из них коренной тувинской национальности и воспитываются в семьях, где все общаются на родном языке. Стоит отметить, что контингент родителей также разнообразен, не только по социальному статусу, но и по уровню образованности и владения неродным русским языком. Исходя из этого, нами разрабатываются памятки и буклеты с рекомендациями и на тувинском языке, например, «Чугаазы чок чашты чугаалан-дырып еередириниц чеди аргазы - ада-ие-лерге сумелер» (Рекомендации родителям: Семь способов обучения неговорящего

ребенка).

Таким образом, коррекционно-логопе-дическая работа с детьми школьного возраста с расстройствами аутистического спектра со снижением интеллекта в СОШ № 10 для детей с ОВЗ г. Кызыла реализуется в ходе индивидуальных и групповых занятий, которые строятся по принципу чередования различных обучающих заданий и дидактических игр в строгом соответствии с расписанием, алгоритмом, а также учитывается национально-региональный компонент.

Библиографический список

1. Микиртумов Б.Е. Клиническая психиатрия раннего детского возраста / Б. Е. Микиртумов, А. Г. Кощавцев, С. В. Гре-чаный. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. 256 с.

2. Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи. / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. Москва: Тере-винф, 1997.

3. Ступак Л. А. Использование нетрадиционных методов коррекции речевых нарушений в логопедической работе / Л. А. Ступак, И. С. Огородова, А. А. Челыше-ва, С. А. Кимяева // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Международной научной конференции (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Молодой ученый, 2016. — С. 120-123.

4. Семаго Н.Я. Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. Москва: Гене-

зис, 2011. 400 с.

5. Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра: сборник научно-практических материалов VIII Международной научно-практической конференции под ред. С.Н. Шилова, Е.А. Череневой, И.Б. Агаевой / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. 186 с.

References

1. Mikirtumov В.Е. Klinicheskaya psihiatriya rannego detskogo vozrasta / B. Е. Mikirtumov, A. G. Koshchavcev, S. V. Grechanyj. - Sankt-Peterburg: Piter, 2001. 256 p.

2. Nikol'skaya O.S. Autichnyj rebenok. Puti pomoshchi. / O. S. Nikol'skaya, Е. R. Baenskaya, M. M. Libling. Moskva: Terevinf, 1997.

3. Stupak L. A. Ispol'zovanie netradicionnyh metodov korrekcii rechevyh narushenij v logopedicheskoj rabote / L. A. Stupak,

I. S. Ogorodova, A. A. CHelysheva, S. A. Kimyaeva // Aktual'nye zadachi pedagogiki: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (g. CHita, aprel' 2016 g.). — CHita: Molodoj uchenyj, 2016. — P. 120123.

4. Semago N.YA. Tipologiya

otklonyayushchegosya razvitiya. Model' analiza i ee ispol'zovanie v prakticheskoj deyatel'nosti / N. YA. Semago, M. M.

Semago. Moskva: Genezis, 2011. 400 p. Kompleksnoe soprovozhdenie lic s rasstrojstvami autisticheskogo spektra: sbornik nauchno-prakticheskih materialov VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii pod red. S.N. SHilova, E.A. CHerenevoj, I.B. Agaevoj / Krasnoyarskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. V.P. Astafeva. Krasnoyarsk, 2015. 186 p.

Ооржак Аржаана Валерьевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории, старший преподаватель кафедры теории и методики языкового образования и логопедии ТувГУ, «Лучший учитель коррекционного обучения» за 2014 г.; обладатель премии Главы-Председателя Правительства РТ среди лучших педагогических работников образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы и технологии за 2018г., E-mail: [email protected]

Oorzhak Arzhaana Valerievna, a speech therapist of the highest qualification category, senior teacher of the Department of Theory and Methods of Language Education and Speech Therapy of the TU State University, "The Best Teacher of Corrective Education" for 2014; Winner of the award of the Head of the Chairman of the Government of the Republic of Tatarstan among the best teaching staff of educational institutions that are actively introducing innovative programs and technologies for 2018., E-mail: [email protected]

Дата поступления статьи в редакцию 06.06.19

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.