Т. С. Каримова, О. Л. Подлиняев К ПРОБЛЕМЕ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВОЕНИЗИРОВАННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННОГО ПОДХОДА
В статье рассматриваются личностные и профессионально важные качества сотрудника ОВД: автономность, интернальный локус контроля, способность к выстраиванию поведения на основе копинг-стратегии. Приведены результаты эмпирического исследования сформированности названных качеств у курсантов старших курсов института МВД. В рамках научной дискуссии анализируется возможность построения образовательного процесса в образовательных организациях системы МВД на основе личностно-центрированного подхода.
Ключевые слова: личностно-центрированный подход, профессионально важные качества сотрудников ОВД, автономность, интернальный локус контроля, копинг-поведение.
T. S. Karimova, O. L. Podlinyaev THE PROBLEM OF THE CONSTRUCTION OF THE EDUCATIONAL
PROCESS IN THE HIGHER ESTABLISHMENTS OF THE MINISTRY FOR INTERNAL AFFAIRS ON THE PERSON-CENTERED-APPROACH BASIS
The article considers important personal and professional qualities of a law enforcement official: autonomy, internal locus of control, ability for the formation of the behaviour on the basis of the coping-strategy. The results of the empirical investigation of the abilities of the senior course cadets of the institute of the Ministry of Internal Affairs are reported. The article gives the analyses of the results of the investigation which showed that the general internality, autonomy and seeking self-actualisation of most cadets are on the low level due to the authoritative ideology of the educational process. The possibility of the construction of the educational process on the basis of the person-centered-approach is discussed in the paper.
Keywords: person-centered-approach, internal locus of control, coping-behaviour, professional qualities of a law enforcement official.
Эффективное решение профессиональных задач сотрудниками органов внутренних дел во многом зависит от развитости таких психологических качеств их личности, как автономность, интернальный локус контроля и способность к реализации копинг-поведения.
В концепции самоактуализации личности А. Маслоу [2, 3] автономность рассматривается как способность человека опираться в своих видах деятельности на себя, обеспечивая необходимый уровень самостоятельности, независимости и ответственной свободы. Рассматривая автономность в контексте специфики профессиональной деятельности сотрудника ОВД, можно утверждать, что именно это качество позволяет
самостоятельно принимать оперативные (иногда мгновенные) решения без каких-либо внешних распоряжений или команд «сверху». В профессии сотрудников правоохранительных органов нередки ситуации, когда раздумывать некогда, команду отдать некому, при этом от принятого решения может зависеть как собственная жизнь, так и жизнь других людей.
Интернальный локус контроля - характеристика, во многом определяющая профессиональную компетентность сотрудника органов внутренних дел. В модели личности Дж. Роттера [7. С. 35-82] интернальный локус контроля присущ людям, убеждённым в том, что их поведение, успехи или неудачи и в целом жизнетворчество является результатом их собственных действий. В отличие от людей с выраженным экстернальным локусом контроля представители интернального типа считают себя авторами собственной судьбы, способными управлять происходящими событиями и полагаться на самих себя в любых жизненных ситуациях, включая экстремальные. У людей с интернальным локусом в большей степени развито чувство субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям и, как следствие, им свойственен более высокий уровень стрессоустойчивости, что также является профессионально важным качеством для сотрудника ОВД.
Копинг-поведение (от англ. 1:о соре - преодолевать) можно рассматривать как феномен, непосредственно взаимосвязанный с интернальным локусом контроля. В своих работах Р. Лазарус [10] определяет копинг как осознанно выстраиваемое человеком активное поведение, направленное на преодоление трудностей, проблемных и стрессовых ситуаций: «Преодолевающее поведение - это сознательно регулируемое социальное поведение, позволяющее человеку справиться с трудной жизненной ситуацией при помощи поведенческих паттернов, наиболее соответствующих его собственным индивидуально-психоло-гическим и личностным возможностям» [10. С. 201]. Копинг-поведение позволяет не только преодолевать различного рода стрессоры, жизненные и профессиональные трудности, но и способствует предотвращению синдрома выгорания (в том числе в профессиональной сфере), поддерживает позитивную Я-концепцию человека.
Несомненно, что вышеназванные психологические качества сотрудников ОВД не могут сформироваться спонтанно, они должны целенаправленно развиваться в процессе профессиональной подготовки в системе высшего образования.
В то же время не является «служебной тайной» тот факт, что учебно-воспитательный процесс образовательных организаций МВД (как и иных военизированных вузов) в значительной степени выстраивается на авторитарной идеологии. Для образовательного и коммуникативного пространства названных организаций традиционны субординационные отношения, выраженный прескриптивно-командный стиль педагогического взаимодействия, преимущественно внешнее оценивание учебных, социальных и иных успехов или неудач курсантов.
Зачастую в качестве «образовательных императивов» перед курсантами (будущими сотрудниками ОВД) выдвигаются требования пассивного подчинения, беспрекословного исполнения приказов и распоряжений со
стороны преподавателей и командиров. К неформальным, но культивируемым приоритетам в пространстве военизированных образовательных организаций относятся: нормативность (соответствие заданной норме, стандарту), управляемость (дисциплинированность, исполнительность) и гомогенность (однородность, одинаковость), что в конечном итоге ведёт к появлению у курсантов таких негативных личностных качеств, как нерешительность, неуверенность в собственных силах и способностях, несамостоятельность, безынициативность, отсутствие стремления к индивидуальному самовыражению, творчеству и т. д.
Естественно, что в подобных условиях такие личностные и профессионально важные качества (ПВК), как автономность, интернальный локус контроля и способность к копинг-поведению не получают соответствующего развития. Эти же условия не способствуют становлению чувства собственного достоинства, самоуважения, позитивной Я-концепции.
Возникает явное противоречие между необходимостью развития названных ПВК у будущих сотрудников ОВД и существующей традиционной практикой высшего образования в системе МВД. Это противоречие не только не способствует, но и в значительной степени препятствует становлению значимых компетенций, обеспечивающих адекватный уровень готовности выпускников образовательных организаций системы МВД к эффективному исполнению своих служебных обязанностей.
Диагностические исследования, осуществлённые нами среди курсантов Восточно-Сибирского института МВД РФ, в целом подтверждают наличие вышеназванных проблем. Так, к выборке из 94 курсантов старших курсов был предложен тест-опросник уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера, определяющий интернальность/экстернальность и измеряющий индивидуальные особенности субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями. Тест выявил низкий уровень общей интернальности у 71,27 % респондентов. По таким шкалам теста УСК, как «интернальность в области достижений», «интернальность в области неудач» и «интернальность в области межличностных отношений» низкий уровень был обнаружен у 76, 6 % курсантов.
Параллельно с изучением локуса контроля (на той же выборке респондентов) было осуществлено исследование уровня самоактуализации личности с помощью вопросника POI (Personal Orientation Inventory), разработанного Э. Шостромом на основе концепции А. Маслоу и валидизированного для специфических особенностей российского менталитета А. В. Лазукиным под названием «САМОАЛ» (самоактуализация личности) [3. С. 283-300].
С помощью теста САМОАЛ уровень самоактуализации «низкий» и «ниже среднего» был выявлен у 67,02 % респондентов, причём по таким шкалам, как «автономность» (уровень личностной самостоятельности) и «контактность» (способность к установлению диалогичных взаимоотношений с окружающими на личностном и на профессиональном уровнях) низкие уровни обнаружились у 75,53 % старшекурсников.
Таким образом, проведённые исследования подтвердили наличие парадоксальной ситуации, сложившейся в учебно-воспитательном пространстве образовательной организации МВД: с одной стороны,
образовательная организация должена готовить профессионалов, отличающихся высокой степенью автономности, психофизической и стрессовой устойчивости, способных к самостоятельному и быстрому принятию ответственных решений при выполнении оперативных задач, коммуникативных и уверенных в себе людей, умеющих выстраивать своё поведение и профессиональную деятельность на основе копинг-стратегий; с другой стороны, идеология авторитарности, специфичная для учебно-воспитательного процесса военизированных образовательных организаций, не позволяет развиваться этим качествам, а нередко и исключает саму возможность их становления.
Очевидно, что наступает время модернизации учебно-воспита-тельных традиций образовательных организаций системы МВД, поиска новых идеологических и теоретико-методологических подходов к построению образовательного процесса.
В этом контексте особый научно-практический интерес, по нашему мнению, вызывает личностно-центрированный подход (ЛЦП), в фундаментальной основе которого лежат труды отечественных и зарубежных учёных: философов Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского, Ж.-П. Сартра, М. Хайдеггера и других; педагогов Дж. Дьюи, П. Ф. Каптере-ва,
А. С. Нилла, К. Д. Ушинского, С. Френе и других; психологов П. П. Блонского, А. Маслоу, К. Р. Род-жерса, С. Л. Рубинштейна и др.
Личность с позиции ЛЦП является центром собственного становления, в котором заключены смыслообразующие источники существования, ресурсы и механизмы конструктивной личностной динамики. Человек наделен возможностями, позволяющими ему за счёт самоуправляемого поведения преодолеть большинство стрессоров и негативных воздействий со стороны социума.
Основными задачами ЛЦП следует считать: оказание помощи человеку в личностном саморазвитии, в поиске и реализации сущностных смыслов; способствование в обретении возможностей жизненных выборов и ответственности за эти выборы; содействие в решении проблем отношений как с миром внешним, так и с миром внутренним. По словам В. Франкла, «Как только список категорий ценностей пополняется ценностями отношений, становится очевидным, что человеческое существование по сути своей никогда не может быть бессмысленным» [9. С. 267].
В рамках научной дискуссии мы выдвигаем предположение о том, что построение образовательного процесса в образовательной организации системы МВД на основе ЛЦП позволило бы с наибольшей степенью эффективности обеспечить становление у курсантов ключевых личностно-профессиональ-ных качеств. Автономность и интернальность, внешне проявляющиеся в решительности, инициативности, социальной ответственности и позволяющие сотруднику ОВД успешно «принимать командование на себя», если этого потребует ситуация, являются приоритетными целями и ценностями именно в пространстве личностно-центрирован-ной педагогики.
Способность к копинг-поведению во многом зависит от такой психологической характеристики человека, как личностная мощь (термин «Power personality» введён в психологию К. Роджерсом [5]). Данное качество
в меньшей степени может быть «продуктом» авторитарной педагогики, но более успешно развивается в образовательном пространстве, построенном на основе ЛЦП.
Безусловно, что переход образования в военизированных образовательных организациях на личностно-центрированный подход не может быть осуществлен немедленно, с помощью приказов или каких-либо «одномоментных» реформ. Этот процесс может быть начат только конкретными участниками учебно-воспитательного процесса (как курсантами, так и преподавателями), ориентированными на такие ценности, как творческая активность, конструктивный личностный рост, самоактуализация человека. Здесь необходимы как теоретико-методологические, так и научно-практические исследования, касающиеся целесообразности и самой возможности смены образовательной парадигмы в системе военизированных образовательных организациях.
Бесспорно, такой процесс труден, он требует не только изменения содержательных и процессуальных компонентов образования, но и изменения психолого-педагогического мировоззрения, способов мышления и взаимоотношений. Не случайно К. Р. Роджерс свою последнюю монографию, посвященную проблеме обучения на принципах, исключающих авторитаризм в педагогике, завершил вопросом, «...который мы должны задать индивидуально и все вместе: осмелимся ли мы?» [5. С. 307].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Каримов А. А., Подлиняев О. Л. Психологическая поддержка обучающихся в образовательном процессе вуза // Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения: материалы первой всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Иркутск: ИрГУПС, 2016. С. 433-438.
2. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / пер. с англ. СПб.: Евразия, 1997. 430 с.
3. Маслоу А. Психология бытия / пер. с англ. М.: Рефлбук, Киев: Ваклер, 1997. 304
с.
4. Подлиняев О. Л., Каримова Т. С. Экзистенциальный подход и возможности использования его положений в образовательном пространстве вуза правоохранительного профиля // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. Иркутск: ВСИ МВД России, 2016. № 2 (77). С. 112-119.
5. Роджерс К. Р. Клиентоцентрированная терапия / пер. с англ. М.: Рефлбук; Киев: Ваклер, 1997. 320 с.
6. Роджерс К. Р. Свобода учиться / К. Р. Роджерс, Д. Фрейберг. М.: Смысл, 2002.
527 с.
7. Салливан Г., Роттер Дж., Мишел У. Теория межличностных отношений и когнитивные теории личности / пер. с англ. М.: Прайм-Еврознак, 2007. С. 35-82.
8. Трущенко М. Н. Проблема совладающего поведения в психологической литературе // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С. 13-16.
9. Франкл В. Человек в поисках смысла: сб. / пер. с англ. и нем.; общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вступ. ст. Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
10. Lazarus R.S., Kanner A.D., Fоlkman S. Emоtiоns: a cоgnitive рhenоmenоlоgical analysis // Emоtiоn. Theоry, Research and Exрerience. V. 1. N.Y., 1980. P. 185-217.