УДК 159.923.2:340.143 - 057.36 (477)
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ МВД И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЕГО ГАРМОНИЗАЦИИ
И. В. Жданова, И. В. Ластовец
Представлены результаты исследования особенностей личностного развития курсантов, характеристики, взаимосвязанные с показателем гармоничности личности курсантов, проведена их факторизация. Выделены и описаны психологические условия гармонизации личностного развития курсантов МВД: наличие у курсантов мотивации к гармоничному развитию, субъектность их личности и ее рефлексивность.
Ключевые слова: личностное развитие, гармонизация, мотивация, субъектность, рефлексивность, курсант МВД.
Личностное развитие курсантов в условиях обучения в ведомственном высшем учебном заведении неразрывно связано с профессиональным развитием. Юношеский возраст — это период интенсивного формирования ядра личности и обогащения профессионально важными качествами. Ориентиром развития и формирования личности в данном случае являются профессиограммы, точнее, психограммы юридических и других профессий, востребованных в рамках осуществления правоохранительной деятельности.
В частности, профессиограмма следователя (по В. Л. Васильеву) ориентирует на развитие профессионально важных личностных качеств, необходимых для выполнения следователем поисковой (наблюдательность, любознательность, внимательность), коммуникативной (общительность, эмоциональная устойчивость, чуткость, умение говорить и слушать), удостоверитель-ной (аккуратность, пунктуальность, развитая письменная речь), организационной (настойчивость, организованность, целеустремленность), реконструктивной (интуиция, общий и социальный интеллект), социальной (патриотизм, гуманность, честность, принципиальность, профессиональная этика) сторон деятельности '. Ориентиры профессионально-личностного развития будущих правоохранителей рассматриваются в рамках решения вопроса о формировании психологической готовности курсантов к профессиональной деятельности 2. Проблема гармоничной личности и гармоничного развития представляет собой еще не освоенный теоретически и экспериментально пласт науки 3.
Целью нашего исследования было установление психологических условий гармонизации личностного развития курсантов вузов МВД Украины. Предполагалось, что конечным результатом такой гармонизации должна быть гармонично развитая личность. Исходя из этого, были определены следующие задачи: проанализировать особенности развития личности курсантов первого — четвертого курсов методом срезов; установить степень гармоничности их личности; с помощью корреляционного анализа выделить личностные особенности, которые сопряжены (взаимосвязаны) с высоким уровнем гармоничности личности; определить структуру взаимосвязей между эти-
ми личностными особенностями путем факторного анализа, выделить наиболее значимые факторы. Полученные с помощью факторного анализа структурные единицы личности будут, по нашему мнению, отражать психологические условия гармонизации личностного развития курсантов.
В исследовании приняли участие 208 курсантов 1-4 курсов Национальной академии внутренних дел и Харьковского национального университета внутренних дел. Исследовались различные компоненты структуры личности курсанта: особенности мотивацион-ной сферы личности, характера, эмоционально-волевой сферы, самоактуализации, личностной зрелости, саморегуляции и копинг-стратегий, выявлялся также уровень гармоничности личности курсанта с помощью методики О. Моткова «Личностная биография» 4.
Результаты изучения различных параметров личности соотносились с показателями гармоничности личности с помощью корреляционного анализа. Показатели, по которым устанавливалась значимая положительная взаимосвязь, подвергались в дальнейшем факторному анализу. Значимыми мы считали факторные нагрузки, превышающие по модулю 0,4. Результаты исследования особенностей личностного развития курсантов в процессе их обучения в вузе МВД достаточно обширны и не могут, в связи с этим, полностью быть представлены в настоящей статье. Целесообразно отметить лишь некоторые тенденции развития.
С помощью методики Р. Кеттелла было установлено, что в процессе учебы в высшем учебном заведении у курсантов происходит уменьшение показателей по факторам А (открытость), F (беспечность), I (чувствительность), О (склонность к чувству вины, тревожность), Q1 (радикализм). Так, курсанты четвертого курса становятся более замкнутыми, скептичными, рассудительными, серьезными, «твердыми», ответственными, самостоятельными, спокойными, бесстрашными, консервативными, по сравнению с пер-во- и второкурсниками.
Анализируя динамику профессиональной мотивации, отметим, что профессионально-учебная мотивация первокурсников в первую очередь связана с избеганием неприятностей, проблем, критики в период адаптации к условиям учебы и службы. Мотивация курсантов второго и третьего курсов сопряжена с получением удовольствия от учебы, службы, самореализации в профессиональной деятельности. Профессионально-учебная мотивация выпускников-четверокурсников является смешанной, выявлено сочетание выраженной позитивной мотивации самореализации в избранной деятельности со снижением удовлетворенности от нее и актуализацией мотивов избегания неприятностей и проблем, связанных с несением службы и учебой.
Результаты исследования мотивации к здоровому образу жизни показали, что только 32% первокурсников имеют высокий уровень мотивации к здоровому образу жизни; 44% их проявляют средний уровень такой мотивации, а 24% курсантов первого курса имеют низкий уровень мотивации вести здоровый образ жизни.
Последнее обусловлено, в первую очередь, слабой выраженностью поведенческого компонента, противоречивым отношением к здоровому образу жизни и его составляющим. На четвертом курсе высокий уровень мотивации к здоровому образу жизни обнаруживают 36%, средний — 52% и низкий — 12% курсантов четверокурсников. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости целеустремленного формирования у курсантов вузов МВД Украины мотивации к здоровому образу жизни.
Исследование показало позитивную динамику личностной зрелости курсантов от первого курса к четвертому. В частности, зарегистрировано увеличение количества курсантов с очень высоким и высоким уровнем зрелости и уменьшение — с удовлетворительным и низким уровнем. Такая динамика осуществляется преимущественно за счет роста мотивации достижения курсантов, развития чувства гражданского долга и жизненной установки, эмоциональной устойчивости курсантов. Не претерпевают существенных изменений уровень отношения к своему «Я» и способность к психологической близости с другим человеком.
Курсантам, независимо от курса, чаще всего свойствен средний и высокий уровень гармоничности личности. При этом высокий уровень гармоничности личности по частоте проявлений достоверно увеличивается от первого курса к четвертому (21,8 и 39,6%; р < 0,05), а низкий уровень гармоничности, наоборот, с увеличением срока обучения диагностируется достоверно реже (27,3% — 1 курс и 9,4% — 4-й курс; р < 0,05).
В результате корреляционного анализа показателей личности и уровня ее гармоничности, а затем дальнейшей факторизации этих данных были выделены три фактора с максимальными показателями значимости: мотивация к гармоничному развитию (информативность 20,32%), субъектность личности (информативность 18,21%) и рефлексивность (информативность 14,36%).
Фактор «мотивация к гармоничному развитию» имел самую высокую информативность и складывался из следующих особенностей личности: мотивация саморазвития (0,912), наличие достаточного количества желаний на пути становления (причин типа «хочу») гармоничной личности (0,898), наличие потребности (причин типа «надо») быть гармонической личностью (0,766), мотивация к здоровому образу жизни (0,775), внутренняя позитивная профессиональная мотивация (0,763), ценность самоактуализации (0,724), вера в свои возможности стать гармоничной личностью (0,598), креативность (0,544), мотивация достижений (0,533), позитивный взгляд на природу человека (0,518).
В фактор «субъектность» вошли следующие психологические особенности личности: общая интер-
нальность (0,922), в том числе интернальность в области достижений (0,751) и в области здоровья (0,678), активность (0,854), планирование (0,829), гибкость (0,710), самостоятельность (0,676), в том числе фактор Q2+ (0,522), продуктивные копинг-стратегии (0,835), в том числе копинг, ориентированный на решение задач (0,667), фактор I- твердость (0,627), фактор G+ сознательность (0,623), фактор Q3+ самоконтроль, сильная воля (0,589).
Фактор, который мы назвали «рефлексивность», включает в себя такие личностные особенности, как самопонимание (722), аутосимпатия (710), позитивное самоотношение (683), эмоциональная уравновешенность, рассудительность (635), способность к психологической близости с другими людьми (618), контактность (607), интернальность в области межличностных отношений (576), утонченность, проницательность — фактор ^ (535).
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что вероятность гармоничного развития личности курсанта повышается при наличии в структуре его личности перечисленных психологических характеристик, свидетельствующих о субъектности, рефлексивности его личности, а также о достаточно развитой мотивации к гармоничному развитию. Другими словами, можно констатировать, что мотивация, субъектность и рефлексивность личности являются психологическими условиями гармонизации личностного развития курсантов ведомственных высших учебных заведений.
Дальнейшие исследования могут быть направлены на выделение конкретных направлений, механизмов и способов гармонизации личностного развития курсантов высших учебных заведений МВД Украины, а также на разработку дифференцированных психологических программ по гармонизации личностного развития курсантов, с опорой на психологические условия гармонизации.
1 Васильев В. Л. Юридическая психология. 6-е изд., пере-раб. и доп. СПб., 2009. 608 с.
2 Петров В. Е., Харитиди Д. П. Динамика личностного становления студентов-юристов в процессе подготовки к профессиональной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. №1. С. 67-69.
3 Додонов Б. И. Гармоническое развитие и типологическое своеобразие личности // Психология формирования и развития личности / под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1981. С. 284-304 ; Мотков О. И. Психологическая гармония. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyhology.rsuh.ru (дата обращения: 12.03.2014) ; Иванова И. Г. Гармонизация личности средствами календарно-игрового фольклора в процессе культурно-досуговой деятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2012. 22 с.
4 Мотков О. И. Методика «Личностная биография» // Школьный психолог. 1998. №38. С. 8-9.