ОСОБЕННОСТИ ЛИКВИДАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Т. И. МЕЛЕХИНЛ, кандидат экономических наук, доцент кафедры Бухгалтерского учета, анализа и аудита Государственный университет управления
Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от23.07.2008, далее — Закон № 7-ФЗ).
Из всех возможных форм некоммерческих организаций действие Закона № 7-ФЗ не распространяется на потребительские кооперативы, деятельность которых регулируется нормами Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), законами о потребительских кооперативах, иными законами и правовыми актами. Это обусловлено особенностями функционирования этой организационно-правовой формы, и в частности тем, что в деятельности потребительских кооперативов большое значение и большой удельный вес имеютторговые операции.
Кроме того, некоторые положения Закона № 7-ФЗ не распространяются на религиозные организации. Ктаким положениям относятся вопросы создания, реорганизации, преобразования и ликвидации некоммерческих организаций, состава и содержания учредительных документов того, кто может являться учредителем такой организации, а также порядка формирования органов управления некоммерческой организацией и их функционирования. Эти вопросы регулируются отдельным федеральным законом.
В соответствии с Законом № 7-ФЗ некоммерческие организации могут быть созданы для следующих основных целей:
• достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей;
• охраны здоровья граждан;
• развития физической культуры и спорта;
• удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан;
• защиты прав, законных интересов граждан и организаций;
• разрешения споров и конфликтов;
• оказания юридической помощи;
• иных целей, направленных на достижение общественных благ.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме:
• общественных организаций или объединений;
• религиозных организаций или объединений;
• некоммерческих партнерств;
• учреждений;
• автономных некоммерческих организаций;
• социальных фондов;
• благотворительных фондов;
• ассоциаций;
• союзов;
• государственныхкорпораций;
• в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Некоммерческая организация как юридическое лицо обязана обладать следующими признаками:
• иметь в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество;
• отвечать (за исключением учреждений) по своим обязательствам этим имуществом;
• иметь право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
• иметь самостоятельный баланс или смету. Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо (как организация, основанная на иных отношениях собственности) с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.
Минюст России и его территориальные органы постановлением Правительства РФ от 17.03.2009 № 234 наделен полномочиями: регистрировать, реорганизовывать, ликвидировать и вносить изменения в учредительные документы некоммерческих организаций.
Регистрацию некоммерческих организаций органы Минюста России проводят совместно с ФНС России, сохраняющей функцию регистрирующего органа, в чьем ведении находится Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). Минюст России или его территориальный орган принимает решение о государственной регистрации и направляет документы в соответствующий регистрирующий орган (подразделения ФНС России) для внесения записи в ЕГРЮЛ. Минюст России ведет ведомственный реестр некоммерческих организаций.
Перечень документов, достаточных для новой регистрации, реорганизации или ликвидации существующей некоммерческой организации, приведен в Приложении к Регламенту о регистрации и не претерпел особых изменений.
Срок деятельности некоммерческой организации, как правило, не ограничивается, если иное не установлено учредительными документами.
Некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, который предусмотрен ГК РФ, Законом № 7-ФЗ и другими федеральными законами.
В статье 61 ГК РФ специально оговорено, что общественная или религиозная организация, благотворительный или иной фонд могут быть ликвидированы при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей его уставным целям.
Инициатором судебного рассмотрения о ликвидации некоммерческой организации могут быть государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со ст. 65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 63 ГК РФ.
Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц (п. 2 ст. 18 Закона № 7-ФЗ).
Фонд может быть ликвидирован:
• если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
• если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
• в случае уклонения деятельности фонда от целей, предусмотренных его уставом;
• в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частным случаем ликвидации некоммерческой организации по решению суда является судебное решение, вынесенное вследствие вынесения предупреждений уполномоченными органами.
В случае если некоммерческая организация совершила действия, противоречащие ее целям и федеральному законодательству, ей может быть вынесено предупреждение в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, или прокурором внесено представление об устранении нарушений (ст. 33 Закона № 7-ФЗ). В случае вынесения более двух предупреждений в письменной форме или представлений об устранении нарушений некоммерческая организация может быть ликвидирована по решению суда.
Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с законодательством порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации выступает в суде.
Порядок использования имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, регулируется ст. 20 Закона № 7-ФЗ.
Такое имущество может быть использовано:
• на цели, в интересах которых была создана некоммерческая организация;
• на благотворительные цели.
Если использовать имущество по указанным направлениям по каким-либо причинам невозможно, оно обращается в доход государства.
Исключение сделано для некоммерческих партнерств и учреждений.
При ликвидации некоммерческого партнерства оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами некоммерческого партнерства в соответствии с их имущественным взносом, размер которого не превышает размера их имущественных взносов, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами некоммерческого партнерства. Имущество в части, превышающей размер имущественных взносов, направляется на цели, для которых это партнерство создавалось, на благотворительные цели или обращается в доход государства.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество учреждения передается его собственнику, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами РФ или учредительными документами учреждения.
Запись о прекращении деятельности некоммерческой организации вносится органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, при представлении следующихдокументов:
• заявления о внесении записи о ликвидации (в случае добровольной ликвидации) или о прекращении деятельности некоммерческой организации, подписанного лицом, уполномоченным некоммерческой организацией;
• решения соответствующего органа о ликвидации или о прекращении деятельности некоммерческой организации;
• устава некоммерческой организации и свидетельства о ее государственной регистрации;
• ликвидационного баланса, или передаточного акта, или разделительного баланса;
• документа об уничтожении печати некоммерческой организации.
Ликвидация некоммерческой организации осуществляется в три этапа: сначала составляется ликвидационный баланс, затем проводятся расчеты с кредиторами и, наконец, оставшееся имущество направляется на цели, определенные законодательством.
При ликвидации организации сначала погашаются обязательства, обеспеченные суммами целевого финансирования.
При этом оформляются следующие бухгалтерские проводки:
Д-тсч. 86 «Целевоефинансирование» К-тсч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — на сумму начисленной заработной платы и иные суммы, подлежащие выплате работникам организации;
Д-т сч. 70 К-т сч. 50 «Касса» — на сумму выплаченной заработной платы и другие суммы, связанные с оплатой труда, начисленные работникам ликвидируемой организации;
Д-т сч. 86 К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам» (счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению») — на сумму задолженности перед бюджетом (внебюджетными фондами) по налогам (сборам);
Д-тсч. 68 К-тсч. 51 «Расчетные счета» — на сумму средств, перечисленных с расчетного счета в погашение задолженности по налогам и сборам и т.д.
Затем производятся расчеты по непогашенным обязательствам за счет уставного фонда. При этом делаются бухгалтерские проводки, аналогичные описанным выше. Разница состоит в том, что при определении размера обязательств дебетуется счет 80, например:
Д-тсч. 80 К-тсч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на сумму задолженности перед поставщиками работ и услуг;
Д-т сч. 60 К-т сч. 51 — на сумму погашенной задолженности.
Когда кредиторская задолженность образовалась ранее (до начала процедуры ликвидации некоммерческой организации), кредитовать следует те счета, в корреспонденции с которыми оформлялось образование задолженности. Это касается как случаев погашения задолженности за счет средств целевого финансирования, так и случаев направления на эти цели сумм уставного фонда.
Примеры проводок:
Д-т сч. 10 «Материалы» К-т сч. 60 — на сумму стоимости приобретенных материально-производственных запасов;
Д-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы» К-т сч. 10 — на сумму стоимости использованных материалов;
Д-тсч. 86 К-тсч. 26 — на сумму произведенных расходов в рамках текущей деятельности некоммерческой организации;
Д-тсч. 80 К-тсч. 26 — на сумму расходов в части, не покрываемой целевым финансированием;
Д-т сч. 60 К-т сч. 51 — на сумму погашенной задолженности.
Например, некоммерческая организация приобрела и использовала в текущей деятельности материалы на общую сумму 100 тыс. руб.
Остаток средств целевого финансирования на момент начала ликвидации организации составил 50тыс. руб., уставный фонд — 200тыс. руб.
До начала ликвидации задолженность перед поставщиками материально-производственных запасов не погашена. Дополнительных поступлений средств целевого финансирования не было. В процессе ликвидации задолженность погашена посредством перечисления средств с расчетного счета некоммерческой организации.
В бухгалтерском учете будут оформлены следующие проводки (проводки, связанные с возникновением и погашением других обязательств, опущены):
Д-т сч. 10 К-т сч. 60 — ЮОтыс. руб.;
Д-т сч. 26 К-т сч. 10 — ЮОтыс. руб.;
Д-т сч. 86 К-т сч. 26 — 50тыс. руб.;
Д-т сч. 80 К-т сч. 26 — 50тыс. руб.
Таким образом, сальдо по счету 60 будет равно нулю, а по счету 80 составит 150тыс. руб.
После погашения обязательств составляется новый ликвидационный баланс, по данным которого определяется стоимость оставшегося имущества. Составление такого баланса необходимо, когда стоимость имущества превышает сумму обязательств на момент начала процедуры ликвидации.
К этому моменту все обязательства должны быть погашены, и в пассиве баланса могут быть остатки только по двум счетам — 86 и 80. Если некоммерческая организация осуществляет предпринимательскую деятельность, определяет ее финансовые результаты и обособленно учитывает полученную прибыль, то при составлении такого баланса могут иметь место остатки и по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
К этому моменту не должны числиться суммы на счетах учета затрат 20 «Основное производство» и 26 «Общехозяйственные расходы». Они должны быть списаны в процессе погашения обязательств как суммы, которые образовались в процессе формирования кредиторской задолженности.
Суммы оставшегося имущества могут быть использованы на цели, для которых данная некоммерческая организация была создана, либо обращены в доход бюджета. Исключение делается для некоммерческих партнерств, где оставшиеся активы могут быть распределены между участниками.
Кроме того, нельзя исключать возможность истребования инвестором ранее перечисленных сумм в том случае, когда некоммерческая организация ликвидируется до осуществления профинансированных мероприятий.
Таким образом, на данном этапе могут быть оформлены следующие проводки:
Д-т сч. 86 К-т сч. 76 и
Д-т сч. 76 К-т сч. 51 (или иных счетов учета имущества, если объектом передачи являются неденежные активы) — на сумму денежных средств (стоимости имущества), переданных на осуществление уставных целей некоммерческой организации;
Д-т сч. 80 К-т сч. 76 и
Д-т сч. 76 К-т сч. учета активов (51, 50, 10, 01 и т.д.) — на сумму стоимости имущества в части, соответствующей размеру уставного фонда, передаваемой на осуществление уставных целей некоммерческой организации.
Обращение имущества и денежных средств в доход бюджета оформляется аналогичными проводками — с применением счета 76. Использование счета 68 в данном случае неправомерно, так как этот счет предназначен для учета задолженности перед бюджетом по налоговым и иным аналогичным платежам;
Д-т сч. 86 К-т сч. 51 (счетов учета имущества) — на сумму целевого финансирования, возвращенного инвестору.
Пример. По завершении расчетов по обязательствам остаток средств на расчетном счете некоммерческой организации составил ЮОтыс. руб., в кассе — 10тыс. руб.
В пассиве баланса на счете 86 числится остаток средств целевого финансирования в сумме 75 тыс. руб., размер уставного фонда (счет 80) — 35 тыс. руб.
Средства в сумме 40 тыс. руб. должны быть возвращены инвестору, так как работы, под выполнение которых было перечислено финансирование, фактически не начаты. Использование остатка средств для уставных целей не представляется возможным.
В бухгалтерском учете будут сделаны проводки:
Д-т сч. 51 К-т сч. 50 — Ютыс. руб. — на сумму наличных денег, сданных на расчетный счет. Эта операция необязательна, но целесообразна, так как окончательные расчеты наличными деньгами (в том числе и с бюджетом) вряд ли можно назвать удобными;
Д-т сч. 86 К-т сч. 51 — 40 тыс. руб. — на сумму неиспользованных сумм целевого финансирования, возвращенных инвестору. В принципе можно оформить и две проводки — с использованием счета 76. Но в данном случае необходимость такой схемы нельзя назвать оправданной;
Д-т сч. 86 К-т сч. 76 — 35 тыс. руб. — на сумму средств целевого финансирования, подлежащих обращению в доход бюджета;
Д-т сч. 80 К-т сч. 76 — 35 тыс. руб. — на сумму средств в части, соответствующей размеру уставного фонда, обращаемых в доход бюджета. В данном случае использование счета 76 также не представляется обязательным. Целесообразность использования этого счета может быть обусловлена тем, что предварительно все суммы, подлежащие зачислению в бюджет, аккумулируются на одном счете и переводятся одним платежом;
Д-т сч. 76 К-т сч. 51 — 70тыс. руб. — на сумму средств, перечисленных в бюджет.
В некоммерческих паргнерствах остаток имущества может быть распределен между участниками.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
2. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.
3. О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 17.03.2009 № 234.