CONCEPT OF DEVELOPMENT OF PUBLIC EDUCATION IN SOVIET RUSSIA IN THE TWENTIES OF THE TWENTIETH CENTURY
A. V. Bogachev1, L.B. Zakharova2
Samara State Technical University
244, Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100
:E-mail: [email protected]
2E-mail: [email protected]
The article is devoted to the most important stage of the formation of the Soviet state subject -development of a system of universal and affordable public education. The beginning was the Decree of the "unified labor school", proclaimed the new principles and methods of teaching and educational activity of the Soviet school and formed a unified school system. The main principle of the school was named labor training, socially useful, productive labor. The idea of collective work, "school commune" was aimed at the education of future citizens. Soviet pedagogy was aimed at ensuring free and compulsory general and polytechnical education for all children up to 17 years, extensive development of vocational training for people over 17 years of age. The 1920s were marked by active searches in the theoretical development of school curricula and teaching methods of disciplines up to the radical revolutionary experiments with the school. However, by the end of the 1920s experimental pedagogy was ousted unification of curricula, began the formation of the state policy in the field of education.
Key words: public education, Soviet Russia, a unified labor school, job training, community service, working faculties, educational activities.
Original article sadmitted 01.06.2015;
revisijn submitted 01.06.2015
Alexey V. Bogachev (Doctor of Historical Sciences), Dean of the Faculty of Humanities Education. Liudmila B. Zakharova (Candidate of historical sciences), associate professor of psychology and pedagogy.
УДК 37.015.3
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ
А.Н. Виноградов
Тольяттинский государственный университет 445667, г. Тольятти, ул. Белорусская, 14 E-mail: [email protected]
Обосновывается необходимость изучения проблемы личностной идентичности. Отмечая плодотворность рассматриваемых в статье исследований, автор признает, что в настоящее время в психологии недостаточно исследований, раскрывающих факторы и особенности, обусловливающие достижение личностной идентичности, что проблема актуальна и требует дальнейшего изучения. Достижение личностной идентичности ведет человека к осознанию своей уникальности, границ своей личности, своего «Я», своих возможностей и жизненных перспектив, к самоуважению и самоуверенности, что крайне важно именно для студентов творческих профессий. Отмечается, что проблема особенностей личностной идентичности студентов-
Андрей Николаевич Виноградов, аспирант кафедры «Теоретическая и прикладная психология».
дизайнеров на разных этапах обучения не была изучена психологической наукой. Этот факт и определяет актуальность исследования. В работе представлены результаты исследования личностной идентичности студентов-дизайнеров, а также приведен перечень выявленных особенностей личностной идентичности будущих дизайнеров. Автор, используя такие методики, как тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Д.А. Леонтьев - адаптированная версия теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика), тест «Личностная и социальная идентичность» В. Урбанович, доказывает наличие специфики личностной идентичности студентов-дизайнеров на разных этапах обучения в высшем учебном заведении. В исследовании принимали участие студенты-дизайнеры всех курсов Тольяттинского государственного университета и Поволжского государственного университета сервиса. Анализ результатов показал наиболее значимые ценности и уровень осмысленности жизни на каждом этапе обучения. В заключение автор делает вывод о том, что понимание специфики личностной идентичности на разных этапах обучения позволит преподавателям высшей школы более полно раскрывать творческий потенциал будущих дизайнеров.
Ключевые слова: идентичность, личностная идентичность, студенты, студенты-дизайнеры, особенности личностной идентичности, личностная зрелость.
Современное общественное развитие характеризуется динамичностью, насыщенностью, интенсивностью. Эти условия требуют определенного уровня личностной зрелости. Одним из ее критериев считается достижение идентичности -личностной целостности при возможности ее динамики и развития. Достижение личностной идентичности ведет человека к осознанию своей уникальности, границ своей личности, своего «Я», своих возможностей и жизненных перспектив, к самоуважению и самоуверенности. Э. Эриксон отмечал, что позитивная идентичность - это совсем не статичный набор свойств или ролей, она постоянно находится в состоянии конфликта с прошлым, которое надо изжить, и с будущим, которое надо предотвратить [1]. Ощущение идентичности не может быть навязано, оно достигается и осваивается самим человеком в условиях своей жизнедеятельности и должно соответствовать внутренним осознанным и неосознанным потребностям и стремлениям человека. Об этом писали в свое время Г. Адамс, Г. Мид, С. Маршал, Е. Гоффман и другие.
Сравнительно недавно в отечественной психологии стали появляться работы, исследующие особенности развития идентичности личности молодых людей в период получения высшего образования. В ряде исследований к таким особенностям отнесены: углубление сознательно-рефлексивных процессов, дифференциация смысложизненных ориентаций, осознание целостности и уникальности личностного «Я» (Ю.А. Кумырина, Ю.Э. Макаревская, Л.Г. Матвеева, Т.В. Румянцева, А.А. Таганова, О.А. Успенская, О.В. Ходаковская, О.И. Маховская). Были исследованы ведущие факторы, влияющие на устойчивость содержательных характеристик идентичности в юности: продолжительный успех или неуспех в деятельности, значимой для будущего личности (Ю.Э. Макаревская), социальная стабильность или нестабильность (Т.В. Румянцева, А.А. Таганова, Л.Д. Межерицкая), межличностное понимание в отношениях со значимыми другими (А.А. Таганова, Т.В. Смолякова), отраженные социальные оценки, прагматично-реалистические представления о профессионально значимых качествах личности профессионала, включенность в профессиональное сообщество (Ю.А. Кумырина, Л.Г. Матвеева), развитие личных предпочтений, например в виде занятий музыкальной деятельностью в группе (О.А. Успенская). Отмечая плодотворность имеющихся исследований, следует признать, что проблема особенностей
личностной идентичности студентов-дизайнеров на разных этапах обучения не была изучена психологической наукой. Это и определяет актуальность нашего исследования.
Цель исследования заключается в выявлении специфических особенностей личностной идентичности студентов-дизайнеров на каждом этапе профессионального обучения.
В состав психодиагностического инструментарии вошли следующие методики: «Тест смысложизненных ориентацию» (СЖО) (Д.А. Леонтьев) - адаптированная версия теста «Цель в жизни» Л. Крамбо и Л. Махолика; Тест «Личностная и социальная идентичность» В. Урбанович.
База исследования: Тольяттинский государственный университет и Поволжский государственный университет сервиса. Выборочная совокупность составила 80 человек студентов-дизайнеров ТГУ и ПВГУС (15 студентов 1-го курса, 15 студентов 2-го курса, 25 студентов 3-го курса, 18 студентов 4-го курса, 7 студентов 5-го курса).
В ходе проведенной методики «Личностная и социальная идентичность» В. Урбанович были получены результаты, описание которых представлено нами следующим образом.
Студенты 1 -го курса особо выделяют отношения с окружающими. Для них первый год в вузе связан с большим количеством новых людей. Это и ровесники, и преподаватели, и студенты других курсов и факультетов. Рамки общения резко раздвинулись, и умение выстраивать отношения с окружающими людьми вышло на первый план. Будущее и работа видятся первокурсниками весьма отдаленно. Пока они не склонны заглядывать далеко вперед. Достаточно высокий балл у показателя «Внутренний мир». Появление новой роли «Студент» вызывает новые самоощущения. Самый низкий балл у показателя «Я и общество» можно, вероятно, объяснить тем, что первокурсники не ощущают свою сопричастность к жизни города, области, страны. Результаты показывают большую значимость семьи.
Студенты 2-го курса также на первое место ставят отношения с окружающими. Прошлый опыт, вероятно, показал, насколько они значимы в жизни студентов. Поддержка семьи по-прежнему значима. Второкурсники стали задумываться о будущем и работе (показатели стали выше). Самый низкий балл у показателя «Я и общество» свидетельствует о сосредоточенности на себе, своих делах и проблемах.
Для студентов 3-го курса по-прежнему наиболее значимыми остаются отношения с окружающими и поддержка семьи. Стремление к одобрению и пониманию со стороны близких людей достаточно высокое. Показатель «Будущее» стал выше. Это свидетельствует о том, что третьекурсники серьезно задумываются о будущем. Студентов стало больше интересовать и собственное здоровье. Показатель «Я и общество» по-прежнему крайне низок.
Студенты 4-го курса в качестве основных выделяют отношения с окружающими и семью. Потребность в одобрении и признании по-прежнему высока. Прослеживается нацеленность на будущее, хотя с работой студенты еще не вполне определились. Достаточно высок показатель «Внутренний мир», что свидетельствует о внутренней работе над собой. Самые низкие значения по-прежнему у показателя «Я и общество».
Студенты 5-го курса отношениям с окружающими придают большее значение, чем студенты предыдущих курсов. Вероятно, это связано с выстраиванием жизненных планов, общением с профессионалами. Отношения с окружающими выходят за рамки вуза и становятся шире. Будущее и работа просматриваются
гораздо четче. Показатель «Материальное положение» невысок. Показатель «Я и общество» самый низкий, т. к. студенты сосредоточены на своих делах и заботах.
В представленной на рис. 1 сравнительной гистограмме отражено процентное соотношение личностных выборов студентов-дизайнеров. Как видим, наиболее значимой ценностью для студентов всех трех курсов являются сферы «Отношения с окружающими», «Семья», наименее значима сфера «Я и общество».
Можно предположить, что окружающие люди для творческих личностей являются непосредственными источниками их вдохновения. Благодаря другим людям человек переживает большое количество разнообразных эмоций: от состояния безграничного счастья до меланхолии и апатии. Для творческой личности не так важно, какой заряд, отрицательный или положительный, несет та или иная эмоция, главное - ощущение эмоций и способность воплощать их через продукты своей деятельности.
Высокие баллы по шкалам «Отношения с окружающими» и «Семья» говорят о том, что для студентов-дизайнеров важную роль играют внешние ресурсы, поддержка со стороны близких людей.
Низкие баллы по шкале «Я и общество» говорят о низком уровне социальной идентичности. Это можно объяснить тем, что творческий человек считает себя уникальной личностью, непохожей на других. Будущий дизайнер видит мир в другом свете, нежели остальные люди, имеет особые способности и интересы. Лишь только близкие люди, которые поддерживают его, занимают важное место в жизни творческого человека.
11 курс
2 курс
3 курс
4 курс 15 курс
25
20
15
10
VI,
пг
# ^ ^ #
>Р
5
0
Рис. 1. Средние показатели личностных выборов студентов-дизайнеров на различных этапах обучения
Средние показатели студентов-дизайнеров разных курсов примерно одинаковы, хотя имеются и существенные различия. Для студентов 5-го курса отношения с окружающими являются более важными, чем другие жизненные сферы.
Шкала «Работа» в данном случае представляется как учебно-профессиональная, творческая деятельность студента и его дальнейшие планы в профессиональном развитии.
Низкий показатель по данной шкале говорит о низкой значимости учебной деятельности для студентов творческих специальностей и низком уровне профессиональной идентичности. Стоит отметить, что у студентов 5-го курса значимость работы повышается по сравнению с другими курсами, вероятно, из-за того, что выпускники имеют более полное представление о своей будущей профессии, уже определились, чем они будут заниматься после окончания вуза. В целом можно сказать, что студенты-дизайнеры стремятся к сохранению позитивной личностной идентичности.
В ходе проведенной методики СЖО Леонтьева были получены результаты, который распределились следующим образом (рис. 2).
Цели Процесс Результат ЛК-Я ЛК-жизнь
Рис 2. Средние показатели смысложизненных ориентаций студентов-дизайнеров
В таблице приведены средние и стандартные отклонения по общему показателю СЖО и всем пяти субшкалам отдельно для мужчин и женщин в возрасте от 18 до 29 лет (по данным Д.А. Леонтьева, 2000).
Средние и стандартные отклонения по общему показателю СЖО
Субшкала Среднее значение ± стандартное отклонение
Мужчины Женщины
Цели в жизни 32,90 ± 5,92 29,38 ± 6,24
Процесс жизни 31,09 ± 4,44 28,80 ± 6,14
Результативность жизни 25,46 ± 4,30 23,30 ± 4,95
Локус контроля - Я 21,13 ± 3,85 18,58 ± 4,30
Локус контроля - жизнь 30,14 ± 5,80 28,70 ± 6,10
Общий показатель ОЖ 103,10 ± 15,03 95,76 ± 16,54
Сопоставляя результаты, представленные на гистограмме (см. рис. 2), и средние значения в таблице, можно сказать, что значения студентов-дизайнеров, обучающихся на различных курсах, соответствуют норме.
Высокие баллы были получены по шкалам «Цели в жизни», «Локус контроля -Я», «Локус контроля - жизнь».
По данным результатам мы видим, что студенты-дизайнеры имеют высокий уровень осмысленности жизни. Можно предположить, что они имеют ясные цели в жизни, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Они являются целеустремленными в достижении поставленных задач, знают, чего хотят от жизни. Студенты-дизайнеры воспринимают сам процесс жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Они живут настоящим, но с нацеленностью, с планами на будущее. Студенты удовлетворены прожитой частью жизни, считают ее продуктивной и осмысленной. Они идентифицируют себя как сильную личность, обладающую достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Имеют высокий уровень интернальности, считают, что могут сами контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Будущие дизайнеры намерены всего добиваться самостоятельно, стремятся проявлять личную инициативу, брать ответственность за свои поступки на себя, а не перекладывать ее на других людей или внешние обстоятельства.
110 108 106 104 102 100 98 96 94 92
Рис 3. Средние показатели студентов-дизайнеров по показателю «Осмысленность жизни»
На рис. 3 мы видим, что чем выше образовательный опыт, определяемый количеством освоенных этапов обучения, тем выше осмысленность жизни. Это можно объяснить тем, что с возрастом, приближаясь концу обучения в вузе, человек лучше понимает, чего хочет от жизни, его жизненные цели становятся более конкретными. Выпускники-дизайнеры строят планы на будущее, решают, заниматься ли им дальше творчеством и в каком направлении или, наоборот, работать в другой сфере.
Выводы. Студенты-дизайнеры на разных этапах обучения имеют специфические особенности в проявлении личностной идентичности.
Наиболее значимой ценностью для всех являются сферы «Отношения с окружающими» и «Семья», наименее значима сфера «Я и общество».
Для студентов 1-го курса характерно осознание собственного «Я» как студента, будущее видится ими весьма отдаленно, и потому для них важна жизнь «здесь и сейчас».
Студенты 2-го курса, интегрируясь в образовательное пространство вуза, начинают задумываться о работе и здоровье.
Студенты 3-го и 4-го курса серьезно задумываются о будущем, осознавая себя в этом будущем пока нечетко.
5-й курс выстраивает серьезные жизненные планы, идентифицируя себя с профессионалами.
Высокие баллы были получены студентами всех курсов по шкалам «Цели в жизни», «Локус контроля - Я», «Локус контроля - жизнь». Чем старше курс, тем выше осмысленность жизни. Можно предположить, что чем выше образовательный опыт, тем выше осмысленность жизни.
Особенности становления личностной идентичности в студенческом возрасте таковы, что именно в этот период имеют возможность окончательно сформироваться такие сложные признаки личностной идентичности, как осознание единства и целостности своего бытия.
Полученные результаты являются важными для оценки личностной идентичности студентов-дизайнеров. В свою очередь, понимание специфики личностной идентичности на разных этапах обучения поможет преподавателям высшей школы более полно раскрывать творческий потенциал будущих дизайнеров.
Выполненное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы, но открывает перспективы для дальнейшего ее изучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с.
2. Виноградова Г.А. Климат в педагогическом коллективе и субъективное благополучие личности педагога. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2010. - 100 с.
3. Макаревская Ю.Э. Влияние продолжительного неуспеха в учебно-профессиональной деятельности на личностную идентичность студентов // Исследовано в России: Электронный журнал. - 2006. - С. 1658-1672.
4. Маховская О.И. Изменение опыта личности: сценарии и идентичность: Монография. -М.: Спутник+, 2009. - 300 с.
5. Межерицкая Л.Д. Психологические средства стабилизации личностной идентичности студентов: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.01 / Л.Д. Межерицкая. -Новосибирск, 2009.
6. Микляева А.В., Румянцева П.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
7. Смолякова Т.В. Особенности профессиональной идентичности студентов творческих вузов // Психологические исследования. - 2012. - № 1(21).
8. Стародубец О.Д. Феномен и динамика личностной идентификации студентов вуза: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.13 / О.Д. Стародубец. - СПб., 2007. - 184 с.
9. Adams G.R., Marshall S. Developmental social psychology of identity: Understanding the person in context // Journal of Adolescence. - 1996. - Vol. 19. - P. 1-14.
10. Baumeister R. Identity. Cultural Change and Struggle for Self - N.Y., Oxford, 1986.
11. Fogelson R.D. Person, self and identity. Some anthropological retrospects, circumspects and prospects // B. Lee (Ed.). Psychosocial theories of the self. - New York; London: Plenum Press, 1982. - P. 115-132.
12. Freud S. The Future of the illusion. - N.Y., 1961.
13. Goffman E. The Presentation of Self in Everyday Life. - N.Y., 1979.
14. Mead G.H. Mind, self and society. - Chicago: Dorsey Press, 1976.
Поступила в редакцию 13.05.2015; в окончательном варианте 22.05.2015
UDC 37.015.3
CHARACTERISTICS OF THE PERSONAL IDENTITY OF DESIGN STUDENTS AT DIFFERENT STAGES OF TRAINING IN HIGH SCHOOL
A.N. Vinogradov
Togliatti State University
14, Belorusskaya str., Togliatti, 445667
E-mail: [email protected]
In this article, the author proves the need to study the problem of personal identity. Noting the usefulness of existing research, recognizes that currently insufficient research in psychology revealing the factors and features that contribute to the achievement ofpersonal identity, that the problem is urgent and requires further study. Achieving personal identity leads a person to the realization of its uniqueness; awareness boundaries of his personality; his I; his capabilities and life prospects; to self-esteem and self-confidence, which are especially important for students of creative professions. The article notes that the problem of personal identity features of design students at different grade levels has not been studied by psychological science. This fact determines the relevance of the study. The paper presents the results of a study ofpersonal identity design students, as well as a list of the identified features of personal identity of coming designers. The author uses techniques such as test life orientations (D.A. Leontiev - an adapted version of the test "The purpose in life" J. Crambo and L. Maholik) test 'personal and social identity" B. Urbanowicz. He proves the existence of specificity personal identity design students at different stages of learning in higher education. Participated in the study design students of all courses of Togliatti State University and the Volga State University of Service. Analysis of the results showed the most significant values and the level of meaningfulness of life at every stage of learning. In conclusion, the author concludes that the understanding of the specifics of personal identity at different stages of learning will allow high school teachers reveal fully the creative potential of coming designers.
Key words: identity, personal identity, students, design students, characteristics of the personal identity, personal maturity.
Original article submitted 13.05.2015;
revision submitted 22.05.2015
Andrei N. Vinogradov, graduate student, Dept. "Theoretical and Applied Psychology". УДК 37.12
ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ Н.А. Григораш
Самарский государственный технический университет 443100, г. Самара, ул. Первомайская, 18 E-mail: [email protected]
Рассмотрены педагогические теории различных исследователей, применимые к области экологического образования, и на их основе развито новое теоретическое поле, разработан и протестирован дидактический инструмент, служащий лучшему усвоению студентами экологической теории. Полученные результаты представлены в четырех принципах: концептуальный подход, операционная модель концепции, применение ситуационных проблем, интеграция социальной стороны конструирования знаний. Предложены семь последовательных фаз образования диспозитива: изучение определенной экосистемы, пример такой экосистемы, общие характеристики экосистем, комментарии характеристик концепции, исправление изначальной
Наталья Анатольевна Григораш, аспирант кафедры «Психология и педагогика».